Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Патриотическое воспитание через призму истории и обществознания | Малинина Наталья Валентиновна. Работа №352851

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматривается значение патриотического воспитания школьников через призму дисциплин «история» и «обществознание». Патриотизм как ценность имеет большое значение для формирования гражданской ответственности и активной социальной позиции у молодежи. В условиях современного образовательного процесса уроки истории и обществознания становятся важными инструментами для воспитания чувства гордости за свою страну, уважения к её культуре и традициям, а также для формирования осознанного и ответственного отношения к национальной идентичности. Автор статьи рассматривает различные подходы к использованию исторического и социального материала в воспитательной работе, делая акцент на практических методах и примерах. Особое внимание уделяется интеграции патриотического воспитания в уроки истории и обществознания через анализ значимых исторических событий, личностей и социально-политических процессов.

Ключевые слова: Патриотическое воспитание, история, обществознание, гражданская позиция, национальная идентичность, социальная ответственность, историческая память, гражданский долг, воспитательные практики.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Малинина Наталья Валентиновна, учитель
МАОУ Моргуновская ООШ-ДС
Аннотация: В статье рассматривается значение патриотического воспитания школьников через призму дисциплин история и обществознание. Патриотизм как ценность имеет большое значение для формирования гражданской ответственности и активной социальной позиции у молодежи. В условиях современного образовательного процесса уроки истории и обществознания становятся важными инструментами для воспитания чувства гордости за свою страну, уважения к её культуре и традициям, а также для формирования осознанного и ответственного отношения к национальной идентичности. Автор статьи рассматривает различные подходы к использованию исторического и социального материала в воспитательной работе, делая акцент на практических методах и примерах. Особое внимание уделяется интеграции патриотического воспитания в уроки истории и обществознания через анализ значимых исторических событий, личностей и социально-политических процессов.
Ключевые слова: Патриотическое воспитание, история, обществознание, гражданская позиция, национальная идентичность, социальная ответственность, историческая память, гражданский долг, воспитательные практики.
Патриотическое воспитание всегда было важной составляющей образования в любой стране, и в России эта традиция имеет глубокие исторические корни. В современных условиях, когда мир меняется, а молодежь сталкивается с глобализацией и растущей мобильностью, вопросы формирования патриотических чувств, осознания национальной идентичности и гражданской ответственности становятся особенно актуальными. Важную роль в решении этих задач играют уроки истории и обществознания, которые дают возможность раскрывать перед учащимися богатое наследие своей страны, её культурные и политические традиции, а также помогают формировать осознанное отношение к своей роли в обществе.
Патриотическое воспитание через призму истории и обществознания предполагает не только передачу знаний о событиях прошлого и современных политических процессах, но и использование этих знаний для формирования у школьников сознания гражданина, для развития чувства ответственности и гордости за свою страну. Этот процесс требует системного подхода и продуманной методики, направленной на то, чтобы учащиеся не просто воспринимали факты, но и могли осмысленно интерпретировать их в контексте текущей социальной и политической ситуации.
Основным инструментом для формирования патриотических чувств у школьников являются исторические знания, которые позволяют понять, какие события, люди и идеи лежат в основе современной России. Одним из ключевых моментов является осознание того, как прошедшие исторические этапы, будь то великие победы или трагические моменты, определяли характер народа, его самоощущение и национальные ценности. Для этого важно изучать как отечественные, так и мировые исторические события, которые оказали влияние на развитие страны и народа.
На уроках истории важно обращаться к таким значимым историческим периодам, как Великая Отечественная война, период становления и укрепления Советского государства, а также эпохи революций и реформ, которые оказывали влияние на развитие российской нации. Работа с учебными текстами и документами, такими как воспоминания участников событий, письма, воспоминания, литературные произведения и исторические хроники, помогает школьникам не только освоить факты, но и сопереживать истории, глубже осознавать её значимость для современной жизни.
Например, уроки истории, посвященные Великой Отечественной войне, являются важным моментом в воспитании патриотизма, так как они позволяют не только передать знания о победе советского народа, но и понять значение личных жертв для достижения общей цели. Обсуждение героизма, самоотверженности, солидарности и мужества тех, кто сражался на фронте и трудился в тылу, может быть важным элементом в воспитательной работе, которая способствует развитию у учеников гордости за свою страну и осознания исторической ответственности.
