Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Пастель,использование графического материала на занятиях по рисунку в ДШИ иДХШ | Кабишева Нелли Николаевна. Работа №331688

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Тема о том,как благотворно влияет пастель на человека.Виды пастели и как с ней работатать. Разбираем виды бумаги,методы смешивания ,способы закрепления,оговариваем цели и задачи данной темы.Принципы обучения,методы.Разбираем подробно каждый урок.Большое внимание уделяемтому,как лучше выбрать фон к будущей работе,проработку освещенных участков предметов,это помогает усвоить принцип рисования теней,грамотно и гармонично подбирать цвета к основному цвету.Задания строются на таких свойствах как: растираемость,мягкость,бархатистость,подходящая для эффектов живописности,тональных ицветовых диапозонах,сочетания со многими живописными и графическими техниками.Индивидуальный подход и проблемная постановка заданий способствует развитию творческих способностей учеников. Список литературы в конце...  

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №1»

Артемовского городского округа

 

 

 

Методическая разработка

 

ПАСТЕЛЬ

Использование графического материала

на занятиях по рисунку

в ДШИ и ДХШ»

 

 

Автор: преподаватель художественного отделения

МКУДО«ДШИ №1»

Кабишева Нелли Николаевна

 

 

 

 

 

 

г . Артем

2024г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕХНИКИ «ПАСТЕЛЬ»…………4

II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАСТЕЛИ………………...5

Виды пастели и особенности работы…………………………………………..6

Виды бумаги для работы пастелью…………………………………………….8

Дополнительные материалы……………………………………………………9

Закрепление пастельного рисунка…………………………………………9

III. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ…………………………….10

Цели и задачи обучения……………………………………………………….11

Условия реализации…………………………………………………………….12

Принципы обучения……………………………………………………………12

Методы обучения………………………………………………………………12

Методика работы сухой пастелью…………………………………………13

Примерные учебные задания…………………………………………………..15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….20

Список литературы…………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Рисунок – это основа реалистического изображения в искусстве. Основная цель курса рисунка в ДШИ – это научить видеть, понимать и изображать трехмерную форму в пространстве, с помощью выразительных средств – линии, штриха, пятна, светотени, тона. Но в начале обучения детям важно понять, что и композиция имеет основное значение в работе. И зная основные законы композиции, учащиеся смогут гармонично компоновать предметы в листе, с большей выразительностью доносить свои идеи и задумки до зрителя.

Цель методической работы – выявить роль пастели как средства отображения окружающей действительности, показать особенности использования пастели как одного из универсальных материалов на уроках композиции, развить умения, навыки грамотного выражения своих творческих замыслов.

На первом году обучения в ДШИ дети только начинают знакомиться с рисунком и композицией. Они учатся правильно держать руку, карандаш, изучают виды линий, штриха, свойства бумаги, форму предметов, пропорции и т. д. Для учащихся в 1 классе каждый урок – это открытие чего - то нового, поэтому, применение такого материала как пастель на уроках композиции, будет интересно не только детям, но и педагогу.

Техника «пастель» уникальна, тем, что ей можно создавать как живописные работы, так и графические. В графическом варианте допускается ограниченный выбор от 3 до 4 цветов. Пастель очень удобный художественный материал, которым можно легко и быстро выполнять зарисовки с детьми, тем самым познавая ее многообразие художественных возможностей.

В предложенных мною заданиях, используется немного другой подход, для того, чтобы познакомить учащихся с техникой «пастель». Данные техники и приемы можно применять в работе с другими мягкими материалами, например, уголь, сангина, соус. Задания предполагают творческий подход педагога, поэтому в зависимости от поставленной цели и задачи урока возможен разный вариант итоговой работы – это может быть живопись или графика.

I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕХНИКИ «ПАСТЕЛЬ».

Слово «пастель» произошло от итальянского слова «pasta» - тесто или паста. Пастель представляет собой цветные мелки из тонко размолотой смеси из красящего пигмента, мела или особого сорта глины и связующего гуммиарабика.
Пастель занимает промежуточное положение между живописью и графикой. С точки зрения технологии пастель является графикой, а по своим выразительным возможностям пастель может быть отнесена к живописи.
Пастельные мелки, состоящие из сухого красочного пигмента, скрепленного смолой акации (гуммиарабиком), изобрел в конце XV века французский художник Жан Перреаль для быстрых зарисовок военной компании Людовика ХI.

