Патриотическое воспитание через формирование бережного отношения к природе | Котрухова Анастасия Андреевна. Работа №336080
Нравственно-патриотическое воспитание детей сегодня необходимо для того, чтобы возродить утраченные ценности, прикоснуться к корням национальной культуры, сформировать основу национального самосознания и интереса к традициям.
Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому всю свою работу я провожу через экологическое образование, сущность которого заключается в сформированности человека с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Основное содержание экологического воспитания дошкольников – «формирование… осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам…» (С. Н. Николаева).
Патриотическое воспитание через формирование
бережного отношения к природе
Нравственно-патриотическое воспитание детей сегодня необходимо для того, чтобы возродить утраченные ценности, прикоснуться к корням национальной культуры, сформировать основу национального самосознания и интереса к традициям.
Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому всю свою работу я провожу через экологическое образование, сущность которого заключается в сформированности человека с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Основное содержание экологического воспитания дошкольников – «формирование… осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам…» (С. Н. Николаева).
Внешний вид нашей планеты меняется в результате чрезмерного использования человеком природных ресурсов. Зеленые леса, виды растений и животных сокращаются, а минеральные ресурсы истощаются. В результате загрязнения водных объектов и воздуха, увеличения выбросов проблемы продовольственной безопасности, энергетики и пресной воды становятся все более сложными. В результате это подрывает естественное состояние, которое было стабильным в течение миллионов лет.
Человек должен изменить свое отношение к природе, окружающей его среде, знать и изучать законы природы и развивать свою жизнь на их основе. Нам нужно развивать образ жизни, соответствующий законам природы. В противном случае человек и общество станут причиной великих стихийных бедствий и погибнут от них.
Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.
Начиная работу по пробуждению любви к родному краю, я отбираю, систематизирую знания о ней, продумываю и рассказываю то, что характерно для нашего поселка, , показываю связь родного края со всей страной.
В целях желания детей больше узнать о природе родного края, составила и использую в работе конспекты занятий по временам года: «Осенние посиделки», «Зимняя сказка», «Весны улыбки», «Солнечное лето».
На всех своих занятиях я учу детей не причинять вреда живым существам, которые слабее их, рассказываю им, как правильно за ними ухаживать. Общаясь с природой, общаясь с растениями и животными, дети становятся добрее, проявляют интерес к природе, радуются всему, что видят, усваивают правила и нормы поведения на природе. Мною были оформлены альбомы: «Мы и природа», «Экологические проекты», «Полезные растения».
Для воспитания чувств патриотизма, нравственных качеств, формирования представлений о природе, гуманного отношения ко всему живому мы используем разнообразные формы и методы: тематические занятия, беседы, наблюдения окружающего мира, уход за растениями, целевые прогулки, опытническую деятельность, экологические игры, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин, слушанье музыки, разучивание стихов, песен, викторины, создание проблемных ситуаций.
У меня есть свой девиз: «Каждый день начинать с любовью, а заканчивать с миром». Давайте друзья, в любую погоду. Будем беречь родную природу!»
Самым важным воздействием на детей являются наблюдение и целевая прогулка, впечатление от которых вызывает изумление и восхищение, проходят через детские сердца. Каждой прогулке придумываю своё название.
В своей работе по экологическому воспитанию детей я использую календари наблюдений за природой, птицами, ростом и развитием растений, индивидуальные тетради наблюдений – графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в при- роде. Я считаю, что, работая с данными моделями, у детей повышается познавательный интерес, воспитывается любовь и бережное отношение к природе, самостоятельность. Календари заполняются самими детьми на основе непосредственных наблюдений; аккуратно и правильно заполненные календари превращаются в хорошее наглядное пособие, которое можно использовать с разной целью и в разные моменты воспитательно-образовательного процесса.
Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях проходит по нескольким направлениям: при непосредственном взаимодействии с детьми, педагогическим коллективом, родителями.
