Ознакомление с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности | Чаленко Клавдия Степановна. Работа №351061
Ознакомление с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста
в процессе опытно-экспериментальной деятельности
(глина, песок, бумага, ткань, дерево)
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Детство - это радостная пора открытий. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Обогащения знаний детей о предметном мире через организацию элементарных опытов у детей, вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».
Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
При формировании основ естественно — научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
В основе экспериментирования лежит наглядно-действенное мышление, которое является новообразованием именно раннего возраста. Именно в дошкольном возрасте, а особенно с 1 до 3 лет, экспериментирование развивается особенно быстрыми темпами.
В ходе экспериментирования у ребенка формируется целостная картина мира, закладываются основы культурного познания окружающего мира. Оно способствует развитию памяти, внимания, мелкой моторики, развитию речи, продуктивной деятельности.
Существенную роль в процессе экспериментирования играют элементарные опыты.
Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используют элементарные опыты. Опыт — наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет, его преобразование, действие с ним. Причем ребенок выполняет в данном процессе активную роль. Элементарные опыты с предметами и материалами, непосредственный контакт с ними, позволяют ребенку познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше.
Опыт используется как способ решения познавательной задачи, которая требует от ребенка развитие специальных навыков: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных, высказывание предположения, выбор способов решения задачи. Благодаря опытам дети учатся, делать выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Опыты доставляют детям большую радость, удивление и даже восторг, вызывают чувство удовлетворения от проделанной работы.
На сегодняшний день складывается такая ситуация, что попытки детей исследовать, экспериментировать пресекаются со стороны взрослых. Причины для этого разные: во-первых, недостаточное понимание родителями важности данного вида деятельности для дальнейшего развития ребенка; во-вторых, бытовые причины (не трогай землю - испачкаешься, не смешивай краски они еще новые и т.д.); в-третьих, боязнь родителей, что ребенок может причинить себе вред.
Поэтому большая роль в познании детьми окружающего, в том числе предметного мира, ложится на педагога, который в условиях детского сада должен создать условия для реализации природных потребностях ребенка в экспериментировании.
Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Эти задачи могут быть выдвинуты детьми. Практически они ставят их постоянно, задавая взрослым свои «почему» и «отчего». Например, на запрет взрослых не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?» Бесполезно объяснять, что снег холодный, можно заболеть. «А мне не холодно! А я закаленный!» - такими будут ответы. Бесполезно утверждать, что снег грязный: он такой белый, чистый, сверкающий. Убедительно и наглядно эту проблему можно решить путем постановки опыта.
В организации и проведении опытов можно четко выделить четыре этапа:
1. Постановка проблемы.
2. Поиск пути решения проблемы.
3. Проведение наблюдения.
4. Обсуждение итогов и формулировка вывода.
Проблема может быть высказана ребенком или обнаружена совместно со взрослым. В младшем возрасте, когда ребенок еще не умеет решать проблемные ситуации, наиболее эффективны игровые ситуации. С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации, например:
F Что будет, если снег принести в комнату? Проверим?
F Какой кубик тяжелее: большой или маленький? Почему? Как проверить?
F Из какого песка можно сделать кулич: сухого или мокрого? Почему?
F Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?
F Давайте подумаем, можно или нельзя плавать на бумажном корабле? Почему?
Для успешного проведения опыта важным является создание условий. Так необходимо чтобы все условия опыта были одинаковыми, кроме одного, который влияет на конечный результат. Это условие должно быть выделено. Например, где будет лучше расти лук: в темном или светлом месте? Берут два одинаковых ящика с одинаковой почвой и одинаковыми по размеру луковицами. Договариваются поливать одинаковым количеством воды из одинаковых леек. Разница же будет в том, что один ящик поставим на светлый подоконник, а другой – в темном месте. Устанавливается, что все одинаковое, разное – степень освещения.
Поскольку опыт – это наблюдение в специально созданных условиях, то он может быть кратковременным или длительным.
