ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ «КЛАССная семья – «точка роста» | Алексеева Людмила Юрьевна. Работа №364261
Представлены воспитательные практики из опыта работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива и вовлеченности родителей в воспитательный процесс.
Подготовлены фрагменты мероприятий, в которых предлагаются активные формы и методы работы с детьми и родителями.
В работе затронуты темы из Цикла классных часов «Разговоры о важном», «Киноуроки в школе».
Подобраны виды игр на сплочение детского коллектива.
Игра не только вид деятельности, но и способ эмоционального самовыражения, форма общения. Важно то, что игра представляет собой не только метод активного обучения, но и форму познавательной деятельности детей. Игровая деятельность детей - наиболее привлекательный способ познания окружающего мира, чрезвычайно значимый в детском возрасте. Игра способствует командным сопереживаниям, сплочённости коллектива.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» города Аши
ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
«КЛАССная семья – «точка роста»
Автор воспитательной практики:
учитель иностранного языка
МБОУ «СОШ № 7» г. Аши
Алексеева Людмила Юрьевна
г. Аша
2025 г.
№
Структурные компоненты
Содержание
Обоснование актуальности воспитательной практики
В век развитых информационных технологий подрастающее поколение стремится успеть всё и сразу. И, конечно же, в зоне риска оказываются подростки, которые привыкли общаться виртуально, но не умеют общаться со сверстниками непосредственно. В классных коллективах часто возникают проблемы разобщенности, конфликтности, психологического дискомфорта, а также ситуации, когда сплочённость класса направлена против кого-то из своих членов. Поэтому необходима организация и проведение специальных мероприятий по развитию групповой сплочённости подросткового коллектива с позитивным развитием её направленности через живое общение, единство традиций, убеждений, мнений.
Решить эффективно эту проблему поможет согласованность действий семьи и школы. Сотрудничество педагогов, детей и родителей позволит создать не только положительные эмоции и теплую атмосферу, но и организует прозрачную для детей и родителей среду, выстроит ясную, доброжелательную коммуникацию, что повысит эффективность образовательного и воспитательного процесса обучающихся, а перед родителями откроет новые возможности: не просто посмотреть со стороны на своего ребенка, но и самим стать активными участниками школьной жизни.
Данная воспитательная практика поможет учащимся понять, что любую ситуацию можно разрешить мирным путём, и с каждым человеком в коллективе несложно найти общий язык. Еженедельные занятия и встречи способствуют воспитанию доброты, отзывчивости, учат детей излучать добро и позитив, что, несомненно, поможет им в дальнейшей жизни.
Краткое описание (аннотация) воспитательной практики
Представлены воспитательные практики из опыта работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива и вовлеченности родителей в воспитательный процесс.
Подготовлены фрагменты мероприятий, в которых предлагаются активные формы и методы работы с детьми и родителями.
В работе затронуты темы из Цикла классных часов «Разговоры о важном», «Киноуроки в школе».
Подобраны виды игр на сплочение детского коллектива.
Игра не только вид деятельности, но и способ эмоционального самовыражения, форма общения. Важно то, что игра представляет собой не только метод активного обучения, но и форму познавательной деятельности детей. Игровая деятельность детей - наиболее привлекательный способ познания окружающего мира, чрезвычайно значимый в детском возрасте. Игра способствует командным сопереживаниям, сплочённости коллектива.
Цель воспитательной практики
объединение усилий педагогов, класса и семей обучающихся для оптимизации процесса воспитания и создание условий для реальных совместных практических действий, содействующих счастливому развитию ребенка, сплоченности детского коллектива, успешной социализации и самореализации детей
Задачи воспитательной практики
Для классного руководителя:
- создать оптимальные условия для конструктивного взаимодействия с родителями и обучающимися;
- организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических групповых и индивидуальных консультаций;
- организовать совместное проведение досуга детей и родителей через мероприятия интеллектуального, спортивного и пр. характера;
Для детей:
- через формирование социально-бытовых, хозяйственно-экономических, правовых, общетрудовых и пр. компетенций подготовить обучающихся к самостоятельной жизни;
- сформировать у обучающихся устойчивую гражданско-патриотическую позицию через привитие чувства дома, любви и ответственности не только по отношению к собственной семье, но и по отношению к школе как ко второму дому, к своей малой родине и к учителям, заботящимся о них и несущим за них ответственность во время пребывания в стенах школы.
Для родителей:
- содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений.
Планируемые результаты воспитательной практики
повышение уровня сплоченности классного коллектива;
установление партнерских отношений педагогов, родителей и детей для создания едино
го воспитательного пространства;
п
овышение показателей, отражающих активное участие
детей
и родителей
в жизни школы;
у
довлетворенность
детей и
родителей
воспитательным процессом
;
у
величение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий
;
п
оложительная динамика использования нетрадиционных форм и методов работы с родителями
;
повышение уровня воспитанности
обучающихся
;
смена
характер
а
взаимоотношений
внутри детского коллектива, между
педагог
ами
и
родителями
;
укрепление родительского авторитета в глазах детей
.
Целевая аудитория воспитательной практики и количество участников
5-9 классы
Ученический коллектив 9 класса: 32 человека
Родительский коллектив: 36 человек
Кадровые ресурсы реализации воспитательной практики
Использование воспитательной практики не требует дополнительной профессиональной подготовки педагогического коллектива. Доступность программы обеспечивает возможность каждому педагогу, классному руководителю самостоятельно внедрить ее в процесс воспитания.
Для реализации воспитательной практики задействованы администрация школы, педагоги, организующие работу с родителями и детьми, педагог-психолог, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, ответственный за профориентацию.
Научно-методические ресурсы реализации воспитательной практики
Сайт института изучения детства, семьи и воспитания РАО
https://институтвоспитания.рф/
;
Методические рекомендации по взаимодействию образовательной организации и родителей в процессе
реализации рабочей программы воспитания
(
ФГБНУ «ИИДСВ РАО»)
;
Сайт Всероссийского сообщества детей и молодёжи
https://будьвдвижении.рф/
;
Рабочая программа воспитания МБОУ «СОШ № 7» г. Аши
, календарный план
;
технология досуговой деятельности;
технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского;
технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова;
личностно-ориентированная технология
.
Материально-технические ресурсы реализации воспитательной практики
наличие технических средств (ИКТ, мультимедийная установка, видео-аудио аппаратура и т.д.), тренажёры и спортивное оборудование, учебные кабинеты, спортивный зал, медиазона образовательного центра «Точка роста»
Ресурсы социального партнерства и прочее
МБУ ДО «Ашинский городской детско-юношеский центр», библиотеки города, Музейно-выставочный центр, РДК «Металлург», МКУ ДО «Станция юных техников» города Аши Челябинской области
Формы реализации воспитательной практики (краткое описание мероприятий в рамках реализации воспитательной практики)
Регламентированные формы
Они проявляются в совместном управлении педагогами и родителями воспитательным процессом, в совместной экспертизе данного процесса, в профессиональном консультировании друг друга: родительский комитет, родительское собрание.
Неформальные формы взаимодействия
- культурно-образовательные проекты;
- мероприятия спортивной, туристической направленностей;
- различного рода акции, флеш-мобы;
- выпуски семейных газет и плакатов;
- совместные прогулки и экскурсии;
- выставки совместных работ;
- оформление информационных стендов;
- онлайн-лектории или встречи со специалистами;
- создание электронного журнала или газеты;
- размещение актуальной для родителей информации на сайте образовательной организации или на официальных страницах организации в социальных сетях;
- создание видео-блогов (видео-занятия для детей, видео-консультации для родителей).
Период реализации воспитательной практики
Реализация проекта рассчитана на 5 лет (5-9 класс):
начало реализации - 1 сентября 2020 года,
окончание реализации - 31 августа 2025 года.
Результаты реализации воспитательной практики (количественные и качественные).
1. Увеличение совместных с родителями мероприятий в 4 раза (6 мероприятий на первом этапе реализации, 24 мероприятия по завершении)
2. Сокращение конфликтных случаев в классе, повышение уровня сплоченности коллектива
3. Изменение роли родителя в воспитательном процессе из «псевдоучастника» в «инициатора и воплотителя»
Реализация поставленных задач отражена в проведенных мероприятиях, из которых видно, что моя задача, как классного руководителя, сделать семью помощником и другом, как для самого ребенка, так и для класса и классного руководителя, осуществима. Только вместе с родителями общими усилиями можно добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой, умел любить и быть любимым. И в этом я и окружающие убедились, увидев, какими стали мои учащиеся к окончанию 9 класса: у них развиты нравственные качества, они добры и с уважением относятся к своим родителем, учителям, одноклассникам, мои ребята готовы участвовать в общественной деятельности, проявляют ответственность, исполнительность, показывая активную жизненную позицию.
