Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. | Медведева Алёна Владимировна. Работа №314417

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В федеральной  образовательной программе дошкольного образования красной нитью проходит воспитание патриотических и интернациональных чувств, любви и уважения к Родине у детей дошоьного возраста.Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою Родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет  перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.

 

 В статье представлен материал, который поможет педагоу организовать и расширть работу в данном направлении. Представлена система работы в старшем дошкольном возрасте с помощью проектного метода.

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП

 

В условиях переосмысления сущности образования молодых поколений воспитание патриотизма и гражданственности становится задачей государственной важности.

Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста непростая задача, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою Родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.

Свою работу по нравственно-патриотическому воспитанию мы осуществляем с помощью проектного метода. Нами был разработан цикл мини-проектов, который позволяют глубже познакомиться с культурой и традициями своего народа.

Первый проект, который мы предложили детям старшего дошкольного возраста и их родителям - это создание родословного герба семьи и генеалогического древа. Прежде чем, ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Мы предварительно рассказывали детям и взрослым об истории генеалогии, о правилах отображения сведений о родстве в виде таблиц, росписей, досье, карточек. Мы предлагали родителям и детям указывать всех предков ребёнка как по мужской так и женской линии. Далее мы организовали выставку семейных древ и гербов. В результате в группе был создан альбом «Генеалогическое древо семьи».

Проект «Чем богат Южный Урал» был связан с культурой родного края, его наследием. Окружающая ребенка среда является средством нравственно-патриотического воспитания. Чтобы она была интересной, разнообразной и развивающей для детей, мы создали альбомы: «Челябинск», «Урал – наш дом». В совместной с родителями работе была организована выставка детско-родительских поделок на тему «Чем богат Южный Урал».

Красоту и богатство Южного Урала ребята продемонстрировали в своих поделках и представили Деду Морозу, который приходил в группу. В благодарность за интересные рассказы и любовь к родному краю Дед Мороз вручил каждому участнику именной диплом от Деда Мороза.

Интересной стала работа над проектом « Наш сказочный Урал», где мы посредством уральской сказки знакомились с родным краем.

В группе мы знакомились с легендами и сказами Урала. Читали произведения писателей Д.Н.Мамина-Сибиряка , П.П. Бажова, Пермяка.

Смотрели мультфильмы по мотивам народных сказок из серии «Гора Самоцветов». Рисовали иллюстрации по сказкам. Лепили любимых сказочных героев. Совместно с родителями было предложено написать свою уральскую сказку, тем самым побыть в роли уральского сказочника и стать непосредственным участником, соавтором культуры Урала. В результате был оформлен альбом «Сборник уральских сказок», авторами которых стали дети.

Познавательно-исследовательский проект «Чудо-огород» помог расширить знания детей о растениях Южного Урала, уточнить представления о труде взрослых, формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант народа, любовь к родному языку.

Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают, и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки, слушают сказки.

Для ознакомления детей с родным краем и воспитания у них патриотических чувств, мы используем фольклор народов Урала.

Настоящим кладезем народной мудрости, можно назвать фольклор русского народа Урала. Воспитывая детей, мы используем пословицы, потешки нам нужны, чтобы развеселить, загадки – чтобы научить думать.

Заклички и поговорки мы часто используем на прогулке («Солнышко», «Жаворонки», «Бабочка», «Божья коровка», «Радуга-дуга», «Стрекоза», «Мочи, мочи, дождь», «Дождик», «Ветер-ветерок»). 

Воспитывая у детей положительное отношение, чувство симпатии ко

всем народам, населяющим наш край, мы знакомим детей с добрыми традициями башкирского и татарского народов. Например, знакомство детей с башкирским народным жилищем. Мы сравнивали русскую избу и юрту. Была проведена работа по ознакомлению детей с татарским национальным костюмом. Также сравнивали их с русскими костюмами. 