Когда опыт проведен, следует перейти к заключительному этапу. После знакомства с произведением А. Барто «Мячик» спросить у детей, почему не утонет в речке мяч? (мячик легкий). В мячике есть воздух, поэтому он легкий. Затем раздать мячи всем детям и проверить утонет мяч или нет в воде. Дети на опыте убеждаются, что резиновый мяч не тонет, плавает в воде. Через игровой сюжет можно розыграть процесс знакомства персонажа с новым предметом, детально рассмотреть его, изучить, обследовать.
Элементарные опыты могут быть частью организованной образовательной деятельности, могут включаться в режимные моменты, использоваться в ходе прогулок. Опыты могут включаться в самую разнообразную детскую деятельность: игру, труд, продуктивную деятельность, конструирование и т.п. Опыты могут быть включены и в другие виды деятельности. При этом познание предметного мира детьми не будет происходить путем сообщения им какого-либо объема знаний, а станет такой же творческой деятельностью, как, например, игра.
Итак, для проведения опыта необходимо:
Просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу.
Обязательное руководством опытом: вопросы, предполагающие формирование у ребенка целостного представления об объекте или предмете, побуждающие его рассуждать, объяснять, сравнивать.
Один и тот же опыт проводится дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения детей, не проявивших интереса к нему в первый раз.
Обязательное формулирование выводов, полученных в результате опыта.
Ознакомление с бумагой.
С детьми проводился опыт «Поющая бумага». Предлагалось взять бумагу и выполнить движение «стирка белья». Бумага шуршит, при смятии бумага издает звук. Также проводился опыт «Летающая бумага». Дети узнали, что бумага легкая, ее можно сдуть с ладони. Также дети узнали, что бумага не тонет в воде в отличие от камней.
При помощи опытов с бумагой дети научились узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, гладкость. толщину) и свойства (мнется, рвется, режется), что на бумаге можно рисовать, при смятии бумага издает звук, при малейшем ветерке бумага разлетается.
Ознакомление с деревом.
С детьми проводился опыт «Тонет - плавает». Дети увидели, что дерево не тонет, оно плавает. Также проводили опыты с поленом, корой и веточкой. Дети пробовали: мнется, гнется ли полено, и пришли к выводу, что полено тяжелое, твердое. Провели опыт с корой, что кора гнется, крошится. А веточка с дерева не такая толстая, как ствол. Она не мнется, но гнется, ломается. Я напомнила детям, что это у нас опыт, а вообще веточки с деревьев рвать и ломать нельзя.
При помощи опытов с древесиной дети научились узнавать вещи, изготовленные из древесины, узнали ее качества (твердость, структуру поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности, толщину) и свойства (режется, не бьется, не тонет в воде).
Ознакомление с тканью.
Рассматривали с детьми кусочки ткани. Предлагалось детям сложить, смять ткань; посмотрели, что происходит с тканью, если ее сжимать в руках – она мнется, ткань мягкая. Следующий проводили опыт: в емкость с водой опускали лоскутки ткани; увидели, что ткань намокла. Ткань можно сушить, гладить. Также проводился опыт «Прозрачная – не прозрачная ткань».
Дети узнали, что ткань: намокает, мнется, мягкая, может быть прозрачной и непрозрачной, ее можно гладить. Также дети узнали, что ткань не издает звуков, как бумага. Ткань аккуратно режется, а не рвется.
С детьми проводилась дидактическая игра «Тканевое лото», в ходе которой у детей формировалось умение сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу, развивалось зрительное восприятие. Во время дидактические игры «Мягкие лоскутки» у детей формировалось умение обследовать текстуру ткани, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, способности к сравнению.
Ознакомление с песком, глиной.
С помощью проведенных опытов («Какой бывает песок?», «Как движется сухой песок?», «Какие следы остаются на влажном песке?», «Почему рассыпается песок?») дети познакомились со свойствами песка: состоит из песчинок, пропускает воду; сухой – рассыпается, светлого цвета, может сыпаться с разной скоростью (быстро и медленно), просеивается через сито; сырой – липнет, принимает форму емкости, темнее по цвету, можно оставлять следы и отпечатки, на нем можно рисовать палочкой. Создавали различные образы путем рассыпания сухого песка.
Со свойствами глины (мягкая, пластичная, мнется, бьется, размокает) дети познакомились в процессе опыта «Как отличить глину от песка?». А также научились различать глину от песка по внешнему виду.