В свою очередь родители заинтересованно относятся к результатам учебы, участию детей в различных делах. Родители почувствовали себя коллективом, коллективом взрослых людей, заинтересованных в том, чтобы детям их класса в школе жилось хорошо и интересно; приобщение родителей к школьным заботам в хорошем смысле слова повлияло на взаимоотношения детей и взрослых в семье и во многих семьях укрепились доверительные отношения детей и родителей.
Дополнительные материалы (рисунки, диаграммы, таблицы и т. п.)
Приложения 1 - 7
Использованная литература, ссылки, сайты
Сайт психологии.
Цифровые дети: как клиповое мышление влияет на развитие ребенка -
Летидор
(letidor.ru)
Блонский
, И.Д. Общение подростков [Текст]: педагогика / И.Д.
Блонский
.
-
М: 20
20
.-262 с.
Бобнев
, М.И. Развития личности р
ебенка [Текст]:
учеб
.п
особие
/
М.И.
Бобнев
. – М: 20
21
.-576 с.
Сондаренко
С.М. Воспитание детей
в игре [Текст]: учеб
.
п
особие / С.М.
Сондаренко
.
-
М: 20
2
1
. – 390 с.
Методическая разработка «Сборник игр в помощь педагогу»
http://pandia.ru/text/78/208/92403.php
Методические рекомендации «Сборник игр»
http://polpoz.ru/umot/sbornik-igr-v-pomoshe-pedagogu/
Методы сплочения детского коллектива
https://urok.1sept.ru/articles/682753
Приёмы сплочения классного коллектива.
https://ped-kopilka.ru/pedagogika/pri-my-splochenija-klasnogo-kolektiva.html
Приложение № 1
(к Паспорту воспитательной практики)
SWOT-анализ воспитательной практики
Внутренние факторы
Внешние факторы
Сильные стороны
Возможности
1. Повышает дисциплину, самоорганизованность и ответственность за свои поступки.
2. Данная практика расширяет знания учащихся о воспитанном человеке, нормах поведения в обществе, способах взаимодействия с людьми и разрешения конфликтов
3. На занятиях формируется новый опыт, основанный на взаимодействии с учителем и одноклассниками в разных формах
4. Занятия направлены на достижение общего результата – формирование настоящего коллектива, в котором каждый человек чувствует себя комфортно
1. Демонстрация опыта воспитательной практики на школьном, муниципальном уровне.
Участие в конкурсах разного уровня
2. Периодическая диагностика учащихся: уровня их воспитания, способности успешно взаимодействовать с окружающими
3. Возможность скорректировать поведение учащихся с помощью различных форм работы
4. Благодаря различным формам работы учителю удастся в большей степени заинтересовать учащихся и привлечь их к активной деятельности, дать им возможность продемонстрировать свой опыт
Слабые стороны
Угрозы (риски)
Некоторые родители не имеют необходимых знаний о том, как воспитывать ребенка, как сотрудничать с ним и как оказать ему активную поддержку при сложных ситуациях и обстоятельствах, таких как адаптация к школе.
Проблемой в воспитательном процессе является недопонимание родителями тех задач, которые ставит школа, отсюда возникают трудности в работе с родителями и детьми.
Если ребенок не получает должного воспитания и поддержки, его поведение в школе и отношение к обучению формируются неправильно.
Устранение родителей от воспитания своих детей может привести к эгоизму ребенка, к пренебрежению интересам коллектива, потребительскому отношению окружающим, неадекватному поведению в обществе.
Приложение №2
(к Паспорту воспитательной практики)
План-график реализации воспитательной практики
«КЛАССная семья – «точка роста» (Диаграмма Ганта)
Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.
Воспитательная практика не ограничивается во временных рамках. Формирование классного коллектива происходит с момента знакомства классного руководителя с ним и до конца его выпуска.
В таблице приведены примерные временные рамки.
№
Наименование этапа
Дли-тельность
Временные рамки проекта
5
класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
1.
На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся.
Данный период позволяет педагогу сформировать ядро актива из учеников, которые хорошо учатся, выполняют требования школьного режима и правила для учащихся, требовательны к себе и к другим, обладают организаторскими способностями.
1 год
2.
На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Данная стадия характеризуется созданием органов ученического самоуправления
1 год
3.
Третий этап, на котором требования предъявляет коллектив учащихся. Учитель должен активно сотрудничать с активом, помогать ему завоевывать авторитет среди членов коллектива, контролировать все виды его деятельности и стремиться привлечь в актив как можно больше учащихся и родителей, чтобы усилить его воспитательные возможности
1 год
4.
Важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого обучающегося
1 год
5
На данной стадии происходит процесс формирования новых условий для выдвижения более сложных требований, расширения круга прав и обязанностей актива, а также усложняются виды деятельности коллектива
1 год
Приложение № 3
(к Паспорту воспитательной практики)
Пояснительная записка.
Сейчас в Интернете можно найти много программ, статей, сайтов по работе с детским коллективом. Детский коллектив - объединение детей, сплоченных общей полезной деятельностью (обучением, работой, спортом, общественной работой). Каждый классный руководитель старается создать свою, в зависимости от категорий детей, их характеров, условий проживания (село, город) и других причин.
Основной задачей является сплотить и сдружить детский коллектив, создать в нём благоприятную психологическую атмосферу
Я хочу поделиться своими формами работы для достижения цели. Как побудить подростков не разрушать, а созидать?
1 совет. «Изучи каждую личность»
Главное найти в подростках классного коллектива скрытые возможности: их желания, потребности, интересы, способности и воплотить их в социально значимую деятельность.
Успех сплочения классного коллектива зависит от знания своих воспитанников, их характеров, увлечений.
Приняв класс, я начинаю с диагностики изучения каждой личности и разделяю их для себя по разным категориям, чтобы работать с ними индивидуально, направляя их деятельность в общую работу классного коллектива.
Наблюдая за детьми, я вижу, что среди них есть
«
Борцы за идею» -
это
романтики и мечтатели, о
бладающие незаурядной фантазией,
часто берутся за масштабные проекты, но встречая на пути трудности, могут бросить на середине и увлечься чем-то другим.
Совет - Им необходима поддержка. Помните, что многие великие люди вырастали именно из мечтателей. Покажите ребёнку, что искренне верите в него и помогите найти окружение, разделяющее его интересы: пусть он почувствует, что не один.
2. Душа компании - любит находиться в центре внимания, значит, для него важнее всего быть нужным и принятым. Одобрение окружающих вызывает у таких подростков гордость и желание новых свершений, однако, они легко поддаются влиянию окружения.
Совет - Его нужно хвалить за успехи, и лучше всего публично.
3. Лидер - Быть первым, быть лучшим - формирование мотивации подростков этого типа происходит за счёт амбиций. Трудность достижения цели только усиливает интерес. Преодолев один рубеж, они уже смотрят на следующий. Однако не всё так просто: любая крупная неудача может стать для «лидера» серьёзным ударом.
Совет - Ему требуются правильные ориентиры. Объясните, что в единичных неудачах нет ничего страшного. Кроме того, таким подросткам необходимо развивать эмпатию и пробуждать интерес к другим людям. Тогда они смогут приобрести ценные лидерские качества и не превратиться в эгоистичных карьеристов.
4. Исполнитель - Их увлекает сам процесс, «Исполнители» отличаются хорошей усидчивостью и терпением, однако мотивация таких подростков часто не выдерживает столкновения даже с небольшими трудностями, которые несёт в себе новый учебный материал.
Совет - для них необходим контроль. Регулярно интересуйтесь его успехами и поощряйте их, а в случае неудач не критикуйте слишком строго, а помогите найти решение и поддержите его старания.
5. «Бизнесмен» Подросткам этого типа принципиально важно, какую выгоду принесёт участие где-либо. Они рассматривают весь процесс как работу, за добросовестное выполнение которой рассчитывают получить материальные блага. Однако необходимо сформировать у них правильные представления о ценностях - материальных и не только.
Совет - для «бизнесмена» идеально подходит система внешней мотивации. Он готов усердно трудиться, зная, что в конце его ждёт приз. Поэтому за успехи его следует поощрять подарками. Однако важно делать это последовательно: обговорить заранее, какой конкретный результат вы от него ждёте, и что он получит за него. И конечно, ценность подарка должна быть пропорциональна успеху. Важно, чтобы у подростка сложились правильное представление о ценности своего труда.
Также необходимо воспитывать в нём ответственное отношение к имуществу и развивать другие стороны его личности. Интерес к материальной стороне жизни похвален, но он не должен быть единственным.
