Патриотическое и интернациональное воспитание | Матина Вероника Сергеевна. Работа №312621
В статье поднимаются вопросы гражданско-патриотического воспитания учащихся. Раскрывается специфика, содержание и формы реализации гражданско-патриотического воспитания школьников. Обосновывается взаимосвязь гражданственности и патриотизма с различных точек зрения. Поднимается проблема многонациональных школьных классов. Отмечается необходимость развития гуманных взаимоотношений в школьном коллективе, а также развития таких нравственных общечеловеческих качеств, как уважение к родным, старшим и соседям, доброта, человечность независимо от национальности и вероисповедания. Излагается важность сочетания продуктивно-деятельного подхода с вербальным сопровождением.
Тема: Патриотическое и интернациональное воспитание
1. Проанализируйте содержание учебных предметов и внеклассной работы, которая позволяет формировать у учащихся знания по вопросам патриотизма и культуры межнациональных отношений. [6]
Призвана, в частности, учебная дисциплина ОБЖ в 10-11 классах общеобразовательной школы. В программе курса 10 класса предусмотрен раздел «Основы обороны государства и воинская обязанность», в процессе изучения которого дети знакомятся с историей создания Вооружённых Сил РФ, организационной структурой, функциями и основными задачами современных ВС, их ролью в системе обеспечения национальной безопасности, с составом и предназначением других войск. Большие возможности патриотического воспитания заложены в темах:
-Патриотизм и верность военному долгу – качества защитника Отечества,
- Памяти поколений - Дни воинской Славы;
- Дружба и воинское товарищество – основы боевой готовности частей и соединений;
- Государственные символы Российской Федерации;
- Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы;
- Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
В курсе дисциплины ОБЖ в 11 классе содержится раздел «Основы воинской обязанности и обороны государства». Школьникам даются понятия о воинской обязанности, военной присяге, происходит знакомство с правовыми основами прохождения военной службы, правами и ответственностью военнослужащих и законодательством РФ в области обороны. На данных уроках учителю помогают видеозаписи телепрограммы «Служу России», учебные диски. Слова и объяснения учителя подкрепляются наглядным изображением, лучше воздействуют на сознание обучающихся, вызывают эстетическое наслаждение, а следовательно, остаются в памяти и в сердце ребёнка. На занятиях по теме «Организация воинского учёта и его предназначение», «Обязательная подготовка граждан к военной службе» приглашается ведущий специалист сельского поселения по мобилизационной подготовке и работе с военкоматом. На уроки (например, при прохождении тем «Психологические основы подготовки к службе в ВС РФ», «Добровольная подготовка граждан к военной службе» и др.) с удовольствием приходят уволенные с военной службы и пребывающие в запасе недавние выпускники школы, которые уделяли большое внимание физической подготовке на уроках физкультуры и в секциях, чьи фотографии в школьном уголке спортивной славы. Ребята рассказывают школьникам об армии, о своих друзьях, о военной технике, о боевых действиях в Чечне, о том, что им дала служба в Российской армии. Такие беседы с «живыми легендами» благотворно влияют на старшеклассников, развеивают страх перед армией, пробуждают желание тоже быть полезными своей стране.[3]
Тема «Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества» также изучается не только по учебнику. Учителю помогают видеозаписи телепередач, письма бывших обучающихся из армии. После изучения темы организуется экскурсия в городской военкомат, где на стендах можно увидеть фотографии военнослужащих, отличившихся на военной службе, из числа выпускников школы.
Чувство гордости за свою страну можно и нужно воспитывать на уроках в 11 классе по теме «Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил РФ». [2]
2. Раскройте важность патриотизма и культуры межнациональных отношений в нравственном развитии личности.
Патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности. Патриотизм является могучим источником прогресса каждого человека, коллектива, страны, цивилизации.
