«Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики рук старшего дошкольного возраста» | Платонова Светлана. Работа №363420
Актуальность исследования в том , что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения.
Развитие ребенка – это чудо, предполагающее удивительное и постепенное раскрытие личности, эмоций, развитие взаимоотношений и формирование движений. Это относится и к детям с ограниченными возможностями здоровья, и хотя у них подобное раскрытие происходит куда медленнее. Каждая новая «веха» в этом процессе становится праздником. (Бруни М.)
«Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики рук старшего дошкольного возраста»
Ульяновск 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………...…....6
1.1 Роль мелкой моторики в развитии ребенка дошкольного возраста ………......6
1.2 Роль пальчикового театра в развитии дошкольника ………………......……...11
1.3 Использование пальчикового театра на занятиях с дошкольниками .......…...14
Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через пальчиковый театр…………………..22
2.1 Анализ условий, созданных в старшей группе детского сада по развитию мелкой моторики…………………………………………………..…………………..22
2.2 Сценарий пальчикового театра и его апробация в старшей группе………………………………………………………………………...………...25
Заключение…………………………………………………………………….……27
Литература………………….…………………………………….…………………28
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….…29
Приложение 1………………………………………………………………………30
Введение.
Актуальность исследования в том , что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения.
Развитие ребенка – это чудо, предполагающее удивительное и постепенное раскрытие личности, эмоций, развитие взаимоотношений и формирование движений. Это относится и к детям с ограниченными возможностями здоровья, и хотя у них подобное раскрытие происходит куда медленнее. Каждая новая «веха» в этом процессе становится праздником. (Бруни М.)
В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают все большее значение, ведь оно является важной составляющей обучения и развития ребенка.
Еще В.М.Бехтерев писал: «Движения руки тесно связаны с речью и способствуют её развитию». Известный педагог В. А.Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал Аристотель. «Рука – это внешний мозг» - писал Кант.
Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.
М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведёт к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь.
Одним из таких стимуляторов является – пальчиковый театр. Его простота использования в том, что для того, чтобы организовать представление не требуется дополнительных атрибутов. Но в нем есть самое главное – это его герои со своими характерами и жизнью.
Использование пальчикового театра в работе с детьми, имеющими особенности психофизического развития – это отличный способ организовать их досуг качественно и с пользой. Так как пальчиковый театр не просто игра, а еще и эффективный способ для коррекционного развития и воспитания ребенка, стимуляции его речевого развития, обогащения пассивного словаря, развития мелкой моторики, координации движения пальцев руки и мышления.
Цель исследования : выявить возможности пальчикового театра для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста .
Объект исследования: процесс развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: особенности использования пальчикового театра как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста .
Гипотеза исследования: развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно если:
-отобрать произведение для разв.театра
-разраб плана содерж деят с испол паль театра
Орг раб с род
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить теоретические источники по проблеме;
2.Раскрыть значение мелкой моторики и способов её развития у детей старшего дошкольного возраста;
3.Определить значимость использования пальчикового театра для развития психических функций;
4.Разработать рекомендации по применению пальчикового театра для воспитателей и родителей.
Методы и приемы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение, педагогическая литература;
- эмпирические: наблюдение, беседа, игровые упражнения, эксперимент;
- статистические: обработка данных.
Практическая значимость исследования: проанализированы и апробированы особенности работы по развитию мелкой моторики у дошкольников, используя пальчиковый театр, что может быть использовано в педагогической работе воспитателями дошкольных образовательных учреждений.
База практики: МБДОУ детский сад №222
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Роль мелкой моторики в развитии ребенка дошкольного возраста.
В последнее время для многих родителей становится актуальной проблема «слабых пальцев» у малышей. Задержка моторного развития перестала быть редкостью. Современные дети с трудом овладевают навыками расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д., вследствие чего в дошкольных учреждениях усугубляются адаптационные проблемы.
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития: чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.
Насколько же важно развитие мелкой моторики?
Мелкая моторика имеет тесную связь с нервной системой, с памятью ребенка, его вниманием и зрением, восприятием. Развивая мелкую моторику, мы развиваем не только его пальцы. [2]
Стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры, которые расположены весьма близко. Формируя навыки мелкой моторики, мы влияем на почерк ребенка, его речь, скорость реакции.