Все описываемые выше типы встречаются в чистом виде довольно редко, как правило, они сосуществуют в различных комбинациях. Кроме того, необходимо учитывать, что с возрастом мотивация подростков может меняться.
Хорошо изучив своих учеников, выстраиваешь индивидуальную работу с классом, преследуя главную цель - сплочение классного коллектива, развитие их творческих способностей. При этом важно помнить, чтобы каждый ученик класса ощущал себя нужным в общем деле.
Кто он? Современный ребенок.
Цифровые дети – это дети сегодняшнего дня с клиповым мышление. У них хорошо развита коммуникация в социальных сетях и мессенджерах, где нужно быстро принимать решения, кому поставить лайк, какой комментарий написать, с кем поделиться публикацией и как сформулировать свое мнение о ней.
Многие родители уверены, что клиповое мышление - это сплошной вред для их детей. Но важно понять, что это та реальность, в которой мы живем, и все, что нам остается, - это учиться правильно с ней взаимодействовать.
Сплочение коллектива невозможно без общения.
Для этого я предлагаю соединить их желание работать в социальных сетях с деятельностью нового молодёжного Российского движения детей и молодежи. Направления РДДМ «Движение первых» совпадают с основными направлениями воспитательной работы классного руководителя.
Из опыта работы детей в РДШ: участие в конкурсах, квизах, в акциях позволяло детям создавать свои странички, публикации в социальных сетях целенаправленно, с целью развития познавательных интересов, проявления себя и коллектива мыслить креативно, совместно, придерживаться основным традициям, национальным праздникам и т.д.
Например, мои ученики участвовали в таких мероприятиях РДДМ:
«Гора знаний»
«Пошли своё имя в космос»
Акция ко Дню отца, Дню матери
«Завтрак для мамы»
Всероссийский проект «Информационная культура и безопасность»
Окна Победы
Акция добрых дел
и др.
При участие в мероприятиях дети снимали видеоролики по темам и размещали их в социальных сетях – в контактах. Помогали им в этом их родители и классный руководитель.
Итог, совместная деятельность: классный руководитель - ученик -родитель.
Целенаправленность - определяется стремлением коллектива к общей цели. То, насколько члены детского коллектива заинтересованы в совместной работе и улучшении микроклимата в коллективе, показывает степень соответствия их личных целей целям коллектива.
2 совет.
Создать в классе «Шкатулку добрых дел».
Шкатулка - это не стенд и не журнал с перечнем хороших, правильных дел учащихся. Это незаметная и кропотливая работа классного руководителя по формированию в каждом учащемся чувства заботы друг о друге, взаимопомощи, внимания к нуждам окружающих, к нуждам общества и государства. Каждое интересное мероприятие, каждый позитивный эпизод в нашей повседневной жизни откладывается в «шкатулке» в виде отзывов, фотоотчетов, грамот, благодарностей и других приятных мелочей.
Итогом работы в этом направлении становится сформированность у обучающихся сознательного отношения к волонтерской деятельности. Дети самостоятельно определяют, как и кому им помогать. Это может быть социальное, экологическое, культурное, спортивное или любое иное волонтерство.
Список добрых дел подсказываю я - классный руководитель. Происходит это ненавязчиво и в соответствии с ситуацией. По окончании обязательно проговаривается результат. Это может быть и индивидуальная похвала или благодарность, вынесенная торжественно при всем классе или даже школе. Мы понимаем, что взрослые не нуждаются в благодарности и общественном признании, а вот дети должны осознать и почувствовать значимость доброго дела. Именно так формируется потребность совершать хорошие поступки и помогать ближнему.
Шкатулка наполняется такими мероприятиями:
1) день здоровья, конкурсы рисунков, эко-репортаж, участие в акции «Чистый берег», уборка снега, озеленение и благоустройство территории школы;
2) помощь тому, кому грустно (сюрприз для друзей, учителя, бабушек и дедушек, родителей, примирение с тем, с кем ты в ссоре, наставничество над нуждающимися в помощи одноклассниками);
3) организация праздников для учащихся младших классов, фестиваль «Дружба народов» организация и проведение ярмарок, каникулы в радость;
4) помощь детской организации в поздравлении пожилых людей, размещении объявлений, уборке территорий у ветеранов, социальные проекты «Во имя славы, во имя Отечества», «Знамя Победы», «Бессмертный полк».
Интересным инструментом для достижения целей воспитания для классного руководителя является метод проектов, который привлекателен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. Он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от открытки, подарка, буклета и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда, сайта.
3 совет «Каждый ребёнок талантлив, просто не каждый взрослый может это вовремя заметить».
Приглашайте на свои мероприятия родителей. По традиции совместные мероприятия проводятся в виде выступлений на основных праздниках: Новый год, Международный день 8 марта, День защитников Отечества…
Сделайте поправку в своих планах, а именно добавьте что- то необычное. Например, День открытых дверей в классе, ряд мастер-классов родителей ученикам или наоборот учеников для родителей. В этих мероприятиях проявляются семейные традиции, раскрываются творческие способности детей и совместная работа.
«Родители доверяют нам самое дорогое, что у них есть, - своих детей»
Самое главное правило работы с родителями, это работать так, чтобы он поверил в то, что вы любите его ребёнка всем сердцем и тогда вы станните союзниками.
4 совет. Играйте, фантазируйте, изобретайте. Создавайте свои традиции детского коллектива. Раз в неделю проводите необычные классные дни: День отказа от телефона, Красная пятница, День пятёрок, День перевёртыша.
И у вас всё получится!
Главным результатов будут счастливые лица ваших воспитанников, «Спасибо» со стороны родителей, грамоты, дипломы, благодарственные письма.
«Счастливы вместе!» - девиз нашего классного коллектива.
Пример занятия воспитательной практики
РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ
(на примере фильма «Мост», который является одним из Киноуроков в школе)
Цель мероприятия: научиться решать конфликты в классе конструктивным способом
Задачи мероприятия:
рассмотреть примеры конфликтных ситуаций и найти способы их
решения
изучить
точки
зрения
учащихся
на
решение
конфликтов
помощь учащимся найти конструктивные способы решения
конфликтов,
возникающих
в
жизни
улучшить взаимоотношения между учащимися путём групповой
работы
Участники: обучающиеся 7-9 классов Продолжительность: 40 минут Оборудование: компьютер, проектор, экран
Ход образовательной деятельности
Парты стоят полукругом. Учащиеся сидят за партами
Учитель приветствует детей и предлагает им упражнение: сказать комплимент учащемуся, сидящему слева от тебя. Дети говорят комплименты друг другу по цепочке.
Здесь важно подумать, что именно нравится ученику в человеке, которому он будет делать комплимент, за что он хотел бы его похвалить.
После этого учащиеся разбиваются на пары. Человек, который сидит в паре слева, сжимает кулак. Задача человека, сидящего справа, сделать так, чтобы его сосед разжал свой кулак.
Дети могут пытаться разжать кулак разными способами. Кто-то насильно разжимать руку соседа, кто-то, может, проявит хитрость. Но самый правильный способ – просто вежливо попросить своего соседа, чтобы он разжал кулак. Это упражнение символизирует способы, которые дети используют для решения проблем и конфликтов. Учитель подчёркивает, что лучший способ – это искренний разговор.
Далее учащиеся разделяются на группы по четыре человека. Учитель рассказывает детям ситуацию. Их задача – путём обсуждения предложить способы её решения. После выступления каждой группы учитель предлагает всем учащимся вместе выбрать наиболее правильные, эффективные способы.
Ситуация № 1:
Мама пришла с дочерью к психологу. Психолог пригласил к себе по очереди маму и дочку.
Мама: Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с отцом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, голое пузо, курение - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно убрать?! Там у нее - как после бомбежки. Везде всё разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти пачку сигарет и тюбик моей самой дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее
«территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока терплю, глотаю обиды. Изложив ситуацию, мама вышла за дверь.
В кабинет вошла Таня. Вот что она рассказала.
Таня: Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они говорят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи за хлебом!». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: «Мой посуду!»
А главное - постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай.
Если начинаешь отрываться, сразу обзывают неблагодарной. А я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослая
Что посоветовать маме и Тане, чтобы их недопонимание исчезло?
Ситуация № 2:
На перемене Слава дал своему другу Коле свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Коля вышел с ним в коридор, а Слава остался в классе. Когда Слава вышел в коридор, то он увидел, что Коля собирает с пола разломанный корпус его телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Слава знает, что его будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?
Комментарий учителя: ребята, как вы видите, многие ситуации можно без проблем решить, и даже найти несколько способов решения. Поэтому не стоит сильно из-за этого переживать, так как в жизни могут случиться действительно тяжёлые ситуации, когда нам приходится делать выбор.
