Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Ознакомление детей 6-7 лет с планетами солнечной системы | Курпачева Кристина Вячеславовна. Работа №309252

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В соответствии с пунктом 4.6. ФГОС содержание дошкольного образования должно способствовать формированию целевых ориентиров, выраженных в социально-нормативных характеристиках, возможных достижений на этапе завершения дошкольного образования и выступают в качестве предпосылок к формированию учебных действий в начальной школе. Одним из таких ориентиров является любознательность, интерес к изучению звездного неба, Вселенной, овладение начальными астрономическими знаниями о планетах солнечной системы, овладение элементарными представлениями из области астрономии.

Исходя из этого, объектом проектной деятельности является процесс формирования знаний детей 6-7 лет о планетах солнечной системы.

          Предмет – использование макета «Планеты солнечной системы» и конспекты занятий, направленных на приобщение детей 6-7 лет к знаниям о планетах солнечной системы.

          Цель проектной деятельности: формирование знаний детей 6-7 лет о планетах солнечной системы.

«Центр развития ребенка – детский сад №13»

 

 

 

 

Ознакомление с планетами солнечной системы детей 6-7 лет через разнообразные формы работы

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Курпачева К.В.

2022

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5

1 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

7

1.1 Теоретический анализ литературы по проблеме формирования знаний детей 6-7 лет о планетах солнечной системы

 

1.2 План реализации проекта

9

1.3 Первичная диагностика уровня знаний детей 6-7 лет о планетах солнечной системы

10

2 ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

13

2.1 Апробация конспектов занятий, направленных на создание условий для приобщения детей 6-7 лет к знаниям о планетах солнечной системы

 

3 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

17

3.1 Повторная диагностика уровня знаний детей 6-7 лет о планетах солнечной системы

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

23

ПРИЛОЖЕНИЯ

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с пунктом 2.9. Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС), основная общая образовательная программа дошкольного образования (далее ООП ДО) состоит из обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений. При этом объем обязательной части программы рекомендуется не менее 60 % от общего времени на ее освоение, объем части программы, формируемой участниками образовательных отношений не более 40 % от общего нормативного времени на освоение ООП ДО. Данная часть программы может быть предоставлена в виде педагогических проектов, направленных на развитие детей в одной или нескольких образовательных областей.

В соответствии с пунктом 2.6. настоящего ФГОС содержание программы должно обеспечить развитие личности ребенка в разных видах деятельности и способствовать реализации содержания одной или нескольких образовательных областей. Одной из таких областей является образовательная область познавательное развитие, в рамках которой предусмотрено формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях, об особенностях природы нашей планеты.

В соответствии с пунктом 4.6. ФГОС содержание дошкольного образования должно способствовать формированию целевых ориентиров, выраженных в социально-нормативных характеристиках, возможных достижений на этапе завершения дошкольного образования и выступают в качестве предпосылок к формированию учебных действий в начальной школе. Одним из таких ориентиров является любознательность, интерес к изучению звездного неба, Вселенной, овладение начальными астрономическими знаниями о планетах солнечной системы, овладение элементарными представлениями из области астрономии.

Исходя из этого, объектом проектной деятельности является процесс формирования знаний детей 6-7 лет о планетах солнечной системы.

Предмет – использование макета «Планеты солнечной системы» и конспекты занятий, направленных на приобщение детей 6-7 лет к знаниям о планетах солнечной системы.

Цель проектной деятельности: формирование знаний детей 6-7 лет о планетах солнечной системы.

Задачи:

1. Обосновать актуальность выбранной темы.

2. Провести начальную и повторную диагностику уровня знаний детей 6-7 лет о планетах солнечной системы.

3. Разработать и апробировать конспекты занятий, направленных на формирование знаний детей 6-7 лет о планетах солнечной системы.

Методы решения задач:

анализ (изучение литературы, подбор методик диагностики, анализ результатов);

синтез (оформление подготовительного этапа проекта);

● методика диагностики;

моделирование (разработка конспектов занятий).

Гипотеза: при использовании в образовательном процессе специально разработанных макета «Планеты солнечной системы» и конспекты занятий, уровень знаний о планетах солнечной системы у детей 6-7 лет повысится.

Практическая значимость: разработанные занятия могут использоваться воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Участники проектной деятельности: дети, педагоги.

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа над проектом «Ознакомление с планетами солнечной системы детей 6-7 лет через разнообразные формы работы» проходила в 3 этапа:

1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Изучение литературы по проблеме формирования знаний о

планетах солнечной системы у

детей

6-7

лет;

Проведение начальной диагностики уровня знаний

о планетах солнечной системы

у детей

6-7

лет, (методики диагностики описаны в приложении 1);

Разработка плана реализации проекта.

2 этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ

Непосредственная разработка макета «Планеты солнечной системы»

и конспекты занятий

,

с целью формирования знаний о

планетах солнечной системы

у детей

6-7

лет;

Апроби

ровать разработанный макет

и конспекты занятий.

3 этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Провести повторную диагностику уровня знаний о

планетах солнечной системы

у детей

6-7

лет;

Подвести итоги проделанной работы.

Необходимые условия для реализации проекта:

материально-технические:

проектор,

карточки с изображениями планет солнечной системы

для проведения дидактических игр, памятка о

планетах солнечной системы

,

макет «Планеты солнечной системы

».

педагогические условия:

учет возрастных и индивидуальных возможностей детей;

учет требований ФГОС при организац

ии образовательной деятельности.

Таблица 1

Предполагаемые риски и страхования

Риск

Страхование

1

Недостаток свободного времени.

Тщательное планирование всех занятий, мероприятий в режиме дня.

2

Перегрузка детей

Использование разнообразных форм работы, создание условий для смены видов деятельности для занятий.

3

Утеря интересов детей к образовательной деятельности.

Использование игровых приемов и сюрпризных моментов.

4

Перегрузка педагога.

Функция руководства проектом равномерно распределяют между всеми участниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.1 Теоретический анализ литературы по проблеме формирования знаний о планетах солнечной системы у детей 6 -7 лет

На данном этапе была проанализирована литература, по формированию знаний детей 6-7 лет о планетах солнечной системы. Из изучения, которой можно сделать следующий вывод:

Ознакомление детей с Солнечной системой – это один из критериев  государственного образовательного стандарта, что способствует интеллектуальному развитию детей. Но в дошкольной педагогике в методических разработках мало внимания уделялось и уделяется этому вопросу. Нет методической литературы, которая бы оказала помощь при разработке занятий. Поэтому в практике работы встречаются трудности в отборе содержания знаний об астрономии и не выявлено, какой объем знаний об этой науке доступен детям дошкольного возраста.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира, благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, которую мы рассматриваем как сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире.

        Трудности связаны с усвоением характера понятий:

во - первых, познание любых предметов и объектов начинается с помощью сенсорных анализаторов, а астрономические тела нельзя познать чувственным путем (потрогать, понюхать и т.д.). Увидеть можем только Солнце, Луну и звезды;

● во - вторых, содержание большинства понятий это причинно-следственные зависимости (между температурой воздуха и наличием жизни; процессами в живой и неживой природе: наличие влаги и ее влияние на живые организмы и т.д.).

А для выявления и понимания причинно-следственных зависимостей Т. Богданец в статье «Экологические знания - первое представление о мире» (журнал «Дошкольное воспитание», №12, 2003г.) отмечает, что умение анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагировать недостаточно. Необходимо также, чтобы ребенок умел рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения, умел видеть разные объекты в одном аспекте, совмещать их, находить общность объектов в подчиненности одной и той же зависимости. Свидетельством осмысленности усвоенных знаний будет их практическое применение и обоснованное предсказание новых фактов.