По уровню развития мелкой моторики с уверенностью можно говорить о психическом развитии ребенка, о его готовности к обучению в школе.
Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане.
Многими учеными, педагогами, психологами доказано, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
В раннем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики имеет свои особенности.
Ранний дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки. [4]
Данный возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 1,5–3 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение раннего дошкольного возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.
Резко возрастает любознательность малышей, происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
Наглядно-образное мышление становится преобладающей формой. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). [17]
В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелко моторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развития мелкой моторики является особо важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться с самого раннего возраста. Уже с младенческого возраста можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Степень развития мелкой моторики у ребенка с раннего дошкольного возраста определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития.
Учеными доказано, что с анатомической точки зрения, около одной трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Именно поэтому, для того чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук.
Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы выполнять элементарные действия самообслуживания, действия бытового характера и другие не менее важные.
Еще в середине XX века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может превышать норму. Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. А значит, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающие за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, мы активизируем и соседние отделы, отвечающие за речь.
Об удивительных свойствах мелкой моторики знали еще наши предки. Из поколения в поколение передаются всем известные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры.
Советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», а известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга.[25]
Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор всемирно известной методики Мария Монтессори, по мнению которой, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышами начинается с «живого созерцания», с таких сенсорных процессов как ощущение, восприятие, представление, развитие которых создаёт у детей необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей, например, музыкальных, изобразительных также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире.
Правильное формирование мелко моторных функций имеет огромное значение еще и потому, что в раннем дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Монтессори подчёркивала, что каждое движение ребёнка – это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для детей раннего возраста, т. к. тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у малышей сенсомоторной координации, т. е. согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаза как бы «обучает» руки, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации.
По мнению Монтессори с помощью упражнений, которые развивают мелкую моторику, малыш учится ухаживать за собой и своими вещами, правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а, следовательно, и с развитием мелко моторных функций, координацией движений, концентрацией внимания, умением довести выбранную работу до конца, ведь получить удовольствие от сделанного имеет достаточно важное значение и для формирования личности человека в целом.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что значение развития мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте достаточно велико.
В развитии каждого ребенка существуют периоды, когда его организм особенно чувствителен к определенного рода воздействиям окружающей среды, периоды, когда он особенно восприимчив к усвоению какой-либо информации. Для развития речи этот период – возраст от полутора до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.
1.2 Роль пальчикового театра в развитии дошкольника
Пальчиковый театр – это дидактическая игра (Л.В. Артёмова).
Пальчиковый театр – сюжетно-ролевая игра (Н. В. Краснощекова).
Пальчиковый театр – театрализованная игра (А.О. Акулова).
Пальчиковый театр – это небольшие фигурки, которые надеваются на пальцы рук взрослых и детей и используются для инсценировки сказок, историй.
Обычно набор фигурок для кукольного театра состоит из небольшого количества куколок-героев, каждую можно одеть на свой пальчик. Он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций.
Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок пальчикового театра обладает несомненной пользой для ребенка:
Пальчиковый театр развивает мелкую моторику рук (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков);
Стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, малыш вырабатывает способность к концентрации внимания;
Заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память;
Театральные постановки развивают фантазию и воображение;
Обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;
В процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как «лево» и «право», вниз и верх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме);
Возможность самовыражения на сцене развивает артистические и творческие способности
Выступая перед публикой, малыш приобретает уверенность в себе, становится более общительным.
А главное при помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки. Сказки - это фольклорный жанр, который никогда не останется в стороне при воспитании детей. Все они знакомы детям и взрослым и очень любимы. Сказки для детей младшего возраста просты, носят циклический характер – многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет лучше ребёнку запомнить сюжет и развить память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.
Очень важно для ребенка то, что при игре «в сказку» ребенок может принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать грань между добром и злом. Однако сюжет сказки – это лишь основа для самостоятельного творчества. А творчество – это способность отходить от шаблонов и генерировать свои идеи, воплощать собственные замыслы. И очень важно поддерживать ребенка в этом, чтобы заложить основу творческого восприятия мира. Сказки, в которые мы играем, всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои кукольного театра вызывают у ребенка желание подражать им, и, незаметно для себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа.
