Пальчиковые игры на уроках и логопедических занятиях в 1 классе | Мой кабинет. Работа №344701
В статье рассмотрена актуальность применения пальчиковых игр на уроках и логопедических занятиях в школе.
Один из лучших способов развития речи и мышления детей это игра. Игра доставляет ребенку радость и удовольствие, что являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность
Стихи и считалочки не только позволяют проводить физкультминутки, но и помогают разбудить детскую фантазию, творческую инициативу. Пальчиковые игры дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.
При повторении стихотворных строчек и одновременном движении пальцами формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Подборка пальчиковых игр для использования на логопедических занятияхна, а также на уроках математики, развития речи и обучения грамоте в 1 классе.
Использование пальчиковых игр
на уроках и логопедических занятиях
в 1 классе.
Подготовила: Васильева Ольга Сергеевна
учитель-логопед
первой категории.
г. Снежинск
2024г
Один из лучших способов развития речи и мышления детей это игра. Игра доставляет ребенку радость и удовольствие, что являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Известно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча. Игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают детей и приносят им столько пользы!
Нельзя не обратить внимания на культуру речи. Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых – родителей и педагогов. У ребенка есть врожденная потребность в общении с людьми, и важнейшим способом такого общения является речь.
Стихи и считалочки не только позволяют проводить физкультминутки, но и помогают разбудить детскую фантазию, творческую инициативу. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания. Дети легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа.
Если дети уже в младшем возрасте научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Хорошее настроение пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Пальчиковые игры дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.При повторении стихотворных строчек и одновременном движении пальцами формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.
Важно взаимодействие детей. Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети размина.
Общие рекомендаци
Начнем с поглаживания, это однин из основных массажных приемов. Поглаживание следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью.
Переходим к растиранию. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку.
Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывания, встряхивания, потряхивания и т.д. Вибрация оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.
Движения в суставах также нашли широкое применение в пальчиковых играх. Они весьма благотворно влияют на состояние опорно-двигательного аппарата. При этом в пальчиковых играх в основном используются активные движения, то есть те, которые ребенок выполняет самостоятельно. Среди них можно назвать движения кистью и пальцами.
В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания. Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев.
Пальчиковые игры на уроках.
Математика.
***
Раз, два, три, четыре, пять-
Вышли в садик погулять.
(пальцем одной руки считаем пальцы на другой,
слегка нажимая на подушечки)
Ходим-ходим мы по лугу,
Там цветы растут по кругу.
(указательным пальцем одной руки выполняем
круговые поглаживания ладони другой)
Лепесточков ровно пять,
Можно взять и посчитать.
(считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их)
***
Нарядили ребятки
Свои пальчики в перчатки.
(растопыриваем пальцы обеих рук ладонями наружу)
Раз, два, три, четыре, пять-
Надо всех пересчитать.
(повторяем дважды и во время счета сгибаем поочередно все пальцы)
Десять пальцев – как отряд,
И костюму каждый рад.
Стать сильными стараются,
Спортом занимаются.
(сжимаем ладони в кулаки, а затем разжимаем. Действие выполняется обеими руками одновременно)
***
Маленький Тимошка
Гладил ладошки.
И у каждой руки
Сосчитал бугорки:
(указательным пальцем одной руки круговыми движениями поглаживаем ладонь другой руки)
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем на другой считать:
(обводим бугорки у основания каждого пальца)
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинай считать опять.
(делаем то же самое для другой руки)
***
Мы по лесенке шагали
И ступеньки сосчитали:
(указательными и средними пальцами обеих рук «шагаем» по столу)
Раз, два, три, четыре, пять-
Очень весело считать!
(раскрываем одну ладонь, расправляем пальцы, ставим ладонь ребром на стол. Указательным и средним пальцами другой руки «шагаем» по расправленным пальцам, поднимаясь вверх, как по ступенькам.)
Раз, два, три, четыре, пять-
Очень весело шагать!
(теперь «шагаем» по пальцам другой руки)
***
Пятнышки есть у божьей коровки.
Давайте погладим ее по головке!
