Отличительные особенности инклюзивного и интегративного обучения детей с ОВЗ | Будейкина Ксения Леонидовна. Работа №350994
Аннотация. Статья рассматривает основные различия между инклюзивным и интегративным обучением детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных учреждениях, с акцентом на особенности организации педагогического процесса и роль учителей-логопедов. Автор анализирует принципы и подходы, которые лежат в основе инклюзивного и интегративного образования, а также их влияние на развитие детей с ОВЗ. Рассматриваются ключевые моменты, такие как социальная адаптация, индивидуальные образовательные маршруты и создание поддерживающей образовательной среды. В статье также освещаются методические рекомендации для учителей, которые работают в этих моделях обучения, с целью максимальной социализации и успешного освоения учебной программы детьми с ОВЗ.
Ключевые слова: инклюзивное образование, интегративное образование, дети с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, педагогика, логопед, индивидуальный образовательный маршрут, образовательная среда, социализация.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО И ИНТЕГРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Будейкина Ксения Леонидовна, учитель-логопед
МКДОУ "Детский сад №3 "Аленький цветочек"
Калужская область ,г. Людиново
Аннотация. Статья рассматривает основные различия между инклюзивным и интегративным обучением детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных учреждениях, с акцентом на особенности организации педагогического процесса и роль учителей-логопедов. Автор анализирует принципы и подходы, которые лежат в основе инклюзивного и интегративного образования, а также их влияние на развитие детей с ОВЗ. Рассматриваются ключевые моменты, такие как социальная адаптация, индивидуальные образовательные маршруты и создание поддерживающей образовательной среды. В статье также освещаются методические рекомендации для учителей, которые работают в этих моделях обучения, с целью максимальной социализации и успешного освоения учебной программы детьми с ОВЗ.
Ключевые слова: инклюзивное образование, интегративное образование, дети с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, педагогика, логопед, индивидуальный образовательный маршрут, образовательная среда, социализация.
Система образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в последние десятилетия претерпела значительные изменения. Внимание к таким детям значительно возросло, и современные образовательные подходы все больше ориентированы на интеграцию и инклюзию детей с особыми образовательными потребностями в общий процесс обучения. В этом контексте важно понимать различия между инклюзивным и интегративным обучением, поскольку эти два подхода основываются на разных философских и педагогических принципах.
Инклюзивное и интегративное обучение — это два различных способа организации образовательного процесса для детей с ОВЗ, и каждый из них имеет свои особенности и преимущества. Оба подхода направлены на создание условий для обучения детей с различными нарушениями развития, но реализуют это в разных формах и с разными целями. Логопед, работающий с детьми с ОВЗ, должен понимать, как эти подходы влияют на формирование образовательной среды и какие методы и техники применяются в каждом из них.
Инклюзивное образование основывается на принципах равенства и доступности образования для всех детей, независимо от их физических, умственных или сенсорных особенностей. Главная идея инклюзии заключается в том, что дети с ОВЗ обучаются в том же классе с детьми без ограничений, а не в отдельных специализированных учреждениях. Это помогает избежать социальной изоляции и создает условия для равных возможностей в обучении и социализации.
Основные принципы инклюзивного образования:
Принцип равенства: все дети имеют право на обучение, и они должны получать образование в условиях, адаптированных к их потребностям.
Принцип доступности: образовательный процесс должен быть доступен всем детям, включая тех, кто имеет особые образовательные потребности.
Принцип поддержки: дети с ОВЗ получают необходимую поддержку, включая адаптированные методики обучения, индивидуальные образовательные маршруты и помощь специалистов (логопедов, психологов, дефектологов).
Принцип уважения: в инклюзивной образовательной среде ценится разнообразие, и дети с различными потребностями воспринимаются как равноправные участники образовательного процесса.
Логопед играет важную роль в инклюзивном обучении детей с ОВЗ. В инклюзивной образовательной среде логопед работает не только с детьми, имеющими речевые нарушения, но и с детьми, которые испытывают трудности в социальной адаптации. Логопед разрабатывает индивидуальные образовательные маршруты для таких детей, помогает адаптировать учебный процесс с учетом их особенностей и обеспечивает дополнительную поддержку в овладении речевыми навыками.
Методы работы логопеда в инклюзивном обучении:
Разработка и реализация индивидуальных образовательных планов для детей с ОВЗ.
Коррекция речевых и коммуникативных нарушений с учетом общего образовательного контекста.
Взаимодействие с учителями и другими специалистами для создания единой стратегии развития ребенка.
Создание адаптированной среды для эффективного обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Интегративное образование отличается от инклюзивного тем, что дети с ОВЗ обучаются в отдельных классах или группах, но принимают участие в отдельных общих образовательных мероприятиях и учебных занятиях. Эти занятия проводятся в специализированных условиях, где можно более эффективно организовать работу с детьми с ОВЗ, учитывая их индивидуальные потребности и особенности.
Основные принципы интегративного образования:
Принцип разделения: дети с ОВЗ обучаются отдельно от детей без ограничений, но участвуют в отдельных мероприятиях с ними.
Принцип специализированного подхода: обучение и воспитание детей с ОВЗ проводятся в условиях, которые учитывают их особые потребности и способности.
Принцип поддерживающего взаимодействия: дети с ОВЗ получают поддержку и помощь от специалистов, работающих в их группе или классе.
Логопед в системе интегративного образования работает с детьми с ОВЗ, создавая индивидуальные программы коррекции речи и коммуникации. Важно, чтобы логопед обеспечивал комплексный подход, включая работу с детьми как в рамках специализированных занятий, так и на общих уроках. Взаимодействие с другими педагогами и специалистами необходимо для того, чтобы ребенок получал комплексную помощь и поддержку.
Методы работы логопеда в интегративном обучении:
Проведение занятий по индивидуальным и группам коррекции речи.
И
спользование дифференцированного подхода в обучении, адаптированные программы и методики.
Сотрудничество с педагогами для организации совместных мероприятий, на которых дети с ОВЗ могут взаимодействовать с детьми без ограничений.
В заключение можно отметить, что инклюзивное и интегративное образование — это два различных подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, каждый из которых имеет свои особенности, преимущества и ограничения. Инклюзивное образование направлено на полное включение детей с ОВЗ в общий образовательный процесс, что способствует их социальной адаптации и развитию, в то время как интегративное образование предполагает создание специализированных условий для таких детей с возможностью взаимодействия с детьми без ограничений.
Список литературы
Козырева, О. А.
Ассистивные
технологии в инклюзивном
образовании :
учебное пособие для вузов / О. А. Козырева. — 2-е изд. —
Москва :
Издательство
Юрайт
, 2023. — 118 с.
Михальчи
, Е. В. Инклюзивное
образование :
учебник и практикум для вузов / Е. В.
Михальчи
. —
Москва :
Издательство
Юрайт
, 2023. — 177 с.
Фуряева
, Т. В. Модели инклюзивного
образования :
учебное пособие для вузов / Т. В.
Фуряева
. — 2-е изд.,
перераб
. и доп. —
Москва :
Издательство
Юрайт
, 2023. — 176 с.