«Отработка механизма учёта индивидуальных достижений обучающихся в начальной школе (ученическое портфолио)» | Барышева Светлана Александровна. Работа №363973
Школьное детство – замечательная пора, когда формируются основные ценности, которым предстоит стать главными ориентирами в жизни ребенка.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. Ни для кого не секрет, что особые дети, когда поступают в специальные учреждения, уже имеют за плечами «багаж» неудачного опыта. Возможно, им пришлось поменять не один коллектив детей, ни одного классного руководителя, они уже успели столкнуться с негативным отношением к себе, прочувствовали что такое школьная неуспешность. Поэтому учитель начальных классов (классный руководитель) должен уметь организовать свою работу так, чтобы у ребёнка выработалась положительная мотивация к обучению, стабилизировалось его внутреннее, душевное состояние и повысилась самооценка. Отследить степень адаптации и динамику развития индивидуальных особенностей ученика поможет портфолио.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Школа-лицей №1 имени Героя Советского Союза Н.Г.Саранчёва»
Города Алушты
Республика Крым
«Отработка механизма учёта индивидуальных достижений обучающихся в начальной школе
(ученическое портфолио)»
Учитель начальных классов:
Барышева Светлана Александровна
Алушта
2025
Школьное детство – замечательная пора, когда формируются основные ценности, которым предстоит стать главными ориентирами в жизни ребенка.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. Ни для кого не секрет, что особые дети, когда поступают в специальные учреждения, уже имеют за плечами «багаж» неудачного опыта. Возможно, им пришлось поменять не один коллектив детей, ни одного классного руководителя, они уже успели столкнуться с негативным отношением к себе, прочувствовали что такое школьная неуспешность. Поэтому учитель начальных классов (классный руководитель) должен уметь организовать свою работу так, чтобы у ребёнка выработалась положительная мотивация к обучению, стабилизировалось его внутреннее, душевное состояние и повысилась самооценка. Отследить степень адаптации и динамику развития индивидуальных особенностей ученика поможет портфолио.
«Портфолио для ребенка» – звучит непривычно.
Портфолио (в переводе с итал. portfolio портфель, папка для документов) — это собрание образцов работ, фотографий, дающих представление о человеке.
Портфолио нужно для того, чтобы посторонний человек (учитель, воспитатель, психолог) смог составить представление о ребенке. Собирая специальную папку - портфолио, можно не только зафиксировать успехи ребенка, но и проследить динамику, оценить сильные стороны его развития.
Чтобы не получилось "собирание ради самого собирания", необходимо наметить основные функции портфолио.
К ним относятся:
диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;
целеполагательная - поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);
мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;
содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;
развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;
рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.
Портфолио помогает оценить результаты, с помощью которых раскрываются индивидуальные способности каждого ребёнка, повышает его самооценку и решает следующие педагогические задачи:
- создание для каждого ребёнка ситуации успеха;
- повышение учебной мотивации;
- поощрение активности и самостоятельности;
- формирование положительных нравственных качеств личности;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности.
Портфолио для учеников начальной школы используется учителем как альтернативный способ оценки личных достижений ребенка. Для ученика это форма представления индивидуальной направленности своих знаний, умений, интересов, программирование успеха личностного роста, развитие творческого мышления, возможность выразится, высказаться и заявить о себе.
Основной целью портфолио обучающегося начальной школы является сбор, систематизация, хранение и презентация результатов развития ребёнка, его достижений, способностей.
На помощь родителей сильно рассчитывать не приходится, дети только начинают приобретать навыки письма и чтения, поэтому работу можно организовать в неколько этапов:
1 этап – создание портфолио (фотография, общие данные, достижения учащегося)
2 этап – пополнение портфолио (короткие сочинения, памятки, творческие работы)
3 – расширение портфолио (создание новых рубрик: мои друзья, что я умею; люблю и т.д.)
Дети сами будут стремится участвовать в каких-нибудь классных, школьных мероприятиях, с чувством гордости будут размещать свои награды в портфолио, сообщать о своих достижениях родителям.
Таким образом, необходимо помнить, что при создании "Портфолио" целью для ученика должно быть желание посмотреть на себя со стороны, увидеть себя, рассказать о себе, чтобы стать лучше. Оценить свои возможности, повысить самооценку.
В статье говорится о целесообразности оформления портфолио для учащихся начальной школы. Рассказывается о том, что такое портфолио, как правильно его вести, какие основные функции выполняет портфолио. Использование учителем портфолио как альтернативный способ оценки личных достижений ребенка.
Портфолио помогает оценить результаты, с помощью которых раскрываются индивидуальные способности каждого ребёнка, повышает его самооценку и решает многие педагогические задачи. Основной целью портфолио обучающегося начальной школы является сбор, систематизация, хранение и презентация результатов развития ребёнка, его достижений, способностей.