Ознакомление детей с художественной литераторой ☼
Автор: Медведева Анна Ивановна
В настоящее время работаю с детьми второй младшей группы, которых ве5ду с ясельного возраста. Особенностями возраста детей моей группы являются неумение контролировать свои эмоции, поведение, неумение слушать и подчиняться правилам в игре и общественной жизни. Среди детей группы есть гиперактивные, тревожные и агрессивные дети. В работе с детьми я отметила положительное влияние художественного слова на детей. Однако, я отметила, что не все дети знакомы даже с самыми простыми сказками. По результатам диагностики по ознакомлению детей с художественной литературой выявила, что не все дети проявляют интерес к книгам, внимательно слушают, рассматривают иллюстрации и воспринимают содержание произведений. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Проведя анкетирование родителей, выявила, что родители не достаточно уделяют внимания ознакомлению детей с художественной литературой. Лишь 19% опрошенных отметили, что ежедневно читают с ребенком, но лишь 3% из них беседуют с малышом о прочитанном. А ведь художественная книга - это могучее средство всестороннего развития и воспитания ребенка. В. В. Гербова отмечает, что при ознакомлении детей с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Методический аспект своей деятельности строю с учетом, разработанной на основе ФГОС комплексной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е, Комаровой Т. С., Васильевой М. В..
Применяю в работе технологии: здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированные, развивающие, мультимедийные.
Использую разнообразные приемы для активизации творческих, познавательных возможностей детей, поощряю любознательность.
Провожу мониторинг развития детей современными методиками психолого-педагогической диагностики, корректирую работу с детьми в соответствии с полученными результатами. Результатами моей работы является положительная динамика показателей развития детей.
.
Особое место в моей образовательно – воспитательной работе занимает ознакомление детей с художественной литературой..
Начиная с первых дней пребывания детей в детском саду, я знакомлю их с малыми фольклорными формами художественной литературы: потешками, пестушками, песенками, прибаутками, сказками. Дети положительно реагируют на художественное слово: они быстро успокаиваются, легко переключаются на другой вид деятельности, появляется заинтересованность и виден результат.
Проведённое анкетирование родителей (в начале 2015 -2016 учебного года) по теме «Как часто вы читаете ребенку 3 лет книжки?» подтвердило мою гипотезу - В связи с сильной занятностью на работе, родители мало времени уделяют для чтения книг детям.
Цель анкетирования «Определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка»
Ответы родителей:
24% - по просьбе ребенка; 37% - каждый вечер перед сном; 19% - ежедневно (с проведением беседы - понял ли ребенок суть
произведения, запомнил ли последовательность событий, проявил ли сопереживание герою).
Я сделала вывод.
Необходимо на каждом возрастном этапе ребенка максимально использовать ознакомление с художественной литературой и стихотворными формами в разнообразных видах деятельности и их интеграцию во все образовательные области программы. Это позволит мне активно развивать у детей память, интерес к художественной литературе, художественно – эстетическое восприятие, развивать монологическую и диалогическую речь, параллельно, средствами художественной литературы формировать познавательный интерес ко всему окружающему миру.
Со мной согласились и ведущие специалисты.
О. С. Ушакова подробно рассматривает особенности восприятия художественных произведений в разных возрастных группах.
Это отражается и на речевом развитии детей..
Образовательная область «Речевое развитие»
Высокий уровень – 0%. Достаточный уровень – 63.1%. Средний уровень – 24.6%. Низкий уровень – 12.3% (См. приложение № 1)
После опроса родителей, результатов диагностики и по просьбе детей, у которых сформирован интерес к чтению, я подтвердила свои наблюдения.
По мере взросления детей необходимо продолжать:
· воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову, фольклору;
· создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с детским фольклором, учить наизусть стихи и потешки, отвечать на вопросы по содержанию текста, участвовать в инсценировании, драматизации отрывков из любимых сказок
· способствовать формированию нравственных качеств: отзывчивость, дружелюбие, умение уступать, помогать друг другу и воспитывать чувство сопереживания героям.
Предметно-пространственная развивающая среда
Совместно с родителями мы создали предметно - развивающую среду, которая отвечает возрастным физиологическим и психическим особенностям детей, повышенной двигательной активности и ярко выраженной познавательной деятельности детей.
В ее создании мы опирались на примерную общеобразовательную программу дошкольного образования (пилотный вариант) /Под.ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.; МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368с.
Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных динамичных зон: уголки для ролевых игр (салон красоты «Красотуля», «Гостинная», «Магазин», «Гараж», «Я строитель»); книжный уголок «Моя любимая книжка»; театральный уголок «В гостях у сказки», уголок «Ряжения»; уголок сенсомоторного развития и настольных игр "Разумей-ка"; уголок природы «Солнышко»; спортивный уголок «Если хочешь быть здоров», центр по ПДД, ОБЖ. ЗОЖ; уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей (музыкальной, изобразительной); выставка для детского и совместного творчества, изделий народных мастеров. (См. приложение № 2 )
Все игровые зоны оснащены развивающими материаломи. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В игровых зонах дети учатся не только общаться, друг с другом, но и идет активное закрепление пройденного материала, содержание прочитанной книжки, перенос сюжета книги в самостоятельную игровую деятельность, развитие монологической и диалогической речи.
Физическое развитие.
Поскольку физическое и психическое здоровье ребенка рассматривается как единое целое, то моя работа в этом направлении осуществляется в комплексе, с включением художественного слова во все виды деятельности с детьми.
