"Память, как основная и важная роль в жизни музыканта" | Екатерина Юрьевна Филипьева. Работа №350283
В статье расмотрены важные и основные проблемы исполнения наизусть, работы с памятью и сценических сбоев при исполнении произведений наизусть. Преведены несколько упражнений для укрепления и работы памяти. Влияние памяти на физическое и внутреннее состояние музыканта. Возрастные особенностии работы памяти.
«ПАМЯТЬ, КАК ОСНОВНАЯ И ВАЖНАЯ РОЛЬ В ЖИЗНИ МУЗЫКАНТА»
Писать о музыкальной памяти начали еще в середине прошлого века, когда концертное исполнение без нот не только не считалось обязательным, но напротив, рассматривалось как акт нескромности со стороны исполнителя. Память в те времена не считали необходимой составной частью комплекса музыкальной одаренности. Ее рассматривали как «низшую», «вспомогательную» способность, а заучивать наизусть рекомендовали только фактурно – сложные эпизоды, либо места переворачивания страниц. Учителя прошлого не только не поощряли игру на память, но категорически запрещали ее, и если ученик позволял своим глазам отвлечься от нотного текста, ему делали строгое замечание. Малейшая скованность исполнителя неизбежно передается слушателям и если ноты «мешают» солисту, то и для слушателей наслаждение музыкой не может быть полным. Публика предпочитает исполнение по памяти. Клара Шуман, как исполнительница, пролила немало слез из-за необходимости играть на публике без нот. Десятки талантливых артистов вынуждены были из-за мук эстрадобоязни отказаться от концертной деятельности, и лишь немногие, наперекор укрепляющейся моде, продолжали ставить на пульт ноты (С.Рихтер, М.Юдина, Р.Пюньо, Т.Лешетицкий). Разговоры о своих страхах могут оказаться в тяжелом положении, так как волнение, будучи объектом внимания, прогрессирует. А вот возбуждение можно назвать полезным видом исполнения, так как оно вместо страха вызывает повышенную выносливость и обостренность чувств. Так же у волнения могут быть физические причины: холодные руки, плохой инструмент, не уверенное знание музыкального текста, плохое самочувствие. Доктор Альтман восстает не против моды, а против принуждения. «Разумеется, я не требую, чтобы исполнение наизусть было полностью устранено. Я желал бы только, чтобы на артиста, играющего по нотам, не смотрели бы косо ни его коллеги, ни публика».
В детском возрасте простота системы памяти определяет устойчивость, прочность условных рефлексов. Именно в младшем возрасте память отличается прочностью запоминания. Объем возрастает, а скорость запоминания уменьшается, увеличиваясь затем к подростковому возрасту. Все это зависит от того, что именно в этом возрасте детский мозг не так загружен лишней информацией. Голова более ясная и чистая.
С возрастом механизмы памяти претерпевают значительные изменения. Запоминание музыкального текста замедляется, память становится не устойчивой и может давать сбои в самых различных моментах. Этому есть несколько причин: большой объем поступления информации; образ жизни - что употребляем, чем дышим; психологическое состояние; усталость; меньше выполняется работы для поддержания памяти. Для сохранения молодости мозга, надо ежедневно упражнять. Сила памяти зависит от привычки учить. Возрастающей послушностью памяти можно скомпенсировать уходящие годы.
На ненадежность обычно жалуются те, кто во время игры не умеет освобождаться от мышечного напряжения. Как техническая свобода помогает памяти, так и игра по памяти помогает технике. Вмешательство разума может устранить много технических трудностей и упростить выучивание музыки. Понимая, на что способно подсознание, каждый музыкант во время занятий будет более сосредоточенным и активным, а во время исполнения – более спокойным. Ум по природе своей ленив, и потому так нужно повернуть поставленную задачу, чтобы она не казалась ни докучной, ни слишком трудной. Внимание более остро первые 15 минут. Эти минуты драгоценны.
Один из секретов хорошей памяти – умение беречь свои силы, и умение заставить себя спать. Кто умеет полностью освобождаться от всякого напряжения, лучше припоминает свои сны.
Хорошие упражнения:
I - проснувшись, постараться вспомнить все из своих снов.
II - вспомнить, что было и что делали вчера.
III – дыхательные упражнения.
IV – физическая зарядка.
После таких тренировок можно многое восстановить в своей памяти. Такой контакт с собственным подсознанием в высшей степени способствует развитию памяти, в том числе и музыкальной.
Многие студенты и музыканты используют немую клавиатуру. Это так же тренирует слух, память и мускульные навыки. Беззвучные упражнения улучшают кровообращение, а разогретые руки дают большую техническую свободу. Знаменитый венгерский композитор и пианист Франц Лист во время своих частых и длительных поездок использовал немую клавиатуру для поддержания формы.
У памяти есть такая тенденция – ненужная информация быстро забывается, отодвигая некоторые вещи на задний план, освобождая место для более полезной. Если памятью пользоваться правильно, ее подсознательные возможности не ограничены. Сознательная мысль может оказаться серьезным препятствием подсознательному действию. Музыканты, которые хорошо импровизируют, пользуются именно подсознанием. Так как именно секрет импровизации кроется в подсознании. Если мы сознательно стараемся играть правильно, когда играем по памяти – мы делаем большое количество ошибок, чем обычно. Во всех случаях, когда действие благодаря многократным повторениям стало привычным, следует избегать активного вмешательства сознания. При отсутствии нот, вмешательство сознания может вызвать полный провал памяти. Когда исполнитель начинает сомневаться в своей памяти, он должен освободиться и переключить внимание на ритм, настроение, лишь бы предотвратить вмешательство сознания. На эстраде привычкам необходимо предоставить свободу действий. Сознательное старание неизбежно вызывает напряженность, а механизм памяти может работать только тогда, когда память свободна от всякой скованности. Одно только освобождение мышц лиц уже способствует подсознательной игре, но лучшей проверкой памяти является исполнение с закрытыми глазами или в темноте. Так же хорошей тренировкой может послужить играть гаммы, упражнения в темноте.
Память нужно рассматривать как внутреннее волевое устремление.
Истинная школа – это школа собственного опыта, опыта жизни. Только в этой школе можно научиться ценнейшему качеству – самообладанию. Вместо того, чтобы искать поддержки на стороне, артист должен научиться находить ее в самом себе. Когда он знает произведение наизусть и проникается им до глубины души, он в нужный момент в своей душе будет читать музыку, ставшую частью его, и ноты ему будут не нужны.
Величайшие артисты служат примером равновесия чувства и разума. Этой внутренней уравновешенности нельзя научиться – она является следствием индивидуальных особенностей личности.
Список литературы:
Мархваидзе
Р.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков
.
Стерлитамак, 2001
г. С.11
7
Маккиннон
Л. Игра наизусть. Москва,
2009
г.
3. Н.Кувшинников; М.Соколов. Школа игры на фортепиано для 1-го года обучения. Музыка. Москва. 1964 г.