Ознакомление с формой предметов и геометрическими фигурами | Ищенко Светлана Николаевна. Работа №338283. Номер работы: №338283
Научить различать предметы по форме и называть геометрические фигуры, развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику, речь. Совершенствовать восприятие формы, развивать произвольное внимание, быстроту движений.
Научить различать предметы по форме и называть геометрические фигуры, закреплять знания об особенностях фигур, выделять по форме. Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы.
"Ознакомление с формой предметов и геометрическими фигурами"
Автор -составитель Ищенко Светлана, воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №222»
Опорные слова: форма предметов, геометрическая фигура, квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник, визуальное восприятие, пространственное мышление, объекты окружающего мира, свойства, особенности, анализ, классификация, идентификация, математическая концепция, игра, невероятные приключения, веселые истории, сходства и различия, конструктивный замысел.
Работая с детьми средней группы, я отметила, казалось бы, что такая простая на вид задача «Ознакомление с формой предметов и геометрическими фигурами» оказалась не такой уж и простой для моих воспитанников, тогда я постаралась подобрать более интересные игры, использовать детскую литературу и разнообразить дидактический материал в работе с детьми при решении данной проблемы.
О важности ознакомления с формой предметов и геометрическими фигурами можно писать много, но главное -это формировании понятий о форме предметов и геометрии у детей. Оно помогает детям развивать визуальное восприятие и пространственное мышление, а также улучшает их способность анализировать и классифицировать объекты в окружающем мире.
Когда дети знакомятся с различными формами предметов и геометрическими фигурами, они учатся распознавать их особенности и свойства. Например, круг имеет форму с закругленными краями, а треугольник — три стороны и три угла. Эти знания помогают детям лучше понимать, как они могут использовать эти формы в своей жизни.
Основные преимущества ознакомления детей с формами и геометрическими фигурами включают:
- развитие визуального восприятия: Знакомство с формами и фигурами позволяет детям развивать свою способность видеть и различать различные формы и их характеристики;
- развитие пространственного мышления: Изучение геометрических фигур помогает детям понять отношения и расположение объектов в пространстве, такие как поверхность, объем или положение;
- улучшение умения анализировать и классифицировать: Знакомство с формами и геометрическими фигурами помогает детям учиться анализировать и классифицировать объекты в соответствии с их формой, размером и другими характеристиками;
- подготовка к математическому мышлению. Ознакомление с геометрическими фигурами является важным шагом в формировании математического мышления у детей. Они учатся узнавать и идентифицировать геометрические формы, что строит основу для понимания более сложных математических концепций в будущем.
В целом, ознакомление с формой предметов и геометрическими фигурами не только помогает детям узнать о различных формах, но и развивает их мышление и предоставляет им основу для дальнейшего изучения математики.
Вот в такие игры мы часто играем с детьми, а далее представлен список познавательной литературы по этой же теме.
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 лет
«Что бывает такой формы?»
Цель игры: учить различать фигуры, развивать мышление.
Материал: карточки с геометрическими фигурами с нарисованными в них предметами определенной формы (круг,овал, квадрат, прямоугольник, треугольник)
Ход игры: Яблоко: какое? — Круглое. Окно: какое? — Квадратное.
Что бывает круглым? Квадратным? Овальным? И т.д.
«Узнай фигуру»
Цель игры: совершенствовать восприятие формы, развивать произвольное внимание, быстроту движений.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур – квадрата, треугольника, круга или предметы, похожие на эти фигуры, - колесо, пирамидка, модули.
Ход игры: Воспитатель знакомит детей с заготовленными геометрическими фигурами, которые раскладывает в разных частях зала, и объясняет правила игры. По сигналу дети произвольно перемещаются по залу, выполняя различные движения. После того как воспитатель называет одну из фигур, например «Квадрат», дети должны быстро построиться вокруг этой фигуры.
Отмечают детей быстро и правильно выполнивших задание.
Упражнение «Геометрические деревья»
Цель игры: совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов.
Материал: рабочие листы с заданиями «геометрические деревья»
Ход игры: Перед вами карточки, на которых изображены деревья с кронами, похожими на геометрические фигуры. Сосчитайте, сколько всего деревьев на рисунке? (Пять деревьев).
Покажите дерево, с кроной похожей на круг (овал, треугольник, прямоугольник, квадрат).
Какое по счету дерево с круглой кроной (овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной)?