Пальчиковый театр прививает умение слушать, развивает мелкую моторику, позволит раскрыться. Ощущая себя в роли : Колобка или Лисички. Ребенок, по сути, играет в сюжетно-ролевую игру: замкнутый в себе малыш, вдруг начинает принимать активное участие в сказке и, незаметно для себя, но на радость родителям, становится вдруг общительным, а ребенок, лидер по натуре, лишний раз это доказывает. Куклы знакомых нам с детства персонажей помогают ребенку преодолеть скрытые психологические барьеры, учат правильно излагать свою мысль, продумывать поведение. Здесь уже не устное народное творчество или сказка известного автора, здесь автор – это сам ребенок: Автор думающий, Автор ответственный за своих персонажей, Автор, имеющий свою позицию и точку зрения.
А главное при помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций. Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них. Задавая ребенку создать импровизацию на ту или иную педагогически-неоднозначную ситуацию, сможете лучше понять мотивы и причины того или иного поведения младших дошкольников.
Даем тему, например: "Маленький бельчонок не захотел слушаться маму и ускакал далеко в лес один". Задавайте наводящие вопросы: "Что случилось с бельчонком?", "Страшно ли ему стало в чаще, или он продолжил весело гулять?", "Кого он встретил по пути?", "Как он нашел дорогу к дому?". При помощи инсценировок можно проиграть и важные изменения в жизни ребенка, такие как поход в детский сад, обретение новых друзей. По ходу постановки можно подсказать ребенку правильную модель поведения в разных ситуациях.
Пальчиковые театры- это прежде всего: вязанные фигурки, которые надеваются на пальцы рук; из бумажной массы; из теннисных шариков на которых рисуются лица персонажей; пальчиковые куклы, сделанные из различных видов тканей; небольшая ширма и декораций.
Персонажи создаются из бумаги, маленьких коробочек, в которых делаются отверстия для пальцев. Это миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, надевающиеся на пальцы. Рисуются фигурки или только головки, приклеиваются к картонным колечкам и надеваются на пальцы.
1.3 Использование пальчикового театра на занятиях с дошкольниками.
Игрушкам отведена большая роль в жизни ребенка. Они создают ощущение тепла и уюта, способствуют достижению психологического комфорта. Кроме того, они становятся настоящими друзьями детей, неотъемлемыми участниками их игр.
Пальчиковые куклы ручной работы - это источник радости и творчества для ребенка. Они подарят малышу радость и сказку, ведь с их помощью в любой момент можно разыграть настоящее кукольное представление или устроить мини-спектакль. Кроме этого, игрушки на пальчик могут сопровождать занятия с детьми, развивая их речь, логическое и пространственное мышление, фантазию, воображение.
Пальчиковая кукла – это небольшая игрушка, имеющая отверстие под палец. Этих кукол можно изготовить своими руками. В данном деле нет ограничений для творчества и фантазий, выбор персонажей и материалов для их воплощения огромен. Можно сделать совершенно любой образ, и даже с минимальным количеством получившихся героев придумать много новых сценариев и сказок.
Пальчиковый театр — это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он, надев персонажа себе на пальчик, сможет сыграть роль любого героя.
Пальчиковые театральные игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти эмоциональны и увлекательны. Они способствуют развитию активной речи ребенка, творческой деятельности, коммуникабельности. В ходе игры, дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. А пальчиковый театр помогает им в этом. Ребенок, будь он зрителем или исполнителем самой главной роли, вступает с героями спектакля в эмоциональный контакт, переживает вместе с ними.
Театр игрушек-топотунчиков. Игрушки для этого театра вполне самостоятельно могут делать дети старшего дошкольного возраста. Такие игрушки имеют подвижные ножки или задние лапки и могут шагать, плясать, прыгать, причем каждый их шаг самостоятельно озвучен.
Театр кукол из варежек и перчаток. Для изготовления кукол для такого театра понадобятся варежки и перчатки, а также разноцветные нити, пуговицы, бусины, вата или поролон. Игрушка из варежки надевается на руку и приходит в движение при повороте руки. Действие развивается на ширме (в этом случае рука спрятана за ширмой) или без ширмы.