Добиться успеха в решении этих сложнейший задач только вербальными методами педагог не сможет, понадобится активные практические исследования в сочетании с наглядными методическими приемами.

Таким образом, можно сделать вывод, что действительно если в процессе ознакомления дошкольников с планетами солнечной системы использовать специально организованные занятия, то возможно повысить уровневые показатели знаний дошкольников о планетах солнечной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Первичная диагностика уровня знаний о планетах солнечной системы у детей 6-7 лет

На подготовительном этапе была проведена диагностика, с целью выявления уровня знаний о планетах солнечной системы в МАДОУ «Детский сад № 13» в мае 2022 года, по методике Петровой А.Л. Списочный состав 29 человек, диагностика проводилась с присутствующими 24. В ходе проведения диагностики были получены следующие результаты:

Из 24 детей на высоком уровне оказалось – 4 человека (17%), на среднем уровне - 15 человек (62%), на низком уровне – 5 человек (21%). Полученные результаты показывают, что большинство детей имеют средний и низкий уровень знаний о планетах солнечной системы. В процентном отношении результаты диагностики можно представить в виде диаграммы на рисунке 1.

 

Рис.1 Диаграмма уровня знаний детей 6-7 лет о планетах солнечной системы

Дети проявили интерес к планетам солнечной системы, с интересом выполняли задания, задавали вопросы. Такие дети как Данил, Костя, Полина, Андрей обладают высоким уровнем знаний о планетах солнечной системы. Дети испытывали трудности в узнавании кое-каких планет, так же испытывали трудности при ответе на некоторые вопросы. Но большинство детей имеют представления, какие существуют планеты в солнечной системе.

Для повышения знаний по данной тематике поспособствует разработка макета «Планеты солнечной системы», конспекты занятий, направленные на повышение уровня знаний о планетах солнечной системы у детей 6-7 лет. С целью выявления эффективности работы будет проведена повторная диагностика.

 

 

 

2 ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

2.1 Апробация конспектов занятий, направленных на создание условий для приобщения детей 6-7 лет к знаниям о планетах солнечной системы

С марта по май 2012 года на базе МАДОУ "Детский сад № 13" была проведена апробация занятий, направленных на формирование знаний о планетах солнечной системы у детей 6-7 лет.

Тема первого занятия – «Знакомство с планетами Солнечной системы». В данном занятии была поставлена цель: формирование знаний детей о планетах Солнечной системы. В представленном занятии реализовывались познавательное развитие, игровая, коммуникативная деятельности.

В ходе проведения занятия в качестве мотивации в гости к детям пришёл Незнайка, который захотел узнать о таком празднике, как День космонавтики. В актуализации опорных знаний воспитатель задает детям вопросы, чтобы проверить, что они знают о космосе.

В формировании новых знаний воспитатель рассказывает и показывает детям планеты солнечной системы, используя макет и картинки. В закреплении полученных знаний воспитатель предлагает детям нарисовать свои планеты методом отпечатывания цветного комочка бумаги. В конце занятия дети создают свои планеты, которые были вывешены в группе, отвечают на вопросы, воспитатель их хвалит и благодарит за занятие и за хорошую дисциплину.

После им было предложено оценить себя. Дети с удовольствием отвечали на вопросы и адекватно себя оценивали.

Тема второго занятия – «Удивительный мир космоса». В данном занятии была поставлена цель: обобщение знаний о строении Солнечной системы. В представленном занятии реализовались познавательное развитие, игровая и коммуникативная деятельности.

В ходе проведения занятия в качестве мотивации в гости к детям пришёл Лунтик, просит детей о помощи рассказать ему, о планетах солнечной системы.

В актуализации опорных знаний воспитатель задает детям вопросы, чтобы проверить, что они знают о космосе, планетах солнечной системы.

В формировании новых знаний воспитатель рассказывает краткую характеристику каждой планеты солнечной системы, показывая ее на макете и на слайде. В закреплении полученных знаний дети отвечают на вопросы воспитателя, опираясь на картинки планет. В конце занятия Лунтик благодарит детей, что они вместе с воспитателем рассказали ему много нового о планетах солнечной системе.

После им было предложено оценить себя. Дети с удовольствием отвечали на вопросы и адекватно себя оценивали.

Тема третьего занятия «Космическое путешествие». В данном занятии была поставлена цель: закрепление знаний о строении планет Солнечной системы. В представленном занятии реализовались познавательное развитие, игровая и коммуникативная деятельности.

В ходе проведения занятия в качестве мотивации в гости к детям пришли Смешарики, предлагают детям отправиться в космическое путешествие. В актуализации опорных знаний воспитатель задает детям вопросы, чтобы проверить, что они знают о космосе, планетах солнечной системы.

В формировании новых знаний путешествуя по планетам, воспитатель рассказывает краткую характеристику каждой планеты солнечной системы, показывая ее на слайде. В закреплении полученных знаний дети отвечают на вопросы воспитателя, опираясь на картинки планет. В конце занятия Смешарики благодарят детей, что они вместе с ними побывали в космическом путешествии.

После им было предложено оценить себя. Дети с удовольствием отвечали на вопросы и адекватно себя оценивали.

Тема четвертого занятия – «Мир планет». В данном занятии была поставлена цель: закрепление знаний о планетах Солнечной системы.

В представленном занятии реализовались познавательное развитие, игровая и коммуникативная деятельности.

В ходе проведения занятия в качестве мотивации воспитатель читает письмо от Знайки, который предлагает детям, отправится в космическое путешествие, но при одном условии, если дети разгадают его кроссворд. В актуализации опорных знаний дети разгадывают кроссворд Знайки, опираясь на свои знания.

В формировании новых знаний воспитатель во время космического путешествия дает характеристику каждой планете. Так же дети играют в подвижную игру «Живая Солнечная система». Дети берут карточки с изображением планет солнечной системы, выстраиваются вокруг Солнца, начинают движение каждый по своему кругу, произнося считалочку:

В закреплении полученных знаний дети рисуют планету солнечной системы по своему замыслу. В конце занятия воспитатель благодарит детей за проделанную работу.

После им было предложено оценить себя. Дети с удовольствием отвечали на вопросы и адекватно себя оценивали.

Тема пятого занятия – «Секреты космоса». В данном занятии была поставлена цель: закрепление знаний о планетах Солнечной системы.

В представленном занятии реализовались познавательное развитие, игровая и коммуникативная деятельности.

В ходе проведения занятия в качестве мотивации воспитатель загадывает загадку про солнце. В актуализации опорных знаний воспитатель задает детям вопросы, чтобы проверить, какие планеты солнечной системы им уже знакомы.

В формировании новых знаний воспитатель зачитывает стихотворения про планеты солнечной системы. Так же дети играют в подвижную игру. В данной игре дети играют в роли в планет и встают каждый на свою орбиту. По сигналу воспитателя задача ребенка как можно быстрее оббежать свою орбиту вокруг солнца. В закреплении полученных знаний дети рисуют на воздушном шаре жителей их планет, отвечают на вопросы воспитателя. В конце занятия воспитатель благодарит детей за проделанную работу.

После им было предложено оценить себя. Дети с удовольствием отвечали на вопросы и адекватно себя оценивали.

