Патриотическая воспитанность детей старшего дошкольного возраста | Мой кабинет. Работа №341385
Проведение диагностики по пяти направлениям формирования патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.Нами решались задачи: 1. Отобрать диагностический инструментарий ;
2. Скомплектовать группу респондентов детей дошкольного возраста и их родителей;
3. Провести диагностическое изучение и описать полученные результаты.
2.1. Особенности патриотической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста
Целью констатирующего этапа эксперимента стало выявление особенностей патриотической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.
НАМИ РЕШАЛИСЬ ЗАДАЧИ:
Отобрать диагностический инструментарий
Скомплектовать группу респондентов (детей дошкольного возраста и их родителей)
Провести диагностическое изучение и описать полученные результаты
Для изучения патриотической воспитанности детей была проведена диагностика, сконструированная с учетом рекомендаций (М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева). Она проводилась по пяти направлениям, каждый из которых содержит соответствующие показатели, описанные в таблице [(Приложение), таб. 2]:
1. Направление «Моя семья».
2. Направление «Родной город».
3. Направление «Моя страна».
4. Направление «История народной культуры и традиций».
5. Направление «Личностный компонент» (Коренкова В.М. Десятилетие детства Дмитров. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://topuch.com/gbou-vo-mo-akademiya-socialenogo-upravleniya/index8.html, свободный – (21.11.2024)..
По каждому из направлений разработаны следующие уровни оценки:
Первое направление – «Моя семья»:
Высокий уровень: знает имя и фамилию свое и своих родителей; понимает и устанавливает ближайшие родственные связи в семье; знает имена родственников; может рассказать о профессии своих родителей; выражает свое отношение к членам семьи и объясняет значение семьи в жизни человека.
Средний уровень: знает свои имя и фамилию, но путается в именах и фамилиях родителей; называет родственников по именам. Родственные связи устанавливает не точно; не точно называет профессии родителей; в выражении своего отношения к членам семьи дает однотипную оценку; может объяснить значение семьи в жизни человека, только с помощью наводящих вопросов.
Низкий уровень: с трудом называет свои имя и фамилию, имена и фамилии родителей не называет; не может установить родственные связи, путается в именах родственников; не может назвать профессии родителей; в выражении своего отношения к членам семьи дает однотипную оценку или никакой; значение семьи в жизни человека объяснить не может и не понимает.
Второе направление – «Родной город»:
Высокий уровень: ребенок знает название города, узнает символику (герб, флаг), знает домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает и называет некоторые достопримечательности города. Называет 2-3 улицы, площади.
Средний уровень: ребенок знает название города, допускает незначительные ошибки в определении его символики. Знает свой домашний адрес. Узнает, но не всегда может назвать достопримечательности родного города. В названии улиц, площадей требуется небольшая помощь педагога.
Низкий уровень: ребенок знает название города, но часто допускает ошибки в определении его символики. Затрудняется назвать домашний адрес, не знает достопримечательностей города, не знает названия улиц и площ
Третье направление – «Родная страна»:
Высокий уровень: ребенок знает название своей страны, правильно определяет ее символы. Называет цвета флага РФ, знает порядок их расположения. Без труда называет изображения на гербе России. Знает столицу и Ф.И.О. президента. Имеет представление и может назвать исторически значимые события родной страны (Великая отечественная война и блокада Ленинграда).
Средний уровень: ребенок знает название своей страны, с небольшой помощью воспитателя может узнать символы своей страны. Знает столицу, назвать Ф.И.О. президента может с небольшой помощью воспитателя. Допускает незначительные ошибки в определении последовательности цветов флага и в рассказе об изображении на гербе своей страны. Об исторических событиях может рассказать с помощью наводящих вопросов.
Низкий уровень: ребенок неправильно называет или часто путается в названии страны в знании ее символов. Затрудняется рассказать о последовательности цветов на флаге РФ, изображении на гербе. Об исторических событиях не имеет представлений. В ответах требуется помощь взрослого.
Четвертое направление – «История народной культуры и традиций»:
Высокий уровень: ребенок имеет представление об особенностях старинного русского быта и русского костюма. Называет и может объяснить значение некоторых обрядовых праздников. Называет виды народных игрушек и различает их. Называет виды устного народного творчества, объясняет их название. В ответах в основном проявляет самостоятельность.
Средний уровень: ребенок имеет представление о некоторых особенностях старинного русского быта и русского костюма, немного путается в названиях предметов. Может назвать некоторые обрядовые праздники, но объясняет их значение, прибегая к небольшой помощи воспитателя. Может определить по внешнему виду народную игрушку, но путается в названии. Называет некоторые виды устного народного творчества, но не все может объяснить.
Низкий уровень: имеет скудные представления по всем показателям, не может дать ответ ни на один вопрос без помощи воспитателя.
