Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Ознакомление дошкольников с социальными сферами близлежащего окружения» | Шакирьянова Светлана Владимировна. Работа №346416

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.

Дошкольное детство является важным этапом вхождения ребёнка в человеческое сообщество, адаптации к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. В сотрудничестве с окружающими людьми ребёнок знакомится с социально-приемлемыми формами поведения и учится сознательно их поддерживать.

 

 

 

 

 

 

 

Проект
«Ознакомление дошкольников с социальными сферами близлежащего окружения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

1. Информационная карта проекта

2. План проведения мероприятий

3. Структура взаимодействия педагогов в рамках реализации проекта. Функции участников образовательного процесса

4. Материал, используемый для осуществления проекта

5. Используемая литература
 

Информационная карта проекта

Полное название проекта: «Ознакомление с социальными сферами близлежащего окружения».

1. Автор: ШакирьяноваС.В.

2. Вид, тип проекта: долгосрочный комплексный, образовательный проект

3. Цель: дать основу приобретения опыта социальных отношений в сотрудничестве с окружающими людьми. Воспитывать любовь к своей родине. Формировать социально приемлемые формы поведения у детей.

4. Задачи проекта:

Познакомить детей с работой прачечной.

Познакомить с профессиями врач, повар, с предметами – помощниками.

Познакомить детей с бассейном и педагогам по плаванию.

Расширить кругозор, развивать наблюдательность, любознательность, связную речь, обогащать словарь детей.

Закреплять получение знания в творческой деятельности.

Итоговое мероприятие: выпуск газеты для родителей «Наши первые экскурсии»

5. Место проведения: ГБДОУ № 46

6. Участники проекта: дети младшей дошкольной группы, их родители и воспитатели, педагоги учреждения.

7. Возраст детей: 3-4 лет

8. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции, игры, беседы и экскурсии, знакомящие детей с профессиональной деятельностью близлежащего окружения).

9. Ожидаемые результаты:

Приобретение опыта социальных отношений, в сотрудничестве с окружающими людьми, повышение уровня социальной компетентности. Лёгкая адаптация к различным социальным ситуациям.

Актуальность темы. Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.

Дошкольное детство является важным этапом вхождения ребёнка в человеческое сообщество, адаптации к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. В сотрудничестве с окружающими людьми ребёнок знакомится с социально-приемлемыми формами поведения и учится сознательно их поддерживать.

Родина – это страна, где родился и живет человек. Родина – это город, поселок, улица, дом, семья, родные, друзья, детский сад. Родина бывает только одна и ее надо любить. На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения − родственные, дружеские, профессионально-трудовые и прочие. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы, района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение.

Дошкольное учреждение представляет собой своего рода социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, физкультура и спорт.

Для детей впервые переступивших порог детского сада, все, что они видят вокруг, представляет огромный интерес. Сад − чрезвычайно важный этап в их ознакомлении с социумом. В современных условиях родители не всегда могут уделить своему ребенку достаточно времени, рассмотреть с ним окружающие предметы, обратить его внимание на происходящие явления и события, поговорить о них. В результате этого у детей часто недостаточно для своего возраста развиты память, навыки восприятия, речь. Необходимо систематически и целенаправленно учить дошкольников, особенно младшего возраста, наблюдать, запоминать, ориентироваться в пространстве, тем самым способствуя обогащению опыта восприятия и познания окружающего мира. Бытует мнение, что экскурсии по детскому саду, целевые посещения музыкального, физкультурного залов излишни − ведь ребенок постоянно бывает там, перемещается по зданию, − и так все увидит и запомнит. Однако, проходя по коридору, невозможно рассмотреть картину на стене. В музыкальном зале нужно заниматься - слушать музыку, учиться петь и танцевать, а не любоваться украшениями или рассматривать пособия и игрушки в шкафу. А сколько интересных и необыкновенных вещей можно увидеть в кабинетах заведующей или методиста! Знакомя малышей с детским садом, необходимо детально рассказать о предметах, объяснить их назначение, сообщить название, показать пример восприятия окружающего, своего отношения к нему, ведь сформированные навыки послужат для них основой дальнейшего познания мира. Кроме того, такая экскурсия способствует более быстрой и легкой адаптации детей. Уже знакомые предметы, помещения, люди, работающие в детском саду, больше не пугают ребенка, они становятся близкими и понятными ему.

Так знакомясь с социумом, ребята не только получают множество разнообразных сведений, необходимых в их повседневной жизни.

 

Подготовительный этап проекта.

Изучение литературы по проектной деятельности.

Подобрать наглядный и дидактический материал

(

иллюстрации, картинки фотографии)

Подобрать художественную литературу по теме проекта

(

потешки

, загадки)

Подобрать сюжетно – ролевые игры по теме проекта.

Подготовить детские песни по теме « Детский сад»

Основной этап.

Экскурсия в прачечную.

Творческое занятие « салфетка для куклы»

Беседа о сотрудниках прачечной.

Сюжетн

о-

ролевые игры: «Стираем салфетки для куклы», « Угощаем Мишку чаем», «Застилаем кровать для Анюты», « Готовим Ване обед», «Учим Машу мать руки с мылом», «Купаем Катю».

Экскурсия в бассейн.