 

 

 

 

 

 

3 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.1 Повторная диагностика уровня формирования знаний

детей 6-7 лет о планетах солнечной системы

С целью выявления эффективности проведенной работы по созданию условий для формирования знаний детей 6-7 лет о планетах солнечной системы, на заключительном этапе была проведена повторная диагностика, по тем же методикам, что и первичная, которая показала следующие результаты:

На заключительном этапе после работы с детьми по проекту, была проведена повторная диагностика по тем же критериям, что и входящая. При этом использовались те же самые задания. В результате контрольной диагностики полученные данные указаны в таблице 4.

Анализируя результаты повторной диагностики, можно вывести результат по группе в целом: на низком уровне было 5 человек (21%), а стало 3 человека (12%), на среднем уровне было 15 человек (62%), а стало 16 человек (67%), на высоком уровне было 4 человека (17%), стало 5 человек (21%).

 

 

 

Рис 2. Сравнительная диаграмма первичной и вторичной диагностики уровня знаний детей 6-7 лет о планетах солнечной системы

 

Проведя анализ повторной диагностики, можно увидеть положительную динамику.

И из этого следует вывод, что разработанные занятия создают условия для формирования знаний детей 6-7 лет о планетах солнечной системы.

Таким образом, по результатам повторной диагностики у детей старшей группы повысился процент детей с высоким уровнем знаний о планетах солнечной системы с 17% до 21%. Средний уровень повысился с 62% до 67%. Низкий уровень знаний детей уменьшился до 12%.

Исходя из этого, в ходе повторной диагностики, дети лучше отвечали на вопросы, были более самостоятельны. Наблюдался более высокий интерес к ответам на вопросы, за счет того, что дети точно знали ответ на вопрос и поэтому чувствовали себя успешно. Двое детей остались на низком уровне, поскольку практически не посещали детский сад по болезни, однако, по общей сумме балов видно, что при повторной диагностике, сумма стала больше, поэтому положительная динамика есть, с данными детьми необходимо провести индивидуальную работу.

В целом наблюдается повышение уровня знаний детей о планетах солнечной системы, низкий уровень сократился, следовательно, разработанные конспекты занятий эффективны.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа по написанию проекта на тему: «Ознакомление с планетами солнечной системы детей 6-7 лет через разнообразные формы работы» осуществлялась с марта по май на базе МАДОУ "Детский сад № 13".

На подготовительном этапе была проанализирована литература по проблеме формирования знаний детей 6-7 лет о планетах солнечной системы. После анализа, которой можно сделать следующий вывод: после ознакомления с планетами солнечной системы детей старшего дошкольного возраста, можно заметить пробуждение интереса к окружающему миру, формированию кругозора.

После анализа литературы была проведена первичная диагностика по программе Васильевой, Комаровой, после анализа, которой выяснилось, что на низком уровне оказалось 5 человек (21 %), на среднем уровне - 15 человек (62%), а на высоком уровне оказалось 4 человека (17%).

На основании полученных результатов были разработаны конспекты занятий, способствующие формированию знаний детей 6-7 лет о планетах солнечной системы.

Разработанные конспекты занятий были оформлены в сборник и предложены воспитателям.

Детям понравились занятия, они с интересом и удовольствием в них принимали участие, были активны, внимательны, проявляли инициативу и помогали друг другу в трудных ситуациях.

После апробации занятий с воспитателями были проведены консультации по проблеме формирования знаний детей 6-7 лет о планетах солнечной системы.

На заключительном этапе была проведена повторная диагностика, в ходе которой были выявлены следующие результаты: на низком уровне было 5 человек (21%), а стало 3 человека (12%), на среднем уровне было 15 человек (62%), а стало 16 человек (67%), на высоком уровне было 4 человека (17%), а стало 5 человек (21%).

Исходя из полученных результатов повторной диагностики, можно сделать вывод, что проделанная работа эффективна, поставленные цели и задачи решены.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Микляева Н.В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и кругозора. // Детский сад от А до Я.

2. Блонский П.П. Психология и педагогика.

3. Беков, А. П. Атлас планет и объектов строения нашей Солнечной системы. Фундаментальная наука / А.П. Беков. - М.: Грааль, 2003. - 416 c.

4. Брандт, Дж. Астрофизика солнечной системы / Дж. Брандт, П. Ходж. - Москва: Машиностроение, 2006. - 488 c.

5. Вайтукевич, Е. А. Великая тайна Земли. Солнечная система и разумные формы жизни / Е.А. Вайтукевич. - М.: Амрита, 2009. - 244 c.

6. Земля и Солнечная система. Игра-пазл для дома, детского сада, школы. - М.: ИП Бурдина С. В., 2013. - 750 c.

7. Йозеф, Садил — Людек Пешек Планеты Солнечной системы / Пешек Йозеф Садил — Людек. - М.: Артия, 2016. - 192 c.

8. Мюррей, К. Динамика Солнечной системы / К. Мюррей. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2010. - 855 c.

9. Синякин, Сергей Люди солнечной системы / Сергей Синякин. - М.: АСТ, 2002. - 364 c.

10. Халезов, Ю.В. Планеты и эволюция звезд. Новая гипотеза происхождения Солнечной системы / Ю.В. Халезов. - М.: Эдиториал УРСС, 2013. - 775 c.

11. А.И.Пискунова. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / - М.: ТЦ «Сфера», 2008.

12. Мудрик А.В. Социальная педагогика

 

 

 

Приложение 1

Методики проведения диагностики на выявление уровня знаний детей 6-7 лет о планетах солнечной системы

Как называется наша планета? 

Какую форму имеет наша планета Земля? 

Самая большая планета в Солнечной системе? 

Самая маленькая планета Солнечной системы

?

Какую планету иногда называют Красной планетой

?

Какую планету называют Голубой планетой? 

У какой планеты есть кольца? 

На какой планете есть жизнь? 

Солнце – это звезда или планета? 

Луна – это планета или

спутник Земли? 

Игра «Сложи планеты из частей».

Задача детей сложить планету из нескольких разрезанных кусочков картинки и назвать её.

 

Игра «Выложи планеты солнечной системы».

Детям предлагается разложить макеты планет по порядку и назвать их.

Уровень знаний определялся по следующим критериям:

1. Полнота (или объем знаний) - многообразие объектов и сторон познаваемого объекта.

2. Существенность знаний - выделение существенного в объекте.

3. Обобщенность знаний - выявление сущности целого класса объектов, объективных связей внутри класса (отражается в обобщенных представлениях, элементарных понятиях).

4. Системность знаний - познание совокупности объективных существенных связей, целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.

Ответ ребенка оценивался 1 баллом, если дошкольник затруднялся отвечать на вопрос самостоятельно, выделять существенные и обобщенные признаки в объектах, объем знаний был не полным.

Ответ ребенка оценивался 2 баллами, если дошкольник допускал незначительные ошибки. Называл некоторые существенные признаки, ответ требовал наводящих вопросов от педагога.

Ответ ребенка оценивался 3 баллами, если дошкольник в полном объеме выполнял задания, устанавливая закономерные связи и существенные особенности объектов.

- Высокий уровень (3 балла). Ребенок отвечает на все вопросы, самостоятельно называет планеты и их расположение в солнечной системе.

- Средний уровень(2 балла). Ребенок допускает незначительные ошибки в вопросах, в названии планет и их расположение в солнечной системе.

- Низкий уровень(1 балл). Ребенок затрудняется отвечать на вопросы, называть разные планеты. Не всегда может назвать их расположение в солнечной системе.

В соответствии с данными критериями были определены следующие уровни:

от 1-3 баллов - низкий уровень;

от 4-6 баллов - средний уровень;

от 7-9 баллов - высокий уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Конспект занятия на тему: «Знакомство с планетами Солнечной системы» для подготовительной группы

Образовательная область: познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Тема: «Знакомство с планетами Солнечной системы».