Пятое направление – «Личностный компонент»:
Высокий уровень: понимает о необходимости бережного и заботливого отношения к природе и знает, как его проявлять. Оказывает помощь своим товарищам и младшим ребятам, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договариваться со сверстниками, анализирует поступки.
Средний уровень: понимает о необходимости бережного и заботливого отношения к природе, но с примерами в деятельности затрудняется с ответами. Проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними. Оказывает помощь только по предложению воспитателя; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень: понимает необходимость бережного отношения к природе, но объяснить не может. Не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, с трудом анализирует поступки, даже при помощи воспитателя.
Результаты диагностики представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Специфика уровней знаний дошкольников по блокам патриотического воспитания
№ п\п
Уровень знаний по блокам патриотического воспитания
Общий уровень
«Моя семья»
«Родной город»
«Моя страна»
«История народной культуры и традиций»
Личностный компонент (Решение пед.задач)
1. Влад Б.
С
С
Н
Н
Н
Н
2. Лера Р.
В
В
С
С
В
В
3. Вика Г.
С
С
Н
Н
С
С
4. Артём Н.
В
С
С
С
В
С
5. Миша Г.
С
С
С
С
С
С
6. Злата М.
С
Н
Н
Н
С
Н
7. Маша К.
С
Н
Н
Н
С
Н
8. Дементий Ж.
Н
Н
Н
Н
С
Н
Богдан Е.
Н
С
Н
Н
В
Н
Всеволод С.
С
С
С
С
С
С
Тимофей К.
Н
Н
Н
Н
В
Н
Альвина С.
С
С
С
Н
С
С
Катя К.
С
С
С
С
В
С
Катя Р.
Н
Н
Н
Н
С
Н
Была проведена диагностика для родителей по разработанной нами анкете “Патриотическое воспитание ребенка в семье и детском саду”. [Приложение таб.3]
Цель анкетирования: выявить компетентность родителей в вопросах патриотического воспитания и степень личного участия в этом процессе.
Больше ответов А – оптимальный уровень.
У родителей достаточно сформировано понимание о необходимости патриотического воспитания детей дошкольного возраста; родители активно интересуются вопросами патриотического воспитания детей, проводят вместе со своими детьми экскурсии, беседы, игры; знают, что рассказывать своему ребенку о Родине; знают, как развивать патриотические чувства ребенка.
Больше ответов Б – допустимый уровень. У родителей частично сформировано убеждение о необходимости патриотического воспитании в дошкольном возрасте; родители не часто интересуются вопросами патриотического воспитания детей, иногда проводят вместе со своими детьми экскурсии, беседы, игры; имеют представление о том, что рассказывать своему ребенку; имеют представление, как развивать патриотические чувства ребенка.
Больше ответов В – недопустимый уровень. У родителей не сформировано убеждение о необходимости патриотического воспитания в дошкольном возрасте; родители не интересуются вопросами патриотического воспитания детей, не проводят вместе со своими детьми экскурсии, беседы, игры; не знают, как развивать патриотические качества ребенка. Результаты отображены в таблице 2.2
Таблица 2.2
Особенности компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания
№ анкеты
Ответ А
Ответ Б
Ответ
В
Уровень
1. Бойченко А.В.
6
2
1
Оптимальный
2. Рудова Е.А.
3
4
2
Допустимый
3. Грицунова В.Н.
3
4
2
Допустимый
4. Николаев А.В.
3
1
5
Недопустимый
5. Головешкина Н.О.
3
4
2
Допустимый
6. Мартыновская Ю.М.
5
2
2
Допустимый
7. Киселёва Е.
1
3
5
Недопустимый
8. Емашова А.В.
4
2
3
Допустимый
9. Смирнов Д.В.
2
3
4
Недопустимый
10. Коваленко Л.С.
2
3
4
Недопустимый
11. Журба А.В.
5
2
2
Оптимальный
12. Сиденко Ю.М.
2
5
2
Допустимый
13. Курская А.С.
2
3
4
Допустимый
14. Выбык А.В.
2
4
3
Допустимый
Опишем полученные результаты. В анкетировании приняли участие 14 родителей, которым было предложено ответить на вопросы. Получены следующие результаты:
1. Как Вы считаете, актуальна ли сегодня проблема патриотического воспитания детей?
91%
Да
9%
Нет
2. Какими качествами должны обладать взрослые, которые окружают детей, чтобы быть примером для воспитания у них чувства патриотизма?
26%
Активная гражданская позиция
20%
Бескорыстие
29%
Любовь и привязанность к Родине
10%
Толерантность
10%
Готовность к самопожертвованию
5%
Чувство долга
3. На Ваш взгляд, Вы обладаете данными качествами?
