Пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования | Яровая Екатерина Владимировна. Работа №300847
Автор: Яровая Екатерина Владимировна
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.
Пальчиковые игры применяются в работе с детьми для развития моторики и «постановки» руки для обучения письму. Пальчиковыми играми называются занятия, направленные на развитие у детей мелкой моторики. Пальчиковые игры - универсальный, развивающий и дидактический материал.
Через рисование образно познается мир, что оказывает влияние и на интеллектуальное воспитание ребенка. Дети учатся наблюдать, так как для создания на бумаге какого- либо образа нужно очень хорошо представлять его себе (цветовая гама, форма, расположение деталей). Ребенок-дошкольник, наблюдая за предметами окружающего мира, выделяет их свойства, а затем, рисуя, с использованием цвета, строения и формы пытается эти свойства передать. Ритм и цветовая гамма особенно активно начинают развиваться у детей средней группы.
Муниципальное бюджетное
Дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23»
Статья на тему «Пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования как средства развития мелкой моторики у детей четвертого года жизни»
Автор: Яровая Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Ленинградская область
Пос. Толмачево
Пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования как средства развития мелкой моторики у детей четвертого года жизни.
Согласно ФГОС Дошкольное образование речевое и познавательное развитие приоритетны в образовании и воспитании детей дошкольного возраста. Область познания включает развитие познавательного интереса, мышления, интеллекта. Уверенность движений руки ребенка напрямую связана с предметами, с которыми она взаимодействует (карандаш, ложка и пр.). От сложности движений увеличивается и ловкость руки. Развитие речи необходимо для освоения ребенком диалога и монолога, освоения разных речевых сторон с точки зрения фонетики, лексики, грамматики. Важным целевым ориентиром является «хорошо развитая мелкая моторика, которая позволяет ребенку владеть основными движениями, контролировать их и управлять ими». Во ФГОС Дошкольное образование игра представлена особой формой, направленной на социализацию детей. Посредством общения в игре, в том числе, пальчиковой игры, дети раскрепощаются, раскрываются в личностном плане. То есть, игра является не просто развлечением, а особенным методом, влияющим на речевое, познавательное развитие детей, развитие мелкой моторики рук.
В настоящее время у многих детей дошкольного возраста отмечается отставание в развитии мелкой моторики рук. Основными причинами выступают следующие: недостаток внимания со стороны взрослых из-за их занятости, отсутствие совместного семейного досуга, стремление "занять" ребенка гаджетами и перерастание подобных родительских действий в привычку, приобретение одежды и обуви, которая легко одевается и облегчает действия (липучки, молнии), что препятствует развитию моторики рук.
По развитию движений рук ребенка, их умелости современными исследователями делаются выводы о том, как у ребенка функционирует центральная нервная система. Ранее, исследования в данном направлении носили эмпирический характер, основываясь на наблюдении, сегодня современные психологи, физиологи считают аксиомой взаимосвязь рук и мозга. Ими отмечается, что уровень развития мелкой моторики способствует определению успешности детей при освоении речи, ряда умений (музыкальных, конструктивных, изобразительных и пр. Но возможно подобное, только при условии того, что развитие позволит реализовать весь потенциал, а движения рук, совершаемые детьми, будут осмысленными.
Под понятием «моторика» понимается комплекс простых и сложных движений, умений, навыков, которые присущи человеку.
Пальчиковая моторика – это деятельность в движении, обеспечивающая согласованную работу мышц рук и глаз. Если моторика рук развита слабо, то это ведет к задержке манипуляций с разными предметами.
Если над развитием руки ребенка дошкольного возраста работать постоянно, то к 6 годам появляется определенная умелость: успешнее проходит освоение сложных способов клейки, сгибания бумаги; применяются при видах деятельности разные инструменты: фломастеры, кисти, ножницы, карандаши и пр.
Через рисование образно познается мир, что оказывает влияние и на интеллектуальное воспитание ребенка. Дети учатся наблюдать, так как для создания на бумаге какого- либо образа нужно очень хорошо представлять его себе (цветовая гама, форма, расположение деталей). Ребенок-дошкольник, наблюдая за предметами окружающего мира, выделяет их свойства, а затем, рисуя, с использованием цвета, строения и формы пытается эти свойства передать. Ритм и цветовая гамма особенно активно начинают развиваться у детей средней группы.
Цветовая гамма придает изображению яркость, насыщает рисунок «жизнью», являясь важным выразительным средством. Цветовая окраска окружающих предметов с ранних лет интересует детей. Случаются случаи, когда ребенок никаким образом не воспринимает насыщенность красок или замечает их редко, например, в лесу, увидев большой массив зеленых насаждений. Но эта особенность свойственна лишь некоторым детям. Для научения ребенка правильно выбирать цвета для рисунка, получать разные оттенки цветов, можно использовать продуктивные упражнения в игровой форме.
По детским рисункам можно увидеть, как развита мелкая моторика рук. Чтобы усилить развитие моторных навыков рук используются нетрадиционные техники рисования, например, тампонирование, направленное на укрепление щепоти детской руки. В этой технике используются ватные палочки, свечки, печать от руки, зубные щетки. В процессе рисования у детей не только расширяется область познания, творческие способности, но и идет формирование элементарных графических умений, развитие и укрепление мышц рук. Начало работы целесообразно начать с таких нетрадиционных техник рисования, как рисование пальцами или ладошкой, а потом заняться более сложным рисованием: кляксографией, монотипией и пр. Данные техники будут способствовать дополнению образов, создаваемых детьми четырехлетнего возраста, а сам процесс станет более волнующим и ярким.
Пальчиковые игры применяются в работе с детьми для развития моторики и «постановки» руки для обучения письму. Пальчиковыми играми называются занятия, направленные на развитие у детей мелкой моторики. Пальчиковые игры - универсальный, развивающий и дидактический материал. Рассмотрим значение применения пальчиковых игр:
1.Выполнение упражнений пальцами способствует возбуждению в головном мозге. Нервные окончания, расположенные на руках, оказывают воздействие на детский мозг, в связи с чем, деятельность мозга активизируется.
2.Пальчиковые игры способствуют созданию благоприятного эмоционального фона, развитию умения подражать взрослым, повышению речевой активности ребенка.
3.Дети получают новые сенсорные впечатления, учатся концентрации внимания и его правильному распределению.
4.При выполнении ребенком упражнений в сопровождении коротких стихотворных строчек, детская речь приобретает ритмичность, четкость.
5.Идет развитие памяти у детей, они запоминают последовательность движений, стихотворные строчки, определенные положения рук.
6.Идет развитие творческих способностей, фантазии, воображения. «Рассказать» руками ребенок сможет при овладении играми, выполняемыми с помощью кисти рук и пальцев.
7.Простейшие двигательные пальчиковые игры снимают напряжение с мышц всего тела, а не только с рук.
8.Пальчиковые игры оказывают влияние на произносительную сторону речи, улучшается качество произношения отдельных звуков.
9.Участвуя в пальчиковых играх, руки детей становятся сильными, гибкими.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.