Возрастная группа: подготовительная группа.

Цель: формирование знаний детей о планетах солнечной системы.

Задачи:

Обучающая

:

формировать знания о планетах солнечной системы, учить

в

ыявлять черты сходства и различия

планет.

Воспитательная

: воспитывать

интерес к космосу.

Развивающая: развивать восприятие, память, воображение.

Демонстрационный материал: макет «Планеты солнечной системы», картинки с изображением планет, портрет Ю.А.Гагарина.

Раздаточный материал: голубая бумага, тарелка с гуашью.

Виды деятельности, реализуемые на занятии: познавательная, коммуникативная.

Ход занятия:

Организационный момент и мотивация:

Дети сидят за столами, воспитатель стоит пред детьми.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас в гостях Незнайка.

Дети: Здравствуй Незнайка!

Незнайка: Здравствуйте ребята!

Воспитатель: Незнайка? Что у тебя случилось? Почему ты такой грустный?

Незнайка: Я узнал, что скоро праздник День Космонавтики, но совсем ничего не знаю про этот праздник!

Воспитатель: Ты что Незнайка!? Не расстраивайся, сегодня наше занятие посвящено Дню космонавтики, мы тебе всё расскажем!

Незнайка: Я буду рад новым знаниям!

Актуализация опорных знаний:

Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, кто первым отправился в космос в нашей стране?

Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.

Воспитатель: Молодцы! А вы знали, что в солнечной системе девять планет. Большинство из них учёные назвали в честь греческих и римских Богов. Давайте расскажем нашему сегодняшнему гостю о каждой планете Солнечной системы. Готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда начнём!

Формирование новых знаний:

Воспитатель показывает на макете планеты и кратко рассказывает о них.

Воспитатель: Меркурий - самая близкая к Солнцу планета. Её поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.

Воспитатель: Венера - вторая от Солнца планета. Покрыта Венера толстыми слоями облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Венера – самая яркая планета на небе.

Воспитатель: Земля – третья от Солнца планета. Планета находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник Луну.

Воспитатель: Марс – четвёртая планета Солнечной системы. Марс – единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года. До того как учёные узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа – марсиане.

Воспитатель: Юпитер – пятая планета от Солнца. Это самая большая планета Солнечной системы. Она на столько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в неё. Юпитер – гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.

Воспитатель: Сатурн – шестая планета Солнечной системы. Сатурн – это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известная своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.

Воспитатель: Уран – седьмая планета от Солнца. Это единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг солнца, как бы лёжа на боку. Её называют «лежачая» планета.

Воспитатель: Нептун – восьмая планета от Солнца. Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе.

Воспитатель: Плутон – девятая планета от Солнца. Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций.

Воспитатель: Учёные предполагают, что за Плутоном есть десятая планета. Но она ещё не найдена. В ваших силах ребята, стать в будущем астронавтами и найти эту планету. Но что бы стать астронавтом вы, ребята, вы должны вести здоровый образ жизни, быть трудолюбивыми, смелыми и целеустремлёнными. А вы знаете кто такие астронавты?

Дети: Это человек, который летит к звезде. Путешественник в космосе.

Воспитатель: Правильно. Молодцы.

Физкультминутка «Космос»:

Один, два, три, четыре, пять,

(ходьба на месте)

В космос мы летим опять.

(соединить руки над головой)

Отрываюсь от Земли,

(подпрыгнуть)

долетаю до Луны.

(руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим,

(покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим.

(ходьба на месте)

Воспитатель: А теперь что бы немного отдохнуть я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Планеты, стройся!» (Дети с изображением Солнца и планет выстраиваются по порядку их расположения)

Подвижная игра «Планеты, стройся!» (дети под счёт поднимают руки вверх с изображением планет)

На Луне жил звездочёт,

Он планетам вёл подсчёт.

Меркурий – раз, Венера – два,

Три – Земля, четыре – Марс.

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун,

Девять – дальше всех – Плутон.

Кто не видит – выйди вон (все вместе).

Воспитатель: Вам понравилась игра?

Закрепление полученных знаний:

Воспитатель: Ну, что, Незнайка много информации ты сегодня узнал у нас на занятии?

Незнайка: И в правду, очень много нового и интересного вы мне сегодня рассказали, теперь и я захотел стать в будущем космонавтом!

Воспитатель: Мы с ребятами верим, что из тебя получится хороший космонавт!

Незнайка: Спасибо вам друзья, ну а мне пора прощаться! До свидания ребята!

Дети: До свидания, Незнайка!

Закрепление полученных знаний:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам нарисовать свои планеты. Готовы? Тогда начнём! Присаживайтесь за столы. Перед вами лежат листы бумаги голубого цвета. Совсем, как маленькие кусочки неба. А на тарелочках я приготовила листы бумаги, из которой мы с вами сделаем «комочки» для рисования планет методом отпечатывания. Возьмите их и хорошенько сожмите их руками. Вот какие замечательные шарики у вас получились! Теперь обмакните свой бумажный шарик в тарелочку с гуашью, которая стоит у вас на столах, и прижмите его к листу. Смотрите, какие красивые и необычные рисунки у вас получились.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Сегодня вы показали себя настоящими знатоками космоса! А эти рисунки я предлагаю вам оставить на память о сегодняшнем занятии.

Итог:

- Ребята, вам понравилось наше занятие?

- Чему оно было посвящено?

- Кто сегодня к вам приходил?

- Что нового вы сегодня узнали?

Рефлексия:

- Если вы справились со всеми заданиями и внимательно меня слушали, то поднимите зеленую ракетку. Если вы хорошо сделали, но с моей помощью, то поднимите синею ракетку. Если же вы не справились с заданием, то поднимите красную ракету.

 

 

 

 

 

Конспект занятия на тему: «Удивительный мир космоса»

для подготовительной группы

Образовательная область: познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Тема: «Удивительный мир космоса».

Возрастная группа: подготовительная группа.

Цель: обобщение знаний о строении Солнечной системы.

Задачи:

Обучающая

:

у

точнить знания детей о строении солнечной системы: размеры планет, их расположение по отношению к Солнцу.

Воспитывающая

:

в

оспитывать у детей

интерес к космосу.

Развивающая

:

способствовать развитию памяти, мышления.

Демонстрационный материал: макет «Планеты солнечной системы», презентация, магнитофон.

Раздаточный материал: картинки с изображениями планет Солнечной системы.

Виды деятельности, реализуемые на занятии: познавательная, коммуникативная, игровая.

Ход занятия:

Организационный момент и мотивация:

Дети сидят за столами, воспитатель стоит перед детьми.

Воспитатель: Ребята сегодня к нам в гости пожаловал ваш любимый герой мультфильма – Лунтик!

Лунтик: Здравствуйте ребята! Я прилетел к вам с Луны. Хочу отправиться в космическое путешествие, но никак не могу собраться в дорогу. Помогите мне, пожалуйста?

Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, а Луна это планета?

Дети: Нет. Это спутник Земли.

Воспитатель: Ребята, я думаю, Лунтик очень мало знает о космосе и ему действительно нужна помощь. Поможем ему?

Дети: Да.

Воспитатель: Отлично. Тогда отгадайте загадку:

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель,

По-английски: «астронавт»

А по русски (космонавт)

Актуализация опорных знаний:

Воспитатель: Кто был первым космонавтом на планете?

Дети: Ю.А. Гагарин

Воспитатель: Как вы думаете, каким нужно быть космонавту? (смелым, решительным, умелым, много знать, выносливым, ловким, дружелюбным, добрым здоровым, сильным, умным, терпеливым, воспитанным и т. д.)

