Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Пальчиковые игры на уроках и логопедических занятиях в 1 классе | Мой кабинет. Работа №344701

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассмотрена актуальность применения пальчиковых игр на уроках и логопедических занятиях в школе.

Один из лучших способов развития речи и мышления детей это игра. Игра доставляет ребенку радость и удовольствие, что являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность

 

          Стихи и считалочки не только позволяют проводить физкультминутки, но и помогают разбудить детскую фантазию, творческую инициативу.         Пальчиковые игры дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

 

      Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.

 

При повторении стихотворных строчек и одновременном движении пальцами формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

 

 

Подборка пальчиковых игр для использования на логопедических занятияхна, а также на уроках математики, развития речи и обучения грамоте в 1 классе.

 

 

 

Использование пальчиковых игр

на уроках и логопедических занятиях

в 1 классе.

 

 

 Подготовила: Васильева Ольга Сергеевна

учитель-логопед

 первой категории.

 

 

 

 

 

г. Снежинск

2024г

 

 

 

 

 

 

Один из лучших способов развития речи и мышления детей это игра. Игра доставляет ребенку радость и удовольствие, что являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Известно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча. Игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают детей и приносят им столько пользы!

      Нельзя не обратить внимания на культуру речи. Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых – родителей и педагогов. У ребенка есть врожденная потребность в общении с людьми, и важнейшим способом такого общения является речь.

     Стихи и считалочки не только позволяют проводить физкультминутки, но и помогают разбудить детскую фантазию, творческую инициативу. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания. Дети легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа.

      Если дети уже в младшем возрасте научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Хорошее настроение пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

    Пальчиковые игры дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

      Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенкари повторении стихотворных строчек и одновременном движении пальцами формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.

     Важно взаимодействие детей. Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети размина.

 

 

Общие рекомендаци

Начнем с поглаживания, это однин из основных массажных приемов. Поглаживание следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью.

      Переходим к растиранию. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность  и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку.

      Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывания, встряхивания, потряхивания и т.д. Вибрация оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

      Движения в суставах также нашли широкое применение в пальчиковых играх. Они весьма благотворно влияют на состояние опорно-двигательного аппарата. При этом в пальчиковых играх в основном используются активные движения, то есть те, которые ребенок выполняет самостоятельно. Среди них можно назвать движения кистью и пальцами.

      В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания. Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев.

 

                           Пальчиковые игры на уроках.

 

                                         Математика.

 

 

                        ***

Раз, два, три, четыре, пять-

Вышли в садик погулять.

(пальцем одной руки считаем пальцы на другой,

слегка нажимая на подушечки)

Ходим-ходим мы по лугу,

Там цветы растут по кругу.

(указательным пальцем одной руки выполняем

круговые поглаживания ладони другой)

Лепесточков ровно пять,

Можно взять и посчитать.

(считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их)

 

 

                    ***

Нарядили ребятки

Свои пальчики в перчатки.

(растопыриваем пальцы обеих рук ладонями наружу)

Раз, два, три, четыре, пять-

Надо всех пересчитать.

(повторяем дважды и во время счета сгибаем поочередно все пальцы)

Десять пальцев – как отряд,

И костюму каждый рад.

Стать сильными стараются,

Спортом занимаются.

(сжимаем ладони в кулаки, а затем разжимаем. Действие выполняется обеими руками одновременно)

 

 

                          ***

Маленький Тимошка

Гладил ладошки.

И у каждой руки

Сосчитал бугорки:

(указательным пальцем одной руки круговыми движениями поглаживаем ладонь другой руки)

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем на другой считать:

(обводим бугорки у основания каждого пальца)

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинай считать опять.

(делаем то же самое для другой руки)

 

 

                        ***

Мы по лесенке шагали

И ступеньки сосчитали:

(указательными и средними пальцами обеих рук «шагаем» по столу)

Раз, два, три, четыре, пять-

Очень весело считать!

(раскрываем одну ладонь, расправляем пальцы, ставим ладонь ребром на стол. Указательным и средним пальцами другой руки «шагаем» по расправленным пальцам, поднимаясь вверх, как по ступенькам.)

Раз, два, три, четыре, пять-

Очень весело шагать!

(теперь «шагаем» по пальцам другой руки)

 

 

 

                      ***

Пятнышки есть у божьей коровки.

