Отражение семейных взаимоотношений в жизни детей | Филатова-Годлевская Лариса Евгеньевна. Работа №351803
Аннотация. В статье рассматривается влияние семейных взаимоотношений на эмоциональное и психическое развитие детей дошкольного возраста. Подчеркивается роль семьи как первого социума ребенка и анализируются способы отражения семейных конфликтов или гармоничных отношений в поведении и развитии ребенка. Автор предлагает примеры работы педагога-психолога с детьми и их родителями, направленные на улучшение семейного микроклимата.
Ключевые слова: семейные взаимоотношения, дошкольный возраст, эмоциональное развитие, семейные конфликты, педагог-психолог, коррекция поведения.
Отражение семейных взаимоотношений в жизни детей
Филатова-Годлевская Лариса Евгеньевна, педагог-психолог
МБОУ СОШ № 36 «Новые горизонты» ДО Мечтатели
Аннотация. В статье рассматривается влияние семейных взаимоотношений на эмоциональное и психическое развитие детей дошкольного возраста. Подчеркивается роль семьи как первого социума ребенка и анализируются способы отражения семейных конфликтов или гармоничных отношений в поведении и развитии ребенка. Автор предлагает примеры работы педагога-психолога с детьми и их родителями, направленные на улучшение семейного микроклимата.
Ключевые слова: семейные взаимоотношения, дошкольный возраст, эмоциональное развитие, семейные конфликты, педагог-психолог, коррекция поведения.
Семья является основополагающим фактором в развитии личности ребенка. Именно в семье закладываются первые представления о мире, формируются эмоциональные связи и базовые модели взаимодействия с окружающими. В дошкольном возрасте ребенок наиболее восприимчив к тому, что происходит в семейной среде. Гармоничные отношения между членами семьи способствуют полноценному психоэмоциональному развитию, тогда как конфликты, напряженность или отсутствие эмоциональной близости могут привести к различным нарушениям в поведении, социализации и когнитивной сфере.
Дети дошкольного возраста очень чутко реагируют на изменения в семейной атмосфере. Например, если родители часто ссорятся в присутствии ребенка, он может начать проявлять тревожность, агрессию или замкнутость. Эти проявления можно заметить в играх, рисунках или общении ребенка с окружающими. Так, один мальчик в группе регулярно изображал в игре конфликтующих персонажей, бросая игрушки друг в друга. При анализе ситуации оказалось, что дома родители регулярно выясняют отношения на повышенных тонах, что ребенок непроизвольно воспроизводит в своем поведении.
Отражение семейных отношений также проявляется в том, как ребенок строит контакт со сверстниками и взрослыми. Дети из семей, где доминирует атмосфера любви и взаимоуважения, чаще обладают высокой степенью эмпатии, умеют находить общий язык и менее склонны к агрессии. В противоположность этому, дети из семей с частыми конфликтами могут демонстрировать гиперактивность, избегание контактов или даже физическую агрессию. Педагог-психолог должен обращать внимание на подобные сигналы и проводить диагностику для выявления глубинных причин.
Роль педагога-психолога в такой ситуации заключается не только в помощи ребенку, но и в работе с родителями. Важно создать доверительную среду, где родители смогут откровенно обсудить семейные проблемы. В работе с одной семьей, где мама и папа переживали сложный развод, удалось выявить, что их пятилетний сын начал часто плакать без видимых причин и отказывался ходить в детский сад. После нескольких встреч с родителями была выработана стратегия, включающая уменьшение конфликтов в присутствии ребенка и регулярные семейные беседы на позитивные темы. Уже через месяц заметно снизился уровень тревожности у ребенка, он стал более активным в играх и общении.
Особое внимание стоит уделять детям, которые воспитываются в семьях с особыми условиями: неполные семьи, семьи с приемными детьми или случаи, где один из родителей демонстрирует авторитарный стиль воспитания. Такие дети нередко сталкиваются с дефицитом внимания или тепла, что приводит к формированию заниженной самооценки. В одной из групп была девочка, чьи родители после развода практически не общались друг с другом, оставляя ребенка в эмоциональном вакууме. В работе с девочкой использовались методы арт-терапии: через рисунки она постепенно выражала свои чувства. Кроме того, с мамой девочки проводились консультации, где обсуждались способы поддержки ребенка.
Иногда педагог-психолог сталкивается с трудностью: родители не готовы признавать свои ошибки в воспитании. В таких случаях важно проявить тактичность и сосредоточиться на положительных аспектах. Например, похвалить родителей за попытки наладить отношения с ребенком и предложить совместные игры или вечерние семейные ритуалы. Один из успешных примеров — семья, где родители начали вводить традицию вечерних рассказов о том, что им понравилось в течение дня. Эта простая практика улучшила атмосферу в семье, и ребенок стал охотнее делиться своими переживаниями.
В заключение важно отметить, что педагог-психолог в дошкольном учреждении играет ключевую роль в выявлении и коррекции последствий неблагополучных семейных отношений. Через наблюдения, диагностику и индивидуальную работу можно не только помочь ребенку адаптироваться к ситуации, но и поспособствовать улучшению семейного климата. Семья, как первый и важнейший социум, требует особого внимания, ведь именно там ребенок приобретает навыки, которые определяют его дальнейшую жизнь.
Список литературы
Гафурова
Ш.
А.
Р
оль семьи в воспитании детей
// Вопросы науки и образования. 2021. №14 (139). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-vospitanii-detey-1
Исаченкова
М. Л.
,
Прогацкая
Т. К.
,
Фельк
М. А.
,
Калабина
И. А. П
роблемы и трудности семейного воспитания: взгляд современных родителей // Комплексные исследования детства. 2022.
№2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-trudnosti-semeynogo-vospitaniya-vzglyad-sovremennyh-roditeley
Кириллов
П. А. Ошибки родителей при воспитании ребенка. Причины, последствия и рекомендации по их предупреждению / П. А. Кириллов. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 123-128. — URL:
https://moluch.ru/archive/347/78022/
Проблемы понимания ценностей и психологической безопасности семьи: монография / под общ
.
р
ед.
Галяутдиновой
С.И. Уфа: РИЦ
БашГУ
, 2014. С. 14.