Воспитатель: Как назывался корабль, на котором отправился в космос Ю.А.Гагарин? («Восток»)

Воспитатель: Вы так много знаете о космосе. А хотели бы вы сами совершить космическое путешествие?

Дети: Да!

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Давайте сделаем зарядку космонавта.

Физкультминутка «Космонавты»:

Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер, (Бегут на носочках)

Плавать лучше всех на свете. (Делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (Приседают)

И гантели поднимать. (Выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра

Всех возьмут нас в космонавты! (Руки на поясе)

«Собираемся в космос»

Дети выбирают названия планет, чтоб найти нужную планету и подставить ей правильное название. Посмотрите, что то с нашей картой планет случилось? Что вы видите на карте? (Планеты, орбиты)

- Что такое орбита? (путь, по которому планеты вращаются вокруг солнца)

- Почему планеты, вращаясь вокруг солнца, не наталкиваются друг на друга? (планеты вращаются по своим орбитам).

Воспитатель: Давайте, проведем опыт.

Формирование новых знаний:

-Этот шарик – это планета, а если ведро будем крутить, то шарик не падает, как и планеты.

-Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему. Если планеты не будет двигаться, вся система развалится, и не будет действовать это вечное движение.

Воспитатель: Чего не хватает на нашей карте планет? (Название планетам)

- Приступаем к выполнению задания. Будем путешествовать по планетам солнечной системы, и составлять карту.

Воспитатель: На чем же мы отправимся в космос? (на ракете)

Физкультминутка «Ракета»:

А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.

На носки поднимись, а потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре — вот летит ракета ввысь.

Воспитатель: Внимание! Мы приближаемся к первому объекту.

Наши дети очень много знают о планетах и с удовольствием расскажут тебе, Лунтик, о них.

Дети по очереди берут названия планет и ставят к определённой планете на соответствующие места макета, воспитатель рассказывает о каждой планете стихотворением. В центр - “Солнце”, остальные «планеты»

Воспитатель: Внимание, внимание, мы приближаемся к самой красивой планете солнечной системы. Несколько названий планет дети поставили и дошли до планеты (Земля)

Воспитатель: Что это за планета? (Земля)

- Почему она голубого цвета? (это воздух имеет голубой цвет)

- Можно нашу планету назвать живой? Почему?

Воспитатель: Мы немного залюбовались нашей планетой, а космический корабль уже приближается к следующей планете.

Марс.

Над планетой красной кружат

Камни, страх и ужас

Нет горы нигде на свете,

Выше, чем здесь, на планете.

Воспитатель: На Марсе нет жизни. Марс – это пустыня, покрытая оранжево-красным песком. Поместите марс на наши карты.

Воспитатель:

Юпитер больше всех планет,

жизни на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год.

Воспитатель: Юпитер в 11 раз больше земли – это просто гигант.

- Найдите эту планету.

- На какой орбите расположен Юпитер?

Воспитатель: Сатурн.

Сатурн непременно узнаешь в лицо,

Его окружает большое кольцо.

Когда-то давно там замерзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда.

Воспитатель: Сатурн – красивая планета, с кольцами камней и льда.

Воспитатель: Экипаж, внимание, мы приближаемся к следующей планете!

Воспитатель: Уран.

Уран.

Я уже, который век

Среди братьев-римлян грек,

И сквозь космоса тоску

Мчусь я, лежа на боку.

Воспитатель: Уран - это единственная планета, которая вращается лёжа на боку. Этакий лежебока!

Приготовились….Наше путешествие продолжается.

Воспитатель: Нептун.

Нептун.

На планете синей-синей

Дует ветер очень сильный.

Год на ней велик весьма -

Длится 40 лет зима.

Нептун кажется голубым потому, что ее окружает газ метан.

- Внимание всех членов экипажа, наше путешествие подходит к концу и мы приближаемся к последней планете.

- Как она называется? (Плутон)

Плутон.

Нужно 5 часов, чтоб свету

Долететь до сей планеты,

И поэтому-то я

В телескопы не видна!

Воспитатель: Плутон – самая удаленная от Солнца планета. Это очень маленькая и самая холодная планета Солнечной системы. Расположите последнюю планету на вашей карте.

Закрепление полученных знаний:

Воспитатель: Посмотрите, мы справились и угадали все названия планет Солнечной системы.

Воспитатель: Теперь экипаж нашего космического корабля должен вернуться на Землю, но путь домой у нас не близкий.

И пока мы будем лететь до нашей планеты. Давайте вспомним, что вы узнали и запомнили в сегодняшнем межпланетном путешествии.

- Сколько планет в солнечной системе? (изображение планет на слайде).

- Как называется самая близкая к солнцу планета?

- Какая планета самая маленькая?

- Какая самая большая?

- Какую планету окружают кольца?

- На какой планете солнечной системы мы с вами живём?

Итог:

Воспитатель: Молодцы, вы ответили на все вопросы, угадали все названия планет, по которым может отправиться в путешествие наш друг - Лунтик. Я обязательно сегодня отправлю Лунтику карту «Солнечной системы»

Рефлексия:

- Если вы справились со всеми заданиями, и вы внимательно меня слушали, то поднимите зеленый кружок. Если вы хорошо сделали, но с моей помощью, то поднимите синий кружок. Если же вы не справились с заданием, то поднимите красный кружок.

 

 

 

 

Конспект занятия на тему «Космическое путешествие»

для подготовительной группы

Образовательная область: познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Тема: «Космическое путешествие».

Возрастная группа: подготовительная группа.

Цель: закрепление знаний о строении планет Солнечной системы.

Задачи:

Обучающая:

информировать детей о последовательности

расположения пл

анет

солнечной системы на своих орбитах, обобщать и расширять знания детей об особенностях планет.

Воспитательная:

воспитывать познавательный интерес

к космосу

.

Развивающая

:

способствовать развитию внимания, памяти, мелкой моторики

.

Демонстрационный материал: презентация, магнитофон с космической музыкой, картинки с изображениями планет.

Раздаточный материал: воздушные шары, картинки с изображениями планет.

Виды деятельности, реализуемые на занятии: познавательная, игровая, коммуникативная.

Ход занятия:

Организационный момент и мотивация:

Дети сидят за столами, воспитатель стоит пред ними.

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас в гостях, Смешарики! Давайте с ними поздороваемся!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята вы любите путешествовать?

Дети: Да.

Воспитатель: Сегодня мы приглашаем вас в одно неизведанное место:

- Догадаться вам помогут загадки.

Жёлтая тарелка на небе висит

Жёлтая тарелка всем тепло дарит (Солнце)

Воспитатель:

На тёмном небе рассыпан горошек

Как карамельки из сахарных крошек

И только тогда, когда утро настанет

Вся карамель та внезапно растает (Звёзды)

- С самых давних времён люди смотрели на небо и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. И конечно, они мечтали полететь в космос (показ иллюстрации).

Актуализация опорных знаний:

Воспитатель: Вспомните, как звали первого космонавта? (показ портрета).

- Да действительно, 12 апреля 1961 года первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на космическом корабле «Восток» - это было важным событием для ученых всего мира.

Юрий Гагарин – настоящий герой не только нашей страны, но и всей планеты Земля.

-А как вы думаете, кто еще летал в космос кроме людей? (в космос летали собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже обезьяна) (показ иллюстрации).

-А как вы думаете, какими чертами характера должны обладать космонавты?

Дети: Космонавт должен быть смелым, сильным, храбрым. Решительным, умным, ловким, выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным.