Давайте погладим ее по головке!

И пятнышки вместе мы посчитаем,

Сколько на крылышке каждом, узнаем.

(легкими круговыми поглаживаниями массируем сначала тыльную, а затем ладонную сторону кисти руки. Повторяем игру для другой руки.)

                      ***

Вот жучок жужжит-кружится,

На цветочек он садится,

(раскрываем ладонь и поглаживаем ее круговыми движениями кончиков пальцев другой руки, сложенных в щепоть.)

Ставит лапки наш жучок

На нарядный лепесток.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем лепестки считать.

(захватывая щепотью поочередно все пальцы, разминаем их от основания до подушечки.)

 

 

                       ***

Интересные ребята-

Полосатые котята.

(обеими ладонями показываем уши или усы котят)

Раз! Котенок-озорник –

По столам он прыг да прыг!

Два! Котенок музыкальный –

Песенки поет печально.

Три! Котенок очень тихий –

Ловит мышек очень лихо!

А четвертый наш котенок

Любит спать еще с пеленок!

Ну, а пятый далеко –

Убежал за молоком!

(на каждые две строчки поочередно разминаем пальцы одной руки пальцами другой.)

 

 

                      ***

Две мышки залезли в подвал

Тайком, чтоб никто не видал.

Спустились следом подружки –

Три сереньких мышки-норушки.

(сложенными в щепоть пальцами обеих рук изображаем ползающих по столу мышек.)

Первая мышка увидела сыр,

Другая сгрызла его до дыр,

Третья собрала все крошки,

Четвертой осталось немножко,

А пятая гордо сказала:

(сжимаем одну руку в кулак, а с помощью другой руки освобождаем пальцы по одному согласно тексту считалочки.)

«Не вылезу я из подвала,

Пока хозяин квартиры

В подвал не доставит мне сыра!»

(расслабляем кисти рук и отряхиваем их одна о другую.)

 

 

                       ***

Съесть хотели апельсин

Пять ребят, а он один.

(делаем круговые движения обеими кистями рук, как будто у нас в ладонях апельсин)

Эта долька – для Наташи,

Эту отдадим мы Саше,

Этой угостим Марину,

Ну, а две дадим Ирине.

Остальные будет кушать

Наша милая Надюша.

(на каждое названное имя пальцами одной руки растираем по одному пальцу другой. Затем повторяем это действие для второй руки.)

 

 

                       ***

Как в кармане у Аркашки

Вечно копятся бумажки:

Фантики, билеты –

Все, что есть на свете.

(несколько раз поочередно хлопаем в ладоши и легонько стучим руками по столу.)

Раз, два, три, четыре, пять –

Нам всего не сосчитать!

(сжимаем руки в кулаки и на счет выпрямляем по одному пальцу на каждой руке.)

                       ***

Наших маленьких ребят –

Пять лохматых медвежат –

Танцевать не приглашают,

Неуклюжими считают.

(соединяем руки кончиками пальцев, ставим запястья на стол и раскачиваем сомкнутые кисти рук вправо-влево.)

Раз, два, три, четыре, пять –

Будут мишки танцевать!

Раз, два, три, четыре, пять –

Всем на лапы наступать!

(на счет соединяем и разъединяем поочередно все пальцы.)

 

 

                       ***

На столе моем игрушки

Притаились в тишине.

Пять подарков в день рожденья

Принесли ребята мне.

(круговыми движениями пальцев одной руки поглаживаем раскрытую ладонь другой.)

Раз – мохнатый мягкий мишка,

Два – зеленый крокодил,

Три – зайчишка-шалунишка,

А четыре – конь один,

Пять – огромная машина

(указательным пальцем на счет поглаживаем каждый палец другой руки в направлении от основания к кончику.)

С желтым кузовом большим.

Я в него свои подарки

Утром рано положил.

(соединяем ладони и круговыми движениями растираем их с небольшим усилием.)

 

 

                       ***

У матрешки нашей Мани

Пять девчоночек в кармане.

(сжимаем руки в кулаки)

Маню раскрываем,

Зину вынимаем.

Вот раскрыли Зину,

Вытащили Нину.

А из Нины мы достали

Чернобровую Наталью.

А внутри Наташи

Засиделась Даша.

Дашу мы раскрыли,

Выпустили Лилю.