Сегодня существуют десятки различных разновидностей патриотизма. Наиболее известными являются: советский патриотизм, российский патриотизм, военно-политический патриотизм; этнопатриотизм; религиозный патриотизм; патриотизм цивилизации; мессианский патриотизм; имперский патриотизм; идеологический патриотизм и д. В 1990-2000-е годы на изломе двадцатого века, в период развала Советского Союза появились такие понятия, как «православный патриотизм», «либеральный патриотизм», «надэтничный патриотизм», «просвещённый патриотизм», «левый патриотизм», «бритоголовый патриотизм», «путинский абстрактный патриотизм» и т.д. Часто в публикациях встречаются и издевательские оценки: «оплаченный патриотизм», «показной патриотизм», «товарный патриотизм», «модный патриотизм», «квасной патриотизм» и др.
Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека.
Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных Ценностей, развивается благородство и достоинство личности. [5]
На нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого требуют интересы родины, указывал А.Н. Радищев. «Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)... Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же... Он пламенеет нежнейшею любовью к целостности и спокойствию своих соотчичей... Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести, дает добрые советы и наставления. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собою пример неблагонравия... и если убежден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью... Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества...»
Русский критик-демократ В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. «Любить свою родину, - подчеркивал он, - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому»
К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством.
«Как нет человека без самолюбия, - писал он, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семенными и родовыми наклонностями» [4]
3. Разработайте систему воспитательной работы по формированию у школьников V-XI классов взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и интернационализма.
Цель Программы: Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Задачи Программы
1. Становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях.
2. Продолжение создания системы патриотического воспитания.
При планировании работы учитываются Государственная Программа по патриотическому воспитанию на 2016-2020 гг, традиционные общешкольные, окружные, городские, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о городских, областных, всероссийских конкурсах.
I этап: проектный.
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический.
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы школы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
Направления, содержание и формы работы.
Изучаем свою Родину - экскурсии в краеведческие музеи; изучаем историю, культуру, науку, искусство настоящего и прошлого родного города, знакомимся и изучаем жизнь замечательных людей Донбасса.
Познаем корни своего народа и народов нашего края через обычаи и традиции, мудрость устного народного творчества; конкурсы, викторины, читательские конференции, интеллектуально-познавательные игры; этнографические экспедиции, акции, операции, походы, путешествия по родному краю, функционирование школьного музея.
Сохраняем, возрождаем и умножаем традиции нашего народа - работа в школьном музее «Родная школа моя», создание экспозиций; привлечение к работе родителей; проведение ярмарок, выставок; участие в конкурсах, народных играх-праздниках, посиделках, фестивалях народного фольклора; запись радиожурнала, создание видеофильмов с тематикой патриотического воспитания, освещение работы в СМИ; организация фотовыставок, оформление альбомов, создание сценариев, фонотек; конкурсы исследовательских и творческих работ. Помогаем Отчизне - участвуем в охране памятников истории; участие в поиске и пополнении исторических и культурных фондов; движения, операции, акции и тому подобное.
Растем патриотами своей Земли - сбор материалов и отображения исторического прошлого в школьном музее, передвижных выставках; работа с архивными документами; акции, уроки мужества, творческие встречи «Память сердца» с ветеранами войны, труда; акции «Ветерану нашу заботу», «Подарок ветерану» и тому подобное.
4. Подготовьте методические материалы для вашей «педагогической копилки» (аннотированный список литературы по теме «Патриотическое и интернациональное воспитание»). [1]
Анна Печерская. Юные герои Великой Отечественной
Этот сборник составлен из рассказов о беспримерных подвигах юных героев, наравне с отцами и матерями, старшими сёстрами и братьями вставших в годы Великой Отечественной войны на защиту Родины, – Лёни Голикова, Марата Казея, Лары Михеенко, Вали Котика, Зины Портновой, Вити Коробкова, Саши Ковалёва...
Гревцева Г.Я., Дуранов М.Е., Дуранов И.М. Интернационалистское и патриотическое воспитание личности как социокультурный процесс // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2018. №4 (42).
