Отражение пандемии и эпидемий XIX- нач. XX вв. в творчестве русский писателей | Светлана Андреевна Зыбарева. Работа №317423
В статье рассматривается вопрос отражения пандемий и эпидемий IX- начала XX века в творчестве знаменитых русский писателей. Акцент в статье сделан на содержательный аспект художественных произведений и сравнение с реальными историческими данными. Так же, сделан вывод о специфике и взаимосвязи в отражении природы с болезнями героев, отмечены литературные приемы, которые помогают автору передать настроение и дух того времени. Важно отметить, что в статье так же рассматривается вопрос нахождения знаменитых русских писателей в карантине и о карантинном времени.
Отражение пандемии и эпидемий XIX- нач. XX вв. в творчестве знаменитых русский писателей
Пандемии и эпидемии вызывают широкий общественный резоне только в истории, но и посредствам литературы. Иногда, в художественной литературе болезнь используется как символ, повод поговорить о «важном»: о любви, смерти, чести, несправедливости, судьбе, злом роке. Русские писатели наряду с зарубежными, так же использовали символизм в своих произведениях.
Будучи сами заложниками эпидемий и пандемий, карантинных мер и переживая потерю близких они вдохновлялись на создание литературных произведений ставших, в последствии, шедеврами русской классической литературы1. Судьбы простых людей, которые наблюдали писатели во времена болезней: холеры, чумы, тифа, их переживания и личные драмы легли в основу сюжета классической русской литературы.
Анализ художественных произведений, с одной стороны, не даст точных сведений, статистических данных, поскольку не является точным отражением действительности, но с другой предоставит уникальное отражение переживаний, «погружение в эпоху»2. Так же писатели вели дневники и писали мемуары, в которых описывали свои собственные переживания и события в период какой-либо эпидемии. Данными записи – ценный источник, благодаря которому можно узнать о личных переживаниях русских писателей.
Во избежание голословности проанализируем некоторые произведения русских писателей, которые либо были написаны в период эпидемий и пандемий, или же непосредственно рассказывают про них. Разберем комедию в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума», написанную в 1824 году. Начало создания пьесы связано с тем, что Александр Сергеевич попал в карантин в крепости Ананури, о котором вспоминает: «Вползываем в странноприимную хату, где действительно очень странно принимают. Холод, спрашиваем дров. Нет, а кругом лес.<…> Наконец, является маленький, глупенький доктор, с хлыстиком, вертится на одной ноге и объявляет, что мы в политическом госпитале»… Докторишка исчез, и я от угара проболел 24 часа. Явился комиссар, как смерть курносый»3.
Сам автор говорит о том, что « Горе от ума» было написано в период эпидемий, под их непосредственным воздействием, характеры героев и их образы – есть отражение того, что происходило вокруг4. В период создания пьесы, с 1818 по 1824 года, сам автор переболел малярией, похоронил верного друга и слугу Амлиха и пережил два карантина5. Некоторые библиографы сходятся во мнении, что изначально, задумка и действующие герои пьесы « Горе от ума» были другими, но под воздействием эпидемий и переживаний Александра Грибоедова были изменены.
Творил во времена пандемии, и работал врачом в селе Никольское Смоленской губернии, известный русский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков. Он сам переболел тифом во Владикавказе, о чем писал брату: «Весной я заболел возвратным тифом, он приковал меня… Чуть не издох, потом летом опять хворал»6.
Говоря о творчестве М.А. Булгакова во время пандемий и эпидемий нельзя не выделить такие рассказы как: «Полотенце с петухом», «Крещение поворотом, «Стальное горло», «Вьюга», «Тьма египетская», «Пропавший глаз», «Звездная пыль» из цикла «Записки юного врача», опубликованные в 1925-1926 годах в журнале «Медицинский работник». Каждый рассказ отличается точностью описания болезни, пониманием психологии больного или зависимого человека, в силу жизненного и профессионального опыта автора7.
Выделим еще одного выдающегося русского писателя – Николая Семеновича Лескова. Специфика его произведений в том, что действующими лицами выступают так называемые «праведники» – бескорыстные, справедливые люди готовые всем и каждому прийти на помощь. Таким и является главный герой рассказа «Несмертельный Голован»8.
На фоне голода в Орловской губернии 1840 г вспыхнула эпидемия, единственным кто был готов помогать людям, был прозванный «людским лекарем» Голован. В произведении ярко описываются условия содержания больных (зачумленные, грязные лачуги, отсутствие гигиены и лекарств), а так же меры помощи (промокание из скляницы засохших уст, свежая вода, кипяченое молоко)9. Интересно отметить то, что «народному» лекарю люди доверяли, в отличии от больничных врачей, в глазах народа он был героем сражающимся с тяжелой болезнью, их заступником, который лечил привычными и понятными способами.
Нельзя не обратиться к творчеству еще одного русского писателя, по совместительству врача – Антона Павловича Чехова. Тему пандемий и эпидемий в его творчестве наиболее ярко отражают путевые заметки «Остров Сахалин», написанные в 1895 году10. В них рассказывается про эпидемию холеры, которая настигла автора в путешествии из Москвы до Сахалина. 11 сентября 1890 года А.П. Чехов писал Алексею Суворину: «Здравствуйте! Плыву по Татарскому проливу из Северного Сахалина в Южный. Пишу и не знаю, когда это письмо дойдет до Вас. Я здоров, хотя со всех сторон глядит на меня зелеными глазами холера, которая устроила мне ловушку. Во Владивостоке, Японии, Шанхае, Чифу, Суэце и, кажется даже на Луне, - всюду холера, везде карантин и страх. На Сахалине ждут холеру и держат суда в карантине. Одним словом, дело табак. Во Владивостоке мрут европейцы, умерла, между прочим, одна генеральша»11.
