Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. | Медведева Алёна Владимировна. Работа №314417
В федеральной образовательной программе дошкольного образования красной нитью проходит воспитание патриотических и интернациональных чувств, любви и уважения к Родине у детей дошоьного возраста.Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою Родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.
В статье представлен материал, который поможет педагоу организовать и расширть работу в данном направлении. Представлена система работы в старшем дошкольном возрасте с помощью проектного метода.
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП
В условиях переосмысления сущности образования молодых поколений воспитание патриотизма и гражданственности становится задачей государственной важности.
Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста непростая задача, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою Родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.
Свою работу по нравственно-патриотическому воспитанию мы осуществляем с помощью проектного метода. Нами был разработан цикл мини-проектов, который позволяют глубже познакомиться с культурой и традициями своего народа.
Первый проект, который мы предложили детям старшего дошкольного возраста и их родителям - это создание родословного герба семьи и генеалогического древа. Прежде чем, ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Мы предварительно рассказывали детям и взрослым об истории генеалогии, о правилах отображения сведений о родстве в виде таблиц, росписей, досье, карточек. Мы предлагали родителям и детям указывать всех предков ребёнка как по мужской так и женской линии. Далее мы организовали выставку семейных древ и гербов. В результате в группе был создан альбом «Генеалогическое древо семьи».
Проект «Чем богат Южный Урал» был связан с культурой родного края, его наследием. Окружающая ребенка среда является средством нравственно-патриотического воспитания. Чтобы она была интересной, разнообразной и развивающей для детей, мы создали альбомы: «Челябинск», «Урал – наш дом». В совместной с родителями работе была организована выставка детско-родительских поделок на тему «Чем богат Южный Урал».
Красоту и богатство Южного Урала ребята продемонстрировали в своих поделках и представили Деду Морозу, который приходил в группу. В благодарность за интересные рассказы и любовь к родному краю Дед Мороз вручил каждому участнику именной диплом от Деда Мороза.
Интересной стала работа над проектом « Наш сказочный Урал», где мы посредством уральской сказки знакомились с родным краем.
В группе мы знакомились с легендами и сказами Урала. Читали произведения писателей Д.Н.Мамина-Сибиряка , П.П. Бажова, Пермяка.
Смотрели мультфильмы по мотивам народных сказок из серии «Гора Самоцветов». Рисовали иллюстрации по сказкам. Лепили любимых сказочных героев. Совместно с родителями было предложено написать свою уральскую сказку, тем самым побыть в роли уральского сказочника и стать непосредственным участником, соавтором культуры Урала. В результате был оформлен альбом «Сборник уральских сказок», авторами которых стали дети.
Познавательно-исследовательский проект «Чудо-огород» помог расширить знания детей о растениях Южного Урала, уточнить представления о труде взрослых, формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант народа, любовь к родному языку.
Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают, и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки, слушают сказки.
Для ознакомления детей с родным краем и воспитания у них патриотических чувств, мы используем фольклор народов Урала.
Настоящим кладезем народной мудрости, можно назвать фольклор русского народа Урала. Воспитывая детей, мы используем пословицы, потешки нам нужны, чтобы развеселить, загадки – чтобы научить думать.
Заклички и поговорки мы часто используем на прогулке («Солнышко», «Жаворонки», «Бабочка», «Божья коровка», «Радуга-дуга», «Стрекоза», «Мочи, мочи, дождь», «Дождик», «Ветер-ветерок»).
Воспитывая у детей положительное отношение, чувство симпатии ко
всем народам, населяющим наш край, мы знакомим детей с добрыми традициями башкирского и татарского народов. Например, знакомство детей с башкирским народным жилищем. Мы сравнивали русскую избу и юрту. Была проведена работа по ознакомлению детей с татарским национальным костюмом. Также сравнивали их с русскими костюмами.
В старшем дошкольном возрасте дети уже сами придумывают заклички на основе знакомых, обращаясь к разным явлениям природы и животным. Репертуар докучных сказок расширяется, дети с удовольствием их заучивают, с юмором относятся к ним.