В статье раскрывается актуальность проблемы национального и патриотического воспитания личности как социокультурного процесса; анализируются исследования, посвященные интернациональному воспитанию, а также понятие «интернационализм», вычленяются признаки интернационализма. Обращается внимание на единство интересов между национальным и интернациональным, особенности межэтнических отношений в многонациональном обществе; сущность интернационализма и интернационалистского воспитания, целевые установки и связь интернационалистского воспитания с гражданско-патриотическим воспитанием. Определена содержательная сторона культуры межнационального общения. Сформулированы цели интернационалистического и гражданско-патриотического воспитания.
Петрова Л.А. Формирование патриотизма // Психология, социология и педагогика. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/03/349 (дата обращения: 11.11.2022).
выявить потенциал народной педагогики в формировании патриотизма у обучающихся; изучить готовность педагогов к формированию патриотизма; разработать модель процесса формирования патриотизма у школьников средствами народной педагогики; определить критерии и показатели, охарактеризовать уровни сформированности патриотизма у обучающихся; теоретически выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование патриотизма у обучающихся средствами народной педагогики в системе деятельности педагогов с обучающимися. [7]
Федор Синицин. Советская нация и война. Национальный вопрос в СССР. 1933—1945
На широком документальном материале показаны все основные аспекты национальной политики Советского государства 1930— 1940-х гг.: формирование концепции «советского патриотизма» и советской политической нации в предвоенный период, реализация советской политики в лимитрофной зоне в межвоенный период, национальный вопрос в период Великой Отечественной войны, борьба с антисоветским бандповстанчеством, внешнеполитический аспект национальной политики (славянский и еврейский факторы, отношение к немцам и японцам), национальный фактор в иностранной агрессии против СССР, отрицательные аспекты советской национальной политики (депортации народов) и, наконец, итоги реализации советской политики в предвоенный и военный периоды нашей истории.
Зейтулла Джаббаров. Повесть о легендарном летчике
Эта повесть – о первых днях Великой Отечественной войны, о героических подвигах советского авиатора, военном летчике Мазаире Абасове. Молодой лейтенант Мазаир Абасов, командир экипажа бомбардировщика «ДБ-ЗФ», на второй день войны совершил дерзкий полет, сбросив весь запас бомб на порт Констанца, где находились резервуары с топливом для заправки самолетов, танков и грузовых машин. Несмотря на все попытки противовоздушной обороны, сбить советский бомбардировщик так и не удалось. И он благополучно вернулся на свою базу, отдав рапорт о выполненном боевом задании. Командир ему сказал: «Поздравляю с победой. Гитлер тебя объявил врагом рейха и личным врагом». Лицо летчика было спокойным. Его уже никто не мог запугать, он со своим экипажем вступил в войну пилотом высокого класса и был готов выполнить любое задание.
Книга написана на доступном языке и способствует военно-патриотическому воспитанию молодого поколения.
Степаненко Н.А., Мантрова М.А. Гражданско-патриотическое воспитание как приоритетное направление работы школы на современном этапе // АНИ: педагогика и психология. 2016. №4 (17).
В статье поднимаются вопросы гражданско-патриотического воспитания учащихся. Раскрывается специфика, содержание и формы реализации гражданско-патриотического воспитания школьников. Обосновывается взаимосвязь гражданственности и патриотизма с различных точек зрения. Поднимается проблема многонациональных школьных классов. Отмечается необходимость развития гуманных взаимоотношений в школьном коллективе, а также развития таких нравственных общечеловеческих качеств, как уважение к родным, старшим и соседям, доброта, человечность независимо от национальности и вероисповедания. Излагается важность сочетания продуктивно-деятельного подхода с вербальным сопровождением.
Список литературы:
Агапова, И.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные
мероприятия [Текст]: 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2010. - 368 с.
Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис- пресс, 2002 – 224 с.
Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - № 4 – С. 23.
Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 № 8 – С. 17.
Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. // Школа. 2002
Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001 №6.
Методическое пособие для учителя / Под редакцией А.С.
Прутченкова. М.:
АПКиПРО, 2003.