Учащимся предлагается послушать историю из чешского короткометражного фильма «Мост». (из серии КИНОУРОКОВ В ШКОЛЕ) В сети можно найти упоминание о том, что он основан на реальных событиях, произошедших в середине 20 века в Англии. Данный случай считается самым тяжёлым выбором в истории одного человека. Происходило ли это на самом деле, точно неизвестно, но в любом случае данная история позволяет задуматься и задать себе вопрос: а как бы поступили вы?
Это история отца-одиночки, работника железной дороги, главной обязанностью которого является развод мостов. Однажды он взял с собой на работу своего восьмилетнего сына, чтобы тот поучаствовал в процессе развода моста. Сыну было сказано ждать отца на берегу реки, пока тот не придет за ним, выполнив свою работу в дежурной будке. Приближался катер. Отец развел железнодорожный мост, проведенный над рекой, чтобы дать судну пройти. Как вдруг сын, ждущий отца внизу, увидел приближающийся поезд. Машинист не заметил запрещающий сигнал светофора и продолжал движение. Сын стал звать отца, пытался предупредить, но напрасно - тот его не услышал. И тогда он решил вмешаться - он полез в специальный люк, дабы использовать аварийный рычаг - и свалился в отверстие. Последнее действие сына как раз и заметил отец - но было слишком поздно: поезд находился критически близко к мосту и нужно было принимать ужасающее решение: либо оставить мост разведенным, вытащить сына из люка, но таким образом подвергнуть смертельной опасности всех пассажиров поезда, либо закрыть мост, обеспечить благополучный проезд поезда, но дать погибнуть собственному сыну…
Как следовало поступить отцу? Как вы думаете, как он поступил?
Отец дал погибнуть своему сыну, чтобы спасти всех пассажиров. Данная ситуация иллюстрирует конфликт человека с самим собой. Он пытается понять, какой его выбор будет более добросовестным.
В конце занятия учитель предлагает детям ответить на вопросы:
Что
нового
вы
сегодня
узнали?
Какие
выводы
смогли
сделать
для
себя?
Чем
было
полезно
данное
занятие?
После этого каждому ученику предлагается обнять каждого из участников своей группы и сказать ему «спасибо».
Одной из форм работы с детьми является классный час, который можно провести в игровой форме. И как парадоксально это не звучит, а игра - это дело серьезное. Миллионы людей проходили школу жизни в игре, и мы с вами тоже, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям.
Игра - важное средство развития и воспитания, средство живое, яркое, радостное. Она развивает такие качества у ребят как терпимость, уважение, умение общаться и сотрудничать, улучшает навыки общения и взаимодействия.
В своей работе мы часто используем интерактивные игры (игры на взаимодействие), упражнения на сплочение коллектива. И сегодня хочу представить вашему вниманию несколько таких упражнений.
Виды игр на сплочение детского коллектива
Инструкция по работе
Для создания собственного варианта игры-наполки педагогу необходимо выполнить несколько простых шагов:
Выбрать одну из предложенных тем, актуальную для данной группы детей.
Прочитать игровую легенду и задания для детей в соответствии с их возрастом.
Выбрать задания, подходящие под замысел педагога и целевую аудиторию.
Перейти по ссылке для скачивания карточек и материалов к игре.
Ознакомиться с рекомендациями по проведению рефлексии игры.
Сформировать свой сценарий игры.
Изучить правила игры по игровому полю.
Ознакомиться с альтернативными вариантами изготовления полей.
Связаться со специалистами Дворца (при необходимости) для решения вопроса об использовании игрового поля и инвентаря или создания своего игрового поля.
Рефлексия в игре
Значимой частью воспитательных игр является рефлексия после их проведения. Вопросы ведущего при этом должны быть обращены к смысловой составляющей игры, к ценностным установкам детей, к актуализации их готовности действовать для решения обозначенной в наполке проблемы.
Часто педагоги заменяют рефлексию собственным выводом по теме встречи. Такой подход, конечно, экономит время и позволяет закончить игру на содержательно верном высказывании. Однако, для развития ценностных установок самих учащихся гораздо важнее внутренняя проработка смысловых вопросов и выражение собственной позиции.
Нам кажется, что можно использовать следующие вопросы для заключительной рефлексии:
Как вам кажется, почему мы сегодня провели игру именно по этой теме?
Что в рассматриваемом сегодня вопросе показалось вам особенно важным?
Есть ли в этой теме еще вопросы, которые нам стоило бы обсудить?
Почему важно (суть темы)?
Как лично вы относитесь к заявленной проблеме?
Скажите одним предложением, какой вывод вы сделали из сегодняшней игры?
Что лично вы готовы сделать для изменения ситуации в этой области?
Возможно, целесообразно выбрать от одного до трех вопросов для проведения итоговой рефлексии.
В зависимости от возраста учащихся, временного ресурса и целей педагога вопросы могут адресоваться каждому ребенку или команде в целом.
Кроме того, по ходу игры педагог дополнительными смысловыми вопросами помогает команде удерживать тематическую проблематику и ее актуальность, подчеркивает значимость усилий детей в разрешении заявленной проблемы.
Правила игры по игровому полю
Необходимый реквизит: игровое поле, большой кубик с точками или крутящаяся стрелка на круге с цифрами от 1 до 6, разноцветные кегли по количеству команд, четыре стопки больших карточек с заданиями разного цвета, стопка маленьких выигрышных карточек, карточки «плюсики», бумага А 4 и карандаши или ручки для команд; компьютер и проектор, если задание предполагает просмотр видеоматериала, проигрыватель музыки, если задание предполагает прослушивание музыки.
Прямоугольное поле размера 3*5 метров с двумя вариантами «ходилки».
Цикличная
«
ходилка
» без финиша. Цикличное поле
-
с прямоугольниками-остановками различных цветов. Есть старт, но нет финиша. Команды за правильные ответы получают выигрышные карточки. Игра может быть ограничена количеством выигрышных карточек или временем.
«Змейка» со стартом и финишем. Задача быстрее других команд дойти до финиша и набрать наибольшее количество выигрышных карточек. Если команда встала на поле с пунктирной стрелкой, то она должна перейти на то поле, куда указывает стрелка и выполнить задание, соответствующее новому полю. Если
до финиша дошла хотя бы одна команда, игра может прекратиться. В таком случае за пересечение финишной черты команда получает дополнительную выигрышную карточку, затем происходит подсчет выигрышных карточек и подведение итогов. Игра может продолжиться, и тогда пересекшая финишную черту команда получает дополнительную выигрышную карточку и продолжает ходить по цикличному полю. Игра продолжается, пока очередная команда
не дойдет до финиша, либо пока не закончатся выигрышные карточки или время
игры. Побеждает команда, заработавшая наибольшее количество выигрышных
карточек.
Правила игры:
Очередность игры определяет кубик. Команда с наибольшим выпавшим числом ходит первой, за ней все команды по часовой стрелке.
За верное выполнение задания команда-ходок получает выигрышную карточку.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество выигрышных карточек.
За пересечение финиша команда получает одну выигрышную карточку.
Игроки берут карточку того же цвета, что и поле, на котором они остановились. Также возможен вариант игры без привязки к цветам полей - описан ниже.
Каждая команда имеет возможность в процессе игры получать карточки «плюсики» за верный ответ или выполнение задания не в свой ход. Три «плюсика» можно обменять на одну выигрышную карточку. Таким образом, практически любое задание в игре можно разыгрывать на все команды и награждать их «плюсиками» в случае верного ответа. Решение о том, какое задание разыгрывается за «плюсик» для других команд, принимает ведущий.
Игра заканчивается, когда одна из команд доходит до финиша, или когда закончились выигрышные карточки, или время игры.
Поля бывают:
Оранжевые - «ВОПРОСЫ» - команда отвечает на вопрос, за правильный ответ получает выигрышную карточку.
Синие - «ЗАДАНИЯ» - команда выполняет задание, за верное выполнение полу чает выигрышную карточку.
Желтые - «ТУРНИРЫ» - задание выполняют все команды и соревнуются друг с другом. Победившая команда получает выигрышную карточку, в случае верного ответа всех команд выигрышные карточки получают все команды.
Зеленые - «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ» - задания, где дети рассуждают, доказывают свою точку зрения и отстаивают свою позицию. Оценивается умение рассуждать и уверенно доносить свою мысль, а также смысл рассуждений. Решение о выдаче карточки принимает ведущий.
Черное - «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК» - вопрос с предметом из ящика. За верно угаданный предмет команда получает выигрышную карточку.
Золотое - команда может сделать еще один ход.
Серое - команда пропускает ход.
