Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Ознакомление детей с малой Родиной» | Репина Оксана Михайловна. Работа №308628

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых помочь ребѐнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неѐ, желание трудиться на еѐ благо. Беречь и умножать богатства. Воспитывая ребѐнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения. Понимание Родины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья на тему:

 

«Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством

ознакомления с малой Родиной»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Репина О.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород 2022 год

 

«Нравственно патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной»

Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых помочь ребѐнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неѐ, желание трудиться на еѐ благо. Беречь и умножать богатства.

Воспитывая ребѐнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам ко всему, что окружает ребѐнка с детства, - одна из главных задач педагога.

Культура родного края должна войти в сердце ребѐнка и стать неотъемлемой частью его души. Древние мыслители, размышляя о значении культуры для духовно-нравственного развития детей, отмечали, что только через освоение культуры своего народа, лежит путь к нравственности. Любить Родину значит знать еѐ, знать, прежде всего, свою малую Родину.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своѐм городе, усвоение принятых в нѐм норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Социально-нравственное воспитание значимое и необходимое направление в работе с детьми. Это значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит, стать созидателем своей малой Родины.

Предметно-пространственная развивающая среда

Немаловажное значение в развитии познавательного интереса имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию необходимо с создания для детей тѐплой, уютной атмосферы, ведь каждый день ребѐнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весѐлыми играми, положительными эмоциями. Потому что с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование чувство любви к своему Отечеству.

И моим первым шагом на пути решения этой задачи стала организация тематический уголок «Наш город Тюмень», где расставлен и разложен соответствующий материал по данной теме. В центре разместила карту - схему города для того, чтобы дети могли наглядно видеть расположение улиц, домов, зданий. Сначала я показала границы микрорайона, в котором находятся детский сад и дома детей. Дети определяли месторасположение своей улицы на общей схеме города, закрепляя название улиц и отрабатывая навык ориентировки на бумаге.

Совместно с родителями оформили альбомы «Мой город Нижний Новгород», «Красная книга Нижегородской области», «Сотрудники нашего детского сада», «Папа, мама, я наша дружная семья», «Достопримечательности нашего города», «Промыслы Нижегородской области»… Подобраны тематические картинки, иллюстрации, фотографии, открытки; систематизирована картотека стихов, дидактических игр о родном городе. Так же были сделаны дидактические игры:

«Заселим реку Волга», «Промыслы Нижегородской области», «Кому, что нужно для работы»,

«Угадай профессию» «Найди нужный флаг», «Найди место недостающим элементам герба города», «Сложи картинку»; настольно-печатная игра «Путешествие по городу»….

 

В центре творчества разместила альбом «Тюменские ремесла», дидактический демонстрационный материал «Семеновская роспись», «Городецкая роспись».

В работе с детьми используется парциальной программой «Патриотическое воспитание детей 4

- 6 лет» (Комратова Н.Г., Грибова Н.Ф.), «Патриотическое воспитание детей 6 - 7 лет» (Комратова Н.Г., Грибова Н.Ф.).

В данной программе через занятия по изобразительной деятельности просматривается региональный компонент, показано формирование интереса к познанию родного края воспитание искренней дружбы между людьми разных национальностей, населяющих необъятные пространства Нижегородской области.

Материалы (фотографии, иллюстрации, библиотеку книг, подборку дидактических игр) старалась разместить так, чтобы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа самостоятельно пополнять знания о своей малой Родине.

Организация работы с детьми в разных видах деятельности Организованная образовательная деятельность

Начиная работу в этом направлении, поставила перед собой цель для начала познакомить детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией, улицами, прилегающими к территории детского сада. Одним из основных методов работы стали экскурсии и целевые прогулки, во время которых дети узнают больше о своем микрорайоне (тема «Я иду в детский сад»), учатся видеть изменения, происходящие вокруг, могут сравнить старое и новое в облике города, видят, как люди заботятся о родном городе: улицы чистые, посажены деревья, цветы.

После экскурсии или прогулки проводила беседы, которые были направлены на формирование положительное эмоциональное отношение к тому, что дети увидели, развивают и обогащают их речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование, рисование, аппликация, игровой деятельности).

Считаю, что особенно важно познакомить детей с объектами ближайшего окружения, научить их свободно ориентироваться там, где находится детский сад, в который ребѐнок ходит, и школа, в которой он будет учиться. При этом не забывала о задаче воспитания чувства любви к малой родине, бережное и ответственное к ней отношение, знание правил и норм жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных ситуациях.

Этому способствовали занятия по ручному труду, на которых дети конструировали из бумаги и бросового материала макеты «Города будущего»: предела фантазии детей не было. Для облегчения задачи и сплочения коллектива объединяли в творческие группы и на время ребята становились проектной группой, в которой архитекторы, инженеры строители воплощали свои фантазии в конкретное произведение.

