"Отличие детей с ОВЗ от инвалидов" | Наталья Столярова. Работа №362536
Рекомендации для взрослых1
Развитие у детей самостоятельности и инициативности продолжает оставаться целевым ориентиром дошкольного образования. Полезность формирования на ранней стадии личности, не безучастно рассматривающей реальность, а стремительно модифицирующей ее, отмечена в многочисленных научных работах и нормативно-устанавливающих документах. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования РФ (далее – Стандарт) устанавливает, что следует «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».
Важность задачи развития самостоятельности у ребенка сопряжена с установленными нарушениями в обучении дошкольников. Современные исследования, демонстрируют, что современным детям свойственна инфантильность и беспомощность, оттого что родители зачастую не предоставляют детям достаточно независимости в принятии решения и не формируют условия для развития самостоятельности. Задержка в формировании самостоятельности приводит к появлению детских капризов, зарождению тенденции регулярно рассчитывать на поддержку взрослых. Это особенно свойственно для ребят с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), что довольно часто можно наблюдать на практике.
Вся работа по формированию самостоятельной деятельности детей осуществляется по правилу: планируем - делаем - подводим итоги.
В работах ученых Ермак Н.С. и Гуськовой Т.В., рассказывается о том, что самостоятельность – это качество, преломляющее поведение на разных периодах жизни детей: в два-три года желание быть самостоятельными; к 4-м годам ослабевание данного желания. По этой причине необходимо постоянно заниматься с детьми, чтобы развитие самостоятельности полностью не угасло.[5]
В развитии самостоятельности можно отметить 3 периода.
1-й период — дошкольник действует в простых для него условиях, в которых формируются главные привычки, без напоминания и поддержки со стороны старших (сам убирается после игр; самостоятельно моет руки, когда возвращается с прогулки; сам произносит слова «пожалуйста» или «спасибо», в случае когда просит о чем-либо или благодарит за что-либо).
2-й период — ребенок самостоятельно применяет обычные способы действия в новых, но схожих и однородных моментах. К примеру, обучившись убирать собственную комнату, Оля без подсказки старших самостоятельно подметает комнату у дедушки, убирает одежду в незнакомый гардероб.
На 3-ем периоде изученное правило обретает обобщенный вид и становится критерием для определения ребенком своих действий в различных условиях. [5]
Таким образом, самостоятельность – это результат подчинения требованиям выдвигаемым взрослыми и параллельно своя инициатива дошкольника. И чем лучше, глубже освоил ребенок принципы поведения, тем больше у него возможности самостоятельно использовать их в современных реалиях жизни.[3]
Детская самостоятельность - это реализация ребенком какой-либо деятельности без посторонней помощи. В то время как инициативность - это такое качество характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. [3]
Инициативная личность строится в деятельности. Основной деятельностью дошкольного периода жизни ребенка являются игры, при этом, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем многогранней игровая деятельность и быстрее формирование личности.
Необходимо выделить, что для быстрейшего развития инициативности очень важно участие родителей в данном процессе. Простейшие способности самообслуживания развиваются непосредственно из простого желания детей оказать помощь матери или отцу.
Схема формирования каждого типа деятельности такая: вначале она выполняется вместе с взрослыми, далее – в совместной деятельности с ровесниками и, в конечном итоге, становится самостоятельной деятельностью детей. [5]
Выделяют три элемента формирования самостоятельности:
I. Интеллектуальный – результативное и классическое понимание.
II. Волевой – элементы силы воли, закладывающиеся у ребенка уже в дошкольном периоде жизни. Степень развития воли находится в зависимости от средств, форм и способов. [1]
III. Эмоциональный – при определенных обстоятельствах эмоции могут значительно увеличивать эффективность мыслительной работы.
В целях зарождения у детей инициативности и самостоятельности используются такие способы и методики, как: дидактическая игра, результативные виды деятельности, самоорганизованная деятельность, трудовая деятельность, способ «проектов», формирование инициативности и самостоятельности в ходе занятий, формирование коммуникативных свойств личности. [4]
Согласно Стандарту одним из целевых ориентиров дошкольной педагогики считается социально-коммуникативная нацеленность.
Основное препятствие детей с ОВЗ представляет собой нарушение взаимосвязи с обществом, поэтому для лучшей адаптации детей в нашем непростом мире – надо воспитать в них навыки коммуникативной культуры.
Коммуникативная компетенция является интегративным свойством личности, предусматривающее знания и способности, необходимые для успешного общественного взаимодействия с целью передачи, обмена информацией, налаживанием контактов, управления обстановкой вербальными и невербальными методами. А.В. Хуторская, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Р. Бояцис и др. [4] От степени совершенства коммуникативных способностей целиком зависит процедура адаптации дошкольника в ДОУ, в том числе его эмоциональный комфорт в коллективе группы. Коммуникативная компетенция не является новой в дошкольной системе образования, так как её применение предполагает употребление разных общественных (коммуникативных) способов работы.