Фиолетовое - команда отдает одну свою выигрышную карточку другой команде (сама решает какой).
К оранжевым, синим, желтым, зеленым полям предусмотрены большие карточки ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, ТУРНИРЫ или КЕЙСЫ, которые команде-ходоку выдает ведущий. На них написаны сами задания. Педагог может построить игру без привязки к оранжевым, синим, желтым, зеленым цветам на поле. В таком случае возможны варианты:
можно использовать один вид карточек, например, только ВОПРОСЫ.
можно заранее выбрать оптимальные, по мнению педагога, карточки из всех предложенных и использовать их вперемешку. Таким образом, в игре
будут сыграны максимально разные виды заданий и не
будет присутствовать случайность при ходе команды.
Если за игру ни разу не выпало черное поле - «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК», ведущий может в конце игры сделать этот вопрос бонусным и разыграть его со всеми командами. А также с этого вопроса можно начать игру, разыгрывая первый ход.
На некоторых карточках с заданиями есть свои условия, бонусы или штрафы.
Условия
«Один» - нужно выбрать из команды того, кто будет отвечать на вопрос. Совещаться при ответе с командой нельзя.
«На одной» - команда обсуждает задание и дает свой ответ, стоя в кругу на одной ноге и держась за руки. Ведущий следит. Если условие не выполнено, ступили ногой или расцепили руки - ответ не засчитывается.
«Право» - если команда отвечает неверно, право ответа переходит к следующей по очереди команде. Карточки «плюсики» среди команд в этом случае не разыгрываются.
Бонусы
«Подсказка» - команда может воспользоваться подсказкой ведущего в этот ход.
«Танец» - в случае правильного ответа, команда танцует веселый танец под музыкальную отбивку.
«Признание» - в случае правильного ответа, другая команда и ведущий аплодируют команде и кричат «браво».
Штрафы
«Посиди и подумай» - команда делает 10 приседаний в случае неверного ответа.
«Отработай» - команда делает 10 наклонов вправо-влево в случае неверного ответа.
«Отдохни» - команда пропускает один ход в случае неверного ответа.
Выполнение дополнений в игре остается на усмотрение педагога.
Игра-наполка «Сердце России», 5-8 класс
Выразительные средства. Распечатанные выигрышные карточки «сердечки». Помещение, где проводится игра, можно украсить большими сердцами.
Ход игры. Команды выполняют задания и получают за это выигрышные карточки. Игровая легенда «Здравствуйте, ребята! Как вы понимаете пословицу: «глупа та птица, которой гнездо свое немило»? (…) Верно, также и с людьми. Глуп тот человек, который не ценит свое родное, все то, что дает ему его семья, место, где он родился, город, страна... Согласны? И напротив, умен, а главное счастлив тот, кто любит и ценит все хорошее вокруг себя. Кто из вас знает, как называется человек, который любит свою Родину? Патриот.
Патриоты - это люди, которые:
• Помнят историю, культуру своего народа
• Активно участвуют в жизни страны
• Творят, чтобы сделать Родину лучше
• Ревностно берегут богатства страны
• Искренне любят свою Родину
• Очень гордятся своей страной
• Трудятся на благо других
Как вы думаете, патриотами быть хорошо? Давайте сделаем первый шаг на пути патриотизма. Сегодня мы с вами будем узнавать много интересного о нашей стране, о России: ее истории, местах, символах, людях, событиях. Вы будете отвечать на вопросы и выполнять задания, а за каждый верный ответ команда будет получать вот такое «сердечко любви» (выигрышную карточку). Наша Родина очень большая и добрая, ее любви хватит на всех! Посмотрим, кто сколько сердечек наберет.
Каждая команда будет кидать кубик и делать ход на игровом поле. Начнем со старта, а дойти нужно до финиша.
Но, как вы понимаете, не все так просто. Вам нужно будет: отвечать на вопросы, выполнять задания, находить выход из ситуаций и даже участвовать в турнирах. Что именно надо делать, вы поймете по цвету, на который попадете, а затем прочтете на большой карточке, которую будете получать в свой ход. Выполнили задание верно - значит, получили одну карточку с сердечком.
На больших карточках с заданиями вы увидите дополнительные, например, условие (выполняет только один), бонусы (подсказка или право весело потанцевать), штрафы (пропустить ход).
Также на поле есть специальные цвета, например, черный - задание из «черного ящика»!
Каждая команда имеет возможность в процессе игры получать карточки «плюсики» за верный ответ или выполнение задания не в свой ход. Три «плюсика» можно обменять на одну выигрышную карточку с сердечком. Решение о том, какое задание разыгрывается за «плюсик» для других команд, принимает ведущий, будьте внимательны!
А когда же заканчивается игра? Когда какая-то команда первой дойдет до финиша, то за это она получит еще одну выигрышную карточку. Побеждает команда, у которой будет больше всех карточек.
Ваша задача выбрать капитанов команды, пока я считаю до 5.
А теперь мы определим, кто за кем будет ходить. Кидайте кубик, у какой команды выпадет большее число, та и будет ходить первой.
У нас есть очередность, первой ходит команда… Вы выбираете, кто будет ходить.
Внимание! Ходок кидает кубик и делает ход, затем стоит на поле сам и не участвует в выполнении задания, либо ставит на поле кеглю и возвращается к своей команде для обсуждения и выполнения задания. Каждый ход команда может менять ходока».
ОРАНЖЕВЫЕ ПОЛЯ – ВОПРОСЫ
№
Вопрос
Ответ
Условие
1.
Как в древности называли русское войско?
Рать
УСЛОВИЕ
«НА ОДНОЙ»
2.
Как называются русские народные эпические песни-сказания, сложенные в XI-XVI вв., повествующие о богатырях, защитниках земли русской.
Былины
БОНУС
«ТАНЕЦ»
3.
Вставьте пропущенное слово в цитате Сенеки:
«Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что…»
Своя
ШТРАФ
«ОТРАБОТАЙ»
4.
Как называется человек, бескорыстно любящий свою Родину?
Патриот
ШТРАФ
«ПОСИДИ
И ПОДУМАЙ»
5.
Когда отмечается День России?
12 июня
БОНУС
«ПОДСКАЗКА»
Летом.
6.
От какого греческого слова произошло слово патриотизм: Отечество, Земля, Защитник, Гордость?
Отечество
ШТРАФ
«ОТДОХНИ»
7.
Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности?
Гражданин
БОНУС
«ПРИЗНАНИЕ»
8.
Как называется основной закон Российской Федерации?
Конституция
УСЛОВИЕ
«ОДИН»
9.
Какие государственные символы вы знаете?
Герб, флаг, гимн
ШТРАФ
«ОТДОХНИ»
10.
Главным символом Сталинградской победы стала
«высота 102», ныне здесь находится мемориальный комплекс. О каком месте идет речь?
Мамаев курган
БОНУС
«ПОДСКАЗКА»
Главный монумент этого комплекса - скульптура
«Родина-мать зовет».
11.
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана?..» Назовите стихотворение и его автора.
«Бородино» М. Ю. Лермонтова
УСЛОВИЕ
«ПРАВО»
12.
Как зовут легендарного советского лётчика-испытателя, Героя Советского Союза, командира экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер?
Чкалов Валерий Павлович
ШТРАФ
«ОТРАБОТАЙ»
СИНИЕ ПОЛЯ – ЗАДАНИЯ
№
Задание
Ответ
Условие
1.
Говорят, патриот бережно относится к богатствам своей Родины. Назовите пять примеров сбережения богатств нашей страны вашими сверстниками.
Например,
не оставлять мусор на природе, не разрисовывать подъезды…
БОНУС
«ПРИЗНАНИЕ»
2.
Мы все - россияне. Давайте составим список ценностей россиянина. Что для него важно? Что он особенно ценит и любит?
Список ценностей
ШТРАФ
«ПОСИДИ
И ПОДУМАЙ»
3.
Объясните, как вы понимаете эти слова Владимира Ушинского: «Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина».
Родину, как
и мать, любят, несмотря ни на что, всегда.
УСЛОВИЕ
«НА ОДНОЙ»
4.
Соедините изображение героев с их именами. М. И. Кутузов, А. В. Суворов, Г. К. Жуков, А. П. Маресьев, Ю. А. Гагарин, В. В. Терешкова, Александр Невский, Петр I.
Александр
Невский,
Петр
I,
М.И.
Кутузов,
А.В.
Суворов,
Г.
К.
Жуков,
А.
П.
Маресьев
,
Ю.
А.
Гагарин,
В.
В.
Терешко
ва.
УСЛОВИЕ
«ПРАВО»
Александр Васильевич Суворов - знаменитый военачальник в российской военной истории, но и один из самых известных полководцев в мире.