Также использовала игры-путешествия по родному городу; строительные игры «Наш детский сад», «Мой дом», «Аэропорт», «Театр»; дидактические игры «Собери картинку» (достопримечательности), «Городские силуэты» (скульптуры нашего города), «Символы нашего города»…

Разработала цикл занятий, в которые включала беседы о нашем родном городе, животном и растительном мире. В занятия включала такие приѐмы, как рассматривание тематических альбомов, иллюстрации, организацию выставок предметов народного декоративно-прикладного искусства, прослушивание литературных и музыкальных произведений по теме.

Итоговые занятия, имеющие обычно индивидуальный и коллективный характер мы проводили на заданную тему по выбору самого ребенка. Дети дошкольного возраста не всегда могут выразить в словах то, что чувствуют. Их отношение к окружающему находит отражение в рисунках, аппликациях. Поэтому после беседы детям предлагали нарисовать их любимые места в городе. В рисунках дети проявляли творчество, самостоятельность, любовь к родным местам, краю.

Наиболее интересные палитры и композиции детей мы отбирали для выставок в детском саду. Свои впечатления после экскурсий дети непосредственно отражали в своих работах.

Таким образом, в знакомстве с родным краем, с его достопримечательностями заложены возможности для патриотического воспитания, при этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает, окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные запоминающиеся образы. Так приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.

 

Совместная деятельность с детьми, осуществляемая в режимные моменты

Большая роль в реализации опыта отводилась совместной деятельности воспитателя с детьми, т.к. воспитание чувств процесс, который нельзя уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к родному городу.

Ничто так наглядно и ярко не может воздействовать на сознание ребенка, как экскурсии для ознакомления детей с родным городом. Благодаря детскому саду были организованы и проведены экскурсии в разные места, которые давали ребятам возможность получить много новых и ярких впечатлений и знаний. (Экскурсии «В библиотеку», «По городу», «Детская железная дорога»,

«Страусиная ферма…)

Показателем успешно проведенной экскурсии было возникновение по инициативе детей сюжетно- ролевых игр: «Библиотека», «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Шофѐры», «Больница»,

«Супермаркет», «Аптека», «В кафе», «Строители», в которых ребята применяли свои знания и уже накопленный жизненный опыт. Я со своей стороны поддерживала интерес к игре, давала ей нужное направление.

Содержание экскурсий послужило основанием для последующей деятельности детей: рисования, лепки, игр, конструирования и др. Дети наблюдали за возведением жилого дома и по возращении строили дом из большого напольного строительного материала или рисовали то, что ярче всего запомнилось.

Большая работа проводилась по знакомству детей с трудовой деятельностью жителей родного края на современном этапе, чтобы показать детям общественную значимость труда, стремление людей сделать свой край еще краше и богаче. ( В детский сад были приглашены родители детей, которые познакомили детей с особенностями своей профессии: швея, медицинская сестра, полицейский.) Информация, которую дети получали во время непосредственно-образовательной деятельности, закреплялась во время бесед с детьми в дидактических играх и упражнениях: «Закончи предложение», «Слова любви к родному городу», «Объясни значение слов», «Составь флаг»,

«Составь герб»….

Так же в игре осуществлялась индивидуальная деятельность по ознакомлению с родным городом, это помогало выяснить степень знаний детей, их сообразительность, смекалку. Например, Артѐм долго не мог запомнить свой домашний адрес. Я предложила ему пригласить ребят в гости, и для этого ему необходимо было каждому назвать свой адрес и рассказать, как лучше добраться до его дома. В результате частого повторения и желания пригласить всех к себе ребѐнок выучил и запомнил не только свой адрес, но и маршрут к своему дому.

По нашему совету родители с детьми посещали с детьми выставочные залы, музеи, библиотеки, кукольный театр, предлагали поговорить с детьми об увиденном, выслушать высказывания ребѐнка, дополнить своим рассказом.

На основе полученных впечатлений от посещения музеев, экскурсий в природу, посещения театров и прочитанных художественных произведений оформляем выставки детского художественного творчества: «Достопримечательности нашего города», «Праздник в городе», «Животные нашего леса», «Наша улица», «В парке» и другие.

Ребята совместно с родителями изготавливали генеалогические древа и гербы своих семей, которые они потом презентовали и защищали. Каждый из ребят старался как можно интереснее и подробнее рассказать историю своей семьи, ее отличия от других.

Привлекала родителей к подготовке и участию в различных совместных мероприятиях: родительском собрании «Нравственно-патриотическое воспитание в семье», круглом столе

«Семейное воспитание».

Оформила консультации в информационном уголке для родителей, такие как: «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Путешествие по родному городу», «Познакомьте ребѐнка с родным городом», «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».

Многие родители с радостью участвуют в жизни группы: проводят с детьми самостоятельную работу, принимают участие в заранее объявленных мероприятиях. Такая совместная работа создает благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует полноценной, гармонично развитой личности.

 

В результате проделанной работы наблюдается положительная динамика в формировании нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×