Художник познакомил с новой техникой Леонардо да Винчи, который назвал новую технику colorire a secco (окрашивать сухим способом) и использовал ее в этюде к портрету Изабеллы д'Эсте Мантуанской (1499).
В начале XVI века пастель заняла прочное место в европейской художественной жизни. В это время был очень популярен французский карандашный портрет, исполнявшийся с натуры черным мелом, сангиной и пастелью в один-два сеанса. Итальянцы называли такое сочетание художественных материалов «a pastello».

Техника пастели достигла своего расцвета в XVIII веке. В 1663 году техника пастели получила официальное признание и равные права с живописью, когда в Королевскую Академию живописи и скульптуры приняли Дюмустье как первого признанного художника-пастелиста. В 1698 году в Академию был принят французский портретист Жозеф Вивьен - популяризатор техники пастели. Французский Салон 1704 года демонстрировал двадцать портретов пастелью в натуральную величину художника Жозефа Вивьена. Успех выставки повлиял на стремительный рост популярности данной техники. Расцвету пастельной живописи во Франции поспособствовал и приезд в Париж в 1720 году знаменитой венецианской художницы-пастелистки Розальбы Каррьеры (1675-1757), ставшей портретисткой французской королевской семьи. Розальба Каррьера - первый художник, работающий только в технике пастели.

В России эта техника стала известна в середине XVIII века, сначала в виде коллекции работ европейских мастеров, а затем получила широкое распространение только в жанре камерный портрет. В конце XIX века пастель постепенно вытесняется другими графическими техниками, в частности растет популярность соуса. С появлением в искусстве России конца XIX века эстетики модерна и символизма пастель стала снова популярна. В советские времена пастели уделялось мало внимания, приоритет отдавался обучению работе мягкими материалами (сангина, соус, уголь, мел). Отход от пастели объяснялся буржуазностью техники, несоответствием ее выразительных средств нуждам народа.

В настоящее время общества художников - пастелистов существуют во всем мире и они объединены в Международную ассоциацию пастельных обществ (IAPS).

II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАСТЕЛИ.

У каждого вида пастели есть свои особенности и нюансы работы с изображением. Важно на начальном этапе рисунка пастелью не использовать графитный карандаш, так как он даёт блеск, затем сложно будет наносить сверху пастель.

Главная особенность заключается в том, что пастелью работают на бумаге, которая имеет фактуру, так как цветовому пигменту необходимо закрепиться на поверхности. Эта особенность касается в первую очередь, если вы предпочитаете для рисунка выбирать сухую пастель. Другими же видами пастели, восковой, масляной можно работать на ватмане, если у вас нет специальной бумаги для пастели.

Пастель наносится на поверхность очень легко и не требует сильного надавливания на меловой брусок, линии получаются мягкими, с неровными и рыхлыми краями, создается ощущение неповторимой пастельной мягкости, присущей только этому материалу. Также пастель не выгорает при солнечном свете, не изменяется от температурных перепадов, не трескается и не тускнеет. Таким образом, работа, выполненная в этой технике, останется свежей и яркой на долгие годы.

Недостатком пастельного мелка является его хрупкость. При сильном нажиме, он может раскрошиться, но это не так страшно, так как пастельную крошку можно использовать первым слоем в рисунке, этот прием похож на подмалевок в живописи.

Еще одним недостатком является то, что при любом прикосновении красочный слой разрушается. Также если неграмотно закрепить работу фиксативом, она может потускнеть и исправить будет сложно.

Виды пастели и особенности работы.

Пастель бывает нескольких видов:

сухая

;

пастельные карандаши;

масляная;

восковая

;

Сухая пастель производится из пигмента путем прессовки без добавления масла, для изготовления используются гуммиарабик, камедь, крахмал, мел. Она бывает различной мягкости. Очень мягкая пастель формируется в виде брусков и толстых палочек, мягкая - в виде круглых палочек, твердая - в виде тонких, прямоугольных палочек или карандашей.