Георгий Константинович Жуков - советский военный и государственный деятель, полководец периода Второй мировой войны.
Алексей Петрович Маресьев - советский военный лётчик-истребитель.
Юрий Алексеевич Гагарин - советский летчик-космонавт, первым совершивший полет в космос.
Валентина Владимировна Терешкова - лётчик-космонавт Советского Союза, первая в мире женщина-космонавт.
Михаил Илларионович Кутузов - русский полководец, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года.
Александр Невский - великий полководец Древней Руси, победитель Невской битвы и Ледового побоища.
Петр I - первый Император Всероссийский, основатель города Санкт-Петербурга.
5.
Почему слово «Родина» часто ставят рядом со словом «мать»? Назовите три причины.
Три причины
БОНУС
«ПОДСКАЗКА»
Нам с детства дорого и то,
и другое
6.
Если бы вы могли что-либо улучшить в своем районе, что бы вы сделали? Назовите пять примеров.
Например, поставили лавочки вдоль дорожек…
БОНУС
«ТАНЕЦ»
7.
Давайте подумаем о том, что же является главным в понятии «патриотизм».
Обратимся к высказываниям мудрых, подчеркните главную мысль, назовите ее:
«Что значит быть патриотом? Любить - да, но не только любить землю свою, но и обязательно,
что-то
конкретное
для
нее
делать».
В.
В. Розанов.
«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается
ни словом, а делом». В.
Г. Белинский.
Что-то конкретное для нее
делать.
Делом.
ШТРАФ
«ПОСИДИ
И ПОДУМАЙ»
8.
Если бы вы могли что-либо улучшить в своей школе, что бы вы сделали? Назовите пять примеров.
Например, сделать игровую зону для малы- шей…
ШТРАФ
«ОТРАБОТАЙ»
9.
Посмотрите на портреты известных деятелей России. Выберите один из них и скажите, почему этот человек является патриотом своей страны:
Зина Портнова, Валентина Терешкова, Александр Суворов, Илья Репин.
БОНУС
«ТАНЕЦ»
10.
Составьте стихотворение, используя эти рифмы: страна - одна; жить - дорожить; знать - отвечать; любить - творить.
Стихотворение со смыслом
ШТРАФ
«ОТРАБОТАЙ»
11.
Нарисуйте три отличительных символа русской культуры, объясните, почему именно эти.
Например, береза, сарафан, матрешка.
УСЛОВИЕ
«НА ОДНОЙ»
12.
Прочитайте стихотворение. Объясните его смысл:
«С историей не спорят, с историей живут, Она объединяет на подвиг и на труд.
Едино государство, когда един народ,
Когда великой силой, он движется вперед».
Наша история - триумфы и ошибки, объединяет нас. Она сделала нас такими, какие мы есть.
БОНУС
«ПРИЗНАНИЕ»
ЖЕЛТЫЕ ПОЛЯ – ТУРНИР
№
Задание
Условия победы
Условие
1.
Родина, какая она? За минуту придумайте как можно больше прилагательных к слову «Родина».
Побеждает команда, предложившая больше подходящих прилагательных.
БОНУС
«ТАНЕЦ»
2.
Какие традиции нашего народа вы знаете? Перечислите. Команды по очереди называют традиции. Повторяться нельзя.
Побеждает команда, последней назвавшая традицию.
ШТРАФ
«ОТРАБОТАЙ»
3.
Соберите из слов фразу. Как вы ее понимаете. НЕ, ИМИ, РОЖДАЮТСЯ, СТАНОВЯТСЯ, ПАТРИОТАМИ
Побеждает команда, первая выполнившая задание.
Патриотами не рождаются,
ими становятся.
УСЛОВИЕ
«ОДИН»
4.
Выберите отличительные символы русской культуры.
Побеждает команда, первая правильно выполнившая задание.
Береза, балалайка, самовар.
БОНУС
«ПОДСКАЗКА»
Фонарики - это символ китайской культуры
5.
С чего начинается Родина? Все большое начинается с малого. Семья, первые друзья, школа - вот самое настоящее начало Родины. Приведите примеры, как можно беречь свою семью, своих родных.
Побеждает команда, предложившая больше подходящих примеров.
БОНУС
«ПРИЗНАНИЕ»
6.
Угадай мелодию.
Сейчас вы услышите мелодии известных русских песен. Как только вы догадаетесь, что
за мелодия играет, поднимайте руку. Мелодия остановится, а вы сможете отвечать. Назовите название песни или слова из нее.
Побеждает команда, угадавшая больше мелодий.
1. Ой, мороз-мороз. 2. Валенки.
3. Во поле береза стояла. 4. Ой, при лужку. 5. Калинка-малинка.
БОНУС
«ТАНЕЦ»
7.
Решите кроссворд:
По горизонтали: 1. Место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную и материальную сопричастность. 3. Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. 5. Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой. 7. Предмет важный для воспитания патриотов, для понимания этапов становления страны и ее культуры.
По вертикали: 2. Население государства, жители страны. 4. Сложившиеся в обществе модели поведения, которые передаются из поколения в поколение и связаны с историей народа или государства. 6. Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства.
Побеждает команда, первая решившая кроссворд.
Родина
Народ
Патриот
Традиции
Флаг
Гимн
История
ШТРАФ
«ПОСИДИ
И ПОДУМАЙ»
8.
Какие достижения наших соотечественников вам известны? Перечислите. Команды по очереди называют, повторяться нельзя.
Побеждает команда, последней назвавшая достижение.
БОНУС
«ПОДСКАЗКА»
Например, Менделеев открыл периодический закон химических элементов
9.
Прекрасные русские реки, гордость нашей страны. Знаете ли вы их?
Каждая команда на листочке записывает ответы на вопросы турнира:
Эта река протекает в городе, где очень много музеев, старинных парков, дворцов.
Название
реки
совпадает
с
названием
города.
Эта
река
созвучна
женскому
имени.
Самая большая река, протекающая по Воронежской области.
Куда
несут
свои
воды
реки
России?
Побеждает команда, давшая больше правильных ответов.
Нева
Москва
-
река
Лена
Дон,
длиной
1870 км
В
моря,
океаны
ШТРАФ
«ОТДОХНИ»
10.
Расшифруйте пословицу и приведите доказательства в ее пользу
Побеждает команда, первая выполнившая задачу.
Нет в мире краше Родины нашей.
БОНУС
«ПРИЗНАНИЕ»
ЧЕРНОЕ ПОЛЕ - «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
При остановке на черном поле выносится черный ящик. Внутри него предмет. Задача ребят угадать, что за предмет в черном ящике, ответив на вопрос ведущего. Если ни одна из команд не может угадать ведущий может делать более очевидные подсказки.
№
Вопрос
Предмет
1.
В черном ящике - полотнище правильной геометрической формы (чаще всего прямоугольной), имеющее специальную расцветку и определённое соотношение сторон.
Флаг
2.
В черном ящике - вечный символ любви, чувств и самой силы жизни для всего человечества.
Сердце (игрушка)
3.
В черном ящике - отличительный знак государства, города, сословия, рода и т. п., изображаемый на флагах, монетах, печатях.
Герб
ЗЕЛЕНЫЕ ПОЛЯ - ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ
Получив от ведущего описание воспитательной ситуации, задача ребят выразить и обосновать свою точку зрения. Ведущий оценивает не только полноту и выразительность речи детей, но и содержательность их позиции, соответствие выражаемых тезисов общечеловеческим нормам и ценностям, готовность размышлять в ситуации морального выбора и искренность позиции выступающих.
№
Описание ситуации
1.
Приехав в Санкт-Петербург на Московский вокзал вместе с родителями, Арина увидела надпись: «Город-герой Ленинград». «Странно, - подумала она, - разве может быть город героем?
Ребята, знаете ли вы, какие города России называют Город-герой? И почему?
2.
Посмотрите внимательно на картинку: что происходит? Что делать и как быть в данном случае? Человека, который окажет помощь в ложившейся ситуации, можно ли будет назвать героем? Случались ли с вами подобные ситуации?
3.
Ребята, посмотрите на эту картину: что вы видите, кто автор? (Шишкин И. И.)
Знаете ли вы другие картины этого художника? Что всегда на них изображено? Как вы думаете, обязательно ли художники должны любить то, что рисуют, а писатели то, о чем пишут? Каких еще русских художников и писателей вы знаете, которые так же восхваляли русскую природу и проявляли радостное чувство Родины в своих произведениях?
4.
Ребята, как вы считаете, уместно ли рядом (на фоне) с мемориалами и вечным огнем смеяться, фотографироваться, изображая радость и показывая лайки и сердечки, сложив пальцы?
5.