Для укрепления здоровья детей провожу:
· ежедневно утреннюю гимнастику
· гимнастику пробуждения после сна
· закаливающие процедуры,
· психогимнастику,
· мимикосценки,
· минутки релаксации,
· артикуляционные упражнения на развитие дыхания (силы вдоха и выдоха)
· подвижные и малоподвижные игры в помещении, на прогулке (не менее 4 часов в день в соответствии с СанПИН); на занятии физической культурой ( 3 занятия в неделю по 20 минут). (См. приложение № 3)
· В своей работе использую нетрадиционные методы работы: «Пластилинография», «Рисуем пальчиками», «Аппликация из рваной бумаги», «Игры с водой и песком», «Сказкатерапия» (См. приложение № 4)
Один из наиболее эффективных методов развития интереса к книге у дошкольников – включение их в проектную деятельность, позволяющую создать интерес к слушанию, а в дальнейшем, к чтению книг, творческое и эмоциональное общения и практическое взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками становятся и родители воспитанников.
В моей группе я реализовала два проекта.
· Педагогический проект по театрализованной деятельности в первой младшей группе «Путешествие по сказкам». (См. приложение № 5)
Цель проекта: «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества через театральную деятельность».
Итоговый продукт проекта: Развлечение «Путешествие по сказкам».
· Проект мини-музей «Собака – лучший друг человека». Вторая младшая группа. (См. приложение № 6)
Цель проекта:«Стимулирование познавательного интереса детей к роли собаки в жизни людей, посредством создания в группе мини – музея «Собака – лучший друг человека»
Мною разработано комплексно – тематическое планирование по художественной литературе на год, с подборкой художественных произведений предусмотренных не только программой, но и для дополнительного чтения, и для заучивания наизусть детьми. (См. приложение № 7)
Работа по образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО.
Речевое развитие.
Приобщая детей к художественной литературе с первых дней пребывания в детском саду, использую метод обыгрывания потешек, песенок, прибауток, стихотворений, сказок, разными способами: сопровождаю чтение действием игрушки, использую пальчиковый театр, теневой театр, театр Би-ба-бо, театр на фланеллеграфе, на баночках, на цилиндра, плоскостной настольный театр, шапочки, маски различных персонажей, рассматривание иллюстраций, даю возможность детям договаривать слова любимых произведений.
Во второй младшей группе читаю любимые и знакомлю с новыми произведениями русского фольклора, русских народных сказок, фольклора народов мира и художественных произведений. Провожу вместе с родителями работу по заучиванию наизусть стихотворений, потешек, песенок. В работе по ознакомлению детей с художественной литературой использую разные методы и приемы: чтение с показом иллюстраций и без, рассматривание иллюстраций одного произведения разными художниками –оформителями, беседы по прочитанным произведениям с включением игры «Вопрос – ответ». В рамках нравственного воспитания ребенка провожу обсуждение поступков персонажей и последствия их.
Социально – коммуникативное развитие.
В течении всего года я учила детей инсценировать и драматизировать отрывки (или полностью РНС) любимых и хорошо знакомых произведений. Вводя ребенка в мир театрализованной игры формирую мотивацию к самостоятельной игре с разными видами театра. (См. приложение № 8)
Создаю условия и для возникновения сюжетно – ролевых игр на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, показывая способы ролевого поведения, через развивающие игры. (См. приложение № )
Художественно – эстетическое развитие.
Ознакомление детей младшего возраста со средствами художественной литературы находит своё отражение
· в культурно - досуговой деятельности:
праздники (тематические, утренники),чтение художественных произведений под музыкальное сопровождение, театрализованные представления (выездной кукольный театр, игры - драматизации, инсценировки, миниатюры); музыкально – ритмические игры с пением и элементами танца; инсценирование песенок (Песенка Львёнка и черепахи); досуги, забавы, развлечения («Зимние забавы», Развлечение по ПДД «Правила дорожного движения», «Как кот Матроскин знакомился с правилами дорожного движения», «Театральная неделя», «Папа, мама, я – спортивная семья!»)
(См. приложение № 10)
В развлечении «Масленица», «Колядки», «Моя любимая игрушка», «Поиграем с ложкой» дети не только знакомятся с русской народной игрушкой, но и проявляют познавательный интерес к старинным предметам, игрушкам, к русским народным песням, потешкам. (См. приложение № 11)
· на занятиях по изобразительной деятельности и в совместном творчестве с детьми изготавливаем поделки из пластилина, аппликации из гофрированной рваной бумаги по сюжетам русских народных сказок, раскрашиваем раскраски по сказкам. Во время занятия использую музыкальное сопровождение: фонограмма «Музыка из сказок», «Звуки природы».
· в свободной деятельности заучиваем песенки из мультфильмов «Колобок - румяный бок», «Крокодил Гена», «Чебурашка», «Паровозик из Ромашково», «Песенка Чучело – Мяучело» из одноименного мультфильма и многие другие. (См. приложение № 12)
Познание.
· НОД, итоговые интегрированные занятия, полихудожественных занятиях (слово + музыка + рассматривание репродукций картин или предметов народного творчества). (См. приложение № 13)
· Дидактические игры:«Расскажи по картинкам»,«Собери сказку'' (разрезные картинки 6-8 частей),«Лото», «Собери кубики», пазлы (с изображением героев мультфильмов), «Кто лишний», «Кто за кем», «Угадай кого (чего) не стало», «Где больше», «Найди длинную (короткую) дорожку к домику», «Какое дерево самое высокое (низкое)». (См. приложение № 14)