В этом году мы стали использовать дразнилки. Используются примеры дразнилок с именами, представителей которых нет в группе (Андрей-воробей), а также дразнилки, где имена не называются (ябеда-корябеда). Усложняется и работа с пословицами. В этом году мы учим детей задумываться над смыслом пословиц. Они используются в разных видах деятельности (бытовая – «Хозяин добр – и дом хорош», трудовая – «Скучен день до вечера, коли делать нечего», игровая – «Кто весел, а кто и нос повесил».)
В старшем дошкольном возрасте используем все виды народных игр. («Городки», «Пчёлы» (воспитывается интерес к родной природе»- весна, «Бег по стволу», «Земля, вода, огонь, воздух»(тат.), «Ласточка» (тат.), «Татарский плетень» (воспитывать бережное отношение к родной природе», «Ласточки и ястребы»(баш.), «Веночек»(Рус.).
Использование в работе с дошкольниками всех этих видов народного искусства, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание патриотических чувств.
Изучение фольклора осуществляется через участие детей в детских календарных праздниках и развлечениях. Проводятся народные праздники с участием детей. В группе широко празднуется Рождество. Вместе с детьми колядуем, ходим по группам друг к другу в гости. Поём колядки, угощаем гостинцами, дарим подарки – самоделки. Именно дарим, а не получаем, что важно для воспитания. При этом дети младшего возраста с огромным удовольствием наблюдают за действиями старших детей, а потом сами включаются в общий праздник.
Мы разучиваем загадки о зиме, знакомим детей с зимними приметами. На занятиях по изодеятельности все впечатления закрепляются в продуктивных видах деятельности. А на занятиях по изодеятельности, конструированию, готовим рождественские подарки.
Ежегодно рассказываем детям о празднике Масленицы или проводах зимы. Дети участвуют в празднике, проводимом в детском саду. Здесь широко используются беседы познавательного характера на прогулках типа «Зима весну пугает, а сама тает». Разучиваем заклички, вспоминаем заученные в прошлом году. Совместно с музыкальным работником разучиваем песню «Блины» и именно блины с горячим чаем да на морозце оставляют у детей незабываемые впечатления. В ходе таких мероприятий у детей углубляется интерес к культуре своего народа.
По моему мнению, центральным звеном в ознакомлении детей с родным краем должен стать центр краеведения, где бы дети могли, в условиях ежедневного свободного доступа получать знания о родном городе, крае, стране.
В соответствие с этим, подобран материал об Урале, Челябинской области, Челябинске, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике края. Мы имеем широкий спектр иллюстраций и фотографий родного города. Это панорамные снимки достопримечательностей Челябинска, картины с изображением родных пейзажей.
В центре краеведения мы разместили альбомы «Моя семья», «Мой город Челябинск», а также специальную литературу (художественную, справочно-информационную, детскую). Широко представлен материал об Урале: отобраны те города и районы области, где, в основном, развивалось народное искусство. В центре краеведения имеется коллекция камней и изделий из камня. А также литература о полезных ископаемых. Кроме того, для ознакомления взяты города, где развивались специфические виды промышленного производства (г.Касли, г.Златоуст.)
Для ознакомления с устным народным творчеством Урала разработана картотека народных игр, загадок, потешек, поговорок; альбом с изображением костюмов народов, населяющих наш край, предметов быта, библиотека народных сказок Урала.
В нашей группе был создан уголок «русской избы», в котором находятся предметы, характерные для русского быта. Это – люлька с «младенцем», чугун, деревянная посуда, самовар, ушат и многое другое. Некоторые предметы мы мастерили сами, а некоторые, например, половики, крынка – настоящие, старинные.
В избе проводим занятия по ознакомлению с народной культурой. Ребята с большим удовольствием слушают сказки, разучивают песенки, потешки, прибаутки, принимают активное участие в драматизациях. Сюда к детям приходят сказительницы и герои народных сказок, потешек, загадок. Здесь дети имеют возможность примерить русские народные костюмы, «попить» чай из самовара - одним словом перенестись в старину. От каждой встречи дети получают радость и удовольствие.
Задача нашей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа. Это поможет детям обрести систему ценностных ориентиров, которые в дальнейшей жизни обеспечат им чувство защищенности, духовной силы, нравственное здоровье.