Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Пальчиковые игры как средство мелкой моторики у детей дошкольного возраста | Юраткина Ирина Валентиновна. Работа №306601

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Статья раскрывает понятие пальчиковых игр, их цель и задачи, виды; понятие мелкая моторика. А также статья раскрывает возможности использования пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

 

В современном мире педагоги и родители все больше и больше обеспокоены тем, что у дошкольников медленно происходит развитие мелкой моторики рук: у детей плохо развита динамическая организация движений пальцев; произвольные навыки движений мелкой моторики рук у детей очень замедленны; развитие координационных механизмов мелкой моторики рук у детей недостаточное. Это по мнению, педагогов и родителе происходит потому, что дети не стараются самостоятельно застегивать пуговицы или шнуровать ботинки (эти действия заменяются действиями с «липучкой»), дети не играют с мелкими игрушками, не работают с мелкими деталями конструкторов и пр.

 

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Аннотация: Статья раскрывает понятие пальчиковых игр, их цель и задачи, виды; понятие мелкая моторика. А также статья раскрывает возможности использования пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: задачи пальчиковых игр, мелкая моторика, пальчиковые игры, цель пальчиковых игр.
В современном мире педагоги и родители все больше и больше обеспокоены тем, что у дошкольников медленно происходит развитие мелкой моторики рук: у детей плохо развита динамическая организация движений пальцев; произвольные навыки движений мелкой моторики рук у детей очень замедленны; развитие координационных механизмов мелкой моторики рук у детей недостаточное. Это по мнению, педагогов и родителе происходит потому, что дети не стараются самостоятельно застегивать пуговицы или шнуровать ботинки (эти действия заменяются действиями с липучкой), дети не играют с мелкими игрушками, не работают с мелкими деталями конструкторов и пр.
Следовательно, необходимо развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) развитие мелкой моторики (высокодифференцированные точные движения кистей и пальцев рук, способность манипулировать мелкими предметами с помощью скоординированной работы глаз и рук (Т.А. Ткаченко [7])) выступает одной из основных задач образовательной области Физическое развитие [5].
Для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в образовательной области Физическое развитие предлагается использовать различные упражнения [5]. Но не всегда данные упражнения дают положительный эффект, поэтому педагог старается использовать другие подходы в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Одним из эффективных подходов, по мнению Т.А. Ткаченко, являются пальчиковые игры – это комплекс специальных игр для развития мелкой мускулатуры (кистей и пальцев рук) и движений малой амплитуды, совершаемых под управлением психологических реакций организма [4].
Цель пальчиковых игр, по мнению Т.А. Ткаченко [4], – развитие мелкой моторики, интеллекта, внимания и памяти, творческих и аналитических способности у детей.
Задачами пальчиковых игр, по мнению Е.Ю. Тимофеевой [3], являются:
- развитие мелкой моторики;
- совершенствование тактильной чувствительности пальцев рук;
- формирование начальной скоординированности движений обеих рук.
Все пальчиковые игры, по мнению Е.Ю. Тимофеевой, условно делятся на три группы: игры для кистей рук; игры для пальцев условно статические; игры для пальцев динамические [3]. Пальчиковые игры Т.А. Ткаченко классифицирует по технике исполнения и по характеру сопровождающего материала [4]. И.А. Каплунов выделяет нетрадиционные пальчиковым игры, в которых используются различные предметы: мячики; бытовые предметы; природные материалы; бросовый материал; специальные полотна и досочки [2].
Для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста А.М. Диченскова [1], И.А. Каплунов [2], Е.Ю. Тимофеева [3], Т.А. Ткаченко [4] и др. предлагают использовать различные пальчиковые игры: Дом, Капуста, Отдыхаем, Дружба, Отдохнем, Прятки, Варежка, Братцы, Замок, Прятки, Зайчики, Солдаты, Доброе утро, Кораблик, Апельсин, Улитка, Пальчики, Пятиэтажный дом, Доброе утро, здравствуй, Иван.
Пальчиковые игры, по мнению Т.А. Ткаченко [4], позволяют быстро достичь желаемого результата в развитии моторики руки дошкольников (формируются тактильные и термические чувства пальцев, развивается пинцетное хватание и пр.) и вносят определенную новизну в творчество детей.
По мнению А.М. Диченскова, пальчиковые игры развивают у детей дошкольного возраста: движения пальцев; динамическую организацию движений пальцев; произвольные навыки движений мелкой моторики рук; координационные механизмы мелкой моторики рук; ручную моторику; тактильную чувствительность мелкой моторики руки; начальную скоординированность движений обеих рук [1].
Пальчиковые игры способствует, по мнению И.А. Каплунова, развитию у дошкольников: мелкой моторики; движений пальцев; мелких мышц кистей рук; скоординированности движений кистей и пальцев; способности выполнять пальцами тонкие координированные манипуляции мелкой амплитуды др.; способности манипулировать мелкими предметами; динамической организации движений пальцев у детей; произвольных навыков движений мелкой моторики рук у детей; способности выполнять мелкие и точные движения и др.; умения переключатся с одного движения пальцев рук на другое др.; умения передавать мелкие и большие предметы объекты из рук в руки [2].
Итак, пальчиковые игры ‒ это комплекс специальных игр для развития мелкой мускулатуры (кистей и пальцев рук) и движений малой амплитуды, совершаемых под управлением психологических реакций организма. Мелкая моторика руки – это высокодифференцированные точные движения кистей и пальцев рук, способность манипулировать мелкими предметами с помощью скоординированной работы глаз и рук. Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; развитию скоординированности движений кистей и пальцев; развитию способность выполнять пальцами тонкие координированные манипуляции мелкой амплитуды др.; развитию динамической организации движений пальцев у детей; развитию способности выполнять мелкие и точные движения и др.; развитию умения переключатся с одного движения пальцев рук на другое др.; развитию умения передавать мелкие и большие предметы объекты из рук в руки; совершенствованию тактильной чувствительности мелкой моторики руки; формированию начальной скоординированности движений обеих рук.
Список литературы
1.Диченскова, А.М. Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики. / А.М. Диченскова – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 220 с.
2.Каплунова, И.А. Умные пальчики / И.А. Каплунова - М.: Невская нота, 2017. - 52 c.
3.Тимофеева, Е.Ю. Пальчиковая гимнастика. Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста / Е.Ю. Тимофеева, Е.И. Чернова - М.: Корона-Век, 2018. - 128 c.
4.Ткаченко, Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Т.А. Ткаченко - М.: Эксмо, 2015. - 48 c.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 80 с.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×