- Ребята, давайте скажем, кто же может попасть в отряд космонавтов?

Игра «Добавь слово»:

Воспитатель: Космонавтом хочешь стать, должен много, много …

Дети: Знать.

Воспитатель: Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит …

Дети: Труд.

Воспитатель: Ждут нас быстрые ракеты для полетов на

Дети: Планеты.

Воспитатель: Самый дружный будет наш, наш веселый …

Дети: Экипаж.

Воспитатель: Если в космос мы хотим, значит скоро …

Дети: Полетим.

Смешарики: Ребята, мы предлагаем вам отправиться в космическое путешествие.

- На чем же мы отправимся в космос? (на ракете).

- Почему именно на ракете мы можем отправиться в космос? (только ракета может преодолеть земное притяжение)

- Как называется костюм у космонавтов? (скафандр).

- Предлагаем вам надеть скафандры (дети имитируют движения, пройти в ракету. Как называется отверстие для входа в ракету? (люк).

Садитесь и пристегните ремни.

Смешарики: Внимание, внимание! Наш экипаж отправляется в полет. Начинаем обратный отсчет 5.4.3,2,1 Старт! (включается космическая музыка, (показывается иллюстрация).

- Вот мы с вами и в космосе!

- Какое состояние у человека в космосе?

Дети: В космосе невесомость. Вы чувствуете невесомость? Вы стали легкими словно пушинки. (Звучит космическая музыка).

- Давайте встанем и покажем, какие мы легкие стали в невесомости.

- Какая наша голова? (Легкая)

- Какие наши руки? (Легкие)

- Какое тело? (Легкое)

- Садитесь.

- А как называется окно, в которое смотрят космонавты? (Иллюминатор)

- Внимательно посмотрите в иллюминатор что-то видно? (много звезд и планет).

- Смотрите, летят метеориты, будьте осторожны.

- У нас за иллюминатором замечательный вид, (показ иллюстрации).

Формирование новых знаний:

Воспитатель: Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечной системой.

- Планеты все круглые, но, тем не менее, они не похожи друг на друга и находятся на разном расстоянии от Солнца. Каждая планета вращается по своей собственной орбите.

- А если бы планеты сошли со своей орбиты то, что могло бы произойти? (столкнулись бы друг с другом, покинули бы пределы солнечной системы).

Можно провести опыт «Шарики на ниточках». Ребенок – солнце, шарики - планеты, ниточки - орбиты. Если ниточку обрезать шарик – планета упадет.

- Кто скажет, сколько же всего планет в солнечной системе? (9)

- Первая, самая близкая к Солнцу планет – Меркурий, (показ иллюстрации)

- На этой планете очень жарко, вы не знаете почему? Меркурий торопится за Солнцем, словно боится от него отстать. За земной год Меркурий успевает оббежать вокруг Солнца четыре раза. - Вторая от Солнца планета – Венера, (показ макета с планетами)

В честь богини красоты,

Названа Венера – ты.

В темных небесах сияешь,

Красотой нас озаряешь.

- Эти слова не случайны, ведь Венеру называют утренней или вечерней звездой, потому что она видна на небе то утром, то вечером. Венера светится как горный хрусталик и очень красива.

- Вы узнали третью планету? Почему вы решили, что это Земля? (показ иллюстрации и макета).

- Земля - единственная в Солнечной системе планета, на которой есть все условия для жизни животных и людей. Что это за условия? (воздух, вода). Земля средняя по размеру планета, она находится не слишком близко к Солнцу. Посмотрите, Земля как будто окутана голубоватой дымкой, которая защищает Земля от перегрева или охлаждения, от ударов метеоритов.

От Солнца третья по счету планета,

Наша Земля меньше звезды,

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

Воспитатель: Следующая планета Марс.(показ иллюстрации и макета).

Марс - Таинственная планета. Она по размерам чуть больше Луны, из-за кроваво красного цвета назвали планету в честь бога войны

Марс – это пустыня, покрытая оранжево-красным песком.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)

В космос мы летим опять (соединяем руки над головой)

Отрываюсь от земли (подпрыгнуть)

Долетаю до луны (руки в стороны, покружиться)

На орбите повесим (покачать руками вперед, назад)

И опять домой спешим (ходьба на месте).

Пятая планета от Солнца называется Юпитер. (показ иллюстрации и макета).

- Она похожа на огромный шар, который в одиннадцать раз больше Земли. Состоит самая большая планета Солнечной системы из жидкости и газа. Эта планета совсем необитаема, потому – что на ней лютый холод».

Сатурн – шестая планета на ней очень холодно. (показ иллюстрации и макета).

Почему? Вы заметили, что она желто-оранжевого цвета? Чем она отличается от других планет? (кольца). Эти удивительные кольца состоят изо льда и камней.

Планета, идущая, за Сатурном называется Уран, (показ иллюстрации и макета).

Посчитайте, какая она по счету?

Уран – лежебока и встать ему лень.

Подняться планете не в мочь,

Сорокалетие длится там день,

Потом сорокалетие ночь.

- Как выдумаете, человек смог бы жить на планете где сорок лет день и сорок лет ночь? Вы не хотите здесь остаться?

Восьмая планета – Нептун, (показ иллюстрации и макета).

А девятая – Плутон это самые холодные планеты Солнечной системы. (показ иллюстрации и макета).

Как вы думаете, почему? Увидеть эти планеты с Земля в телескоп невозможно.

- Ребята, мы увидели все планеты и нам пора возвращаться на Землю. Приготовились, начинаем обратный отсчет 5,4,3,2,1. Полетели.

Закрепление полученных знаний:

Воспитатель: Ребята, пока мы летим, давайте вспомним все планеты.

Пальчиковая игра: «Солнечная система».

По порядку все планеты

Назовет любой из вас:

Раз…Меркурий,

Два… Венера,

Три…Земля,

Четыре…Марс,

Пять…Юпитер,

Шесть…Сатурн,

Семь…Уран,

За ним…Нептун,

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета под названием …Плутон.

Я хочу проверить, что вы узнали и запомнили в сегодняшнем межпланетном путешествии.

- Сколько планет в солнечной системе?

- Как называется самая близкая к солнцу планета?

- Какая планета самая маленькая?

- Какая самая большая?

- Какая планета самая холодная?

- Какую планету называют красной?

- Какую планету окружают кольца?

Молодцы, вы ответили на все вопросы.

Смешарики:

- У нас получилось замечательное путешествие, мы много узнали о планетах солнечной системы. Но планета Земля, на которой мы живем – самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить. И может быть через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет: «Как прекрасна наша Земля!». Ну, а нам, ребята, пора прощаться! До свидания!

Дети: До свидания, Смешарики!

Итог:

- Кто сегодня к вам приходил?

- Ребята, на какой планете есть жизнь?

- Кто первый совершил полёт в космос из людей?

- А из животных? Что за планета названа в честь Богини красоты?

Рефлексия:

- Ребята, если вам понравилось наше занятие и вам было интересно, то похлопайте в ладошки, если были какие либо затруднения, то потопайте ножками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия на тему «Секреты космоса»

для подготовительной группы

Образовательная область: познавательное, социально - коммуникативное развитие.

Тема: «Секреты космоса».

Возрастная группа: подготовительная группа.

Цель: закрепление знаний о планетах Солнечной системы.

Задачи:

Обучающая

:

закреплять знания о названии планет, расположении их в солнечной системе.

Воспитательная

: воспитывать интерес к

космосу.

Развивающая

: способствовать развитию внимания, памяти, мышления. Фантазии.

