Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Ознакомление дошкольников с окружающим миром как педагогическая проблема | Жамойдик Арина. Работа №336236

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, в общении со взрослыми и сверстниками. Ребенок стремится понять, как устроены предметы, узнать что-то новое о мире, получить представления о разных сторонах жизни. Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии. Ребёнок испытывает интерес ко всему новому, неизвестному, задаёт взрослым множество вопросов.

Жамойдик Арина Максимовна

студент

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КИПУ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»

 

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром как педагогическая проблема

 

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владеть знаниями, но и в первую очередь добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, в общении со взрослыми и сверстниками. Ребенок стремится понять, как устроены предметы, узнать что-то новое о мире, получить представления о разных сторонах жизни. Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии. Ребёнок испытывает интерес ко всему новому, неизвестному, задаёт взрослым множество вопросов.

А.М. Богуш отмечала, что - «Методика ознакомления детей с окружающем миром - это педагогическая наука, изучающая закономерности усвоения ребенком обобщенных целостных эмпирических представлений и системы знаний по окружающей среде (природные, предметное, социальное) и место в нем человека; о ее духовное наследие; специфику педагогической деятельности, направленной на формирование у детей потребности познать окружающей среды, культуры поведения в окружающей среде.

Объектом методики ознакомления детей с окружающим миром является познавательная деятельность детей в окружающей среде.

Предмет методики - формирование у детей системы знаний и целостных эмпирических представлен об окружающей среде, целостной картины мира и место человека в окружающей среде» .

А.Г. Гогоберидзе, в своей монографии по дошкольной педагогике указывал, что – «В дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности - познания окружающего мира и себя в нем. Главным средством удовлетворения этой потребности все еще продолжает оставаться сенсорное (чувственное) освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий, и наглядных представлений. Но в этом возрасте пороги ощущений начинают снижаться. Это компенсируется повышением остроты зрения и точностью различения цветов, развитием слуха, точности оценок веса предметов.

Наиболее характерными становятся такие действия, которые позволяют ребенку обследовать предметы, выделять в них наиболее типичные свойства - разделять и соединять ощущения, придавая им характеристики сенсорных эталонов, общепринятых образцов восприятия. Такая деятельность закладывает основы для перехода на более высокую ступень развития - от наглядно-действенного к образному мышлению. Важнейшими условиями развития нормального восприятия и осмысления воспринимаемого становится ритм и наглядность» .

Козлова С.А. обращает внимание воспитателей на то, что - «Одна из характерных и ярких черт дошкольников - любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром - научиться отвечать на любые вопросы детей» .

Таким образом, конечной целью образовательно-воспитательной работы с детьми по ознакомлению их с окружающим миром является воспитание социально активной личности, способной бережно относиться к природе, миру вещей, самого себя, других людей, понимать смысл жизни как высшей ценности, воспитание у ребенка своего собственного «Я» своего места среди вторых людей, веры в свои силы и способности

Согласно требованиям ФГОСДО «Ознакомление детей с окружающим миром реализуется по следующим направлениям:

Предметное окружение:

продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.

Знакомство с сенсорными эталонами.

Знакомство со свойствами материалов.

Обучение способам обследования предметов, включая простейшее экспериментирование (тонет - не тонет, рвется - не рвется).

Обучение группировке и классификации хорошо знакомые предметов.

Семья:

Детский сад:

Родная страна.

Труд взрослых.

Природное окружение. Экологическое воспитание»

.

На основе ФОП ДО нами были выделены рекомендуемые темы по изучению окружающего мира в дошкольном возрасте.

Части

тела;

Одежда,

обувь,

головные

уборы;

Названия

транспортных средств (машина, корабль,

поезд,

трактор);

Названия домашних животных

(кошка, собака, лошадь, корова

и т.д.);

Названия диких животных

(волк,

заяц,

лиса и т.д.);

Некоторые названия растений

(

деревьев,

цветов, овощи и

фрукты);

Части суток (утро, день, вечер,

ночь);

Явления природы (дождь, снег,

солнце,

ветер).

Для того, чтобы воспитать целостную личность в процессе ее взаимодействия с окружающей средой, воспитатель учебного дошкольного учреждения должен овладеть соответствующими методиками и технологиями привлечения детей к активной познавательной деятельности и инициативной взаимодействия с другими субъектами социума.