(на счет вынимаем из кулаков по одному пальцу одновременно. Если не получается, можно освобождать пальцы поочередно с помощью другой руки.)

Все девчонки из кармана

Вышли в красных сарафанах.

(раскрываем ладони и растопыриваем пальцы, словно показываем матрешек в ярких сарафанах.)

 

 

 

                                  Развитие речи.

 

                Тема: Имена.

                       ***

В каждой из избушек

Живут по пять подружек:

(делаем «домик», соединяя руки кончиками пальцев и основанием ладоней)

Маня, Настя и Полина,

Катерина и Марина,

Соня, Вера, Зинаида,

Василиса, Степанида.

 (называем имена и поглаживаем каждый палец, совершая движения от основания к кончику)

Вместе песенки поют,

Дружно, весело живут.

(поглаживаем и потираем ладони одна о другую)

 

 

               Тема: Птицы.

                       ***

 Рано утро издалека

Прилетела к нам сорока.

(соединяем кисти рук крест-накрест, соприкасаясь запястьями. Машем обеими кистями, как крыльями.)

Стала громко стрекотать,

Длинным хвостиком махать.

(ладони с сомкнутыми пальцами прижимаем друг к другу и наклоняем их вправо-влево)

Зернышки она клевала,

Все на свете рассказала.

(пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем зернышки» с поверхности стола)

 

 

 

                       ***

Птенчики скворцов зовут:

«Мама, папа! Тут мы, тут!

Принесите нам еды

И немножечко воды.

(собираем пальцы обеих рук в щепоть и поочередно раскрываем «клювики»)

Червячков мы поедим,

С вами в небо полетим!»

(соединяем кисти рук крест-накрест, соприкасаясь ими в области запястий. Машем кистями, как крыльями.)

 

 

                       ***

В гости к нашей сестричке

Весной прилетали птички:

(поднимаем обе руки и машем кистями, изображая крылья птиц)

Эта птичка – совушка,

Ну, а эта – скворушка.

Эта птичка – воробей,

Ну, а эта – соловей.

Это – дятел, это – стриж,

Это же – поющий чиж.

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – свиристель,

Ну, а это издалека

Прилетела к нам сорока.

(называя птиц, поглаживаем, разминаем или растираем поочередно каждый палец)

 

 

                       ***

Ловит воробей жучков,

Уплетает червячков.

(складываем пальцы обеих рук в щепоть и «клюем» со стола воображаемых жучков и червячков)

И на юг не улетает –

Так, под крышей обитает.

(соединяем ладони с сомкнутыми пальцами и поднимаем руки вверх)

Прыг да прыг

Да чик-чирик!

Жить он в городе привык!

(опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгиваем» обеими руками над поверхностью стола)

 

         

     Тема: Растения.

 

                       ***

Вот белые ромашки –

Нарядные рубашки,

(раскрываем ладонь и поглаживаем ее круговыми движениями сжатых пальцев другой руки)

А рядом одуванчики –

Пушистые обманщики.

(делаем то же самое с другой ладонью)

Как только захочу сорвать,

Им в небо надо улетать.

(расслабляем и встряхиваем кисти обеих рук)

 

 

 

                       ***

Я – большой арбуз усатый,

Я зеленый, полосатый.

(гладим ладонями голову и проводим указательными пальцами под носом, показывая усы)

Греет солнышко бочок.

Я поспел, как только смог.

(наклоняем голову и прижимаемся щекой к ладони. Другой ладонью гладим свободную щеку, изображая, как солнышко греет бочок.)

С грядки вы меня возьмите

И на части разделите.

(указательными пальцами обеих рук проводим несколько раз от макушки до шеи)

 

 

                       ***

Сорву я малинку

Насте в корзинку.

Найду земляничку

Полинке – сестричке.

Смородинку в баночку

Соберу для Яночки.

Крыжовник в стакане

 Несу я для Вани,

А маленькому Мише

Нарву я спелой вишни!

(на каждые две строчки поочередно растираем пальцы одной руки пальцами другой. Затем меняем руки и все повторяем сначала.)

 

 

                 Тема: Лето.

 

                       ***

  В небе солнышко сияет,

(поднимаем руки вверх, раскрываем ладони и растопыриваем пальцы)

Наши щечки согревает,

(опускаем руки, поглаживаем ладонями щеки)

Носик, руки и бока

Подрумянило слегка.

