«Ознакомление дошкольников с социальными сферами близлежащего окружения» | Шакирьянова Светлана Владимировна. Работа №346416
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.
Дошкольное детство является важным этапом вхождения ребёнка в человеческое сообщество, адаптации к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. В сотрудничестве с окружающими людьми ребёнок знакомится с социально-приемлемыми формами поведения и учится сознательно их поддерживать.
Проект
«Ознакомление дошкольников с социальными сферами близлежащего окружения»
Содержание.
1. Информационная карта проекта
2. План проведения мероприятий
3. Структура взаимодействия педагогов в рамках реализации проекта. Функции участников образовательного процесса
4. Материал, используемый для осуществления проекта
5. Используемая литература
Информационная карта проекта
Полное название проекта: «Ознакомление с социальными сферами близлежащего окружения».
1. Автор: ШакирьяноваС.В.
2. Вид, тип проекта: долгосрочный комплексный, образовательный проект
3. Цель: дать основу приобретения опыта социальных отношений в сотрудничестве с окружающими людьми. Воспитывать любовь к своей родине. Формировать социально приемлемые формы поведения у детей.
4. Задачи проекта:
Познакомить детей с работой прачечной.
Познакомить с профессиями врач, повар, с предметами – помощниками.
Познакомить детей с бассейном и педагогам по плаванию.
Расширить кругозор, развивать наблюдательность, любознательность, связную речь, обогащать словарь детей.
Закреплять получение знания в творческой деятельности.
Итоговое мероприятие: выпуск газеты для родителей «Наши первые экскурсии»
5. Место проведения: ГБДОУ № 46
6. Участники проекта: дети младшей дошкольной группы, их родители и воспитатели, педагоги учреждения.
7. Возраст детей: 3-4 лет
8. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции, игры, беседы и экскурсии, знакомящие детей с профессиональной деятельностью близлежащего окружения).
9. Ожидаемые результаты:
Приобретение опыта социальных отношений, в сотрудничестве с окружающими людьми, повышение уровня социальной компетентности. Лёгкая адаптация к различным социальным ситуациям.
Актуальность темы. Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.
Дошкольное детство является важным этапом вхождения ребёнка в человеческое сообщество, адаптации к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. В сотрудничестве с окружающими людьми ребёнок знакомится с социально-приемлемыми формами поведения и учится сознательно их поддерживать.
Родина – это страна, где родился и живет человек. Родина – это город, поселок, улица, дом, семья, родные, друзья, детский сад. Родина бывает только одна и ее надо любить. На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения − родственные, дружеские, профессионально-трудовые и прочие. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы, района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение.
Дошкольное учреждение представляет собой своего рода социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, физкультура и спорт.
Для детей впервые переступивших порог детского сада, все, что они видят вокруг, представляет огромный интерес. Сад − чрезвычайно важный этап в их ознакомлении с социумом. В современных условиях родители не всегда могут уделить своему ребенку достаточно времени, рассмотреть с ним окружающие предметы, обратить его внимание на происходящие явления и события, поговорить о них. В результате этого у детей часто недостаточно для своего возраста развиты память, навыки восприятия, речь. Необходимо систематически и целенаправленно учить дошкольников, особенно младшего возраста, наблюдать, запоминать, ориентироваться в пространстве, тем самым способствуя обогащению опыта восприятия и познания окружающего мира. Бытует мнение, что экскурсии по детскому саду, целевые посещения музыкального, физкультурного залов излишни − ведь ребенок постоянно бывает там, перемещается по зданию, − и так все увидит и запомнит. Однако, проходя по коридору, невозможно рассмотреть картину на стене. В музыкальном зале нужно заниматься - слушать музыку, учиться петь и танцевать, а не любоваться украшениями или рассматривать пособия и игрушки в шкафу. А сколько интересных и необыкновенных вещей можно увидеть в кабинетах заведующей или методиста! Знакомя малышей с детским садом, необходимо детально рассказать о предметах, объяснить их назначение, сообщить название, показать пример восприятия окружающего, своего отношения к нему, ведь сформированные навыки послужат для них основой дальнейшего познания мира. Кроме того, такая экскурсия способствует более быстрой и легкой адаптации детей. Уже знакомые предметы, помещения, люди, работающие в детском саду, больше не пугают ребенка, они становятся близкими и понятными ему.
Так знакомясь с социумом, ребята не только получают множество разнообразных сведений, необходимых в их повседневной жизни.
Подготовительный этап проекта.
Изучение литературы по проектной деятельности.
Подобрать наглядный и дидактический материал
(
иллюстрации, картинки фотографии)
Подобрать художественную литературу по теме проекта
(
потешки
, загадки)
Подобрать сюжетно – ролевые игры по теме проекта.
Подготовить детские песни по теме « Детский сад»
Основной этап.
Экскурсия в прачечную.
Творческое занятие « салфетка для куклы»
Беседа о сотрудниках прачечной.
Сюжетн
о-
ролевые игры: «Стираем салфетки для куклы», « Угощаем Мишку чаем», «Застилаем кровать для Анюты», « Готовим Ване обед», «Учим Машу мать руки с мылом», «Купаем Катю».