Сестрам Маше и Даше родители предложили летом отправиться на озеро Байкал. Девочки обрадовались, ждали поездку. Но когда они приехали в Иркутск, увидели, что люди там живут, совсем не похожие на них. И даже язык, на котором они разговаривают, отличается от русского. Маша и Даша подумали, что они не в России. Как вы думаете, могут ли люди, живущие в России, разговаривать не на русском языке? Что не знали девочки? А кто-нибудь из вас был на озере Байкал? Какие народы там проживают? И нужно ли путешествовать по своей Родине или только за границу?
6.
Известный хоккеист, воспитанный российской хоккейной школой, повышал свое мастерство в российских клубах. Но затем подписал выгодный контракт и уехал играть в США. Скоро он стал одним из высокооплачиваемых игроков лиги. Он основал свой фонд помощи больным американским детям, тем более, что благотворительная деятельность в США позволяет значительно снизить налоги. Как можно оценить поведение этого спортсмена?
7.
Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал его прадедушка. Но мальчику очень не хочется, так как друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как может поступить мальчик?
8.
Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил на их месте?
9.
Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения гимна государства смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике. Ребята возмущаются тем, что учитель сделал им замечание. А как вы считаете: прав учитель или не прав?
10.
В классе появилась новая девочка. Она приехала из Армении. Некоторые ребята
в классе предлагают остальным ребятам не разговаривать с ней, объясняя это тем, что девочка «нерусская». Как вы поступите? Что вы об этом думаете?
11.
Миша отлично учится, выигрывает олимпиады, но никогда не помогает по своему желанию родителям или друзьям. В делах класса он участвует только, если есть возможность прославиться или учитель вынуждает его. Младшего брата старается избегать. Можно ли назвать Мишу патриотом? Какие качества ему мешают?
12.
Любимая пословица Маши: «Хорошо там, где нас нет». Она всегда с готовностью критикует все вокруг и завидует другим ребятам. Но сил, чтобы поправить то, чем она так не довольна, у нее никогда не хватает. Будет ли Маша счастлива в жизни? Сможет ли она сделать что-то значительное для других, если не изменит свою позицию? Свой ответ обоснуйте.
В конце игры, перед подсчетом карточек и определением победителя, проводится рефлексия. Дети высказывают свои мысли о том, кто такой патриот, и что означает быть патриотом. Ведущий подводит детей к мысли, что необходимо заботиться о близких, видеть, что ты можешь сделать для своего района и стремиться улучшить жизнь в своей стране. Хорошо, что всегда существуют возможности для проявления своей активной позиции, главное их использовать. «Настало время подведения итогов. В команде Х оказалось больше выигрышных карточек. А это значит, что вы сегодня продемонстрировали свои лучшие качества, которые помогут вам стать успешными в жизни. Поздравляем вас с победой! Команда Y, благодарим вас за участие, вы молодцы, у вас все впереди».
Игра «Ты мне нравишься»
Цели: Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это - проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развивать этот важный навык. «Паутина» представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех участников класса.
Материалы: Клубок цветной шерсти.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.
Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Постарайтесь выбрать не самого популярного в группе ученика.
Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в «паутине». После того как мы передали кому – то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: «Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что…» Например, я говорю: «Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс». Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нить свою ладонь так, чтобы «паутина» была более – менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: «Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике». При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нём нравится, за что вы хотели его поблагодарить. И так продолжается наша игра всё дальше и дальше… Постарайтесь хорошо запомнить то. Что вам скажут. Когда будут передавать клубок.
Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что - то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчёркивать в современном обществе. Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы «ты мне нравишься, потому что…», то позвольте им заменить её словами «Мне понравилось, как ты…».
Постепенно «паутина» будет расти и заполняться. Ребёнок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребёнок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.
Анализ упражнения:
Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?
Кто тебе уже говорил что
-
нибудь приятное до этой игры?
Почему каждый ребёнок достоин любви?
Достаточно ли дружен наш класс?
Что
-
нибудь удивило тебя в этой игре?
Чувство принадлежности к группе.
Игра «Имя и движение»
Цели: Детям легче прочувствовать свою принадлежность к группе, когда они могут задействовать своё тело. Именно такая возможность и предоставляется им в этой игре. Также она помогает детям в начале знакомства запомнить имена друг друга и даёт возможность представить себя группе самым необычным и фантастическим способом.
Детям нравится, что вся группа повторяет их жесты. По мере развития игры желание постоять в центре круга и «запечатлеть» своё движение в группе становится всё более сильным. На несколько мгновений каждый ребёнок становится Режиссёром, по воле которого действуют все остальные, включая и педагога. При этом дети не только запоминают имена друг друга, но и получают прекрасную возможность посмеяться.
Инструкция: Сядьте в один большой круг. Сейчас каждый из вас будет произносить своё имя и при этом делать какое-нибудь движение - руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребёнка и повторяет движение, сделанное им. После этого тот же ученик произносит свою фамилию и делает ещё одно, уже другое, движение. И снова мы все вместе становимся эхом. Мы говорим хором его фамилию, и все повторяем его движение. Я начну первая. (После этого передайте ход своему соседу слева или справа).
Анализ упражнения:
Чьи имена тебе было легко запомнить? Чьи имена ты забывал?
Чьи движения тебе понравились больше других?
Знаешь ли ты, что означает твоё имя и фамилия?
Игра «Двадцать вопросов»
Цели: В этой игре дети должны отгадывать, кого из них загадал ведущий. В результате внимание всего класса привлекается к одному из детей, что позволяет тому особенно остро ощущать себя членом группы. В тоже время это побуждает весь класс думать о каждом отдельном ученике как о самостоятельном человеке, обладающем своими особенностями.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Двадцать вопросов». Она называется так потому, что вы мне можете задать именно двадцать вопросов, чтобы угадать, кого я загадала. Если хотите, вы можете спрашивать о внешнем виде этого человека, например, о цвете его глаз, а можете спрашивать о его особых качествах и умениях, о его чертах характера. Когда у кого-нибудь из вас возникнет идея, он может молча поднять руку, пока никого не называя. Лишь только тогда, когда я отвечу на все двадцать вопросов, вы можете высказать свои предположения.
Анализ упражнения:
Ты быстро угадал, о ком идёт речь?
Есть ли среди твоих одноклассников дети, похожие друг на друга?
Можешь ли ты назвать двух детей, которые во всём отличаются друг от друга?
Есть ли в группе кто
-
нибудь, кто похож на тебя?
Игра «Знакомство»
Цели: Это игра направлена на развитие партнёрских взаимоотношений, в ней каждый ребёнок может представить классу другого человека. В начале игры каждый может удовлетворить своё любопытство, узнав особенности своего партнёра по игре. Затем каждый ребёнок должен запомнить и удержать в памяти основную информацию о партнёре, чтобы составить из неё маленькое сообщение классу. В. этой игре подчёркивается индивидуальность каждого ребёнка. Никто не остаётся без внимания, и у каждого появляется приятное чувство, что кто-то заботится о нём.
Инструкция: Сегодня мы постараемся поближе узнать друг друга. Встаньте, пожалуйста, и выберете того одноклассника, которого вы хуже всего знает. Выберете себе место, где вы спокойно можете поговорить друг с другом. Один из вас начинает и проводит пятиминутное интервью. Постарайтесь выяснить, как живёт ваш собеседник, сколько у него братьев или сестёр, с кем он дружит какой у него характер. Выслушайте очень внимательно всё, что он расскажет о себе. Через пять минут я подам вам сигнал того, что время прошло. После этого вы поменяетесь ролями (10 минут).
А теперь вернитесь и сядьте в один большой круг. Пусть каждый представит классу своего партнёра. Встаньте позади него. Положите ему руки на плечи и расскажите все, что смогли запомнить.
В конце каждого рассказа спрашивайте у представляемого, достаточно ли корректен был рассказ, и хочет ли он что-нибудь добавить к сказанному.
Анализ упражнения:
Понравились ли тебе вопросы твоего партнёра?
Твой партнёр на самом деле испытывал любопытство и с интересом расспрашивал тебя?
Что тебе было приятнее: спрашивать или отвечать?
Кто из вас двоих сам выбирал себе партнёра, а кто был выбран?
О ком из остальных детей ты узнал что- то интересное для тебя?
Как ты теперь чувствуешь себя в классе?
Игра учит, формирует и воспитывает. В игре дети познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир воспитанников. Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, педагог формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания, средством формирования и сплочения коллектива.
Игра «Золотая рыбка».
Цель: развитие воображения.