Варежка может служить головой персонажу, большой палец варежки – большим или маленьким носом. Дополнительные детали – уши, волосы, косички, рот, глаза, шапочка. Они появляются в связи с выбранным персонажем. Также варежка может служить кукле туловищем. Тогда к варежке пришиваются голова, лапки, крылышки, а большой палец варежки служит кукле хвостиком, который активно действует.
Для такого театра кукол можно использовать перчатки. Как и куклы из варежек, куклы из перчаток тоже могут быть самыми разнообразными по способу их изготовления. Готовая головка пришивается к среднему пальчику перчатки, на границе кисти руки и запястья пришивается хвостик. Глаза и носик – бусины или пуговки, усы – короткие пучки ниточек или мягкая проволока. Перчатка с закрепленной на ней головкой и хвостиком надевается на руку. Средний палец чуть подгибается под ладонь, он управляет головой игрушки, остальные пальчики играют роль лапок.[27]
Театр кулачковых кукол. Куклы такого театра интересны тем, что у них очень подвижная голова, и это может выглядеть даже комично: голова вращается на 360°, шея втягивается и вытягивается на всю длину палочки, на которую прикреплена голова игрушки.
Театр головок. Если надеть на палец кукольную головку, снабдить ее речью и движениями, то получится мини-кукольный театр, артисты которого могут исполнять самые необычные роли и будут послушны каждому движению руки.
Театр коробочек. Для этого театра можно использовать различные коробочки. На них наклеиваются лица героев или выдуманные рисунки детей.
Театр плоскостных кукол. Плоскостная кукла из картона. Внизу вырезается два круга для пальцев. Ребенок, двигая пальцами, управляет куклой.
Театр на ножке. К плоскостной кукле из картона приделываем палочку – ножку. Ребенок управляет куклой с помощью этой ножки.
Пальчиковый театр. На каждый пальчик шьется отдельная игрушка из ткани. Надевая такие игрушки на пальцы, ребенок самостоятельно играет роль всех героев.
Конусный театр. На сделанный из картона конус приклеивается плоскостная кукла. Надевая конус на пальчик, ребенок управляет куклой.
Пальчиковые куклы крючком делают разного размера, в зависимости от того, на какой палец их планируют надевать. Другая особенность их внешнего вида — упрощенная стилизация. Они получаются маленького размера, поэтому много деталей сделать не получится. Чрезмерная детализация будет смотреться не так органично.
Пальчиковый театр – доступная развивающая игрушка, для создания которой понадобится овладеть базовыми техниками. С его помощью получится не только благотворно влиять на развитие ребенка, но и воспитать интерес к чтению, публичным выступлениям. Родители могут создать собственные сказочные персонажи вместе с ребенком.
Самыми популярными сказками являются:
«Теремок»;
«Маша и Медведь»;
«Заинькина избушка»;
«Курочка Ряба»;
«Репка»;
«Колобок» и другие.
Пальчиковый театр, представляющий собой основное вспомогательное средство, облегчающее процесс формирования связной монологической речи, также является средством, мотивирующим детей, так как он вызывает интерес, любознательность, стимулирует к активному участию на занятии, развивает воображение, мышление, мелкую моторику. Дети выражают инициативу участвовать в инсценировке сказок, высказывают предложения по организации, принимают активное участие в создании нового сюжета.
В связи с тем, что на занятии присутствует группа детей, пересказ или рассказ строится коллективно: один ребенок начинает, другие продолжают, таким образом, все дети задействованы в работе. Это способствует формированию у детей умения слушать друг друга, не перебивать, а при необходимости помогать подсказками. На начальных этапах работы могут возникнуть определенные трудности, связанные с использованием пальчикового театра. Например: дети совершают нецелесообразно широкие движения куклой, куклы спадает с пальцев детей и пр. При соблюдении требований данные трудности ликвидируются за счет повторения правил пользования куклой на каждом занятии и закрепления их в практической деятельности. [28]
Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок пальчикового театра обладает несомненной пользой для детей, а именно:
- пальчиковый театр развивает мелку моторику рук (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков;
- стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, малыш вырабатывает способность к концентрации внимания;
- заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память;
- театральные постановки развивают фантазию и воображение, особенно, если речь идет о сценках-импровизациях;
- обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;
- в процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как «лево» и «право», вниз и верх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме);
- возможность самовыражения на сцене развивает творческие способности;
- выступая перед публикой, малыш приобретает уверенность в себе, становится более общительным.