Отметим творчество другого выдающегося русского писателя, Александра Куприна, которого можно назвать символистом в контексте отражения в русской литературе пандемий и эпидемий. Рассказ «Олеся», написанный в 1898 году на основе реальных событий – это история любви городского жителя и деревенской колдуньи на фоне «болотной лихорадки», то есть малярии, которой заболевает главный герой12. Важно подчеркнуть, что болезнь в рассказе является аллегорией отношений главных героев, которые, не смотря на свою любовь, не могут быть вместе13.
В рассказе «Болото», написанном А. И. Куприным позже, в 1902 году, символом болезни и тяжелой жизни является болото. Научно доказано, что болотные испарения способны вызвать заражение малярией, отсюда и пошло простонародное название малярии « болотный вампир». «Кому нужно это жалкое, нечеловеческое прозябание? Какой смысл в болезни и смерти милых, ни в чем не повинных детей, у которых высасывает кровь уродливый болотный вампир?» – пишет автор14.
Опираясь на все вышесказанное, стоит отметить, что художественная литература, как и история, является поучительным элементом в жизни человека, преподносит уроки и помогает делать выводы. Вспыхнувшая в 2019 году пандемия коронавируса – это новый урок, мировому сообществу. Благодаря русским писателям мы имеем доступ к урокам прошлых эпидемий и пандемий. На примере творчества знаменитых русских писателей, таких как А.П. Чехов и М.А. Булгаков мы можем увидеть, отражение в литературе пандемии и эпидемии одновременно и с точки зрения и пациентов, и с точки зрения практикующих врачей, тем самым авторы осветли обе стороны вопроса.
Говоря о системе здравоохранения в Российской империи в период эпидемий и пандемий в целом, стоит отметить, что во-первых, происходило её становление и выработка механизмом функционирования в дальнейшем; во-вторых, финансирование осуществилось частью из государственного бюджета, благотворительных пожертвований и приходских сборов; в-третьих, отношение общества к зарождающейся системе было скептическим, поскольку общество, в силу низкой грамотности и недоверию методам лечения не понимало важности правильного лечения.
В целом, можно сказать, что система здравоохранения в Российской империи в XIX – начале XX века представляла собой весьма трагическое зрелище, остро нуждалась в доработке и финансировании. О каких либо заметных положительных и эффективных изменениях имеет место говорить лишь со второй половины XIX века. На фоне разлада системы медицинского обеспечения населения ее непосредственные работники вынуждены были терпеть скептическое, порой даже жестокое отношение со стороны населения, что подкреплялось угнетающими условиями работы и низкой заработной платой. Через литературу того времени мы узнаём то, как переживали непростой период эпидемий и пандемий наши предки, можем сравнить с собственными переживаниями и сделать определенные выводы.
Васильев К. Г., Л. Е. Сегал. История эпидемий в России (материалы и очерки) / К. Г. Васильев, Сегал Л. Е. – М., 1960. – С. 124.
Васильевский Н.П. Борьба с эпидемиями в городах / Н.П. Васильевский. – Харьков, 1910. – С. 5-13.
Грибоедов А.С. Путевые записки. – URL: Александр Грибоедов: Грибоедов. Путевые заметки. Тифлис — Тегеран. (29 января — 9 марта 1819). (lit-info.ru) (дата обращения: 02.05.2022).
Цимбаева Е. Художественный образ в историческом контексте. (Анализ биографий персонажей «Горя от ума») // Вопросы литературы. — 2003. — № 4. – С. 98-99.
Грибоедов А.С. Путевые заметки. – URL: Lib.ru/Классика: Грибоедов Александр Сергеевич. Статьи. Корреспонденции. Путевые записки. Заметки (дата обращения: 02.05.2022).
Яновская Л. М. Комментарий к «Запискам юного врача» // Михаил Булгаков. Избранные произведения в двух томах. – Днепр, 1989.– С. 62.
Там же.
Маркаде Жан-Клод. Творчество Н. С. Лескова / Пер. с фр. Алина Попова, Елена Березина, Л. Ефимова, М. Сальман. — СПб., 2006. – С. 109.
Лесков Н.С. Несмертельный Голован. — URL: Лесков - Несмертельный Голован: читать рассказ онлайн, текст полностью - РуСтих (rustih.ru) (дата обращения: 02. 05.2022).
Чехов А.П. Остров Сахалин. – URL: http://chekhov-book-museum.ru/site_get_file/350/Ostrov%20Sahalin.pdf?ysclid=l3iiolcf17 (дата обращения: 02. 05.2022).
Чехов А. П. Письмо Суворину А. С., 11 сентября 1890 г. Татарский пролив, пароход «Байкал». – М., 1975. – С. 133-134.
Куприн А.И. Олеся. – URL: https://ilibrary.ru/text/1180/p.1/index.htm (дата обращения: 02. 05.2022).
Волков А.А. Творчество А.И Куприна.– М., 1962.– С. 93.
Куприн А. И Болото. –– URL: Болото. Куприн А. И. (1902) — читать онлайн (kartaslov.ru) (дата обращения: 02. 05.2022).