И пятнышки вместе мы посчитаем,
Сколько на крылышке каждом, узнаем.
(легкими круговыми поглаживаниями массируем сначала тыльную, а затем ладонную сторону кисти руки. Повторяем игру для другой руки.)
***
Вот жучок жужжит-кружится,
На цветочек он садится,
(раскрываем ладонь и поглаживаем ее круговыми движениями кончиков пальцев другой руки, сложенных в щепоть.)
Ставит лапки наш жучок
На нарядный лепесток.
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем лепестки считать.
(захватывая щепотью поочередно все пальцы, разминаем их от основания до подушечки.)
***
Интересные ребята-
Полосатые котята.
(обеими ладонями показываем уши или усы котят)
Раз! Котенок-озорник –
По столам он прыг да прыг!
Два! Котенок музыкальный –
Песенки поет печально.
Три! Котенок очень тихий –
Ловит мышек очень лихо!
А четвертый наш котенок
Любит спать еще с пеленок!
Ну, а пятый далеко –
Убежал за молоком!
(на каждые две строчки поочередно разминаем пальцы одной руки пальцами другой.)
***
Две мышки залезли в подвал
Тайком, чтоб никто не видал.
Спустились следом подружки –
Три сереньких мышки-норушки.
(сложенными в щепоть пальцами обеих рук изображаем ползающих по столу мышек.)
Первая мышка увидела сыр,
Другая сгрызла его до дыр,
Третья собрала все крошки,
Четвертой осталось немножко,
А пятая гордо сказала:
(сжимаем одну руку в кулак, а с помощью другой руки освобождаем пальцы по одному согласно тексту считалочки.)
«Не вылезу я из подвала,
Пока хозяин квартиры
В подвал не доставит мне сыра!»
(расслабляем кисти рук и отряхиваем их одна о другую.)
***
Съесть хотели апельсин
Пять ребят, а он один.
(делаем круговые движения обеими кистями рук, как будто у нас в ладонях апельсин)
Эта долька – для Наташи,
Эту отдадим мы Саше,
Этой угостим Марину,
Ну, а две дадим Ирине.
Остальные будет кушать
Наша милая Надюша.
(на каждое названное имя пальцами одной руки растираем по одному пальцу другой. Затем повторяем это действие для второй руки.)
***
Как в кармане у Аркашки
Вечно копятся бумажки:
Фантики, билеты –
Все, что есть на свете.
(несколько раз поочередно хлопаем в ладоши и легонько стучим руками по столу.)
Раз, два, три, четыре, пять –
Нам всего не сосчитать!
(сжимаем руки в кулаки и на счет выпрямляем по одному пальцу на каждой руке.)
***
Наших маленьких ребят –
Пять лохматых медвежат –
Танцевать не приглашают,
Неуклюжими считают.
(соединяем руки кончиками пальцев, ставим запястья на стол и раскачиваем сомкнутые кисти рук вправо-влево.)
Раз, два, три, четыре, пять –
Будут мишки танцевать!
Раз, два, три, четыре, пять –
Всем на лапы наступать!
(на счет соединяем и разъединяем поочередно все пальцы.)
***
На столе моем игрушки
Притаились в тишине.
Пять подарков в день рожденья
Принесли ребята мне.
(круговыми движениями пальцев одной руки поглаживаем раскрытую ладонь другой.)
Раз – мохнатый мягкий мишка,
Два – зеленый крокодил,
Три – зайчишка-шалунишка,
А четыре – конь один,
Пять – огромная машина
(указательным пальцем на счет поглаживаем каждый палец другой руки в направлении от основания к кончику.)
С желтым кузовом большим.
Я в него свои подарки
Утром рано положил.
(соединяем ладони и круговыми движениями растираем их с небольшим усилием.)
***
У матрешки нашей Мани
Пять девчоночек в кармане.
(сжимаем руки в кулаки)
Маню раскрываем,
Зину вынимаем.
Вот раскрыли Зину,
Вытащили Нину.
А из Нины мы достали
Чернобровую Наталью.
А внутри Наташи
Засиделась Даша.
Дашу мы раскрыли,
Выпустили Лилю.
