Памятка для педагогов "Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста" | Стрельцова Алла Александровна. Работа №325635
Для решения основных задач профилактики дисграфии вся окружающая ребёнка социальная среда должна быть развивающей, то есть она должна обеспечивать достаточное количество слуховых и зрительных впечатлений. Поскольку обучение грамоте осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу, то поступающий в школу ребёнок прежде всего должен овладеть чёткой слуховой дифференциацией всех звуков речи, включая и окустически близкие. В старшем дошкольном возрасте мы даём упражнения по развитию фонематического слуха, по анализу и синтезу слов.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Профилактика дисграфии»
Подготовил
учитель-логопед
Стрельцова А.А.
Для решения основных задач профилактики дисграфии вся окружающая ребенка социальная среда должна быть «развивающей», то есть она должна обеспечивать достаточное количество слуховых и зрительных впечатлений. Поскольку обучение грамоте осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу, то поступающий в школу ребенок прежде всего должен владеть четкой слуховой дифференциацией всех звуков речи, включая акустические и близкие. В старшем дошкольном возрасте в подготовительном периоде мы даем упражнения по развитию фонематического слуха, по анализу и синтезу слов, а в подготовительной к школе группе знакомим детей с такой речевой единицей, как слово и предложение. Единственный путь преодоления дисграфии на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока – это обучение ребенка приемам звукового анализа и синтеза слов и анализа речевого потока в целом. Только тогда, когда он будет совершенно отчетливо представлять себе звуковой состав каждого записываемого слова, можно будет не сомневаться в том, что он «не забудет» обозначить буквой ни один из составляющих это слово звуков и сумеет воспроизвести правильную их последовательность.
Прежде всего, нужно научить ребенка делить каждое предложение на отдельные слова и правильно определять их количество. При этом особое внимание должно быть обращено на предлоги и союзы, которые также являются самостоятельными словами и поэтому пишутся отдельно от значимых слов. Для наглядности можно использовать графические схемы предложений, отражающие количество составляющих их слов.
Для профилактики оптической дисграфии необходимо развитие у ребенка зрительно-пространственных представлений, что даст ему возможность заметить различия в начертании смешиваемых им букв.
* В процессе непосредственной работы над различением букв широко используются такие приемы:
* складывание букв из составляющих их элементов;
* «переделка» одной буквы в другую;
* вылепливание смешиваемых букв из пластилина;
* письмо смешиваемых букв в воздухе (опора на более сохранный в данном случае двигательный анализатор);
* вырезание букв из бумаги или картона;
* обводка контуров букв;
* узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве («перевернутых», «положенных на бок» и пр.);
* узнавание букв, наложенных друг на друга;
* узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные);
* письмо смешиваемых или неправильно изображаемых ребенком букв под диктовку (на заключительных этапах работы).
* Все эти виды упражнений преследуют одну и ту же цель: привлечь внимание ребенка к особенностям начертания сходных букв, к имеющимся в них различиям и тем самым помочь ему усвоить правильное их написание.