Ознакомление детей с художественной литераторой

Автор: Медведева Анна Ивановна

В настоящее время работаю с детьми второй младшей группы, которых ве5ду с ясельного возраста. Особенностями возраста  детей моей группы являются неумение контролировать свои эмоции, поведение, неумение слушать и подчиняться правилам в игре и общественной жизни. Среди детей группы есть гиперактивные, тревожные и агрессивные дети. В работе с детьми я отметила положительное влияние художественного слова на детей. Однако, я отметила, что не все дети знакомы даже с самыми простыми сказками. По результатам диагностики по ознакомлению детей с художественной литературой выявила, что не все дети проявляют интерес к книгам, внимательно слушают, рассматривают иллюстрации и воспринимают содержание произведений. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Проведя анкетирование родителей, выявила,  что родители не достаточно уделяют внимания ознакомлению детей с художественной литературой. Лишь 19% опрошенных отметили, что ежедневно читают с ребенком, но лишь 3% из них беседуют с малышом о прочитанном. А ведь художественная книга - это могучее средство всестороннего развития и воспитания ребенка. В. В. Гербова отмечает, что при ознакомлении детей с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений. 

 

 

Методический аспект своей деятельности строю с учетом, разработанной на основе ФГОС комплексной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е, Комаровой Т. С., Васильевой М. В..

Применяю в работе технологии: здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированные, развивающие, мультимедийные.

Использую разнообразные  приемы для активизации творческих, познавательных возможностей детей, поощряю любознательность.

Провожу мониторинг развития детей современными методиками психолого-педагогической диагностики, корректирую работу с детьми в соответствии с полученными результатами.  Результатами моей работы является положительная динамика показателей развития детей.

.

Особое место в моей  образовательно – воспитательной работе занимает ознакомление детей с художественной литературой..

Начиная с первых дней пребывания детей в детском саду, я знакомлю их с малыми фольклорными формами художественной литературы: потешками, пестушками, песенками, прибаутками, сказками. Дети положительно реагируют на художественное слово: они  быстро успокаиваются,  легко переключаются на другой вид деятельности, появляется заинтересованность  и виден результат.

Проведённое анкетирование родителей (в начале 2015 -2016 учебного года) по теме «Как часто вы читаете ребенку  3 лет книжки?» подтвердило мою гипотезу - В связи с сильной занятностью на работе, родители мало времени уделяют для чтения книг детям.

Цель анкетирования «Определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка»

Ответы родителей:

24% -  по просьбе ребенка;  37%  - каждый вечер перед сном; 19%  - ежедневно (с проведением беседы - понял ли ребенок суть

произведения, запомнил ли последовательность событий, проявил ли сопереживание герою).

Я сделала  вывод.

Необходимо на каждом возрастном этапе ребенка максимально использовать ознакомление  с художественной литературой и стихотворными формами в разнообразных видах деятельности и  их интеграцию  во все образовательные области программы.  Это позволит  мне активно развивать  у детей  память, интерес к  художественной литературе, художественно – эстетическое восприятие, развивать монологическую и диалогическую речь, параллельно, средствами художественной литературы формировать познавательный интерес ко всему окружающему миру.

Со мной согласились и ведущие специалисты.

О. С. Ушакова подробно рассматривает особенности восприятия художественных произведений в разных возрастных группах.

Это отражается и на речевом развитии детей..

Образовательная область  «Речевое развитие»

Высокий уровень – 0%. Достаточный уровень – 63.1%. Средний уровень – 24.6%. Низкий уровень – 12.3%                 (См. приложение № 1)

После опроса родителей,  результатов диагностики и по просьбе детей, у которых сформирован интерес к чтению, я подтвердила свои наблюдения.

По мере взросления детей  необходимо продолжать:

·     воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову, фольклору;

·     создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с детским фольклором, учить наизусть стихи и потешки, отвечать на вопросы по содержанию текста, участвовать в инсценировании, драматизации отрывков из  любимых сказок

·     способствовать формированию нравственных качеств: отзывчивость, дружелюбие, умение уступать, помогать друг другу и воспитывать чувство сопереживания героям.

Предметно-пространственная развивающая среда

       Совместно с родителями мы создали предметно - развивающую среду, которая отвечает возрастным физиологическим и психическим особенностям детей, повышенной двигательной активности и ярко выраженной познавательной деятельности детей.

В ее создании мы опирались на примерную общеобразовательную программу дошкольного образования (пилотный вариант) /Под.ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.; МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368с.

Программа «От рождения до школы» разработана  на основе ФГОС ДО и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.

Пространство группы   организовано в виде хорошо разграни­ченных динамичных зон: уголки для ролевых игр (салон красоты «Красотуля», «Гостинная», «Магазин», «Гараж», «Я строитель»); книжный уголок «Моя любимая книжка»; театральный уголок «В гостях у сказки», уголок «Ряжения»; уголок сенсомоторного развития и настольных игр "Разумей-ка"; уголок природы «Солнышко»; спортивный уголок «Если хочешь быть здоров»,  центр по ПДД, ОБЖ. ЗОЖ; уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей (музыкальной, изобразительной); выставка для детского  и совместного творчества, изделий народных мастеров. (См. приложение № 2 )

Все игровые зоны  оснащены раз­вивающими материаломи. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планиро­ванием образовательного процесса. В игровых зонах дети учатся не только общаться, друг с другом, но и идет активное закрепление пройденного материала, содержание прочитанной книжки,  перенос сюжета книги в самостоятельную игровую деятельность, развитие монологической и диалогической речи.

Физическое развитие.

Поскольку физическое и психическое здоровье ребенка рассматривается как единое целое, то моя  работа в этом направлении осуществляется в комплексе, с включением художественного слова во все виды деятельности с детьми.