(на счет вынимаем из кулаков по одному пальцу одновременно. Если не получается, можно освобождать пальцы поочередно с помощью другой руки.)
Все девчонки из кармана
Вышли в красных сарафанах.
(раскрываем ладони и растопыриваем пальцы, словно показываем матрешек в ярких сарафанах.)
Развитие речи.
Тема: Имена.
***
В каждой из избушек
Живут по пять подружек:
(делаем «домик», соединяя руки кончиками пальцев и основанием ладоней)
Маня, Настя и Полина,
Катерина и Марина,
Соня, Вера, Зинаида,
Василиса, Степанида.
(называем имена и поглаживаем каждый палец, совершая движения от основания к кончику)
Вместе песенки поют,
Дружно, весело живут.
(поглаживаем и потираем ладони одна о другую)
Тема: Птицы.
***
Рано утро издалека
Прилетела к нам сорока.
(соединяем кисти рук крест-накрест, соприкасаясь запястьями. Машем обеими кистями, как крыльями.)
Стала громко стрекотать,
Длинным хвостиком махать.
(ладони с сомкнутыми пальцами прижимаем друг к другу и наклоняем их вправо-влево)
Зернышки она клевала,
Все на свете рассказала.
(пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем зернышки» с поверхности стола)
***
Птенчики скворцов зовут:
«Мама, папа! Тут мы, тут!
Принесите нам еды
И немножечко воды.
(собираем пальцы обеих рук в щепоть и поочередно раскрываем «клювики»)
Червячков мы поедим,
С вами в небо полетим!»
(соединяем кисти рук крест-накрест, соприкасаясь ими в области запястий. Машем кистями, как крыльями.)
***
В гости к нашей сестричке
Весной прилетали птички:
(поднимаем обе руки и машем кистями, изображая крылья птиц)
Эта птичка – совушка,
Ну, а эта – скворушка.
Эта птичка – воробей,
Ну, а эта – соловей.
Это – дятел, это – стриж,
Это же – поющий чиж.
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – свиристель,
Ну, а это издалека
Прилетела к нам сорока.
(называя птиц, поглаживаем, разминаем или растираем поочередно каждый палец)
***
Ловит воробей жучков,
Уплетает червячков.
(складываем пальцы обеих рук в щепоть и «клюем» со стола воображаемых жучков и червячков)
И на юг не улетает –
Так, под крышей обитает.
(соединяем ладони с сомкнутыми пальцами и поднимаем руки вверх)
Прыг да прыг
Да чик-чирик!
Жить он в городе привык!
(опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгиваем» обеими руками над поверхностью стола)
Тема: Растения.
***
Вот белые ромашки –
Нарядные рубашки,
(раскрываем ладонь и поглаживаем ее круговыми движениями сжатых пальцев другой руки)
А рядом одуванчики –
Пушистые обманщики.
(делаем то же самое с другой ладонью)
Как только захочу сорвать,
Им в небо надо улетать.
(расслабляем и встряхиваем кисти обеих рук)
***
Я – большой арбуз усатый,
Я зеленый, полосатый.
(гладим ладонями голову и проводим указательными пальцами под носом, показывая усы)
Греет солнышко бочок.
Я поспел, как только смог.
(наклоняем голову и прижимаемся щекой к ладони. Другой ладонью гладим свободную щеку, изображая, как солнышко греет бочок.)
С грядки вы меня возьмите
И на части разделите.
(указательными пальцами обеих рук проводим несколько раз от макушки до шеи)
***
Сорву я малинку
Насте в корзинку.
Найду земляничку
Полинке – сестричке.
Смородинку в баночку
Соберу для Яночки.
Крыжовник в стакане
Несу я для Вани,
А маленькому Мише
Нарву я спелой вишни!
(на каждые две строчки поочередно растираем пальцы одной руки пальцами другой. Затем меняем руки и все повторяем сначала.)
Тема: Лето.
***
В небе солнышко сияет,
(поднимаем руки вверх, раскрываем ладони и растопыриваем пальцы)
Наши щечки согревает,
(опускаем руки, поглаживаем ладонями щеки)
Носик, руки и бока
Подрумянило слегка.