Твердая пастель содержит больше связующих веществ и меньше красящего пигмента, поэтому цвета у нее не такие яркие, как у мягкой, она меньше крошится и лучше держится на листе.

Мягкие пастели подходят для широких насыщенных штрихов. Иногда пастельный мелок состоит только из пигмента, это самая мягкая пастель.. Мягкая пастель без труда растушевывается и легко позволяет ложиться слою на слой большими штрихами, за счет своей текстуры, что дает нам возможность смешивать цвета и оттенки, делая работу более интересной, она подходит больше для живописной работы.

Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для графических работ, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

Пастельные карандаши имеют те же свойства, что и твердая пастель. Ими рисуют как графитным карандашом.

Сухая пастель хорошо сочетается с другими материалами. Её используют как в учебных целях, так и в творческих работах. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов цвета.

Масляная пастель.

  Производится методом прессовки из пигмента с льняным маслом путем прессовки, для изготовления используются животные жиры, льняное масло и воск высшего качества. Масляная пастель может содержать различное количество масла и воска - чем выше содержание воска, тем тверже пастель. Такая пастель не ломается и не крошится, она более жесткая и яркая, она прекрасно подходит для быстрых набросков на пленэре. Но по своим техническим возможностям масляная пастель уступает сухой.
Масляная пастель считается учебным материалом. Она отлично сочетается с масляными, акварельными, гуашевыми или акриловыми красками, сухой пастелью, а так же темперой и цветными чернилами.

Восковая пастель.

Производится из пигмента путем прессовки с добавлением воска. Восковая пастель считается учебным материалом, иногда для профессиональной работы. Ее применяют для рисования в художественных студиях.

Акварельная пастель.

По химическому составу отличается от восковой пастели наличием особых водорастворимых компонентов. Созданный ею рисунок можно размыть с помощью воды и получить весьма достоверное акварельное изображение с тонкими цветовыми переходами и эффектом воздушности.

Виды бумаги для работы пастелью.

  Для работы пастелью необходима бумага, которая имеет фактуру, на которой задерживается цветовой пигмент. Рисунок живописной работы обычно выполняется на цветной бумаге, так как белая мешает оценить насыщенность цветов. Но для графики возможен и белый вариант бумаги. Обычно тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка.

Рисунок в технике «пастель» выполняют на следующих видах бумаги:

наждачная бумага

— п

редназначена для

живописных работ, продаётся в листах большого формата. При выборе необходимо обр

ащать внимание на

бумагу

с мелким зерном

размером

800, 1000 или 1200 мкм

.

На такой бумаге получается яркий рисунок.

велюровая

бумага

— имеет бархатистую поверхность, позволяет использовать в работе минимальное количество фиксажа.

Недостатком бумаги является невозможность исправления и большой расход мелков.

абразивная бумага

– имеет бархатистую поверхность, мелки на нее ложатся ярко, выпускается в больших форматах.

акварельная бумага

– подойдет для работы масляной, восковой

, акварельной

пастелью, заранее можно тонирова

ть бумагу крепким чаем или кофе.

картон

– подходит для работы восковой или масляной пастелью.

крафтовая бумага

Дополнительные материалы.

Клячка, ластик -

необходимы для удаления ошибок, а иногда и для растушевки пастельного слоя.

Растушевки для пастели

могут быть бумажными или резиновыми. Подходят для мелких деталей.

Кисточк

а из щетины

– их используют для растушевки мелка.

Наждачная бумага

– для заточки мела.

Закрепление пастельного рисунка.

Рисунки пастелью необходимо беречь от сотрясений, прикосновений, от влажного воздуха. Лучше всего — окантовать под стекло, это самый надёжный способ, причём стекло не должно касаться поверхности пастельного рисунка. Работы в технике «пастель» обычно закрепляют лаком – фиксативом.

Три основных типа фиксатива для пастели: фиксатив с диффузором, аэрозоль и распылитель.

III. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.