(обеими руками поочередно поглаживаем нос, руки и бедра)

Ноги тоже у ребят

Понемножку загорят.

(руки с бедер опускаем все ниже, до щиколоток)

Это солнце яркое,

Это лето жаркое!

(снова поднимаем руки с раскрытыми ладонями)

 

 

 

                 Произношение.

 

                    Звук [р].

                       ***

Крот – пузатый толстячок

Носит серый пиджачок.

(сжимаем руки в кулаки и перемещаем их по столу, медленно поворачивая)

Зернышки грызет и корки,

Под землей он роет норки,

(складываем пальцы обеих рук в щепоть и выполняем собирающие движения подушечками, как будто поднимаем зерна и крошки)

Землю кучкой насыпает

И из норки вылезает.

(соединяем ладони с сомкнутыми пальцами и потираем их одна о другую)

 

 

                       ***

Мышка вылезла из норки,

Просит сыра у Егорки.

(одну руку кладем на стол ладонной стороной вниз, другой рукой накрываем первую и прижимаем. Нижнюю руку вытаскиваем из-под верхней. Затем меняем руки.)

Сыра ей не дал Егорка,

Предложил кусочек корки.

(поочередно сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы каждой руки)

«Фи!» - пищит мышонок в норке,-

«Ну и жадный ты, Егорка!»

(встряхиваем расслабленные кисти рук)

 

 

                       ***

Как вчера у бабушки

Мы пекли оладушки.

(кладем кисти обеих рук на стол ладонями вниз и одновременно переворачиваем их на тыльную сторону)

Раз-два, румяные!

Раз-два, горячие!

(ладонью гладим тыльную сторону другой руки, затем меняем руки)

Раз-два, их жарили!

Три – поворачивали!

(повторяем первое движение)

Вкусные оладушки

Ели мы у бабушки!

(повторяем второе движение)

 

 

                       ***

Модница муха на рынок пришла.

А выбирала она кружева.

(несколько раз поочередно продеваем пальцы одной руки между пальцами другой)

Ей продавец - паучок показал

Множество кружевных покрывал.

(раскрытыми ладонями гладим поверхность стола, как будто расправляем складки на покрывале)

Закутал ее в покрывало,

И бедная муха пропала.

(одной рукой захватываем другую и стараемся «окутать» ее всю, выполняя круговые движения)

 

 

 

 

 

                     Звук [ л ].

                       ***

Лягушка попрыгушка,

Глазки на макушке,

А все ее слова –

Только «Ква!» да «Ква!».

А щеки раздувает

И рот свой разевает,

(смыкаем пальцы обеих рук и изображаем лягушачьи рты, которые то раскрываются, то закрываются)

Чтоб комары и мушки

Летели в рот к лягушке.

(одной рукой продолжаем изображать рот лягушки, а пальцами другой поочередно «попадаем» в этот «рот»)

 

 

                       ***

Черепашка Соня –

Страшная засоня.

До обеда спала,

В магазин поползла.

Быстро обернулась –

На закате вернулась.

(раскрываем ладонь и медленно «бредем» пальцами по столу, имитируя движения черепашки. Второй ладонью накрываем первую, изображая панцирь.)

Пряник свежий пожевала

Чаем крепким запивала…

Долго Соня – черепашка

В кухне мыла свою чашку.

(складываем ладонь лодочкой, сомкнутыми пальцами другой руки поглаживаем внутреннюю сторону воображаемой чашки)

 

                       ***

Улитка на дорожке

Выпустила рожки.

(сжимаем одну руку в кулак и выставляем «рожки» из указательного и среднего пальцев. Указательный и средний пальцы другой руки движутся навстречу «улитке»)

Полинку напугала –

Полинка убежала.

(раскрываем ладони и кладем их на стол)

Улитка удивилась

И даже рассердилась:

Ей дома не сиделось,

Так поиграть хотелось!

(поглаживаем тыльную сторону одной руки ладонной стороной другой, затем меняем руки)

 

 

                

                                  Звук [ ж ].

                       ***

Жук залез на лесенку,

Распевает песенку:

(раскрываем ладонь и разъединяем пальцы, ставим ее ребром на поверхность стола. Пальцами второй руки перебираем пальцы первой, словно поднимаемся по ступенькам)

«Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

Я на лесенке сижу!»