Куклы знакомых нам с детства персонажей помогают ребенку преодолеть скрытые психологические барьеры, учат правильно излагать свои мысли, продумывать свое поведение. Здесь уже не устное народное творчество или сказка известного автора, здесь автор – сам ребенок: автор думающий, автор ответственный за своих персонажей, автор, имеющий свою позицию и точку зрения.[27]
Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через пальчиковый театр
2.1 Анализ условий, созданных в старшей группе детского сада по развитию мелкой моторики
Данный анализ был проведен на базе МБДОУ детский сад №222 город Ульяновск. В анализе участвовала старшая группа №12.
Цель анализа – изучение условия предметно- пространственной среды для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
Немаловажную роль в развитии мелкой моторики занимает предметно – развивающая среда группы. Именно она обеспечивает развитие и эмоциональное благополучие детей, отвечает их интересам и потребностям.
Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей. Сенсорный дидактический стол является частью центра развивающих игр. Стол оборудован горкой для прокатывания шариков, пирамидками, с разноцветными счетами, скользящей дорожкой.
Работа за дидактическим столом осуществляется с небольшой группой детей и индивидуально. Побуждая детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь. Проведение игр –занятий способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей. Определенную ценность представляет центр «Песка и воды». Песочная терапия, игры на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально -негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности.
Ребятам нравятся такие игры как: «Сыпем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «Лисичка в гостях у ребят» ,«День рожденья куклы Маши» .В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики, большинство из которых сделаны самостоятельно и с помощью родителей.
В группе организована систематическая работа по развитию мелкой моторики: проведения режимных моментов, непосредственно- образовательной деятельности, прогулок, игр, самостоятельной деятельности детей.
При подборе игровых упражнений используются такие принципы:
- игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребёнка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребёнок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
- постепенное усложнение выполнения пальчиковых фигур от простого до разыгрывания сценок, сказок, построения фигур с помощью пальцев рук.
В группе существует полка для игр, где есть игры на развитие мелкой моторики: «Мозаика», «Лото», «Цветные кубики», «Шнуровки», «Собери картинку», «Пазлы», «Ёжики», и многие другие.
Весь материал аккуратно оформлен, в ярких коробках, что привлекает внимание детей. Все пособия, картинки оформлены эстетично, что способствует долговечности и прочности материала.
Для развития мелкой моторики рук используется пальчиковый театр. В доступном для детей, хорошо освещённом месте находится всё необходимые атрибуты.
Доступность и простота привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с пальцами , такими, как сгибание, повороты, перекрещивание.
Пальчиковый театр развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие речи.
Предусматривается регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное таетральное представление родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями пальчикового театра и способами изготовления его.
Разработан цикл консультаций для педагогов ДОУ «Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики с использованием пальчикового театра», «Театр, как средство интеграции в детскую деятельность», и для родителей «Значение пальчикового театра для всестороннего развития ребёнка», «Значение театра для развития умственных и творческих способностей детей», «Влияние пальчикового театра на развитие речи и мелкой моторики дошкольников».
В процессе планомерной, целенаправленной работы дети приобретают практические навыки в умении манипулировать тонкими движениями пальцев рук, что оказывает влияние на их интеллектуальное развитие. Всё вышеназванное возможно при серьёзной, вдумчивой, творческой работе педагога совместно с родителями воспитанников.
2.2 Сценарий пальчикового театра и его апробация в старшей группе.
Для подтверждения гипотезы о том, что пальчиковый театр будет являться эффективным средством развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста ,если систематизировать использование пальчикового театра на занятиях, в свободной деятельности и совместно с родителями.
Мною был использован следующие метод:
Показ пальчикового театра по сказке «Теремок»
Цель: Развитие мелкой моторики через пальчиковый театр с использованием пальчиковых игр.
