Памятка для уроков русского языка, 4 класс | Тракова Ольга Алексеевна. Работа №355607
Данная памятка поможет чертвероклассникам освоить и в дальнейшем без труда производить все виды разборов на уроках русского языка. В пособии детально пошагово представлены фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический разборы (в рамках программных требований). Также данная памятка пригодится и пятиклассникам.
Памятка
Фонетический разбор (цифра 1).
кольцо¹ [к а л' ц о] - 2 сл.,
к - [к] – согл., глух. парн., твер. парн.
о - [а] – гласн., безударн.
л - [л'] – согл., звон. непарн, мягк, парн.
ь ---
ц - [ц] – согл., глух. парн., твер., непарн.
о - [о́] – гласн., ударн.
6б., 5 зв.
В транскрипции, в случае, если слово односложное, ставится ударение.
Морфемный разбор (цифра 2)
п р о б е ж к ² - имя существительное (можно устно)
Определю, какая это часть речи.
Выделю окончание, доказав.
Выделю основу слова.
Выделю корень, доказав.
Выделю суффикс (
сы
), приставку (
ки
).
Морфологический разбор (цифра 3).
Имя существительное
I (На) снегу³ (на чём?) – сущ.,
II Н.ф. – снег;
пост. пр.: нариц., неодуш., м.р., 2 скл;
непост. пр.: в ед.ч., в П.п.
III Лежал (где?) на снегу (втор. чл.) в данном случае не будет ошибочным вопрос (на чем?)
Имя прилагательное
I Русская³ (зима) – прил. зима (какая?) русская;
II Н.ф. – русский;
пост. пр.: -
непост. пр.: в ед.ч., в ж.р., в Им. п. (во мн.ч. род не определяется!)
III Зима (какая?) русская (второст. чл.)
Глагол
I Цветет³ – глагол. Сирень (что делает?) цветет
II Н.ф. – цвести;
пост. пр.: несов. вид, I спр.;
непост. пр.: в наст. вр., в ед.ч., в 3 л.
III Сирень (что делает?) цветет ( сказуемое)
Синтаксический разбор предложения (цифра 4).
По дорожкам побежали быстрые ручейки⁴. (Повеств., невоскл., простое, распростр.)
Дается характеристика предложения по цели высказывания, интонации, наличию грамматических основ, наличию
второстепенных членов (в случае, если предложение простое)
. ЦИОВ
Находится грамматическая основа предложения, указывается, какими частями речи выражены главные члены (над словами).
Находится группа подлежащего
(по наличию)
, указываются связи с помощью стрелок и вопросов
, какими частями речи выражены второстепенные члены предложения (над словами).
Находится группа сказуемого (по наличию), указываются связи с помощью стрелок и вопросов, какими частями речи выражены второстепенные члены предложения (над словами).
! Если в предложении есть однородные члены, то это указывается в
характеристике (после второстепенных членов): осложнено однородными… (указать, какими членами предложения: подлежащими, сказуемыми, второстепенными).
Составля
ется схема предложения в случаях:
1) если оно сложное
[ ]¹, [ ]².
Если есть союз, то он указывается.