Игра на развитие мелкой моторики рук « Сухой бассейн»

Экскурсия в медицинский кабинет

Сюжетно-ролевая игра «Доктор»

Экскурсия в пищеблок

Сюжетно-ролевая игра «Повар»

Чтение художественной литературы

  :

Сказка « Теремок»,  поэзия

А.Барт

о

(

из цикла Игрушки), произведение

С.Капутикян

« Все спят», « Маша обедает», разучивание

потешки

« Зайка серый».

Пальчиковая гимнастика

.

Наблюдение за природой детского сада.

Прослушивание детских песен о детском саде.

Знакомство с педагогом по плаванью и игры с водой.

Подведение итогов.

Выпуск газеты для родителей « Наши первые экскурсии»

Презентация проекта.

 

Материал используемый для осуществления проекта.

I раздел. Информационно-методический материал.

1. Консультации для педагогов и родителей «Дошкольное детство важный этап вхождения ребёнка в человеческое сообщество», «Правовое воспитание, модель социализации ребёнка в обществе».

2. Конспект занятий.

3. Беседы «Ознакомление детей с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер близлежащего окружения».

4. Дидактические игры «Профессия», «Кем быть»,

5. Демонстрационный материал

Серия картин:

- «Семья»

- «Эмоции»

- «Профессии»

- «Транспорт»

- «Что нас окружает»

- «Наши чувства и эмоции»

- «Безопасность»

- «Мир вокруг нас»

- «Я познаю мир»

 

 

II раздел. Мультимедийные презентации.

1. «Презентация о профессиях

2. «Все профессии важны»

3. «Кто работает в поликлинике»

4. «Профессии»

6. «Кто служит в армии?»

 

 

 

 

 

 

 

 

План проведения мероприятий

(экскурсии, встречи, мультимедийные презентации)

по ознакомлению с социальными сферами близлежащего окружения. 

Месяц

Социальная сфера

Объект, цель.

Ответственные

Январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

 

 

 

 

Апрель

Детский сад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наши защитники

 

 

 

 

 

 

 

 

Моя мама

 

 

 

 

Физкультура и спорт.

Детский сад:

Экскурсии по детскому саду: его назначение и оборудование, знакомство с сотрудниками детского сада, их трудом. (кухня, прачечная. Знакомство с профессией воспитателя.)  

 Беседы «Моя группа», «Мои друзья».

С/р игра «Детский сад».

Природа: экскурсии и прогулки по территории детского сада. Формирование элементарных представлений детей о роли человека в облагораживании детских участков. Формирование природоохранного поведения, закрепление представления о том, что детский сад наш общий дом.

Медицина в детском саду: экскурсии по детскому саду: знакомство с медицинскими помещениями в детском саду (кабинет медсестры)

С/р игра «Больница»

(презентация «Кто работает в поликлинике»); формирование элементарных представлений о лекарственных препаратах. Знакомство с профессией врача (педиатр, хирург, окулист, стоматолог)

Наши гости: встречи беседы с папами. Формирование элементарных представлений об армии, военнослужащих и их обязанностях. Формирование патриотических чувств.

Беседа с детьми о папе, с рассматриванием фотографий.

Изготовление подарков для пап

Рисование «Самолеты летят».

С/р игра «Мы солдаты»

 

Беседа с детьми о своих мамах .Изготовление подарков для мам. Аппликация «Красивое платок для мамы»азучивание песен и стихов о мамах, бабушках. С/р игра «Дочки – матери».

Физкультура и спорт в детском саду: спортивный зал, значение спорта для укрепления здоровья 

Бассейн в детском саду:

Экскурсии в бассейн: его назначение и оборудование, знакомство с сотрудниками, их трудом, знакомство с различными видами спорта. Расширение представлений о спортивных соревнованиях. Формирование привычки к здоровому образу жизни.

воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

воспитатели

 

 

 

 

 

воспитатели

родители

 

 

 

 

воспитатели

 

 

 

 

Воспитатели

 

 

 

воспитатели

Инструктор

 

Воспитатели

Инструктор

 

 

Май

Моя улица

Беседы с детьми: «Мой адрес», «Улица, на которой я живу»ассматривание фотографий с улицами города .Рисование «Моя улица».

 Воспитатели

 

 

 

Функции участников образовательного процесса по ознакомлению детей с социальными сферами близлежащего окружения. 

воспитатель – проводит занятия, беседы, игры, чтение литературы организует предметно развивающую среду в группе;

- инструктор по физическому воспитанию – знакомит с различными видами спорта. Участвует в проведении экскурсии в спортивный зал детского сада;

-  музыкальный руководитель – участвует в проведении экскурсий, включает в свои занятия элементы ознакомления с профессиональной деятельностью социальных сфер;

родители – создают условия для ознакомления детей с социальными сферами близлежащего окружения дома и в детском сад;     

 

 

 

Используемая литература:

1. «Обучение и игра»: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2004

2. «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В. Краснощекова. Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007

3. Абашина, В.В. Шайбакова С.Г. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом»

4. Голицина Н.С. «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью». – М.: Мозаика – Синтез, 2006.

5. Данилина, Т.А. ЛагодаТ.С., М.Б. Зуйкова Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005.

6. Ешкович Л.А. «Сюжетно-ролевая игра»: Методическое пособие.- М.: Мозаика- Синтез, 2009.

7. Потапова Т.В. «Беседы с дошкольниками о профессиях»

8.Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2006.

9. Шорыгина Т.А. «Беседы о профессиях»

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×