Демонстрационный материал: схема «Солнечная система», девять эллипсов, выложенных полушерстяными нитками, нагрудные значки, обозначающие планеты Солнечной системы, картинки с изображениями планет.

Раздаточный материал: маркеры, воздушные шары.

Виды деятельности, реализуемы на занятии: познавательная, игровая, коммуникативная.

Ход работы:

Организационный момент и мотивация:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Все вы умеете внимательно слушать и отвечать на вопросы, любите узнавать новое и интересное. Сегодня я открою вам несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку:

Кто-то утром не спеша

Надувает желтый шар.

А как выпустит из рук-

Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

Воспитатель: Да, это – Солнце!

Актуализация опорных знаний:

- Что такое Солнце?

- Какое оно? (Солнце - это огромны раскаленный шар. Оно излучает тепло и свет, дает жизнь людям, растениям, животным. Но на самом Солнце жизни нет, там очень жарко). Но Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не мама и папа, не сыночки и дочки.

- А что это? Это – планеты. Хотите, я открою вам секрет и расскажу, что за планеты в семье Солнца?

Дети: Да.

Воспитатель: У каждой планеты есть имя, как и у нас с вами. Внимательно смотрите, слушайте и запоминайте.

Формирование новых знаний:

(Воспитатель читает стихотворение и выставляет на схему изображения Солнца и планет солнечной системы.)

Мы тему беседы давайте наметим:

Планеты вокруг Солнца танцуют как дети.

Меркурий заводит весь хоровод.

Чуть дальше Венера в пространстве плывет.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землей.

За ними – Юпитер, из всех – Великан.

И дальше Сатурн в кольцах видится нам

Последние три едва различимы,

Малы и холодны, но их различим мы:

Уран, Нептун и крошка Плутон.

Сколько же планет в семье Солнца? (Девять планет). Семью Солнца называют Солнечной системой. Давайте повторим названия планет солнечной системы.

Разминка. По сигналу воспитателя «Раз, два, три – беги!» дети двигаются под музыку: бегают, прыгают. Как только музыка прекращается – замирают. Воспитатель по очереди дотрагивается до детей и задает им вопросы: Как тебя зовут? Кто живет на Земле? Кто летает в космос? На чем летают в космос? Что есть в космосе? Назови планеты Солнечной системы, которые ты запомнил? и т д. Игра повторяется 3 раза.

Воспитатель: В семье Солнца царит идеальный порядок: никто не толкается, не мешает друг-другу и не обижает друг друга. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Дорожка, по которой движется планета, называется орбита. Повторите, это слово. А теперь, посмотрите внимательно на схему Солнечной системы. Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца?

(Ответы детей).

Воспитатель: Да, столько же, сколько и планет – девять.

- Посмотрите внимательно: дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия? (Они различаются по длине).

- Интересно, какая планета быстрее проходит свой путь вокруг Солнца? Чтобы узнать это, проведите соревнование:

- Дорожки-орбиты у нас уже есть (указывает на 9 эллипсов, выложенных на полу шерстяными нитками или нарисованных мелом). Выберем 2-х спортсменов, обозначим звездочками места старта и финиша на двух дорожках. (Выбирают средние дорожки. По сигналу: «На старт! Внимание! Марш!» дети идут по своим дорожкам. Выясняют, кто пришел первым.)

- Выберем ещё 2-х детей и поставим их на первую и девятую дорожки. (По сигналу: «На старт! Внимание! Марш!» спортсмены идут по своим дорожкам.) Скажите, кто из четверых детей пришел первым, а кто последним и почему?

- (Ответы детей)

(Быстрее к месту финиша пришел ребенок, который двигался по самой короткой дорожке, последним пришел ребенок, двигающийся по самой длинной, девятой, дорожке).

Воспитатель: Так же и с нашими планетами: быстрее других вокруг Солнца движется планета, у которой самая короткая орбита, - Меркурий, а дольше всех движется планета с самой длинной орбитой – Плутон. Давайте сделаем Солнечную систему: установим на дорожки - орбиты планеты.

(Воспитатель вместе с детьми называет планеты, указывает, на какой по счету дорожке каждая из них должна стоять. Дети надевают нагрудные знаки, обозначающие планеты, встают на свои дорожки. В центр встает ребенок с нагрудным знаком, обозначающим Солнце).

Воспитатель: Напоминаю, что планеты движутся строго по своим орбитам и в одном направлении. Готовы? Планеты, в путь! (Под аудиозапись «космической» музыки дети двигаются по кругу в заданном воспитателем направлении).

- Молодцы! Вспомним ещё раз названия планет. Я буду их называть, а вы по очереди подходите ко мне и выстраиваетесь в ряд. (Называет планеты. Дети выполняют задание, затем снимают нагрудные знаки.)

- Хочу открыть вам ещё один секрет. Вы знаете: если подбросить предмет вверх, он упадет, потому что его притягивает Земля. Но, оказывается, и Солнце притягивает к себе планеты. Это явление называется солнечным притяжением.

Закрепление полученных знаний:

- Давайте, придумаем планеты и заселим их обитателями. (Дети рисуют на воздушных шарах маркерами фигурки людей, животных, фантастических существ, растения, здания, транспорт и т.д.).

Итог:

- Ребята, почему в космосе ничего не падает?

- Сколько планет в космосе?

- Почему одна планета движется быстрее другой?

Рефлексия:

- Ребята, если вам было интересно наше занятие, вы много чего узнали, похлопайте в ладошки. Если было не интересно, вы ничего нового не узнали, потопайте ножками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия на тему: «Мир планет»

для подготовительной группы

Образовательная область: познавательное, социально - коммуникативное развитие.

Тема: «Мир планет».

Возрастная группа: подготовительная группа.

Цель: закрепление знаний о планетах Солнечной системы.

Задачи:

Обучающая

:

закреплять

знания детей о Солнце, как о звезде, о планет

ах, строении Солнечной системы

.

Воспитательная: воспитывать

трудолюбие, аккуратность, самостоятельность; эстетическое отношение к природе через рисование планет.

Развивающая

:

способствовать развитию слуховой памяти

, вниман

ия, любознательности

,

мелкой моторики рук.

Демонстрационный материал: посылка, письмо, изображения планет; карточки с названиями планет Солнечной системы; картинки с изображением планет по размерам; таблица с занимательным кроссвордом; музыкальное сопровождение.

Раздаточный материал: бумажные тарелки разного размера, восковые мелки, акварельные краски, палитра, кисточки, поролоновые подушечки, баночки с водой, салфетки, листы бумаги на каждого ребенка.

Виды деятельности, реализуемые на занятии: познавательная, игровая, коммуникативная.

Ход работы:

Организационный момент и мотивация:

Дети сидят за столами, воспитатель стоит перед детьми.

Воспитатель: Ребята, Вам понравилось путешествовать на прошлом занятии? (ответы детей).

- Тогда я вновь предлагаю вам отправиться в космическое путешествие на ракете (Ответы детей).

- Вы знаете, я даже растерялась, какой же будет курс нашего путешествия?

Воспитатель говорит детям, что когда она пришла утром в группу, почтальон принес странную посылку (показывает детям), на которой написано: “Для детей подготовительной группы, открыть во вторник утром”.

- Какой сегодня день недели? А какое сейчас время суток? (Ответы детей).

- Все правильно, тогда можно открывать.

- Ребята, здесь письмо!

Воспитатель читает письмо.

- Дорогие друзья! Я составил для Вас занимательный кроссворд. Уверен, что вы его быстро и легко решите. А выделенное по вертикали слово поможет определить цель вашего путешествия. Удачи. Знайка.”