50%
Да
6%
Нет
44%
Частично
4. Какие, по Вашему мнению, задачи нужно решать в рамках патриотического воспитания дошкольников?
15%
Формировать у детей гражданско-патриотическое отношение и чувство сопричастности: к своей семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа
20%
Воспитывать чувство собственного достоинства как представителей своего народа
30%
Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей
35%
Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою страну, родной край
5. Кто, по Вашему мнению, несет ответственность за патриотическое воспитание детей?
50%
Родители
10%
Общество
30%
Педагоги
5%
Все в целом
5%
СМИ
6. Вы хорошо знаете город, в котором живете и работаете (историю его возникновения, достопримечательности, известных земляков и т. д.)?
Оцените свои знания по 5-балльной шкале:
-
1
-
2
20%
3
30%
4
50%
5
7. На Ваш взгляд, Вы обладаете достаточной информацией о своем городе, стране, культурных традициях, чтобы ответить на вопросы ребенка? Оцените свои знания по 5-балльной шкале:
-
1
10%
2
20%
3
25%
4
45%
5
8. Беседуете ли Вы с ребенком на нравственно-патриотические темы, читаете ли художественные произведения, посещаете ли музеи и тематические мероприятия?
70%
Да
10%
Нет
20%
Иногда
9. Знаете ли Вы родословную своей семьи и знакомите ли с ней ребенка?
80%
Да
20%
Нет
10. К каким семейным традициям Вы приобщаете детей?
10%
Уважение к старшим и родителям
5%
Рассказы о своих предках и их достижениях, воспитание гордости за них
10%
Изучение происхождения родословной своей семьи
35%
Совместные семейные праздники (дни рождения, памятные даты и т. д.)
40%
Совместный активный отдых (отпуск, экскурсии, походы и пр.);
-
Другое
11. Хотели бы Вы получать рекомендации педагогов по вопросам патриотического воспитания ребенка в семье?
100%
Да
-
Нет
-
Не знаю
12. Как Вы считаете, на каком уровне детский сад организует работу по патриотическому воспитанию детей? Оцените ее по 5-балльной шкале:
-
1
-
2
-
3
50%
4
50%
5
Экспериментальная работа проводилась на базе ГКУ ЗО №3 «Ласточка»,
г. Бердянск, Запорожская обл. Количество детей принявших участие в эксперименте: 14 детей старшего дошкольного возраста. Все дети находились в возрасте от 5 до 6 лет. Родители детей группы – по числу детей принимавших участие – 14 человек. [(Приложение, таб. 1]
Рассмотрим полученные результаты мониторинга детей:
Анализ мониторинга по направлению «Моя семья» (см. приложение, табл.1.1) показал, что 2 человека (16 %), имеют высокий уровень: Лера Р., Артём Н. без труда назвали фамилию и имя свое и родителей, смогли рассказать о профессии своих родителей, уверенно устанавливали родственные связи, выражали свое отношение к членам своей семьи, а при помощи наводящих вопросов смогли аргументировать свой ответ. 8 человек имеют средний уровень (56%) дети допускали незначительные ошибки, помощь воспитателя требовалась в единичных случаях и 4 человека (28%) показали низкий уровень. Дементий Ж., Катя Р., Тимофей К., Богдан Е. путались по каждому показателю направления, постоянно прибегали к помощи воспитателя. [Приложения, таб. 1.1]
Результат мониторинга по направлению «Мой родной город» показал на наличие низкого уровня у 5 человек (36 %) участники испытывали затруднения по всем показателям, домашний адрес называли в основном по ориентирам рядом стоящих зданий (магазин, школа), особенные трудности выявились в назывании улиц и достопримечательностей города. Средний уровень выявлен у 8 человек (56 %) в этой группе дети реже прибегали к помощи воспитателя, домашний адрес называли верно. Достопримечательности узнавали на предложенных иллюстрациях, но назвать могли редко, из названий улиц назвали Приморская площадь. Высокий уровень 1 человек (8 %). Лера без труда узнала символику России, нашего города. [Приложения, таб. 1.2]
Анализируя результаты по направлению «Моя страна» отметим, что 9 человек (64 %) имеют низкий уровень знаний о родной стране. В назывании страны допускают ошибки, символику страны также путают и часто не узнают герб. Последовательность цветов на флаге страны располагают также с ошибками. С историческими событиями незнакомы. 5 человек средний уровень (36 %). Название страны говорили без ошибок, в определении символики требовалась небольшая помощь взрослого. Президента РФ могли узнать по фотографии и назвать по фамилии. Об исторических событиях имеют некоторые представления («Великая Отечественная Война»). [Приложения, таб. 1.3]