Задачи:
Образовательные задачи:
Формировать и активизировать у детей речевую активность;
·Развивающие задачи:
1. Развивать интонационную выразительность речи, мышление; развивать мелкую моторику с помощью пальчиковых игр;
2. Развивать артистические и творческие способности;
· Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к сказкам, умение сопереживать героям сказок, попавшим в беду, желание прийти на помощь.
Образовательные технологии: сказкотерапии, пальчиковой гимнастики.
Методы: Игровой, творческий, словесный.
Оборудование: ширма, плоскостной теремок с открывающимися окошками и дверью на замке, декорации (деревья, трава перед домом, цветы), пальчиковые куклы.
Технические средства обучения: ноутбук с колонками, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: рассказывание сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций.
Ход занятия (Приложение 1)
При показе пальчикового театра , выяснилось , что у детей плохо развита мелкая моторика рук. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями. Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада.
Заключение
Пальчиковый театр является эффективным средством развития мелкой моторики кисти руки у детей дошкольного возраста, т. к. направлен на развитие координации и синхронизации движений мелких мышц обеих рук; смену движений которые выполняются по образцу взрослого (по показу и одновременно с ним); движения выполняются точно, с ускорением при повторении.
Для получения максимального эффекта пальчиковые театры подбирать таким образом, чтобы в них сочетались такие виды нагрузки, как сжатие и растяжение с расслаблением кисти, а также использовались изолированные движения каждого пальца. Умеренная дополнительная нагрузка при удержании ручки, или другого предмета во время упражнений положительно влияет на систему кровообращения, воспитывает дополнительный навык управления мышцами и координации движений .
В условиях реализации стандарта, успех развития мелкой моторики у старших дошкольников возможен только при условии тесного взаимодействия педагогов и родителей. Ведь именно родители являются для ребенка образцом для подражания. В этом направлении ведём активную работу.
Таким образом, вся работа, заставила родителей серьёзно взглянуть на необходимость развития мелкой моторики детей и повысила знания родителей в выборе пальчиковых игр. Одним из важнейших условий развития мелкой моторики у дошкольников является построение системы взаимодействия всех педагогов ДОО.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
Список используемой литературы
1. Аксeнoвa М. Рaзвитиe тoнких движeний пaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2015. - №8. - С. 62-65.
2. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук» // Тез. Докл. 24-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД). - М.: Просвещение, 2017. - С. 12-25.
3. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи. - М.: Просвещение, 2019. - 196 с.
4. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, 2019. - 143 с.
5. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М. Просвещение, 2019. - 192 с.
6. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2015. - 204 с.
7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2016. - 368 с.
8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Академический проект, 2015. - 474 с.
9. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 2017. - 165 с.
10. Гaлянт И. Пaльчикoвыe игры // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2018. - №1. - С. 50-53.
11. Ильин Е.П. Психомоторика. - М.: Владос, 2017. - 326 с.
13. Крaсильникoвa Н.A. Игры для рaзвития мeлкoй мoтoрики у дeтeй с тяжeлыми нaрушeниями рeчи. - М.: Владос, 2018. - 237 с.
14. Крупeнчук O.И. Систeмa рaбoты пo рaзвитию мeлкoй мoтoрики у дeтeй с рeчeвoй пaтoлoгиeй. - М.: Литера, 2018. - 218 с.
15. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. - М.: Академический проект, 2018. - 453 с.
16. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2015. - 593 с.
17. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 108 с.
18. Нугаева Р.Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 401-404.
19. Плутaeвa E. Рaзвитиe мeлкoй мoтoрики у дeтeй 5-7 лeт // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2018. - № 3. - С. 28-35
20. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета - Федеральный выпуск № 5125 от 5 марта 2010 г.
21. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников //Дошкольное воспитание. - 2017. - № 1. - С.60-61.
22. Рожков О.П., Дворова И.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Метод. рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 20117. - 226 с.
23. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: Родничок, 2018. - 185 с.
24. Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. - М.: Детство-пресс, 2015. - 71 с.
25.Электронный ресурс https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1712417905&tld=ru&lang=ru&name=um_rebenka_nakhoditsja_na_konchikakh_ego_palcev
26. Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры (для детей 4 – 7 лет)/ О.И. Крупенчук. – Спб.:Литера, 2018.- 33с. Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]
27. Рокитянская, Т.А. Театрализованные игры с детьми от 2 лет [Текст] / Т.А. Рокитянская, Е.В. Боякова – М.: Национальное образование, 2016 г.
