Овладение родным языком детьми дошкольного возраста | Мой кабинет. Работа №340134. Номер работы: №340134
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Актуальность обучения грамоте детей дошкольного возраста, что концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд требований к развитию речи дошкольников, частью которого является обучение грамоте.
«Овладение родным языком детьми дошкольного возраста»
Автор - составитель: Цыганова Юлия, воспитатель МБДОУ МО г.Краснодар «Детский сад № 222»
Опорные слова: язык, речь, ребенок, ориентиры, обновление, содержание, грамота, основы, смысловая единица, предложение, составление, последовательность, поток речи, рассказ, мысль, графически, изобразить, придумывание; «живые сценки», анализ, смысловое содержание, игры – упражнения, содержание, сказки, рассказы.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Актуальность обучения грамоте детей дошкольного возраста, что концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд требований к развитию речи дошкольников, частью которого является обучение грамоте.
Мы затронули не весь раздел обучения грамоте, а только одно из направлений «Ознакомление с предложением». Предположив, обучение грамоте детей подготовительной к школе группы будет успешным если: будет проходить в игровой форме; осуществляться совместно педагогами и родителями детей; будут планироваться и эффективно проводиться занятия по обучению грамоте.
В подготовительной к школе группе речь впервые становится для детей предметом изучения и завершается работа по овладению основами грамоты. Содержания работы по подготовке к обучению грамоте выделяют следующие направления:
- ознакомление детей со словом - вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
- ознакомление с предложением - выделение его как смысловой единицы из речи;
- ознакомление со словесным составом предложения — деление предложения на слова и составление из слов (2 - 4) предложений;
- ознакомление со слоговым строением слова - членение слов (из 2 - 3 слогов) на части и составление слов из слогов;
- ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.
Мы остановимся на ознакомление с предложением. Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом, то есть выделение предложения из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине. Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения: «В саду растут яблони. Дети собирают урожай. Яблоки лежат в корзине». Далее к каждому предложению ставятся вопросы: «О чем говорится вначале? Про что я сказала? Что я сказала про сад? А потом что я сказала? Что я сказала про детей?» и т. д.
Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает, что в нем три предложения, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится. Приводит пример: «Яблоки лежат в корзине. Это предложение, в нем говорится о яблоках, о том, что они лежат в корзине». Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, что в нем говорится, т.е. вычленить смысловую сторону предложения.
Важно также показать, что одну и ту же мысль можно выразить по-разному: белка прыгает по деревьям; белка ловко прыгает с дерева на дерево.
Целесообразно графически изобразить предложение, показать детям, как можно «написать» его — длинной чертой; начало предложения отмечается уголком, а в конце ставят точку: |_________.
Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как: придумывание предложений с заданным словом; придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам; придумывание названия к картине; придумывание «веселого» предложения; сочинение короткой сказки о хитрой лисе; составление предложений по «живым сценкам». Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. Овладение словом предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.
Хотим обратить ваше внимание на игры – упражнения, которые помогут не только познакомить детей с предложениями из которых и состоит наша речь, но и положительно скажутся на общем речевом развитии дошкольников. Перечислять классические дидактические игры и упражнения мы не считаем для себя нужным, так как вы скорее всего их прекрасно знаете. В ходе работы с нашими воспитанниками некоторые игры мы адаптировали и дополнили, нашим ребятам они понравились, мы играли в них довольно часто, дополняли и расширяли их содержание. Возможно, они будут полезными и вам. Предлагаем вашему вниманию игру «Сюрприз», конечно, она направлена на развитие звукового анализа, но для нас она стала отправной точкой не только для составления предложений, но и позволила сочинять весёлые сказки и рассказы.
Игра «Сюрприз»
Воспитатель: -Ребята, у вас на столах лежат бумажные листы, на которых наклеены картинки, но они спрятаны под бумажными полосками, которые вы должны сдуть и тогда увидите у кого, что попалось. Дышим: вдыхаем носом и выдыхаем плавно ртом. Картинки (арбуз, автобус, аист, облако, осы, ослик, окно, апельсин).
Воспитатель: – Ребята, рассмотрите картинки. Сначала сядут те дети, у которых названия картинок начинаются со звука «А», потом – те, у кого названия начинаются со звука «О». (Дети называют картинки – «арбуз», «автобус», «аист», «облако», «осы, «ослик» и садятся).
Усложнение: ребенку, первоначально, предлагается взять 2 картинки и составить шуточные предложения, например: - картинки «арбуз» и «автобус», далее 3 картинки.
Из шуточных предложений мы сочинили целую сказку: Аист и ослик были лучшими друзьями. Аист часто прилетал к ослику. Однажды аист пригласил ослика к себе в гости. Ослик купил арбуз в подарок. Сел в автобус и попросил отвезти его на облако к аисту. Автобус сказал, что он возит пассажиров, а летать не умеет. Тогда ослик решил подпрыгнуть до облака.
Ослик прыгал и прыгал, но облако было выше. Мимо пролетала оса, она сказала, что может помочь, но будет больно. Оса ужалила ослика, он подпрыгнул от испуга высоко-высоко. Вот так ослик погостил у аиста на облаке.
Конечно, это шутка, но получилось весело, интересно и даже познавательно. Попробуйте другие звуки, увидите будет весело, дети будут фонтанировать идеями, свободно составят и сложные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения сами того не подозревая.
Литература:
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991.
2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 1974.
3. Журова, Л. Е. Обучение грамоте детей в детском саду /– М. : Академия, 2015.