Для укрепления здоровья детей провожу:

·     ежедневно утреннюю гимнастику

·     гимнастику пробуждения после сна

·     закаливающие процедуры,

·     психогимнастику, 

·     мимикосценки,

·     минутки релаксации,

·     артикуляционные упражнения на развитие дыхания (силы вдоха и выдоха)

·     подвижные и малоподвижные игры в помещении, на прогулке (не менее 4 часов в день в соответствии с СанПИН); на занятии физической культурой ( 3 занятия в неделю по 20 минут).    (См. приложение № 3)

·     В своей работе использую нетрадиционные методы работы: «Пластилинография», «Рисуем пальчиками»,  «Аппликация из рваной бумаги», «Игры с водой и песком», «Сказкатерапия» (См. приложение № 4)

Один из наиболее эффективных методов развития интереса к книге у дошкольников – включение их в проектную деятельность, позволяющую создать интерес к слушанию, а в дальнейшем, к чтению книг, творческое и эмоциональное  общения и практическое взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками становятся  и родители воспитанников.

 

В моей группе я реализовала два проекта.

 

·     Педагогический проект по театрализованной деятельности в первой младшей группе «Путешествие по сказкам». (См. приложение № 5)

Цель проекта: «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества через театральную деятельность».

Итоговый продукт проекта: Развлечение «Путешествие по сказкам».

·     Проект мини-музей «Собака – лучший друг человека». Вторая младшая группа.  (См. приложение № 6)

Цель проекта:«Стимулирование познавательного интереса детей к роли собаки в жизни людей, посредством создания в группе мини – музея «Собака – лучший друг человека»

Мною разработано комплексно – тематическое планирование по художественной литературе на год, с подборкой художественных произведений предусмотренных не только программой, но и для дополнительного чтения, и для заучивания наизусть детьми. (См. приложение № 7)

 

Работа по образовательным областям  в соответствии с ФГОС ДО.

Речевое развитие.

Приобщая детей к художественной литературе с первых дней пребывания в детском саду, использую метод обыгрывания потешек, песенок, прибауток, стихотворений, сказок,  разными способами: сопровождаю чтение действием игрушки, использую пальчиковый театр, теневой театр, театр Би-ба-бо, театр на фланеллеграфе, на баночках, на цилиндра, плоскостной  настольный театр, шапочки, маски различных персонажей, рассматривание иллюстраций, даю возможность детям договаривать слова любимых произведений.

Во второй младшей группе читаю любимые и знакомлю с новыми произведениями  русского фольклора, русских народных сказок, фольклора народов мира и художественных произведений. Провожу вместе с родителями работу по заучиванию наизусть стихотворений, потешек, песенок. В работе по ознакомлению детей с художественной литературой использую разные методы и приемы: чтение с показом иллюстраций и без, рассматривание иллюстраций одного произведения  разными художниками –оформителями, беседы по прочитанным произведениям с включением игры «Вопрос – ответ». В рамках нравственного воспитания ребенка провожу обсуждение поступков персонажей и последствия их.

 

Социально – коммуникативное развитие.

В течении всего года я учила детей инсценировать и драматизировать отрывки (или полностью РНС) любимых и хорошо знакомых произведений. Вводя ребенка в мир театрализованной игры формирую мотивацию к самостоятельной игре с разными видами театра. (См. приложение № 8)

Создаю условия и для возникновения сюжетно – ролевых игр на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, показывая способы ролевого поведения, через развивающие игры. (См. приложение № )

Художественно – эстетическое развитие.

Ознакомление детей младшего возраста со средствами художественной литературы находит своё отражение

·     в культурно - досуговой деятельности:

праздники (тематические, утренники),чтение художественных произведений под музыкальное сопровождение, театрализованные представления (выездной кукольный театр, игры - драматизации, инсценировки, миниатюры); музыкально – ритмические  игры с пением и элементами танца; инсценирование песенок (Песенка Львёнка и черепахи); досуги, забавы, развлечения  («Зимние забавы», Развлечение по ПДД  «Правила дорожного движения», «Как кот Матроскин знакомился с правилами дорожного движения», «Театральная неделя», «Папа, мама, я – спортивная семья!»)

(См. приложение № 10)

В развлечении «Масленица», «Колядки», «Моя любимая игрушка», «Поиграем с ложкой» дети не только знакомятся с русской народной игрушкой, но и проявляют познавательный интерес к старинным предметам, игрушкам, к русским народным песням, потешкам. (См. приложение № 11)

·     на занятиях по изобразительной деятельности и в совместном творчестве  с детьми изготавливаем поделки из пластилина, аппликации из гофрированной рваной бумаги по сюжетам русских народных сказок, раскрашиваем раскраски по сказкам. Во время занятия использую музыкальное сопровождение: фонограмма «Музыка из сказок», «Звуки природы».

·     в свободной деятельности заучиваем песенки из мультфильмов «Колобок - румяный бок», «Крокодил Гена», «Чебурашка», «Паровозик из Ромашково», «Песенка Чучело – Мяучело» из одноименного мультфильма и многие другие. (См. приложение № 12)

 

Познание.

·     НОД, итоговые интегрированные занятия, полихудожественных занятиях (слово + музыка + рассматривание репродукций картин или предметов народного творчества). (См. приложение № 13)

·     Дидактические игры:«Расскажи по картинкам»,«Собери сказку'' (разрезные картинки 6-8 частей),«Лото», «Собери кубики», пазлы (с изображением героев мультфильмов), «Кто лишний», «Кто за кем», «Угадай кого (чего)  не стало», «Где больше», «Найди длинную (короткую) дорожку к домику», «Какое дерево самое высокое (низкое)». (См. приложение № 14)

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x