28. Шанюк М., [Электронный ресурс]: Пальчиковый театр вяжем крючком.-/ М. Шанюк. - Электронный ресурс https://aldebaran.ru/download/shanyuk_marina/kniga_palchikovyiyi_teatr_vyajem_kryuchkom/?formats=fb2.zip
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Ход пальчикового театра «Теремок»
Дети входят в группу, где их встречает воспитатель в роли Сказочницы.
Звучит музыка «В гостях у сказки».
Сказочница: Здравствуйте ребята! Добро пожаловать в наш маленький кукольный театр. Скажите, кто здесь живет?
Ответы детей. (Куклы).
Сказочница: Кукол здесь много, и они все разные. Посмотрите: одни маленькие, другие большие. Все куклы добрые и очень любят играть с детьми. Ребята уже знакомы со многими куклами. А сегодня, я приглашаю вас поближе познакомиться с куклами пальчикового театра. А называется этот вид театра – пальчиковым, потому что все куколки одеваются на пальчики. Подойдите к куколкам и познакомьтесь с ними.
(Дети подходят к куклам, рассматривают их).
Сказочница: Ребята, а как мы узнаем, что представление начинается?
Ответы детей. (Звенит звонок).
Звенит звонок.
Сказочница: Ребята, слышите? Звенит звонок – это вас пригашают в зрительный зал. Садитесь на стульчики, куклы вас ждут.
Мы тихонечко пойдем,
В зале стульчики найдем.
Топ, топ, идем, идем,
Сядем, сядем – подождем.
Снова звенит звонок, пока дети садятся на стульчики.
Дети заняли свои места.
Сказочница: Пока вы садились, звонок пел вам песенку и ждал вас. Это значит, что сейчас начнется представление.
Посмотрите, какая нарядная ширма перед вами. Как вы думаете, кто находится за ней?
Ответы детей. (Куклы, артисты).
Сказочница: Они хотят вам показать сказку. Сейчас прозвенит еще один звонок, и сказка начнется.
Звенит звонок в третий раз.
Сказочница: Чтобы занавес открылся, нужно его попросить. Как вы думаете, что нам нужно сделать?
Ответы детей. (похлопать в ладоши).
Сказочница: А когда зрители хлопают, это называется –… ?
Ответы детей (Аплодисменты).
Дети аплодируют. Открывается занавес на ширме.
Звучит музыка.
Сказочница: Занавес открывается, сказка начинается.
Стоит в поле теремок, Теремок,
Он не низок не высок, не высок.
Звучит музыка.
Вдруг по полю, полю бежит мышка-норушка.
Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
Мышка: терем-теремок! Кто в тереме живет?
Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.
Звучит музыка.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
Лягушка: терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка: я, мышка-норушка! А ты кто?
Лягушка: а я лягушка-квакушка!
Мышка: иди ко мне жить!
Лягушонка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Звучит музыка.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает.
Зайчик: терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка: я – мышка-норушка.
Лягушка: и я лягушка-квакушка. А ты кто?
Зайчик: А я зайчик побегайчик.
Мышка: иди к нам жить!
Заяц скок в теремок! Стали они жить втроем.
Звучит музыка.
Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает.
Лисичка: Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка: Я мышка-норушка.
Лягушка: Я лягушка-квакушка.
Зайчик: Я зайчик-побегайчик. А ты кто?
Лиса: А я лисичка-сестричка.
Зайчик: Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Звучит музыка.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает.
Волк: терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка: Я мышка-норушка.
Лягушка: Я лягушка-квакушка.
Зайчик: Я зайчик-побегайчик.
Лиса: Я лисичка-сестричка. А ты кто?
Волк: А я волчок-серый бочок.
Лиса: Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот живут они в теремке, песни поют.
Звучит музыка.
Вдруг мимо идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
Медведь: Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка: Я мышка-норушка.
Лягушка: Я лягушка-квакушка.
Зайчик: Я зайчик-побегайчик.
Лиса: Я лисичка-сестричка.