Результат исследования по направлению «История народной культуры и традиций» позволил выявить наличие у большинства детей низкого уровня 9 человек (64 %) дети смогли отличить иллюстрации быта современности и прошлого, но назвать предметы быта смогли только на иллюстрации современности, такие же знания были продемонстрированы и по другим заданиям направления. Средний уровень у 5 человек (36%). В ответах смогли не только выбирать нужные иллюстрации, но и называли некоторые предметы быта (скамья, печка, люлька), в вопросах по названию предметов русского костюма называли сарафан, рубаху, кокошник, знакомы с некоторыми обрядовыми праздниками: Масленица, Пасха, но при объяснении значения испытывали трудности. Имеют представления об устном народном творчестве, назвали русские народные сказки, колыбельные песни. Русские народные игрушки смогли отличить по внешнему виду, но назвать смогли не все. Высокий уровень отсутствует. [Приложения, таб. 1.4] Выявление уровней по пятому направлению происходило в процессе решения детьми предложенных педагогических задач, тематика которых отражала выделенные нами показатели. В целом у детей отмечаются достаточно неплохие показатели: высокий уровень – 5 человек – 36 %, средний уровень 8 человек – 56 %, низкий уровень 1 человек – 8 %. Для наглядного представления общей картины развития нравственно-патриотических качеств у диагностируемых детей, занесли все результаты в единую таблицу [Приложения, таб. 4]. Внесение результатов в единую таблицу позволило нам выявить уровень развития нравственно-патриотических качеств у каждого ребёнка в отдельности и рассчитать общие показатели: низкий уровень – 7 детей, что составляет 50% от общего количества обследуемых; средний уровень был зафиксирован у 6 детей, что составляет 42%, высокий уровень у 1 ребёнка – 8%. Наглядные результаты представлены на рис. 1 [Приложения, таб 1.5]
Исследование блока «Личностный компонент» проводила двумя способами. Один, из которых реализуется через решение детьми педагогических задач, а второй (практический) – при непосредственном наблюдении за детьми в повседневной деятельности, в игре. Многие дети знают основные правила поведения в природе, знают о дружбе, о нормах поведения, но в самостоятельной деятельности не придерживаются их. В сравнении результатов теоретического и практического проявления личностного компонента можно сделать вывод о том, что у трёх обследуемых знание и проявление этих знаний в деятельности не совпадают (Дементий Ж., Влад Б., Тимофей К.) [Приложения, рисунок 2].
Анализируя результаты по направлениям с детьми мы выявили, что наиболее низкие данные были получены по 3 и 4 направлению проводимого мониторинга. Наибольшее затруднение было вызвано отсутствием у большинства детей: представлений об историческом прошлом нашей Родины; знаний традиций и русской культуры нашего народа. Высокий уровень некоторые дети показали в 1, 2 и 5 направлениях. Мониторинг проявления личностного компонента, обнаружил проблему несовпадения уровня теоретических знаний и практического их применения у некоторых детей. Конечно, несоответствие результатов не носит масштабных изменений, но все же показало нам правильность решения исследовать этот компонент несколькими способами.
Анализ анкетирования родителей: [таб. 2.2]
Недопустимый уровень был зафиксирован у 4 семей, что составляет 28% от общего количества обследуемых семей; оптимальный уровень был зафиксирован у 2 семей, что составляет 14%; допустимый у 8 семей, что составляет 58%. Результаты представлены в таблице 2.2.
Анализ результатов анкетирования среди родителей помог выявить следующие проблемы:
родители практически не подозревают о наличии проблем, связанных с развитием патриотических качеств у детей, некоторые родители вообще не видят в этом необходимости;
многие хоть и имеют представления о развитии патриотических качеств, но делают это время от времени;
многие родители осознают, что развитие патриотизма происходит в процессе целенаправленной работы;
некоторые родители не видят необходимости совместных действий по вопросам патриотического воспитания;
о работе ДОО по патриотическому воспитанию детей некоторые родители не дали конкретного ответа.
На основании анкетных данных можно сделать вывод, что многие родители понимают необходимость развития патриотических качеств, но не уделяют надлежащего внимания патриотическому воспитанию своих детей и зачастую не знают о том, что в ДОО это является необходимой частью общего воспитания детей.
Таким образом, результаты диагностики свидетельствуют о невысоких показателях развития патриотических качеств у детей. Следовательно, необходимо создавать в ДОУ единое образовательно-воспитательное пространство, главной ценностью которого будет личность каждого ребенка; формирование нового сознания, ориентированного на умение при любых условиях сохранять уважение и любовь к Отчизне, желание защищать ее, сохранять и преумножать ее достояние. Для реализации задуманного нами была разработана программа по формированию гражданско-патриотических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста, которая строится с учетом сенсетивных периодов развития личности, возрастных закономерностей ее социализации. ПРОГРАММА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ БУДЕТ ОПИСАНА В П.2.2.