(то «поднимаемся» на «лесенку», то «спускаемся» с нее)

С лесенки жучок упал

И сердито зажужжал:

«Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

Я под лесенкой лежу!»

(поднимаем обе руки вверх и опускаем их на стол, несколько раз хлопая по поверхности)

Мы жучка поднимем,

Ласково обнимем!

(поглаживаем ладонями тыльные стороны кистей обеих рук)

 

 

 

                     Звук [ ч ].

                       ***

Чок-чок-чок, чок-чок-чок!

К пастушку бежит бычок.

(«бежим» по столу, постукивая подушечками пальцев)

Пободаться очень хочет,

Может, ему скучно очень.

(на каждой руке выставляем «рожки» из указательного пальца и мизинца и поворачиваем кисти в разные стороны)

Пастушок и не боится –

Даст бычку воды напиться,

(одну руку оставляем в описанном положении, круговыми движениями поглаживаем ее тыльную сторону пальцами другой руки)

За рога его возьмет

И на травку уведет.

(захватываем «рогатую» руку другой рукой и отводим ее в сторону)

 

 

 

                        Обучение грамоте.

 

                              ***

После завтрака мы с вами

В лес поедем за дровами.

(сомкнутыми пальцами обеих рук поочередно проводим по внутренней стороне предплечий)

Пилим – пилим, пилим – пилим!

Быстро мы бревно осилим!

(ставим на стол обе ладони ребром и «пилим», совершая движения вперед-назад)

Рубим – рубим, рубим – рубим!

Топором работать будем!

(кулаком или ребром ладони «рубим», постукивая по столу)

Привезем домой дрова,

Сложим посреди двора.

(выполняем собирающее движение, словно сгребаем все дрова в кучу, захватываем ее, приподнимаем и снова опускаем на стол)

                              ***

Скачет на коне Егорка

То на горку, то под горку.

Раз, два, три, четыре, пять –

Весело ему скакать!

(одну руку сжимаем в кулак, пальцами другой «переступаем» по косточкам и ямкам между ними)

Выезжает в чисто поле –

Есть где разгуляться вволю!

(разжимаем руку и пальцами другой руки круговыми движениями поглаживаем ладонь. Повторяем все для другой руки.)

 

 

                              ***

Девочки и мальчики!

Расправьте свои пальчики!

Пополам согните,

В кулачок сожмите!

Раскройте ладошки,

Встряхните немножко!

Чтобы правильно писать,

Надо ручкам отдыхать!

(выполняем все движения согласно тексту)

 

 

                              ***

Солнышко яркое в небе сияло,

Лучами своими нас согревало.

(поднимаем ладони над головой, растопырив все пальцы наподобие лучей, и делаем вращательные движения кистями рук)

Тучки по небу быстро бежали,

Лучики в тучках надолго застряли.

(соединяем пальцы в замок и сцепленными кистями рук выполняем перекатывающие движения)

Но появился ветер могучий

И разогнал все мрачные тучи.

(поднимаем руки вверх и совершаем волнообразные движения вправо – влево)

Солнышко снова на небе сияет,

Жаркие лучики нас согревают.

(снова поднимаем руки вверх и расправляем пальцы – «лучи»)

 

 

                              ***

Наши руки как цветочки,

Пальчики как лепесточки.

Солнце просыпается –

Цветочки раскрываются.

(раскрываем ладони обеих рук и шевелим поочередно каждым пальцем – «лепестком»)

В темноте они опять

Будут очень крепко спать.

(крепко сжимаем обе руки в кулаки)

 

 

                              ***

На каждой ладошке

Есть три дорожки.

Все дорожки мы найдем,

Пальчиком по ним пройдем:

Раз дорожка, два и три -

Пальцем каждую потри!

(указательным пальцем одной руки растираем ладонь другой вдоль линий)

 

 

                              ***

Капельки – дождинки

Упали на травинки.

Кап – кап, капельки,

Кап – кап, маленьки.

(раскрываем одну ладонь, подушечками пальцев другой постукиваем по ней, имитируя дождевые капли)

На ладошки дети

Ловят капли эти.

Кап – кап, капельки,

Кап – кап, маленьки.

(делаем то же самое с другой ладонью)

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×