Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей | Горожанкина Елена Васильевна. Работа №354428. Номер работы: №354428

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Пальчиковые игры — важнейшая часть образовательного процесса в детском саду. Они оказывают комплексное воздействие на развитие детей, содействуют улучшению речи, развивают мелкую моторику, внимание и координацию. В статье рассматривается значимость пальчиковых игр для дошкольников, их влияние на развитие речи и моторики, а также приводятся примеры упражнений, которые можно использовать в воспитательном процессе. Описываются преимущества таких игр и даются рекомендации для педагогов.

Ключевые слова: пальчиковые игры, развитие речи, мелкая моторика, дошкольники, развитие внимания, детский сад, воспитание, педагогика.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ

 

Горожанкина Елена Васильевна, воспитатель

ГБОУ «Ровеньковский ясли-сад комбинированного вида «Уголек»

ЛНР пгт. Дзержинский

 

Аннотация. Пальчиковые игры — важнейшая часть образовательного процесса в детском саду. Они оказывают комплексное воздействие на развитие детей, содействуют улучшению речи, развивают мелкую моторику, внимание и координацию. В статье рассматривается значимость пальчиковых игр для дошкольников, их влияние на развитие речи и моторики, а также приводятся примеры упражнений, которые можно использовать в воспитательном процессе. Описываются преимущества таких игр и даются рекомендации для педагогов.

Ключевые слова: пальчиковые игры, развитие речи, мелкая моторика, дошкольники, развитие внимания, детский сад, воспитание, педагогика.

 

Пальчиковые игры — это не просто увлекательные развлечения для детей, но и важный инструмент, который помогает развивать различные аспекты их психофизического развития. Для дошкольников эти игры — ключевой момент в формировании моторных навыков, которые влияют не только на физическое развитие, но и на становление речи, когнитивных процессов, а также эмоциональной сферы. Они занимают важное место в методике работы с детьми старшей группы детского сада, поскольку позволяют развивать их творческое воображение, внимание, память, а также координацию движений.

Влияние пальчиковых игр на развитие речи

Речь является одним из самых важных аспектов развития детей в дошкольном возрасте. Логопеды и педагоги подчеркивают, что для правильного формирования речи необходимо уделять внимание развитию не только активной, но и пассивной речи, а также координации движений. Пальчиковые игры являются замечательным средством для этого.

В ходе пальчиковых игр дети начинают осознавать движение как средство общения, что является основой формирования речевой активности. Движения пальцев помогают укреплять нервные связи между моторной и речевой областями мозга, что в свою очередь способствует развитию артикуляции и четкости речи. Например, в ходе упражнений с жестами или в процессе выполнения стихотворений с движениями пальцев дети могут научиться правильно произносить звуки, что имеет большое значение для развития фонематического слуха.

Кроме того, пальчиковые игры помогают развивать словарный запас детей. В процессе таких игр дети осваивают новые слова, учат их на слух, а также учат соединять слова в фразы, развивая грамматический строй речи. Например, играя с куклами или игрушками, дети могут выучить названия различных предметов, что значительно улучшает их речевое развитие.

Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики

Мелкая моторика — это способность выполнять точные и скоординированные движения пальцами рук. Важность мелкой моторики для детей невозможно переоценить, поскольку развитие мелких мышц пальцев напрямую связано с улучшением когнитивных функций, таких как внимание, память, зрительно-моторная координация.

Мелкая моторика оказывает большое влияние на развитие умственных способностей ребенка. В процессе выполнения пальчиковых игр дети учат свою руку быть точной, что развивает их способность к концентрации и вниманию. Например, при складывании пальчиковых игр с разными узорами или при выполнении простых упражнений на развитие координации (например, «собери цветок» или «сделай круг») у детей происходит развитие не только моторики, но и логического мышления, пространственного восприятия и восприятия симметрии.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики, помогают детям научиться держать карандаш или кисточку, что является важным этапом для их дальнейшего обучения письму и рисованию. Регулярные занятия с пальчиковыми играми помогают развить ловкость рук и точность движений, что в будущем облегчит усвоение других навыков, таких как рисование, письмо, даже игры на музыкальных инструментах.

Примеры пальчиковых игр для детей старшей группы

Для старшей группы детского сада можно предложить несколько игр, которые помогут детям развивать речь и мелкую моторику.

«Пальчиковая гимнастика». Это упражнение направлено на развитие мелкой моторики. Педагог помогает детям повторить следующие движения:

Сжимаем и разжимаем пальцы рук.

Руки делают круги в воздухе.

Пальцы «прыгают» по столу (постукивание пальцами по поверхности).

Пальцы «играют на пианино» — детки могут представлять, что играют на пианино, поочередно поднимая и опуская пальцы.

«Ладушки». Классическая пальчиковая игра, которая помогает не только развить моторику, но и активно используется для формирования простых речевых фраз и отработки ритма. Педагог может предложить детям слова или стишки, в которые они включают движения рук:

«Ладушки, ладушки, где были? В лесу.» — Детям нужно повторить слова с движениями рук.

«Маленькие кузнечики». Дети сжимаются в кулачки, а затем разжимаются, при этом произнося слова «кузнечики, кузнечики, прыгайте в траву», что помогает развить координацию движений и тренирует речь.

«День и ночь». В этой игре дети показывают день и ночь, складывая и разворачивая пальчики в разные стороны. Например, днем ладошки раскрыты, а ночью сжаты в кулачки. Это упражнение помогает развивать зрительно-моторную координацию и абстрактное мышление.

Преимущества пальчиковых игр

Пальчиковые игры оказывают комплексное воздействие на детей. Они способствуют развитию всех сторон личности: когнитивных, эмоциональных и физико-двигательных. В частности:

Укрепление речи — улучшение артикуляции, расширение словарного запаса, развитие грамматических структур.

Развитие внимания и памяти — пальчиковые игры требуют концентрации, выполнения последовательных действий, что тренирует внимание.

Развитие координации — мелкие движения пальцев помогают улучшить координацию, что способствует общему физическому развитию.

Эмоциональное и социальное развитие — игры помогают детям работать в группе, взаимодействовать друг с другом, что развивает их социальные навыки.

Пальчиковые игры являются важным элементом образовательного процесса в детском саду, который способствует всестороннему развитию ребенка. Они не только развивают мелкую моторику, но и помогают улучшать речевые навыки, внимание, память и координацию движений. Важно, чтобы воспитатели использовали разнообразные пальчиковые игры в своей работе, что позволит максимально эффективно развивать детей и создавать позитивную атмосферу для обучения и игры.

 

Список литературы

Волковская Е. А. РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ // Проблемы педагогики. 2022. №1 (59).

URL: https://cyberleninka.ru/

article/n/rol-palchikovyh-igr-dlya-rechevogo-razvitiya-detey

Гасникова

Е. Е. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки. 2024. №3 (72).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/palchikovye-igry-i-uprazhneniya-kak-

sredstvo-razvitiya-rechi-doshkolnikov

Уланова Н. В. МЕЛКАЯ МОТОРИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ // Вестник магистратуры. 2014. №4-2 (31).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/melkaya-motorika-kak-effektivnoe-uslovie-razvitiya-rechi-u-doshkolnikov

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×