Работа пастелью – увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Пастель открывает перед учащимися широкое поле для реализации идей по рисунку и композиции.

Цель занятий пастелью – раскрыть и развить потенциальные, художественные способности ребенка, способствовать удовлетворению потребности детей в творческой деятельности.

Задачи обучения технике сухой пастели:

формирование устойчивого

интерес

а к художественной деятельности;

знакомство

с одним из видов изобразительного искусства

-

пастель;

формирование у детей практических умений, навыков

выполнения ра

боты пастелью,

поэтапного выполнения работы над рисунком,

познакомить

с

видами пастели

;

развитие

художественного вкуса, фантазии;

воспитание внимания, аккуратности, целеустремленности

;

приви

ть навыки работы в коллективе;

п

оощрение доброжелательного отношения

друг к другу и окружающим;

воспитание стремления

к разумной организации своего свободного времени.

обогащение визуального

опыт

а

детей через знакомство с произведениями изобразительного искусства.

Основная форма организации учебного процесса.

Занятия проходят в кабинете по изобразительному искусству, где обеспечивается системность учебного процесса, возможность повторять и закреплять пройденный материал.

Условия реализации.

Для успешной работы необходимы следующие инструменты и материалы:

п

ас

тель (сухая,

пастельные карандаши);

б

умага (наждачная, бархат

ная,

специальная для пастели);

м

ольберт;

дополнительные и

нструменты – кисть веерная жесткая, ластик, клячка, тканевая

салфетка, кнопки

и т.д.

Принципы обучения:

эмоционально-положительное отношение учащихся к

действительности

– основное условие развития детского творчества;

учет индивидуальных особенностей детей

– одно из главных условий

успешного обучения;

последовательность освоения учебного материала – от простого к

сложному, от учебных занятий к творческим решениям;

удовлетворение практических чувств ребенка через создание

пастельных работ.

Методы обучения:

репродуктивный

(воспроизводящий);

иллюстративный

(объяснение сопровождается демонстрацией

наглядного материала);

проблемный

(преподаватель ставит проблему и решает ее вместе с

детьми);

эвристический

(проблема ставится самими детьми, ими же

предлагаются пути решения).

Методика работы сухой пастелью.

Для работы в ДШИ в основном применяют сухую и масляную пастель. В своей методической работе предлагаю рассмотреть методы работы сухой пастелью.

В начале урока педагогу необходимо провести беседу о виде изобразительного искусства пастель, рассказать о разновидностях пастели, особенностях работы мелками, её живописных возможностях и графических особенностях. Также для наглядности продемонстрировать учащимся работы, выполненные в этой технике.

Далее показать выразительные средства пастели на различных видах бумаги, такой подход вызовет интерес к дальнейшей работе.

Основные выразительные средства при работе пастелью:

Если задача создать графическую работу, то применяют следующие выразительные средства:

Линия

– тонкая, широкая, короткая, с нажимом и т.д. Линию мы используем, когда начинаем работу над рисунком – это называется линейный набросок. Также мы применяем линию, когда в рисунок необходимо ввести контраст на переднем плане для завершения работы.

Штрих

– может быть выполнен пастельным карандашом. Штрихом можно смешивать цвета, если работа живописная, также можно усилить цвет, если это графика. Работают пастельным карандашом также как и графитным.

Если задача иная - живопись, то, работа начинается с закладывания основных пятен.

Пятно

– оно может быть растушеванным при помощи пальца или не растушеванным. Возможен вариант смешивания пятен в рисунке - переход одного цвета в другой, это делает работу более реалистичной.

Перед выполнением задания стоит показать простые упражнения по изучению линии и штриха в разных направлениях (по диагонали, горизонтали, вертикали или «гобеленовый» штрих, перекрестный, волнистый). В этом упражнении можно пользоваться и мелком и карандашом для сравнения материалов. Особое внимание необходимо уделить аккуратности в нанесении штриха, для сохранения бархатистости слоя пастели.