Для более глубокой проработки материала на уроках обществознания можно рассматривать вопросы гражданской ответственности и правового сознания. Обществознание помогает учащимся понять важность активной жизненной позиции, участия в общественно-политических процессах и осознания своей роли в будущем развитии страны. В рамках этой дисциплины можно использовать конкретные примеры из истории для того, чтобы на практике продемонстрировать, как важна роль граждан в развитии общества, в защите интересов своей страны.
Задача учителя — не только передать информацию, но и создать атмосферу, способствующую осмыслению учеником роли истории в его личной жизни и в жизни страны. На уроках обществознания можно обсуждать понятие гражданского долга, смысла и значения выборов, важности участия в общественных инициативах, а также развитие чувства патриотизма через гражданские действия. Например, можно рассмотреть вопросы патриотизма в контексте выборов или участия в волонтерских движениях, демонстрируя, как современные формы гражданского участия являются продолжением тех традиций, которые были заложены великими событиями российской истории.
Кроме того, исторические события дают множество примеров для анализа личных качеств лидеров, их вклада в развитие общества и государства. Например, изучая фигуры великих государственных деятелей, таких как Александр Невский, Петр I, Екатерина II, Сталин или Горбачев, можно обсудить не только их достижения, но и спорные решения, которые они принимали, влияние которых ощущается до сих пор. Важно, чтобы учащиеся научились критически подходить к таким фигурам, формировать осознанное отношение к истории и понимать, что на основе прошлого выстраивается будущее.
Однако патриотическое воспитание не должно ограничиваться только изучением исторических фактов. Для полноценного воспитания чувства любви к Родине важно развивать у школьников способность анализировать и оценивать настоящее, задавая вопросы о текущем положении дел в стране и мире. Уроки истории и обществознания должны помочь учащимся увидеть свою страну не только через призму её прошлого, но и как часть современного мира, научить их уважать культуру, традиции и разнообразие, но при этом сохранять свою идентичность.
Патриотизм не должен сводиться только к признанию достижений своей страны, но и к готовности честно оценивать её проблемы, работать над их решением. В этом контексте на уроках обществознания можно обсудить социальные проблемы, такие как неравенство, коррупция, экологические вопросы, и рассмотреть, как каждый гражданин может внести вклад в их решение. Эффективность такого подхода заключается в том, что патриотизм превращается из абстрактной концепции в реальную жизненную практику, которая имеет отношение к каждому человеку.
Одним из важнейших аспектов патриотического воспитания является работа с исторической памятью. Понимание исторических событий помогает ученикам понять свою роль в современном обществе, осознать, что они являются частью большого и многогранного процесса. Работая с памятными датами, историческими документами, музеями, памятниками, учитель может создать у учащихся чувство сопричастности к историческим событиям, что способствует формированию гражданского самосознания и уважения к своей стране.
Для успешного внедрения патриотического воспитания через историю и обществознание необходимо использовать разнообразные методы. Важно развивать у школьников не только умение запоминать факты, но и способность видеть связи между событиями, оценивать их последствия и учить делать выводы, которые будут полезны в реальной жизни. Учебные проекты, экскурсии, участие в научных конференциях и других внеурочных мероприятиях дают учащимся возможность глубже изучать свою страну и её культуру, а также учат работать в коллективе, принимать участие в общественной жизни.
Таким образом, патриотическое воспитание через призму истории и обществознания имеет важное значение для формирования у школьников гражданской ответственности, уважения к своей культуре и традициям, а также для формирования осознанного отношения к своей роли в будущем развитии общества. Уроки истории и обществознания являются важными инструментами для передачи ценностей, которые составляют основу национальной идентичности и социального единства.
Список литературы
Верещагина Н.И. Содержание процесса формирования патриотической культуры школьников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. №2 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-protsessa-formirovaniya-patrioticheskoy-kultury-shkolnikov
Ситникова И.В. Гражданско-патриотическое воспитание в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания // Эпоха науки. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-v-ramkah-fgos-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya
Смахтина Н.И. Воспитание патриотизма на уроках истории и обществознания // Научный вестник Крыма. 2016. №5 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-patriotizma-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×