Даже самые обычные прогулки по территории детского сада можно трансформировать в экологические занятия. Необходимо использовать как можно больше интересных объектов живой и неживой природы. Это деревья, кустарники разных видов, форм, возрастов, старые пни с лишайниками и мхами, насекомыми. Так, дети могут понаблюдать за природой, поделиться наблюдениями, поиграть. Такие прогулки познакомят со свойствами песка или глины, снега и воды, изменениями в жизни растений и животных в зависимости от времени года.
Одна из самых популярных форм экологического просвещения - экскурсии. Дети знакомятся с флорой и фауной своей среды обитания. Во время экскурсий дети развивают наблюдательность, собирают различные материалы для дальнейшей работы и группового обсуждения. Красота зимней, летней природы волнует детей, способствует развитию эстетических ощущений.
Дети старших групп проявляют интерес к проведению различных экспериментов. Они помогают установить причинно-следственную связь между различными явлениями и объектами, развивают мышление, наблюдательность и тренирует познавательный интерес у детей. Каждый ребенок учится самостоятельно анализировать и делать выводы по увиденному эксперименту.
Так же можно использовать различную художественную литературу, которая помогает затронуть чувства детей. В последующем общении дети выражают свою радость, сопереживание, спрашивают о возможности спасти героев, сожалеют о них или наоборот радуются.
Важно организовывать с детьми тематические уроки, на которых они могут рисовать, заниматься лепкой, слушать звуки живой природы. Они по-прежнему любят делать различные поделки из природных материалов, собранных своими руками.
С детьми постарше практикуются различные формы занятий, например викторины, конкурсы, дидактические и ролевые игры на темы экологии, природы, способов ее сохранения. Благодаря таким занятиям дети развиваются интеллектуально, обновляют свои представления о законах и фактах природы. Хочется подчеркнуть что, игры не только дают детям возможность быть счастливыми, но и способствуют их всестороннему развитию. Во время игры детям предоставляется свобода действий, они расслаблены, у них есть возможность проявить собственную инициативу. В игры можно играть со сказочными персонажами, которые делают обстановку менее научной, а также более живой и запоминающейся.
В своей деятельности воспитатель должен использовать также сюжетные игры, мастерские по изготовлению игрушек, игры-иллюстрации, настольные игры, театрализованные игры. Их цель - не только развлечение. У детей возникают гуманные чувства, желание помочь, решить возникшую проблему.
Одним из образовательных аспектов, связанных с формированием экологической культуры детей, является создание благоприятной экологической среды в детском саду. Для этого нам нужно создать пространство, где все дети могли бы получить все необходимое, чтобы узнать о живой природе.
Среди них наиболее популярными являются «живой уголок» и уход за растениями и цветами. Правильный воспитательный эффект достигается при условии непосредственного участия детей в процессе, а не только наблюдений со стороны.
Экологические проблемы становятся все более и более важными. Дошкольное учреждение играет важную роль в обществе, поскольку раскрывает красоту природы подрастающему поколению, учить ценить ее и беречь. Обучение наших детей окружающей среде может помочь им выработать устойчивые привычки, которые, скорее всего, сохранятся у них по мере взросления. Даже небольшие действия со временем оказывают большое влияние.
Дошкольный возраст как период становления личности обладает собственным потенциалом для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма, включая в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, родине, родной природе, а также толерантное отношение к другим людям. Семья играет ключевую роль в формировании патриотических чувств, так как именно семья выполняет ряд функций, связанных с потребностями личности ребенка и общества: репродуктивную, образовательную, экономическую, духовно-эмоциональную и др. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. Так, с ранних лет ребенок может чувствовать причастность к жизни своего народа, чувствовать себя сыном не только родителей, но и всего Отечества. Для того чтобы ребенок вырос достойным сыном Отечества, мы, взрослые, должны научить его любить своих родителей, и окружать их в свою очередь заботой, любовью и вниманием.
Научите любить искренне, активно, разбивая свою любовь на поступок. Если мы научим его любить таким образом, то мы сможем воспитать гражданина, которому можно доверять страну.