Далее рассказать и показать способы работы пастельным мелком:

наложение штриховки с последующей растиркой, смешивание пальцем, смешивание пальцем дву

х цветов, смешивание бумажной растушкой

или кисточкой;

наложение пастели легким слоем боковой частью мелка, с последующей растиркой и штриховкой;

густым слоем боковой частью мелка без растирки и с растиркой;

«пуантель», работая точками, применяя оптическое смешение цвета;

«мозаичный штрих», работая цветными пятнами;

сочетания мелких мозаичных штрихов с широкими мазками;

по поверхности штрихами разной толщины.

Далее познакомить с ведением поэтапного рисунка в этой технике. Работа начинается с предварительного линейного рисунка пастельным мелком, либо пастельным карандашом. Важно чтобы пастельный мелок был близок по цвету изображаемого объекта и главное аккуратно и едва заметно наносить рисунок.

В начале работы не нужно пользоваться графитным карандашом – он не подходит для предварительного подмалевка, пастель впоследствии будет плохо на него ложиться. Когда предварительный рисунок сделан, приступаем к нанесению основного цвета предметов.

Далее определяем основные цветовые и тоновые отношения для правильной передачи объема, закладываем самые темные и самые светлые пятна (работа ведется от темного к светлому), уточняем рисунок, прорабатываем объём предметов. Пастель имеет свойство бесподобно передавать материальность. Пользуясь такими приемами как штрих, точка, линия, работа мелком плашмя, можно отлично уточнить формы. Обобщить пятна можно растушевкой (пальцем, бумажной растушкой).

Когда все части рисунка проработаны, следует еще раз с нескольких сторон посмотреть на свою работу для выделения главных деталей. Таковые выделяем более тщательной проработкой, а второстепенные и слишком контрастные детали смягчаем растушевкой.

Многие художники предпочитают обходиться без фиксажа работы об этом тоже необходимо рассказать учащимся, поскольку фиксаж изменяет цвета пастели. Расскажите и наглядно покажите, как сохранить пастельный рисунок. Также можно перенести работу просто накрыв ее калькой.

Примерные учебные задания.

Пастель не самый простой в исполнении материал, поэтому данные задания рекомендуется включать в учебный процесс как дополнительные для учеников 1 класса в форме мастер-класса. К этому времени учащиеся уже имеют первоначальные знания, умения, навыки в области рисунка. Они знакомы с основами изобразительной грамоты – что такое тон, светотень, конструкция (строение) предметов, пропорции предметов, перспектива, композиция и т. д. Они имеют навыки работы с выразительными средствами рисунка. Учащиеся уже увереннее строят предметы, допускают меньше ошибок в перспективе, лучше компонуют предметы на листе. Это важно учитывать потому, что пастелью лучше работать, по возможности, без лишних исправлений.

Очень важно грамотно подобрать тон бумаги и научить детей использовать его в работе. Можно подбирать бумагу в унисон цветовому решению - это придаст легкость работе. Другой вариант выбрать цвет, контрастный цветовому решению для того, чтобы цвет бумаги работал по принципу контрастного подмалевка, усиливая звучание цвета.

Задание 1. « Натюрморт из 2-х предметов ».

Работа предполагает выполнение рисунка в 2 вариантах: цветной и черно-белый. Такая форма выполнения задания поможет лучше усвоить художественные возможности пастели и приобрести новый опыт творческой деятельности.

Продолжительность работы: 6 академических часов.

Материалы: пастельная бумага (формат А3), сухая пастель, клячка, плоская кисть (щетина №10).

Цели урока: познакомиться с техникой «пастель», изучить приемы работы со светотенью; изучить, как тон бумаги влияет на изображение и как это использовать.

Задача урока: выполнить рисунок фруктов или любого несложного предмета.

Ход урока:

О

бъяснение нового материала

.

С

овместная пра

ктическая работа над формой

. Работа ведется от о

бщего к частному, от темного к светлому.

К

омпоновка и построение предметов на листе

формата А3

.

Подбираем пастельный мелок

, приближенный по

цвету

к изображаемому

предмету

. Намечаем его расположение

на

плоскости листа,

с помощью линейного рисунка,

если нужно стереть линию используем клячку.

Закладывание основных цве

тов

.