Согласно требованиям Федеральной образовательной программы дошкольного образования – «Основными задачами, связанными с ознакомлением дошкольников с окружающим миром, являются:

1. Становление и развитие в сознании ребенка первоначальных представлений и естественной системы знаний о природных процессах и явлениях. Эти знания включают в себя основные законы, по которым функционируют природные процессы и явления, их признаках, свойствах, взаимосвязях и взаимоотношениях с общественными объектами и процессами. Такая система знаний формируется у дошкольников на основе представлений, отражающих существенные, внешне проявляющиеся свойства, параметры, связи и взаимодействия.

2. Развитие трудолюбия и трудовых способностей. В задачу воспитателей, входит привитие детям понимания необходимости создания благоприятных тенденций развития природных процессов и явлений. Это подкрепляется трудовыми навыками и выступает фундаментом развития истинной любви к прекрасному, природе, стремлению ее оберегать и защищать. Реальные результаты в последующей трудовой деятельности дает развитие трудовых навыков в природной среде. Это связано с интересом детей к этому процессу, желанием ухаживать за природой, ее организмами, поддерживать окружающий мир в здоровом состоянии.

3. Развитие любви к природе. Современное общество ориентируется на гуманистическую направленность воспитания и заботу о природе, для поддержания ее процессов в оптимальном состоянии. С раннего возраста у детей необходимо формировать навыки бережного отношения к природе, желание защищать ее. Это достигается на основе ознакомления детей важностью природы, необходимостью поддержания ее процессов и явлений в определенном состоянии, создания благоприятных условий для роста и развития растений и животных, сохранение оптимальных климатических условий. Бережное отношение формируется путем развития наблюдательности ребенка и способности эстетического восприятия окружающих процессов и явлений» .

Алешина Н.В. отмечает, что – «Для реализации задач ознакомления дошкольников с окружающим миром, необходимо создать педагогические условия воспитательной работы в окружающей среде. А именно:

готовность воспитателей к содержательной, насыщенной, разнообразной деятельности с детьми в среде (природной, предметной, социокультурной);

программно-методическое и дидактическое обеспечение учебно-воспитательного процесса дошкольного учреждения;

создание развивающей среды (природной, предметной, социокультурной, речевой), как в групповой комнате, так и в помещении, и во дворе детского сада;

привлечение детей к активной работе с элементами исследования в различных видах деятельности (игровой, трудовой, художественной, речевой, познавательной и т.д.)»

.

Собственная ценность дошкольного возраста заключается в том, что этот промежуток наиболее благоприятен для развития в ребенке личности и стабильного улучшения его физических и психологических способностей.

Веракса Н.Е. указывал, что – «В этот период происходит бурный подъем и активное формирование самосознания дошкольника: ребенок начинает осознавать собственное место в своем окружении, отделяет себя из мира предметов, учится сознательно разбираться в находящемся вокруг вещественном и природном мирах и вычленять их значения. В означенный период формируются также основные принципы взаимодействия с окружающим миром, природой и осуществляется обучение ребенка при помощи старших пониманию его как единой значимости для абсолютно всех людей» .

Гавриш Н.В. отмечала, что – «Методологическими принципами методики ознакомления детей с окружающим миром является концепт целостности как философской категории, выражающей отношение между совокупностью предметов и связью, который объединяет эти предметы и приводит к появлению в совокупности новых свойств, закономерностей, которые не были присущи предметам в их обособленности; при этом тип связи частей определяется и тем, что создавалось как целое» .

Многие выдающиеся преподаватели, деятели и мыслители придавали огромное значение окружающему миру, натуре как лекарству воспитания ребенка: например, Я. А. Коменский представлял в природе - «источник знаний и инструмент для развития ума, эмоций и свободы» .

К. Д. Ушинский говорил о «введении «ребенка в природу» для рассказа ему всего легкодоступного и нужного с целью их словесного и интеллектуального формирования» .

Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольный возраст важный сенситивный период в развитии ребенка и окружающий мир является незаменимым средством воспитания и развития ребенка.

Литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы / Ред. Т. В. Цветкова. — М.: Сфера, 2016.

96с.

Богуш А., Гавриш Н. Методика ознайомлення дітей з довкіллям у дошкільному навчальному закладі.

Підручник для ВНЗ. – К.: Видавничий Дім «Слово», 2010. – 408 с.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения/ под ред А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер,2013. – 464 с.

Веракса Н.Е., Галимов О

.Р. Познавательно– исследовательская

деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4– 7 лет.

/ Н.Е. Веракса, О

.Р.

Галимов. – М.: МОЗАИКА– СИНТЕЗ; Москва; 2012.– 77с.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: Гном, 2023. –296с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×