Экскурсия в бассейн.
Игра на развитие мелкой моторики рук « Сухой бассейн»
Экскурсия в медицинский кабинет
Сюжетно-ролевая игра «Доктор»
Экскурсия в пищеблок
Сюжетно-ролевая игра «Повар»
Чтение художественной литературы
:
Сказка « Теремок», поэзия
А.Барт
о
(
из цикла Игрушки), произведение
С.Капутикян
« Все спят», « Маша обедает», разучивание
потешки
« Зайка серый».
Пальчиковая гимнастика
.
Наблюдение за природой детского сада.
Прослушивание детских песен о детском саде.
Знакомство с педагогом по плаванью и игры с водой.
Подведение итогов.
Выпуск газеты для родителей « Наши первые экскурсии»
Презентация проекта.
Материал используемый для осуществления проекта.
I раздел. Информационно-методический материал.
1. Консультации для педагогов и родителей «Дошкольное детство важный этап вхождения ребёнка в человеческое сообщество», «Правовое воспитание, модель социализации ребёнка в обществе».
2. Конспект занятий.
3. Беседы «Ознакомление детей с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер близлежащего окружения».
4. Дидактические игры «Профессия», «Кем быть»,
5. Демонстрационный материал
Серия картин:
- «Семья»
- «Эмоции»
- «Профессии»
- «Транспорт»
- «Что нас окружает»
- «Наши чувства и эмоции»
- «Безопасность»
- «Мир вокруг нас»
- «Я познаю мир»
II раздел. Мультимедийные презентации.
1. «Презентация о профессиях
2. «Все профессии важны»
3. «Кто работает в поликлинике»
4. «Профессии»
6. «Кто служит в армии?»
План проведения мероприятий
(экскурсии, встречи, мультимедийные презентации)
по ознакомлению с социальными сферами близлежащего окружения.
Месяц
Социальная сфера
Объект, цель.
Ответственные
Январь
Февраль
Март
Апрель
Детский сад
Наши защитники
Моя мама
Физкультура и спорт.
Детский сад:
Экскурсии по детскому саду: его назначение и оборудование, знакомство с сотрудниками детского сада, их трудом. (кухня, прачечная. Знакомство с профессией воспитателя.)
Беседы «Моя группа», «Мои друзья».
С/р игра «Детский сад».
Природа: экскурсии и прогулки по территории детского сада. Формирование элементарных представлений детей о роли человека в облагораживании детских участков. Формирование природоохранного поведения, закрепление представления о том, что детский сад наш общий дом.
Медицина в детском саду: экскурсии по детскому саду: знакомство с медицинскими помещениями в детском саду (кабинет медсестры)
С/р игра «Больница»
(презентация «Кто работает в поликлинике»); формирование элементарных представлений о лекарственных препаратах. Знакомство с профессией врача (педиатр, хирург, окулист, стоматолог)
Наши гости: встречи беседы с папами. Формирование элементарных представлений об армии, военнослужащих и их обязанностях. Формирование патриотических чувств.
Беседа с детьми о папе, с рассматриванием фотографий.
Изготовление подарков для пап
Рисование «Самолеты летят».
С/р игра «Мы солдаты»
Беседа с детьми о своих мамах .Изготовление подарков для мам. Аппликация «Красивое платок для мамы».Разучивание песен и стихов о мамах, бабушках. С/р игра «Дочки – матери».
Физкультура и спорт в детском саду: спортивный зал, значение спорта для укрепления здоровья
Бассейн в детском саду:
Экскурсии в бассейн: его назначение и оборудование, знакомство с сотрудниками, их трудом, знакомство с различными видами спорта. Расширение представлений о спортивных соревнованиях. Формирование привычки к здоровому образу жизни.
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
родители
воспитатели
Воспитатели
воспитатели
Инструктор
Воспитатели
Инструктор
Май
Моя улица
Беседы с детьми: «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».Рассматривание фотографий с улицами города .Рисование «Моя улица».
Воспитатели
Функции участников образовательного процесса по ознакомлению детей с социальными сферами близлежащего окружения.
- воспитатель – проводит занятия, беседы, игры, чтение литературы организует предметно развивающую среду в группе;
- инструктор по физическому воспитанию – знакомит с различными видами спорта. Участвует в проведении экскурсии в спортивный зал детского сада;
- музыкальный руководитель – участвует в проведении экскурсий, включает в свои занятия элементы ознакомления с профессиональной деятельностью социальных сфер;
- родители – создают условия для ознакомления детей с социальными сферами близлежащего окружения дома и в детском сад;
Используемая литература:
1. «Обучение и игра»: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2004
2. «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В. Краснощекова. Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007
3. Абашина, В.В. Шайбакова С.Г. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом»
4. Голицина Н.С. «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью». – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
5. Данилина, Т.А. ЛагодаТ.С., М.Б. Зуйкова Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005.
6. Ешкович Л.А. «Сюжетно-ролевая игра»: Методическое пособие.- М.: Мозаика- Синтез, 2009.
7. Потапова Т.В. «Беседы с дошкольниками о профессиях»
8.Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2006.
9. Шорыгина Т.А. «Беседы о профессиях»