Система игровых заданий и занятия на формирование у дошкольников коммуникативных навыков состоят из 4 блоков:
I. Развиваем способность сотрудничать;
II. Развиваем способность динамично слушать;
III. Совершенствуем способность самостоятельно выражаться;
IV. Совершенствуем способность самостоятельно и верно воспринимать полученную информацию.
Наряду с этим, применяются речевые игры и занятия, целью которых являются: формировать слуховое восприятие; учить формулировать открытые и закрытые вопросы; формировать речевую креативность; развивать умение выделять главную мысль в рассказе, развивать мысли и идеи собеседника, развивать способность правильно воспринимать полученную информацию. [3]
Для формирования и укрепления инициативы и самостоятельности дошкольников с ОВЗ в границах коммуникативной компетентности выстраивается такая ситуация, в которой ребенок имел бы возможность реализовать свой коммуникативный навык, а также применяются упражнения, в ходе которых каждый дошкольник может раскрыться несмотря на его ограниченные возможности. На занятиях с детьми применяются, как классические методики:
• сюжетно – ролевые игры («Вызов врача на дом», «Мой любимый магазин»);
• словесные («Я и мои чувства», «Не ошибись»), подвижные («У медведя во бору), музыкальные («Угадай мелодию»,) игры;
креативные игры («Рукавички»): игры – драматизации; беседы и т.д. [4]
Так и нетрадиционные: нетающие льдинки Озера Айс, прозрачный квадрат, «Геоконт», геометрические конструкторы «Танграм», «Логико - малыш», логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Сложи узор» и другие.
Главная их роль - совершенствование психических процессов, сопряженных с вербальной активностью.
Использование упомянутых игр подразумевает:
I. Обеспечение эмоционального комфорта.
II. Поддержку неординарности и инициативы дошкольников.
III. Установление принципов поведения в разнообразных обстоятельствах. [5]
Из чего можно заключить, что коммуникативная компетентность состоит в формировании навыков и умений многостороннего общения, налаживания полезных взаимосвязей и контактов с обществом. Формируя коммуникативную сферу у дошкольников с ОВЗ, поднимая на новый уровень их инициативу и самостоятельность, мы оказываем помощь в процедуре интеграции личности в общественную систему, объясняем способы правильного поведения и общения, как внутри семьи, так и в обществе, что способствует становлению личностей дошкольников.
Литература:
Формирование у детей дошкольного возраста личностных качеств, определяемых целевыми ориентирами ФГОС. Поддержка инициативности и самостоятельности.
Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников.
Шигапова З.Ф. г. Казань Развитие у детей инициативы самостоятельности и ответственности.
Снежана Нехорошкова. Формирование коммуникативной компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие интеллектуальных функций
Наши дети начинают изучать физику в 13 лет - это подростковый возраст, непростой период в жизни человека. По этому поводу есть анекдот:
Как-то господь сказал Аврааму: «Авраам, ты должен принести мне в жертву своего первенца». Авраам ответил: «Господи, но ему всего лишь 5 лет! Не мог бы ты подождать, когда ему исполнится 15, и тогда я принесу его в жертву». «Пятнадцать?! Нет – отвечал господь, – тогда он станет подростком, и какая же это будет жертва?».
А у наших детей еще и большие проблемы со здоровьем. Эти их особенности мы учитываем в своей работе. О методах работы с нашими детьми я расскажу на примере моего ученика, назовем его Дима Р. Физику у Димы я вела с 7 класса. Мальчику врачи поставили дефицит внимания, гиперактивность, у него очень плохая память. И на фоне всего этого огромная неуверенность в себе, неверие в свои силы. Он тянулся к общению со сверстниками и боялся его.
У Димы 2 младшие сестры. Отношения с мамой хорошие, а вот с папой все складывалось непросто. Очевидно первенец не полностью оправдывал отцовские надежды. В школе мы проводим много внеклассных мероприятий, как раз для того, чтобы в том числе научить детей общаться друг с другом, не бояться выступлений перед сверстниками. Первый раз я привлекла Диму для выступления на внеклассном мероприятии в 8 классе. Задача у него была непростая: он должен был показать опыт по электростатике, выслушать объяснение ребят и оценить их ответы. Сколько было страхов и отговорок: «Нет, я не могу. У меня ничего не получится!». Но мы с Диминой мамой все же уговорили его. И не зря – все прошло прекрасно. Конечно это прибавило Диме уверенности в себе, и что важно, о его успехе узнали родители (на наши мероприятия мы приглашаем и родителей).
Затем я привлекла Диму к работе над проектом «Ученые Петербурга». Дима делал презентацию по биографии М.В. Ломоносова. В работе приняли участие и родители. С мамой Дима просматривал материал, а вот папа трудился вместе с сыном над созданием фоторепортажа из музея Ломоносова: они вместе отбирали снимки для презентации. То, что работа стала лауреатом конкурса дистанционных проектов, было их совместным достижением. А весной, в рамках проекта, мы поехали в Кронштадт. Возложили цветы к памятнику А.С. Попова у здания Минных офицерских курсов, посетили Морской собор, квартиру Иоанна Кронштадтского, устроили пикник на набережной в Петровском парке. И опять с помощью Димы получился хороший фоторепортаж о нашем пребывании в этом городе.
К концу 9 класса Диму стало не узнать. Теперь это общительный, активный человек. Сейчас он учится в ПТУ, получает профессию, связанную с работой с компьютерами. Преподаватели отзываются о нем хорошо. Нет проблем в общении с сокурсниками. Недавно я разговаривала с его мамой. Спросила о том, как складываются отношения Димы с отцом. Мама ответила: «Прекрасно! Они теперь все время чем-то вместе занимаются».
А мы надеемся, что и доля нашего труда есть в этом.