Волк: А я волчок-серый бочок. А ты кто?
Лиса: А я медведь косолапый.
Волк: Иди к нам жить!
Звучит музыка.
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит.
Медведь: Я лучше у вас на крыше буду жить.
Мышка: Да ты нас раздавишь!
Медведь: Нет, не раздавлю.
Мышка: Ну полезай.
Звучит музыка.
Влез медведь на крышу и только уселся – бах! – раздавил теремок. Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить:
Мышка-норушка,
Лягушка-квакушка,
Зайчик-побегайчик,
Лисичка-сестричка,
Волчок – серый бочок,
Все целы и невредимы.
Звучит музыка.
Принялись они бревна носить, доски пилить – новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
Воспитатель: Тут и сказочке конец – а кто слушал молодец!
Звучит музыка.
Сказочница встает из-за стола. И ведет беседу стоя.
Сказочница: Дети, а Вы хотите также поиграть с нашими куколками?
Дети: Да!
Воспитатель: Для того, чтобы Ваши куклы смогли ходить также как и мои, необходимо потренировать Ваши пальчики. Потренируем их?
Дети: да!
Сказочница: Приготовьте свои указательные пальчики.
Ай-яй-яй, ай-яй-яй, (покачать пальчиком из стороны в сторону)
Ты малыш, не зевай. (погрозить указательным пальчиком)
Ай-яй-яй, ай-яй-яй, (покачать пальчиком из стороны в сторону)
Пальчик спрячь и не давай! (обхватить указательный пальчик пальцами другой руки)
И еще раз:
Ай-яй-яй, ай-яй-яй, (покачать пальчиком из стороны в сторону)
Ты малыш, не зевай. (погрозить указательным пальчиком)
Ай-яй-яй, ай-яй-яй, (покачать пальчиком из стороны в сторону)
Пальчик спрячь и не давай! (обхватить указательный пальчик пальцами другой руки)
Сказочница: А теперь давайте встанем в две линии и поиграем в игру «Иди сюда! »
Иди сюда, (указательным пальчиком манят партнера)
Тебя прошу, (указательным пальцем показывают на партнера)
Иди сюда (указательным пальчиком манят партнера)
Секрет скажу (указательный палец приложить к губам)
Походят друг к другу и шепчут на ухо:
Шу-шу-шу, да ши-ши-ши
Поменялись малыши
Делают несколько раз
Сказочница: Дети, у нашего указательного пальчика сегодня день рождения, и он приглашает другие пальчики к себе на праздник.
День рождения у меня! (указательный пальчик одной руки кланяется,
Приходите все, друзья (манит пальчиком пальцы левой руки)
Здравствуй, пальчик, ты нас звал? (кланяются пальцы левой руки)
Здравствуйте гости, мои дорогие! (указательный палец кланяется)
Здравствуйте гости, мои золотые!
Проходите, проходите! (манит пальчиком пальцы левой руки)
Отдохните, посидите,
Никуда не уходите. (указательный пальчик качает из стороны в сторону)
Я к вам сейчас приду
И вас всех повеселю! (вращается кисть с указательным пальцем)
Сказочница: Молодцы! Теперь Ваши пальчики поупражнялись, окрепли, и смогут примерить на себя роль героев нашей сказки. Подходите к нашей сцене и выберете себе героя и присаживайтесь на стульчики.
Звонит три раза в колокольчик. Дети аплодируют. Под речь сказочницы дети выходят за сцену по очереди и упражняются в ведении куклы.
Сказочница: Занавес открывается, сказка начинается.
Стоит в поле Теремок-Теремок,
Он не низок не высок - не высок – работает теремок
Бежит мышка-норушка – работает мышка
Бежит лягушка-квакушка – работает лягушка
Бежит зайчик-побегайчик – работает зайчик
Бежит лисичка-сестричка – работает лисичка
Бежит волчок-серый бочок – работает волк
Идет медведь косолапый – работает медведь
Тут и сказочки конец, а кто слушал молодец.
Занавес закрывается, дети аплодируют.
Сказочница: Молодцы! Я смотрю, у кого-то получается, у кого-то чуть меньше. Но это не беда! Мы с вами будем упражнять пальчики, тренировать их.