Актуализация опорных знаний:

Воспитатель прикрепляет на доску кроссворд, предлагает его разгадать. Читая задания, просит детей вписывать в таблицу правильные ответы.

Выполнив все задания, дети читают ключевое слово - “КОСМОС”.

Воспитатель: И так, наше сегодняшнее путешествие будет ... космическим.

- Ребята, как Вы думаете, почему именно это слово зашифровал Знайка?

- (Ответы детей).

- Конечно, сегодня 12 апреля – день космонавтики. Наш космонавт Юрий Гагарин совершил свой первый полет в космос.

В космосе много тайн и загадок. А Вы умеете разгадывать загадки?

- (Ответы детей).

Воспитатель загадывает детям загадку:

“Голубая, круглая, В небе проплывает, На ней мы все живем, Как ее называют?” Это – ... наша планета Земля. Но она не одинока во Вселенной.

Воспитатель вместе с детьми просматривает видеоматериалы о

Солнечной системе, рассказывая о ней.

Формирование новых знаний:

Воспитатель:

- Ребята, присмотритесь внимательно к Солнцу. Это – огромная звезда, состоящая из раскаленных газов. Солнце находится так далеко, что его лучи достигают Земли только через 8 минут. Оно такое большое, что может вместить в себя свыше миллиона Земель. Вблизи Солнца можно разглядеть несколько крохотных звездочек, они сопровождают его со всех сторон. Но для этого необходимо вооружиться телескопами. Давайте сделаем их из листов бумаги, путем скручивания в трубочку.

Дети делают телескопы и смотрят в них.

Воспитатель:

- Оказывается, это не огненные шары, как все звезды, а темные твердые каменные шары, освещенные солнцем, - планеты.

Планеты сами не светятся. Они светят только потому, что горит Солнце. Потухнет Солнце – сразу же потухнут и все планеты.

Планета в переводе с греческого – блуждающая звезда.

Как Вы думаете, чем же планеты отличаются от звезд?

- (Ответы детей).

- Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты – из твердых, жидких частиц и газов.

- У Солнца есть дружная семья, в которой оно – глава. Это – 9 планет, вращающихся вокруг Солнца. Все вместе они образуют систему, которая называется Солнечной. Планеты ходят не хороводом, а у каждой свой путь, свой круг, и не одна планета никогда не уйдет от Солнца, их удерживает сила солнечного притяжения. Скорость движения планет разная. У большинства из них есть луны. Луна – твердый шар, который крутится вокруг планеты, сияет не своим, а отраженным солнечным светом.

Сейчас люди осваивают всю Солнечную систему: запускают космические автоматы к планетам, готовят ракеты и космонавтов для путешествия к ним и здесь их ждет много удивительных открытий.

- Давайте и мы познакомимся с этими планетами поближе. Для этого я предлагаю Вам отправиться в воображаемое космическое путешествие на ракете. Произносим волшебные слова: Раз, два, три - ракета в космос унеси!

- (Дети произносят слова).

Воспитатель:

- И вот мы уже в бескрайних просторах космоса.

Под плавную музыку ребята выполняют различные упражнения, имитируя движения космонавтов в невесомости.

Воспитатель:

- Приземлимся на родную Землю и посмотрим с нее на другие планеты.

(Дети садятся на ковер).

Воспитатель:

- Сейчас мы с Вами попробуем найти планеты и выложить Солнечную систему.

Перед детьми на мольбертах выставлены карточки с изображением Солнца и планет Солнечной системы, их названиями.

Воспитатель просит детей внимательно слушать и смотреть: по данному ей описанию попробовать найти каждую из планет Солнечной системы, подобрать карточку с ее названием, правильно расположить.

Воспитатель:

- Планета твердая, каменистая, очень похожая на Луну, но самая быстрая и поворотливая (Меркурий).

- Очень яркая планета, она отражает солнечный свет, поэтому кажется светящимся шаром. Ее поверхность скрывают белые, плотные, ядовитые облака. Названа в честь богини (Венера).

- Прекрасный голубой шар с белыми пятнами. Это единственная, известная нам, обитаемая планета, на которой есть вода и воздух (Земля).

- По цвету похожа на огонь, на пламя костра. Иногда ее называют Красной планетой, состоит из красного камня (Марс).

- Сплошной горячий океан, на планете нет суши, но есть луны – 4 крохотные звездочки (Юпитер).

- Самая красивая планета, видна как яркая белая звезда. Вокруг имеются огромные кольца из кусков камня и льда. У нее 10 лун, причем одна почти такого же размера, как Меркурий (Сатурн).

- Состоит из газов. Планета синего цвета, названа в честь древнегреческого бога морей (Нептун).

- Планета окружена 9 кольцами, ядро состоит главным образом из льдов и горных пород (Уран).

- Состоит из камня и льда, ее обнаружили последней (Плутон).

В Солнечной системе еще много неоткрытых малых планет, они называются астероидами.

По мере необходимости воспитатель оказывает помощь.

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

После того, как все планеты выложены, дети их рассматривают, и отвечают на вопросы воспитателя:

Найдите самые ближние к Солнцу планеты.

На какой планете будет больше света и тепла – на самой ближней к Солнцу или самой дальней от него?

Назовите самую холодную планету.

На какой планете будет не жарко и не холодно?

Что можно сказать о планете Земля?

Игра «Живая Солнечная система».

Дети берут карточки с изображением планет солнечной системы, выстраиваются вокруг Солнца, начинают движение каждый по своему кругу, произнося считалочку:

Раз – Меркурий.

Два – Венера.

Три – Земля.

Четыре – Марс.

Пять – Юпитер.

Шесть – Сатурн.

Семь – Уран.

Восемь — Нептун.

Девять - маленький Плутон.

Солнце – главный чемпион.

(Поочередно дети поднимают карточку с изображением соответствующей планеты).

(Дети садятся).

Воспитатель: Все планеты разного размера.

Давайте проверим, так ли хорошо Вы все запомнили. Детям предлагается разложить карточки с изображением планет:

В одну линию от самой большой до самой маленькой.

Найти самые большие планеты

Найти гигантскую планету.

Найти самую маленькую планету.

Разделить планеты на три группы: малые, средние, гиганты.

Воспитатель: Очень хорошо, ребята! Спасибо Вам за это замечательное путешествие, в котором мы узнали много нового, интересного и полезного о Солнечной системе. Но нам пора возвращаться в группу. Занимаем места в ракете, говорим волшебные слова: «Раз, два, три – ракета в группу нас верни!».

-(Дети произносят слова).

Воспитатель: Теперь я приглашаю Вас занять свои места и отразить свои впечатления о путешествии в рисунке.

Закрепление полученных знаний:

Воспитатель предлагает пофантазировать, какого цвета будет их планета, чем покрыта, кто может ее населять и превратить бумажную тарелочку в свою необычную планету. Чтобы планеты светились в космосе, их нужно сделать яркими и чистыми цветами.

Дети выбирают материалы и начинают рисовать фантастические картины планет по своим замыслам. Во время рисования звучит негромкая, легкая инструментальная музыка.

При необходимости воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь, побуждает тех, кто работает быстрее, вносить дополнения в рисунок.

Итог:

- Что нового вы сегодня узнали?

- Куда вы с вами путешествовали?

- Чем отличаются планеты друг от друга?

- Что у них общего?

Рефлексия:

Ребята, если вам было интересно наше занятие, вы много чего узнали, поднимите синий квадратик. Если было не интересно, вы ничего нового не узнали, поднимите красный квадратик.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×