Подбираем мелки по цвету, приближенные к

цвету предмета

. Для рисования

фактуры

используем различные виды линий, где-то можно использовать прием «растушевки», чтобы

предмет

смотрел

ся

реалистичнее.

Р

абота с теневой частью формы

.

Намечаем

теневые места

изображаемой формы

. Выбираем мелок

,

приближенный к цвету теневой части и плашмя им рисуем.

Р

або

та с освещенной частью формы

.

Заштриховываем

освещенные части, детально прорабатывая тон.

Р

ефлекс

ы.

Обобщаем.

Делаем плавный пере

ход от света к тени.

Такой прием позволит усвоить принцип работы с тенью и светом, запомнить этапы рабо

ты с формой

, проследить, как тон бумаги влияет на работу.

Работа с

фон

ом

.

Берем 1-2 цвета, варьируем плотность штриховки в зависимости от тона: чем светлее тон, тем плотнее штриховка. Здесь могут быть разные способы: четкие, графичные ш

трихи или мягкая растушевка, возможно

сочетание этих методов.

Границы падающих теней

при необходимости можно смягчить, растушевав края.

Блики.

Они намечаются в конце, посл

е завершения работы над формой

.

Закрепление работы.

П

росмотр готовых работ, обсуждение, вывод урока.

Задание 2. Изображение деревьев в разное время года.

Работа может выглядеть живописной или графичной на усмотрение педагога.

Продолжительность работы: 3 академических часа.

Материалы: пастельная бумага (30х40) подбирается под цвет фона, пастель, клячка, плоская кисть (щетина №10).

Цели урока: закрепление методов и приемов работы пастелью; использование в работе пластических, живописных и графических качеств пастели.

Задача урока: изображение формы дерева.

Ход урока:

наносим предварительный рисунок

мелком бежевого цвета

;

добавляем основные цвета

деревьев, листьев,

работаем

с теневыми участками

;

работа

с планами

, прорисовываем первый план (здесь могут

присутствовать четкие ш

трихи

, линии

), обобщаем дальние планы

(пользуемся приемами растушевки)

.

работаем со освещением

, д

обавляем

не

обходимый цвет;

прорабатываем

детали

, выявляем композиционный центр

, добавляем блики;

просмотр готовых работ, обсуждение, выводы

.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ДШИ на художественных отделениях с учащимися работают в основном масляной и сухой пастелью. Эти занятия доставляют ребятам огромное эстетическое удовольствие. Пастель рассматривается как универсальный материал с живописными и графическими, а также творческими возможностями.

Задания строятся на таких свойствах пастели как: растираемость, мягкость, бархатистость, пастель подходит для живописного эффекта, она хорошо сочетается со многими другими техниками.

Приобретенные знания, умения, навыки в работе с пастелью, положительно сказываются на мотивации учащихся к самообразованию, вызывают интерес продолжать осваивать смешанные техники с применением пастели в самостоятельной творческой работе.

Техника пастели всегда будет актуальна и интересна, она богата приемами работы. Каждый художник, независимо от опыта и возраста, поработав в этой технике, может найти что-то для себя, своего темперамента и выражения творческих идей и замыслов будущей картины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамова О. Пастель: полное руководство для художников.

– Москва: Эксмо, 2020. – 128 с.

: ил. - ISBN 978-5-04-095695-1

Ивахнова Л. А. Обучение учащихся способам и техникам работы

художественными материалами как средство развития творческих способностей// История. проблемы и перспективы художественно-педагогического образования: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 45-

летию факультета искусств (ХГФ) Омского педагогического университет –

Омск., 2005. – С. 378-386.

Берилл Ф. Рисуем пастелью; пер. с; англ. Н. В; Микелишвили. — Москва: Мир

книги,: 2007.

 

Ершова И. Пастель/ Художественная

школа. — 2003. № 1. С. 29-3166;

Каменская

Т. Д. Пастели художников з

ападноевропейских школ ХУ1в. -Х

I

Хв. —Л.,1960.

 

Пастель: шаг за шагом/ пер. с англ. — М.: АСТ: Астрель, 2005. 304 е., ил.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×