В заключение хочется привести слова академика К.Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
в процессе опытно-экспериментальной деятельности
(глина, песок, бумага, ткань, дерево)
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Детство - это радостная пора открытий. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений,любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Обогащения знаний детей о предметном мире через организацию элементарных опытов у детей, вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов.
Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
При формировании основ естественно — научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
В основе экспериментирования лежит наглядно-действенное мышление, которое является новообразованием именно раннего возраста. Именно в дошкольном возрасте, а особенно с 1 до 3 лет, экспериментирование развивается особенно быстрыми темпами.
В ходе экспериментирования у ребенка формируется целостная картина мира, закладываются основы культурного познания окружающего мира. Оно способствует развитию памяти, внимания, мелкой моторики, развитию речи, продуктивной деятельности.
Существенную роль в процессе экспериментирования играют элементарные опыты.
Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используют элементарные опыты. Опыт — наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет, его преобразование, действие с ним. Причем ребенок выполняет в данном процессе активную роль. Элементарные опыты с предметами и материалами, непосредственный контакт с ними, позволяют ребенку познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше.
Опыт используется как способ решения познавательной задачи, которая требует от ребенка развитие специальных навыков: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных, высказывание предположения, выбор способов решения задачи. Благодаря опытам дети учатся, делать выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Опыты доставляют детям большую радость, удивление и даже восторг, вызывают чувство удовлетворения от проделанной работы.
На сегодняшний день складывается такая ситуация, что попытки детей исследовать, экспериментировать пресекаются со стороны взрослых. Причины для этого разные: во-первых, недостаточное понимание родителями важности данного вида деятельности для дальнейшего развития ребенка; во-вторых, бытовые причины (не трогай землю - испачкаешься, не смешивай краски они еще новые и т.д.); в-третьих, боязнь родителей, что ребенок может причинить себе вред.
Поэтому большая роль в познании детьми окружающего, в том числе предметного мира, ложится на педагога, который в условиях детского сада должен создать условия для реализации природных потребностях ребенка в экспериментировании.
Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Эти задачи могут быть выдвинуты детьми. Практически они ставят их постоянно, задавая взрослым свои почему и отчего. Например, на запрет взрослых не есть снег, дети говорят: А почему нельзя есть снег? Бесполезно объяснять, что снег холодный, можно заболеть. А мне не холодно! А я закаленный! - такими будут ответы. Бесполезно утверждать, что снег грязный: он такой белый, чистый, сверкающий. Убедительно и наглядно эту проблему можно решить путем постановки опыта.
В организации и проведении опытов можно четко выделить четыре этапа:
1. Постановка проблемы.
2. Поиск пути решения проблемы.
3. Проведение наблюдения.
4. Обсуждение итогов и формулировка вывода.
Проблема может быть высказана ребенком или обнаружена совместно со взрослым. В младшем возрасте, когда ребенок еще не умеет решать проблемные ситуации, наиболее эффективны игровые ситуации. С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации, например:
Что будет, если снег принести в комнату? Проверим?
Какой кубик тяжелее: большой или маленький? Почему? Как проверить?
Из какого песка можно сделать кулич: сухого или мокрого? Почему?
Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?
Давайте подумаем, можно или нельзя плавать на бумажном корабле? Почему?
Для успешного проведения опыта важным является создание условий. Так необходимо чтобы все условия опыта были одинаковыми, кроме одного, который влияет на конечный результат. Это условие должно быть выделено. Например, где будет лучше расти лук: в темном или светлом месте? Берут два одинаковых ящика с одинаковой почвой и одинаковыми по размеру луковицами. Договариваются поливать одинаковым количеством воды из одинаковых леек. Разница же будет в том, что один ящик поставим на светлый подоконник, а другой – в темном месте. Устанавливается, что все одинаковое, разное – степень освещения.
Поскольку опыт – это наблюдение в специально созданных условиях, то он может быть кратковременным или длительным.
Когда опыт проведен, следует перейти к заключительному этапу. После знакомства с произведением А. Барто Мячик спросить у детей, почему не утонет в речке мяч? (мячик легкий). В мячике есть воздух, поэтому он легкий. Затем раздать мячи всем детям и проверить утонет мяч или нет в воде. Дети на опыте убеждаются, что резиновый мяч не тонет, плавает в воде. Через игровой сюжет можно розыграть процесс знакомства персонажа с новым предметом, детально рассмотреть его, изучить, обследовать.