(обеими руками поочередно поглаживаем нос, руки и бедра)
Ноги тоже у ребят
Понемножку загорят.
(руки с бедер опускаем все ниже, до щиколоток)
Это солнце яркое,
Это лето жаркое!
(снова поднимаем руки с раскрытыми ладонями)
Произношение.
Звук [р].
***
Крот – пузатый толстячок –
Носит серый пиджачок.
(сжимаем руки в кулаки и перемещаем их по столу, медленно поворачивая)
Зернышки грызет и корки,
Под землей он роет норки,
(складываем пальцы обеих рук в щепоть и выполняем собирающие движения подушечками, как будто поднимаем зерна и крошки)
Землю кучкой насыпает
И из норки вылезает.
(соединяем ладони с сомкнутыми пальцами и потираем их одна о другую)
***
Мышка вылезла из норки,
Просит сыра у Егорки.
(одну руку кладем на стол ладонной стороной вниз, другой рукой накрываем первую и прижимаем. Нижнюю руку вытаскиваем из-под верхней. Затем меняем руки.)
Сыра ей не дал Егорка,
Предложил кусочек корки.
(поочередно сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы каждой руки)
«Фи!» - пищит мышонок в норке,-
«Ну и жадный ты, Егорка!»
(встряхиваем расслабленные кисти рук)
***
Как вчера у бабушки
Мы пекли оладушки.
(кладем кисти обеих рук на стол ладонями вниз и одновременно переворачиваем их на тыльную сторону)
Раз-два, румяные!
Раз-два, горячие!
(ладонью гладим тыльную сторону другой руки, затем меняем руки)
Раз-два, их жарили!
Три – поворачивали!
(повторяем первое движение)
Вкусные оладушки
Ели мы у бабушки!
(повторяем второе движение)
***
Модница муха на рынок пришла.
А выбирала она кружева.
(несколько раз поочередно продеваем пальцы одной руки между пальцами другой)
Ей продавец - паучок показал
Множество кружевных покрывал.
(раскрытыми ладонями гладим поверхность стола, как будто расправляем складки на покрывале)
Закутал ее в покрывало,
И бедная муха пропала.
(одной рукой захватываем другую и стараемся «окутать» ее всю, выполняя круговые движения)
Звук [ л ].
***
Лягушка –попрыгушка,
Глазки на макушке,
А все ее слова –
Только «Ква!» да «Ква!».
А щеки раздувает
И рот свой разевает,
(смыкаем пальцы обеих рук и изображаем лягушачьи рты, которые то раскрываются, то закрываются)
Чтоб комары и мушки
Летели в рот к лягушке.
(одной рукой продолжаем изображать рот лягушки, а пальцами другой поочередно «попадаем» в этот «рот»)
***
Черепашка Соня –
Страшная засоня.
До обеда спала,
В магазин поползла.
Быстро обернулась –
На закате вернулась.
(раскрываем ладонь и медленно «бредем» пальцами по столу, имитируя движения черепашки. Второй ладонью накрываем первую, изображая панцирь.)
Пряник свежий пожевала
Чаем крепким запивала…
Долго Соня – черепашка
В кухне мыла свою чашку.
(складываем ладонь лодочкой, сомкнутыми пальцами другой руки поглаживаем внутреннюю сторону воображаемой чашки)
***
Улитка на дорожке
Выпустила рожки.
(сжимаем одну руку в кулак и выставляем «рожки» из указательного и среднего пальцев. Указательный и средний пальцы другой руки движутся навстречу «улитке»)
Полинку напугала –
Полинка убежала.
(раскрываем ладони и кладем их на стол)
Улитка удивилась
И даже рассердилась:
Ей дома не сиделось,
Так поиграть хотелось!
(поглаживаем тыльную сторону одной руки ладонной стороной другой, затем меняем руки)
Звук [ ж ].
***
Жук залез на лесенку,
Распевает песенку:
(раскрываем ладонь и разъединяем пальцы, ставим ее ребром на поверхность стола. Пальцами второй руки перебираем пальцы первой, словно поднимаемся по ступенькам)
«Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!