«Найди предмет такой же формы»
Цель игры: учить различать предметы по форме, различать и называть геометрические фигуры, развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику, речь.
Материал: игровое поле, карточки с предметными картинками (блюдце, арбуз, мяч, колесо, пуговица).
Ход игры: Воспитатель рассматривает с ребенком игровое поле, обсуждает картинки: «Смотри, арбуз. По форме он напоминает круг. Арбуз круглый!» и т.д. Объяснить ребенку смысл игры: «Вот арбуз, он круглый. Найди подходящую карточку и положи ее сверху. Теперь давай найдем карточки, на которых изображены предметы круглой формы и закроем пустые клеточки. Какие рисунки ты выберешь? Правильно! Это арбуз, колесо, мяч и пуговиц». Можно усложнить задание. Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими картинками к геометрическим фигурам. В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.
«Кто лишний за столом?»
Цель игры: учить различать предметы по форме, различать и называть геометрические фигуры, закреплять знания об особенностях фигур, выделять по форме.
Материал: игровое поле, карточки с предметными картинками (блюдце, арбуз, мяч, колесо, пуговица).
Ход игры: - Как вы думаете, какая геометрическая фигура лишняя за округлым столом? Как вы думаете, какая фигура лишняя за многоугольным столом?
«Разложи фигурки по домикам»
Цель игры: познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.
Материал: пять больших фигур (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник). Много маленьких таких же фигур.
Ход игры: разложите перед ребенком большие фигуры - домики, и много маленьких и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катиться – вот так! А это квадрат. Его можно поставить». Затем предложите разложить маленькие фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки». Раздайте детям по маленькой фигурке и предложите по очереди найти место каждой из них. Когда дети разложат все фигуры, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают. Затем еще раз покажите и назовите все фигуры, не требуя от детей повторения.
«Геометрическая мозаика»
Цель игры: закрепления у детей знания о геометрических фигурах, формирование умения преобразовывать их, учить составлять фигуру, ориентируясь на образец.
Материал: наборы геометрических фигур по количеству детей, готовые расчлененные образцы.
Ход игры: Организуя игру, воспитатель заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности (на составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека – девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека).
Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходный материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключении игры дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
«Угадай, что спрятали»
Цель игры: закрепления у детей знания о геометрических фигурах, развитие внимания, памяти.
Материал: набор геометрических фигур по количеству детей.
Ход игры: На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.
Одним из важных помощников при знакомстве с формой предметов и геометрическими фигурами может стать познавательная литература, главное при ей использовании помнить о возрасте своих воспитанников, стараться использовать подходящие моменты для её включения в процесс освоения понятий и представлений о форме предметов.
Рекомендуемые нами книги, помогут детям ознакомиться с, особенностями геометрических фигурами, разнообразной формой предметов их окружающих. В тексте представлены яркие иллюстрации и интересные истории, что разнообразит процесс обучения, делает его увлекательным. Интересным и увлекательным чтением могут стать книги следующих авторов:
- «Квадратный дом» - автор Виктория Шангина. Эта книжка расскажет ребенку о форме квадрата и покажет, какие еще предметы имеют примерно такую же форму.
- «Круговорот» - автор Филипп Назаркин. В этой книге дети познакомятся с кругом и его особенностями. Используя примеры из окружающего мира, автор показывает, что круг можно увидеть повсюду.
- «Треугольник, пятиугольник и другие формы» - автор Лиза Бруссо. В этой книге дети познакомятся с различными геометрическими фигурами, такими как треугольник, пятиугольник, квадрат и много других. С помощью ярких иллюстраций они научатся узнавать и называть эти формы.
«Волшебная геометрия» - автор Джулия Дональдсон. В этой интерактивной книге дети смогут познакомиться с различными геометрическими фигурами через невероятные приключения и веселые истории. Каждая страница содержит скрытые формы, которые ребенок должен найти и назвать.
- «Геометрические мультфильмы» - автор Елена Барановская. Эта книга предлагает набор загадок, иллюстрированных простыми геометрическими фигурами. Ребенок будет разгадывать загадки и находить правильный ответ, что поможет ему лучше понять форму и геометрию.
Рекомендуемая литература
Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей детей. Курс лекций,- М: Владос,2004.
Габова М.А. Графика в детском саду.- Сыктывкар, 2002.
Ленгдон Н., Снейт Ч., С математикой в путь. -М., 1987.
Мерзон А.Е., Чекин А.Л. Азбука математики. – М.: Лайда, 1994.