Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики дошкольников | Васильева Оксана Викторовна. Работа №261890
Автор: Васильева Оксана Викторовна
Актуальность данной темы определяется огромным значением мелкой моторики в развитии ребенка дошкольного возраста и той уникальной ролью, которую играют пальчиковые игры как одно из средств развития мелкой моторики детей. Хорошо развитая мелкая моторика дошкольников способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой активности, навыков письма. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кисти и пальцев.
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у дошкольников
О.В. Васильева
Проблема развития мелкой моторики была интересна с давних пор. Еще Аристотель говорил: «Рука – это инструмент всех инструментов».
Актуальность данной темы определяется огромным значением мелкой моторики в развитии ребенка дошкольного возраста и той уникальной ролью, которую играют пальчиковые игры как одно из средств развития мелкой моторики детей. Хорошо развитая мелкая моторика дошкольников способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой активности, навыков письма. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кисти и пальцев.
Целью данной работы является теоретическое обоснование эффективности пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у дошкольников на примере старшего дошкольного возраста в результате изучения психолого–педагогической литературы и результатов научных исследований.
Тема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Выготского Л.С., Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. Исследованиями связи развития руки и мозга занимались такие ученые, как: физиологи Павлов И.П., Бехтерев В.М., Сеченов И.М.; исследователь детской речи – Кольцова М.М., педагоги – М. Монтессори, Сухомлинский В.А. и др.[1] Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т.В. Фадеева, С.В. Черных, А.В. Мельникова, З.И. Богатеева и многие другие.
В электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой в лаборатории высшей нервной деятельности ребенка, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга и, соответственно, левой руки – правого полушария мозга. Данные электрофизиологических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.[5]
Профессор - физиолог М.М. Кольцова считает, что «есть основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. Исследования Кольцовой М.М. доказали, что благодаря развитию пальцев, в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела» С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Если речевое развитие ребенка задерживается, рекомендуется стимулировать его путем тренировки движений пальцев рук, что, по мнению М.М. Кольцовой, является «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».[2]
Мария Монтессори писала, что «каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий». Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не будет развита своевременно, то в последующем наверстать упущенное будет невозможно.[4]
Анализ психолого-педагогической литературы и результатов научных исследований показывает, что мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы кистей рук. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений. Мелкая моторика развивается с младенческого возраста на базе общей моторики. Совершенствование навыков мелкой моторики влияет на развитие всех познавательных процессов дошкольника: внимания, зрительной и двигательной памяти, речи, воображения, мышления, восприятия, ощущения, наблюдательности. Чтобы достичь высокого уровня развития мелкой моторики, требуется целенаправленная и систематическая работа. Начинать работу по ее развитию нужно с самого раннего возраста. Сначала ребёнок учится хватать предмет. После появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку.
Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца остальным. Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами, развивается в возрасте 5 лет. Противостояние большого пальца развивается последним, примерно в 6-ти летнем возрасте: большой палец должен дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев. В возрасте 7 лет ребенок впервые может использовать обе руки скоординированным образом. С этого момента ребёнку доступны тонкие движения пальцев. [3]
Уровень развития мелкой моторики старшего дошкольника – один из показателей готовности ребенка к школе, т.к. хорошо развитая мелкая моторика свидетельствует о том, что речевое развитие и письменные навыки находятся в пределах нормы, что очень важно для учебы в школе.
Для детей старшего дошкольного возраста доступны следующие способы развития мелкой моторики:
-пальчиковые игры;
- игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками;
-песочная терапия;
-вырезание ножницами;
-аппликация;
-работа с бумагой («квиллинг», «оригами», плетение);
-лепка из пластилина, глины и соленого теста;
-шнуровки;
-рисование и раскрашивание;
-графические упражнения;
-штриховка.
В результате теоретического изучения психолого-педагогической литературы и результатов научных исследований было установлено, что пальчиковые игры – это инсценировка в воображаемой ситуации каких-либо рифмованных историй, стихов и сказок при помощи пальцев рук. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – животных, людей и их деятельность, явления природы, предметы и действия с ними.
Пальчиковые игры несут равномерную нагрузку на всю кисть руки ребенка, так как в ходе игры задействованы все пять пальцев. Именно это отличает пальчиковые игры от других видов игр и упражнений на развитие мелкой моторики. Методика и смысл пальчиковых игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для достижения наибольшего эффекта от использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики пальцев рук в упражнении должны сочетаться движения сжатия, растяжения, расслабления кисти.
Старший дошкольный возраст благоприятен для развития кисти руки, т.к. у детей 6-7 лет еще не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна нервная регуляция движений.
Варианты пальчиковых игр, используемых в работе по развитию мелкой моторики с детьми старшего дошкольного возраста:
-упражнения, которые учат противопоставлять большой палец остальным (например, «Колечко»);
-пальчиковый театр в различных вариациях (пальчиковый театр, перчаточный театр, теневой театр, театр куклы с живой рукой);
-пальчиковые игры на лексические темы («Посуда», «Овощи», «Мамин день»);
-пальчиковая азбука;
-пальчиковая гимнастика;
-пальчиковые игры со скороговорками и стихами.
К концу дошкольного возраста при систематическом применении пальчиковых игр ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет большое значение для последующего овладения грамотой. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. А это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма, на котором практически строится все дальнейшее обучение. Ребенок, не освоивший вовремя навык письма, будет отставать в учебе. Наиболее подходящим периодом для формирования навыка письма является старший дошкольный возраст. Письмо – это сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Пальчиковые игры помогают подготовить руку старшего дошкольника к письму, развить координацию. А использование в них небольших стишков, считалочек, песенок помогает параллельно развивать речь и расширять словарный запас.
Пальчиковые игры способствуют развитию, мышления, наблюдательности, формированию элементарных математических представлений. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Пальчиковые игры способствуют закреплению зрительно-пространственных образов букв, развитию психических функций необходимых для изучения школьной программы: внимания, памяти мышления; зрительно-пространственного восприятия и представления; мелкой моторики; речи. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела ребенка. Они способны улучшить произношение многих звуков. В результате, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Совместные пальчиковые игры позволяют формировать добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком. С помощью пальчиковых игр старший дошкольник продолжает расширять знания об окружающем мире – о людях и их деятельности, о явлениях природы, о предметах и действиях с ними.
Таким образам, можно сказать, что использование пальчиковых игр в старшем дошкольном возрасте способствует развитию не только мелкой моторики ребенка, но и всех психических процессов, необходимых для изучения школьной программы: внимания, памяти мышления, воображения; зрительно-пространственного восприятия и представления; мелкой моторики; речи; письменным навыкам. Пальчиковые игры и гимнастика обладают большим воспитательным потенциалом, являясь великолепным универсальным, дидактическим и развивающим материалом.
Достигнута цель данной работы, а именно, обоснована эффективность пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у дошкольников.
Литература
Ендовицкая
Т.В. и др. Психология детей дошкольного возраста. /Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б.
Эльконина
. – М., Изд. Просвещение,1964
Кольцова М. М.,
Рузина
М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый
игротренинг
. — Екатеринбург:
У-Фактория
, 2004.
Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. -М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995.
Сорокова
М.Г. Система М.
Монтессори
. Теория и практика. М. – Академия. 2003.
Хризман
, Т. П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка / Т.П.
Хризман
, В.Д.
Еремеева
, Т.Д. Лоскутова. - М.: Педагогика, 1991.