Я на лесенке сижу!»
(то «поднимаемся» на «лесенку», то «спускаемся» с нее)
С лесенки жучок упал
И сердито зажужжал:
«Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!
Я под лесенкой лежу!»
(поднимаем обе руки вверх и опускаем их на стол, несколько раз хлопая по поверхности)
Мы жучка поднимем,
Ласково обнимем!
(поглаживаем ладонями тыльные стороны кистей обеих рук)
Звук [ ч ].
***
Чок-чок-чок, чок-чок-чок!
К пастушку бежит бычок.
(«бежим» по столу, постукивая подушечками пальцев)
Пободаться очень хочет,
Может, ему скучно очень.
(на каждой руке выставляем «рожки» из указательного пальца и мизинца и поворачиваем кисти в разные стороны)
Пастушок и не боится –
Даст бычку воды напиться,
(одну руку оставляем в описанном положении, круговыми движениями поглаживаем ее тыльную сторону пальцами другой руки)
За рога его возьмет
И на травку уведет.
(захватываем «рогатую» руку другой рукой и отводим ее в сторону)
Обучение грамоте.
***
После завтрака мы с вами
В лес поедем за дровами.
(сомкнутыми пальцами обеих рук поочередно проводим по внутренней стороне предплечий)
Пилим – пилим, пилим – пилим!
Быстро мы бревно осилим!
(ставим на стол обе ладони ребром и «пилим», совершая движения вперед-назад)
Рубим – рубим, рубим – рубим!
Топором работать будем!
(кулаком или ребром ладони «рубим», постукивая по столу)
Привезем домой дрова,
Сложим посреди двора.
(выполняем собирающее движение, словно сгребаем все дрова в кучу, захватываем ее, приподнимаем и снова опускаем на стол)
***
Скачет на коне Егорка
То на горку, то под горку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Весело ему скакать!
(одну руку сжимаем в кулак, пальцами другой «переступаем» по косточкам и ямкам между ними)
Выезжает в чисто поле –
Есть где разгуляться вволю!
(разжимаем руку и пальцами другой руки круговыми движениями поглаживаем ладонь. Повторяем все для другой руки.)
***
Девочки и мальчики!
Расправьте свои пальчики!
Пополам согните,
В кулачок сожмите!
Раскройте ладошки,
Встряхните немножко!
Чтобы правильно писать,
Надо ручкам отдыхать!
(выполняем все движения согласно тексту)
***
Солнышко яркое в небе сияло,
Лучами своими нас согревало.
(поднимаем ладони над головой, растопырив все пальцы наподобие лучей, и делаем вращательные движения кистями рук)
Тучки по небу быстро бежали,
Лучики в тучках надолго застряли.
(соединяем пальцы в замок и сцепленными кистями рук выполняем перекатывающие движения)
Но появился ветер могучий
И разогнал все мрачные тучи.
(поднимаем руки вверх и совершаем волнообразные движения вправо – влево)
Солнышко снова на небе сияет,
Жаркие лучики нас согревают.
(снова поднимаем руки вверх и расправляем пальцы – «лучи»)
***
Наши руки как цветочки,
Пальчики как лепесточки.
Солнце просыпается –
Цветочки раскрываются.
(раскрываем ладони обеих рук и шевелим поочередно каждым пальцем – «лепестком»)
В темноте они опять
Будут очень крепко спать.
(крепко сжимаем обе руки в кулаки)
***
На каждой ладошке
Есть три дорожки.
Все дорожки мы найдем,
Пальчиком по ним пройдем:
Раз дорожка, два и три -
Пальцем каждую потри!
(указательным пальцем одной руки растираем ладонь другой вдоль линий)
***
Капельки – дождинки
Упали на травинки.
Кап – кап, капельки,
Кап – кап, маленьки.
(раскрываем одну ладонь, подушечками пальцев другой постукиваем по ней, имитируя дождевые капли)
На ладошки дети
Ловят капли эти.
Кап – кап, капельки,
Кап – кап, маленьки.
(делаем то же самое с другой ладонью)