Ознакомление с окружающим. Тема: «Откуда пришла книга». | Мосьпан Анна Геннадьевна. Работа №340142. Номер работы: №340142
Ознакомление с окружающим. Тема: «Откуда пришла книга».
Цель: Дать детям знания о том, как делается книга: бумагу для книг делают из деревьев, деревья растут очень долго, на изготовление книги затрачивается труд многих людей.
Подвести детей к пониманию того, что к книгам нужно относиться очень бережно, чтобы книги жили как можно дольше.
Наглядный материал: Предметы, сделанные из дерева. Книги, которые воспитатель попросил принести детей из дома.
Ход занятия: Воспитатель обращает внимание детей на предметы, стоящие у него на столе.
- Назовите предметы, которые стоят у меня на столе. (Дети перечисляют предметы.)
- Все предметы разные, но скажите, что их объединяет? Что у всех этих разных предметов общее? (Если дети будут затрудняться, воспитатель просит их сказать, из какого материала сделаны все предметы.)
- Да, все эти предметы сделаны из дерева. Но почему среди деревянных предметов лежит книга? Вот об этом вы сегодня узнаете. Воспитатель выставляет на стенде красочные книги.
- Посмотрите, ребята, какие красивые книги у нас на стенде. Какие они яркие, чистые, аккуратные. Вы все любите, когда вам читают. Сегодня я хочу вам рассказать о том, откуда же пришли эти красивые книги. Ведь не сразу же они стали такими. Писатели А. Барков и Р. Сурьянинов написали рассказ «Откуда пришла книга». Я вам сейчас его прочитаю, и вы узнаете, какой путь прошла книга, прежде чем стать такой, какой вы её видите. (Воспитатель читает рассказ.)
ОТКУДА ПРИШЛА КНИГА
Однажды вечером вернулся с работы отец и принёс сыну новую книгу. Сын долго рассматривал картинки. На одной из них было нарисовано дерево, а рядом с ним киноплёнка, шины автомобильные… книги.
- А что нарисовано на этой картинке?- не понял Серёжа.
Папа объяснил, что всё это делают из дерева.
- Из дерева?- удивился Серёжа. - Неужели эта книга из дерева?
- Откуда пришла книга? Конечно, книги не растут на деревьях,- ответил отец. - И всё-таки жизнь любой книги начинается в лесу. Послушай.
ТАЙГА
Рано по утру лесорубы шагают в лесную чащу. Там за оврагом – участок тайги, где топором помечены деревья. Их надо спилить. Жужжит в умелых руках бензопила (пила с мотором на бензине, и одно за другим падают на землю деревья.
ЛЕСНОЙ ВЕЗДЕХОД
- Как же из деревьев сделать книжку? – задумывается Сережа.
- Не торопись, сынок. От дерева до книги длинный путь. Вот по лесной дороге на помощь лесорубу спешит трактор. Лесорубы обрубают ветки, вяжут накрепко и стягивают стволы железными канатами. Вздрогнет, запыхтит лесной вездеход и потянет тяжелую ношу к реке.
ГОЛУБАЯ ДОРОГА
Река – самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины, плывут по ней брёвна вниз по течению. Кажется будто вся река запружена лесом. Порой брёвна сталкиваются, цепляются друг за друга. Образуют заторы (место на реке, где собираются много бревен и они дальше не проходят).
- Это как в ручье, - оживился Серёжа. – Когда мы с Павликом корабли пускали.
- Вот-вот, - улыбнулся отец, - а чтобы заторов не было, за движением леса зорко следят сплавщики (рабочие, которые сплавляют лес по реке). Они подплывают на моторных лодках к месту затора, длинными баграми с острыми наконечниками расталкивают, разгоняют сцеплённые бревна. И вот они снова продолжают свой путь по голубой широкой дороге.
БУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ
- А куда все эти деревья идут? – не терпится Серёже.
- Голубая дорога приведет стволы на бумажный комбинат.
- Значит, из них будут делать бумагу?
- Бумагу, - кивнул отец. – Только это дело не простое. Вот брёвна зашагали из цеха в цех. Деревья там распиливали, измельчали в опилки и даже варили, чтобы получить массу, похожую на жидкое тесто.
- Тесто! А что с ним делать?
- То же самое, что с любым тестом на кухне: месить и разливать по формам. Но на комбинате это делают не мамы и бабушки, а машины. Они разливают, раскатывают бумажное тесто в длинные широкие полосы, а потом из полос получается бумага. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и скатывается в огромные бумажные рулоны. Бумага завёртывается в трубу для хранения.
ПИСАТЕЛЬ
- А как из рулона книгу сделать?
- До книги еще далеко, ведь её надо написать, а написать хорошую книгу совсем не просто. Прежде всего для этого нужны способности, талант, а кроме того, нужно много ездить и много видеть. Труд писателя считается одним из самых сложных. Недаром на обложке каждой книги, большой и малой, стоит фамилия автора.
ХУДОЖНИК
- Папа, ведь ты совсем забыл про картинки.
- Да, ты прав, что за книги без картинок! – отец раскрыл книгу.
- Вот сказки Пушкина. Видишь, царь Салтан садится на доброго коня и отправляется на войну. А вот: «Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт».
- А вот прекрасная царевна Лебедь. И если бы не эти чудесные рисунки, ты, наверное, не полюбил бы так «Сказку о царе Салтане». Писатель и художник часто работают вместе.
ПРЕЖДЕ И ТЕПЕРЬ
- Значит книга готова! – сказал Серёжа.
- Ещё нет, - ответил отец и покачал головой.
- Как же? Писатель написал, художник нарисовал.
- Всё это верно, но ведь книга пока одна-единственная.
- Ну и что?
- Давным-давно в прежние времени так и было. Книга писалась и рисовалась от руки, была редкостью и стоила очень дорого. Тогда люди задумались: «Ведь книгу хотят прочесть многие! Как им помочь, как размножить книгу?» Теперь книги не переписывают, а печатают в типографии.
ТИПОГРАФИЯ
- Типография? Что это?
- Книжная фабрика. Как на любой фабрике там много цехов. В одном цехе готовят бумагу, в другом – краски… И в каждом цехе машины.
- Машины?
- Да, машины. Ведь теперь книги делают при помощи машин. В печатную машину попадает чистая бумага, а выходит с текстом и разноцветными рисунками.
- Теперь книга готова?
- Нет, ведь листы нужно сложить в тетради. Правильно подобрать их – странички должны идти одна за другой… Ещё долгий путь пройдёт книга, пока не окажется у машины, которая наденет на неё обложку.
ДОРОГОЙ И ЧУДЕСНЫЙ ГРУЗ
- Вот, сынок, на складе лежат стопки книг, уже не лесной вездеход, а самолёт или автомобиль повезут книгу. И на каждой машине снизу вверх большими буквами будет написано «Книги, книги».
- А куда?
- В книжный магазин, в киоск, в детскую библиотеку.
После чтения воспитатель беседует с детьми:
- Вы узнали, какой длинный путь проходит книга, пока попадёт на прилавки магазинов. Как вы понимаете слова: «Жизнь любой книги начинается в лесу?”
-Чей труд вложен в подготовку каждой книги? Какие профессии людей вы запомнили? (Лесорубы, сплавщики, писатели, художники, типографские рабочие.)
- Как называется книжная фабрика, где печатаются книги? Кто запомнил? (Типография.)
- Скоро вы пойдёте в школу и будете читать не только сказки, рассказы, но и разные учебники, из которых узнаете много интересного. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у вас были книги, относитесь к книгам бережно.
7e063f41869049d5a886a924f1dfb25a.jpg