Инструкция: выбирается ведущий. Он следит за ходом игры, а также подводит итоги в конце. Все остальные делятся на пары. Один игрок в паре будет «золотой рыбкой», а другой - «стариком». Как положено по сюжету сказки «старик» обращается к «золотой рыбке» и просит у неё что-нибудь - от машины до полёта в космос. Но «золотая рыбка» должна ему ответить, что не в состоянии выполнить его желание. При этом она должна назвать несколько вполне уважительных причин. Например: она не может отправить его в космос, потому что он не занимается спортом и не выдержит перегрузки. Или она не подарит ему машину, так как он не знает правил дорожного движения. Или она не отправит его за границу, потому что он не знает иностранного языка и не сможет общаться с местными жителями. Или не сделает его умным, потому что он не читает книжек.
Чем больше «золотая рыбка» придумает таких отговорок, тем больше очков получит игрок, выполняющий её роль. Затем игроки меняются местами, и «старик» сам становится «золотой рыбкой». Игра продолжается до тех пор, пока в ней по несколько раз не поучаствует каждый. Чем больше очков, тем ближе победа, а тот, у кого лучшие результаты, и станет победителем.
Игра «Повторите»
Цель: развитие внимания.
Инструкция: выбирается ведущий. Остальные игроки напротив него. Ведущий будет произносить различные слова, когда же он скажет «повторите», дети должны повторить то слово, которое последует за «повторите». Если же ключевое слово не звучит, вы должны молчать. При этом игру следует вести в достаточно быстром темпе, а ведущему следует стараться как можно больше сбивать и путать игроков.
«Зеркало»
Играющие выстраиваются в колонну. Один из них назначается «зеркалом» и становится перед колонной. Его задача - объяснить без звуков и слов первому из колонны, кто находится за его спиной (как будто тот отражается в зеркале). Далее зеркалом становится тот, кто угадывал «отражение», а «отражение» в свою очередь становится на место угадывающего.
«Дотронуться до одежды …цвета»
Играющие должны дотронуться до одежды (своей или чужой) того цвета, которого скажет ведущий. Ведущий должен успеть осалить кого-нибудь, кто не успел дотронуться. Осаленный становиться водящим.
«3 дела одновременно»
Помощник ведущего подвешивает самодельный маятник и приводит его в движение. В это время ведущий показывает за маятником 1 за другой 3 большие репродукции картин и диктует 2 коротких предложения. Помощник следит, чтобы не остановился в течении 1 минуты, и про себя подсчитывает количество качаний. Задача: записать предложение, подсчитать число качаний маятника и рассказать содержание репродукции. Ведущий у 4 человек из каждой команды спрашивает, сколько они насчитали качаний маятника. Затем он зачитывает предложения, которые все сверяют с написанными. По 1 из каждой команды рассказывают репродукцию.
«Зашифрованное донесение»
Ведущий быстро расставляет буквы под каждым числом в произвольном порядке. Лучший шифровщик 1 выходит к доске и пишет цифрами названное слово. Все остальные проверяют его. Затем по сигналу водящего все составляют единое секретное донесение. Потом предлагается сидящим за одной партой составить друг другу короткие зашифрованные письма и обменяться ими.
«Мост»
Эта игра-соревнование двух команд. На полу определяется место для моста. Мост - полоса шириной около 0,5 метра и длинной 3-5 метра. Команды становятся по обеим сторонам моста. Задача состоит в том, чтобы, не оступившись, друг за другом перебраться на другую сторону моста, в тот же момент как противоположная сторона будет двигаться навстречу с таким же намерением. Какая команда переберется быстрее?
Чтобы помочь ребенку чувствовать свою коммуникативную состоятельность, т. е. строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками, я поддерживаю следующие рекомендации:
1. Создать в классе единую систему традиций и ценностей.
Для этого можно предложить детям ответить на вопросы анкеты:
Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс?
Как сделать так, чтобы класс стал дружным?
Какие традиции есть в нашем классе?
Назови твои «можно» и «нельзя» в классе.
Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?
Проводить как можно больше традиционных внеклассных мероприятий.
Традиционно проводить мероприятия - День Учителя, День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта
Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, у кого в жизни наступили трудные дни.
Традиция походов и экскурсий на природу, по памятным местам своего отечества, своей страны.
2. Особую работу следует вести с « отвергнутыми» детьми.
Попытаться привлечь их к совместной деятельности класса.
Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности.
Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.
3. Работа в группах.
На уроках можно организовать работу по подгруппам, причем в каждой должны быть как «сильные», так и «слабые» ученики. Группа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивация на достижение, а между группами необходим момент соперничества. Состав групп должен меняться постоянно.
4. Задействуйте учеников класса в одном увлекательном коллективном творческом деле (КТД).
Но оно не должно быть однодневным. Работа по подготовке к итоговому результату (спектакль, праздник, выставка, мероприятие) должна вестись планомерно, в течение определенного времени. В ходе подготовки, дети готовят части итоговой работы. При совместной работе в рамках этого дела, дети смогут поучаствовать и в викторинах, и в различных школьных и городских мероприятиях, ходить в кино или театр, посещать музеи, библиотеки, вместе читать, участвовать в походах и т.д. Таким образом, ученики много времени будут проводить вместе.
Разбейте класс на группы, включив в каждую детей из "разных лагерей" (если такие имеются). Каждой группе дайте какое-либо задание в соответствии с КТД. Следите за ходом его выполнения. Обсудите выполненные работы. Отметьте ту группу учеников, которая лучше справилась с заданием. Переформировывайте группы в течение всего коллективного творческого дела.
Итак, для того, чтобы превратить класс в дружную команду, недостаточно совместных походов в кино и театр. Нужны увлекательные коллективные творческие дела и желательна помощь школьного психолога. Тогда ребята будут лучше учиться и комфортно чувствовать себя в школе. Помочь сплотить детский коллектив должны не только педагоги, но и родители.
В процессе работы над КДТ используется метод проектов, что очень удачно укладывается в технологии, применяемые при формировании УУД по ФГОС. Дома, вместе с родителями дети подбирают материал, оформляют его в виде проектов, выступают с проектом на классном часе. Затем, в итоговом мероприятии, из нескольких проектов коллективно формируется итоговый материал.
Классный руководитель обучает ребят, как сообща думать и придумывать дело, как предоставить каждому возможность высказаться и быть услышанным, как распределить свои силы и время, как необходимо действовать, чтобы достичь результата. На это работают все технологии коллективной творческой деятельности и методы организации микрогрупп (команд).
Приложение 4
«Результаты исследования методикой диагностики индекса групповой сплоченности Сишора»
Диаграмма 1
Уровни групповой сплоченности
- 15,1 баллов и выше – высокая;
- 11,6 – 15 балла – выше средней;
- 7- 11,5 – средняя;
- 4 – 6,9 – ниже средней;
- 4 и ниже – низкая.
Приложение 5
Описание изменения роли родителя в воспитательном процессе
Рисунок 1
1 Псевдоучастник. В данном случае можно говорить об имитации участия родителей. Родительское участие носит декоративную функцию, на самом деле родители не нужны, только выполняют конкретные поручения. Участие родителей в воспитательных мероприятиях «на подхвате» или «для вида».
2 Соучастник. Инициатором мероприятий является педагог. Он стимулирует участие родителей в воспитательном процессе. Родители выполняют строго отведенную им часть работы, но они понимают проблему, задачу в целом.
3 Помощник. Участие в событиях, инициированных педагогами, но родители участвовали в принятии решения, планировании событий. Они разделяют и ценностные установки педагога и формы воспитательной работы. В этой роли возможна самостоятельная работа родителей в части общего проекта. Педагог выступает только консультантом.
4 Соорганизатор. Родители являются инициаторами мероприятий. Они участвуют в собственных, самостоятельно реализуемых проектах, мероприятиях при поддержке педагогов.
5 Инициатор и воплотитель. Участие родителей в собственных, самостоятельно реализуемых событиях. У педагога остается только право голоса. На данной ступени высок уровень взаимного доверия педагога и родителей. Высокая личностная зрелость и заинтересованность позволяет родителям не только предложить событие, но и организовать его реализацию. Самостоятельность и инициативность таких родителей очень велика, что должно стимулировать педагога не постоянно находиться «на передовой с инициативной группой».
Приложение 5
«Уровень воспитанности обучающихся»
Год обучения
Высокий
Хороший
Средний
Низкий
2020-2021
22%
35,4%
37%
5,6%
2021-2022
21%
33,3%
31%
14,7%
2022-2023
21,7%
35,2%
36,4%
6,7%
2023-2024
24%
40,6%
33%
2,4%
1 полугодие 2024-2025
25,5%
38,4%
34,6%
1,5%
Приложение 6
«Уровень удовлетворенности обучающихся школьной жизнью»
Диаграмма 2
Приложение 7
«Уровень удовлетворенности родителей школьной жизнью»
Диаграмма 3