В старшем дошкольном возрасте дети уже сами придумывают заклички на основе знакомых, обращаясь к разным явлениям природы и животным. Репертуар докучных сказок расширяется, дети с удовольствием их заучивают, с юмором относятся к ним. 
В этом году мы стали использовать дразнилки. Используются примеры дразнилок с именами, представителей которых нет в группе (Андрей-воробей), а также дразнилки, где имена не называются (ябеда-корябеда). Усложняется и работа с пословицами. В этом году мы учим детей задумываться над смыслом пословиц. Они используются в разных видах деятельности (бытовая – «Хозяин добр – и дом хорош», трудовая – «Скучен день до вечера, коли делать нечего», игровая – «Кто весел, а кто и нос повесил».)

В старшем дошкольном возрасте используем все виды народных игр. («Городки», «Пчёлы» (воспитывается интерес к родной природе»- весна, «Бег по стволу», «Земля, вода, огонь, воздух»(тат.), «Ласточка» (тат.), «Татарский плетень» (воспитывать бережное отношение к родной природе», «Ласточки и ястребы»(баш.), «Веночек»(Рус.).

Использование в работе с дошкольниками всех этих видов народного искусства, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание патриотических чувств.

Изучение фольклора осуществляется через участие детей в детских календарных праздниках и развлечениях. Проводятся народные праздники с участием детей. В группе широко празднуется Рождество. Вместе с детьми колядуем, ходим по группам друг к другу в гости. Поём колядки, угощаем гостинцами, дарим подарки – самоделки. Именно дарим, а не получаем, что важно для воспитания. При этом дети младшего возраста с огромным удовольствием наблюдают за действиями старших детей, а потом сами включаются в общий праздник.

Мы разучиваем загадки о зиме, знакомим детей с зимними приметами. На занятиях по изодеятельности все впечатления закрепляются в продуктивных видах деятельности. А на занятиях по изодеятельности, конструированию, готовим рождественские подарки.

Ежегодно рассказываем детям о празднике Масленицы или проводах зимы. Дети участвуют в празднике, проводимом в детском саду. Здесь широко используются беседы познавательного характера на прогулках типа «Зима весну пугает, а сама тает». Разучиваем заклички, вспоминаем заученные в прошлом году. Совместно с музыкальным работником разучиваем песню «Блины» и именно блины с горячим чаем да на морозце оставляют у детей незабываемые впечатления. В ходе таких мероприятий у детей углубляется интерес к культуре своего народа. 

По моему мнению, центральным звеном в ознакомлении детей с родным краем должен стать центр краеведения, где бы дети могли, в условиях ежедневного свободного доступа получать знания о родном городе, крае, стране.

В соответствие с этим, подобран материал об Урале, Челябинской области, Челябинске, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике края. Мы имеем широкий спектр иллюстраций и фотографий родного города. Это панорамные снимки достопримечательностей Челябинска, картины с изображением родных пейзажей.

В центре краеведения мы разместили альбомы «Моя семья», «Мой город Челябинск», а также специальную литературу (художественную, справочно-информационную, детскую). Широко представлен материал об Урале: отобраны те города и районы области, где, в основном, развивалось народное искусство. В центре краеведения имеется коллекция камней и изделий из камня. А также литература о полезных ископаемых. Кроме того, для ознакомления взяты города, где развивались специфические виды промышленного производства (гасли, г.Златоуст.)

Для ознакомления с устным народным творчеством Урала разработана картотека народных игр, загадок, потешек, поговорок; альбом с изображением костюмов народов, населяющих наш край, предметов быта, библиотека народных сказок Урала.

В нашей группе был создан уголок «русской избы», в котором находятся предметы, характерные для русского быта. Это – люлька с «младенцем», чугун, деревянная посуда, самовар, ушат и многое другое. Некоторые предметы мы мастерили сами, а некоторые, например, половики, крынка – настоящие, старинные.

В избе проводим занятия по ознакомлению с народной культурой. Ребята с большим удовольствием слушают сказки, разучивают песенки, потешки, прибаутки, принимают активное участие в драматизациях. Сюда к детям приходят сказительницы и герои народных сказок, потешек, загадок. Здесь дети имеют возможность примерить русские народные костюмы, «попить» чай из самовара - одним словом перенестись в старину. От каждой встречи дети получают радость и удовольствие.

Задача нашей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа. Это поможет детям обрести систему ценностных ориентиров, которые в дальнейшей жизни обеспечат им чувство защищенности, духовной силы, нравственное здоровье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×