Элементарные опыты могут быть частью организованной образовательной деятельности, могут включаться в режимные моменты, использоваться в ходе прогулок. Опыты могут включаться в самую разнообразную детскую деятельность: игру, труд, продуктивную деятельность, конструирование и т.п. Опыты могут быть включены и в другие виды деятельности. При этом познание предметного мира детьми не будет происходить путем сообщения им какого-либо объема знаний, а станет такой же творческой деятельностью, как, например, игра.
Итак, для проведения опыта необходимо:
Просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу.
Обязательное руководством опытом: вопросы, предполагающие формирование у ребенка целостного представления об объекте или предмете, побуждающие его рассуждать, объяснять, сравнивать.
Один и тот же опыт проводится дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения детей, не проявивших интереса к нему в первый раз.
Обязательное формулирование выводов, полученных в результате опыта.
Ознакомление с бумагой.
С детьми проводился опыт Поющая бумага. Предлагалось взять бумагу и выполнить движение стирка белья. Бумага шуршит, при смятии бумага издает звук. Также проводился опыт Летающая бумага. Дети узнали, что бумага легкая, ее можно сдуть с ладони. Также дети узнали, что бумага не тонет в воде в отличие от камней.
При помощи опытов с бумагой дети научились узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, гладкость. толщину) и свойства (мнется, рвется, режется), что на бумаге можно рисовать, при смятии бумага издает звук, при малейшем ветерке бумага разлетается.
Ознакомление с деревом.
С детьми проводился опыт Тонет - плавает. Дети увидели, что дерево не тонет, оно плавает. Также проводили опыты с поленом, корой и веточкой. Дети пробовали: мнется, гнется ли полено, и пришли к выводу, что полено тяжелое, твердое. Провели опыт с корой, что кора гнется, крошится. А веточка с дерева не такая толстая, как ствол. Она не мнется, но гнется, ломается. Я напомнила детям, что это у нас опыт, а вообще веточки с деревьев рвать и ломать нельзя.
При помощи опытов с древесиной дети научились узнавать вещи, изготовленные из древесины, узнали ее качества (твердость, структуру поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности, толщину) и свойства (режется, не бьется, не тонет в воде).
Ознакомление с тканью.
Рассматривали с детьми кусочки ткани. Предлагалось детям сложить, смять ткань; посмотрели, что происходит с тканью, если ее сжимать в руках – она мнется, ткань мягкая. Следующий проводили опыт: в емкость с водой опускали лоскутки ткани; увидели, что ткань намокла. Ткань можно сушить, гладить. Также проводился опыт Прозрачная – не прозрачная ткань.
Дети узнали, что ткань: намокает, мнется, мягкая, может быть прозрачной и непрозрачной, ее можно гладить. Также дети узнали, что ткань не издает звуков, как бумага. Ткань аккуратно режется, а не рвется.
С детьми проводилась дидактическая игра Тканевое лото, в ходе которой у детей формировалось умение сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу, развивалось зрительное восприятие. Во время дидактические игры Мягкие лоскутки у детей формировалось умение обследовать текстуру ткани, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, способности к сравнению.
Ознакомление с песком, глиной.
С помощью проведенных опытов (Какой бывает песок?, Как движется сухой песок?, Какие следы остаются на влажном песке?, Почему рассыпается песок?) дети познакомились со свойствами песка: состоит из песчинок, пропускает воду; сухой – рассыпается, светлого цвета, может сыпаться с разной скоростью (быстро и медленно), просеивается через сито; сырой – липнет, принимает форму емкости, темнее по цвету, можно оставлять следы и отпечатки, на нем можно рисовать палочкой. Создавали различные образы путем рассыпания сухого песка.
Со свойствами глины (мягкая, пластичная, мнется, бьется, размокает) дети познакомились в процессе опыта Как отличить глину от песка?. А также научились различать глину от песка по внешнему виду.
В заключение хочется привести слова академика К.Е.Тимирязева: Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.