«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». | Терещенко Оксана Анальевна. Работа №350553
Патриотическое воспитание — это составная часть общего образовательного процесса в нашей школе. Это систематическая деятельность, цель которой лежит в формировании у обучающихся чувства патриотизма. Период обучения в общеобразовательной школе представляет собой вполне внушительный отрезок времени. В школе ребенок проходит долгий путь из дошкольного детства до полноценной зрелости. Именно поэтому перед школой стоят непростые задачи, стать не просто учебным заведением, но полноценным социальным институтом, воспитывающим нравственную гармоничную личность. Это необходимое условие для воспитания достойных членов нашего будущего общества.
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Патриотизм-это любовь к своей семье, родному краю и Родине, чувство гордости и ответственности перед своей страной, желание быть частью великого народа.
Патриотическое воспитание детей - сложный педагогический процесс, основанный на развитии нравственных чувств детей.
Важное место в воспитательном процессе занимают народная мудрость, национальные идеи и идеалы, которые являются основой для развития национального самосознания, достоинства и самоуважения. Ученые понимают патриотическое воспитание как «формирование гармоничного, развитого, высокообразованного, социально активного и национально сознательного человека, обладающего глубокой гражданской ответственностью, высокими интеллектуальными, творческими и духовными качествами, родственностью и патриотизмом, трудолюбием, экономическими знаниями, предприимчивостью и инициативностью».
Чувство патриотизма очень тесно связано с содержанием общественной жизни: к проблеме воспитания подрастающего поколения на принципах патриотизма в разное время обращались многие педагоги, в том числе А.С. Макаренко, С.Ф. Русова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и другие.
Труды педагога – гуманиста и философа В.А.Сухомлинского о духовно-нравственном воспитании актуальны и сегодня и представляют огромную ценность. Сухомлинский считал, что важно вырастить новое поколение сознательной молодежи, настоящих патриотов, искренне любящих свою Родину, гордящихся ею, ее историческим прошлым и ответственных за ее будущее В.А. Сухомлинскийпо-своему определял этот важнейший закон воспитания. Ребенок дошкольного возраста очень чувствителен к эмоциональным воздействиям и склонен к подражанию, поэтому он постепенно раскрывает смысл национального и мирового наследия, этику человеческих отношений через произведения искусства, через отношение к родине, близким людям, родному краю, природе, истории, родному краю с его традициями, родному языку, который для каждого начинается с Родины в котором создаются благоприятные условия для формирования первого практического опыта проявления души.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста сегодня имеет огромное значение. Патриотами не рождаются, ими становятся. Роль дошкольного образования в патриотическом воспитании детей очень велика. Это связано с тем, что именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. Патриотизм ребенка дошкольного возраста проявляется в потребности участвовать во всех мероприятиях на благо окружающих его людей и представителей живой природы. Ребенок начинает понимать и проявлять такие качества, как сострадание, сопереживание, чувство собственного достоинства и осознание того, что он является частью окружающего мира.
Основными направлениями патриотического воспитания ребенка являются формирование представлений о семье; знакомство с явлениями семейной, родовой, генеалогической и общественной жизни; формирование знаний об истории государства и национальных символах; знакомство с традициями и культурой народа; знания о земле своего рождения. Средний дошкольный период-это время, когда интерес детей к социальному миру и социальным явлениям особенно активен и подходит для начала систематического патриотического воспитания.
Образовательная деятельность по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста носит интегративный характер. В настоящее время формы взаимодействия дошкольного учреждения с детьми и их родителями разнообразны. При планировании деятельности с детьми педагоги используют такие формы, как занятия, беседы, чтение романов, игры, викторины. В последнее время все большее значение приобретает использование проектных технологий в работе.
Проектная деятельность способна превратить любую группу в сплоченную команду и дать возможность каждому ребенку почувствовать себя нужным в решении важных задач. Благодаря этой технологии дети становятся активными участниками образовательного процесса. Это дает детям возможность узнать себя без «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает у детей уверенность в себе, снижает их тревожность при столкновении с проблемами и формирует привычку самостоятельно искать решения. Если дети не получают активного опыта творческой деятельности, они могут прийти к убеждению, что это направление развития не для них, когда они станут взрослыми. Именно благодаря творческим способностям человек может максимально раскрыть свою индивидуальность.
Так же важным в педагогическом процессе является взаимодействие с семьей ученика и вовлечение взрослых в совместную деятельность. Особое значение в нравственно-патриотическом воспитании детей имеет пример близких им взрослых. На конкретных примерах и фактах из семейной жизни следует объяснять и прививать чувства принадлежности к малой родине, постепенно переходя к таким категориям, как Родина, «долг перед Родиной» и т.д.
Результат патриотического воспитания может быть достигнут только в том случае, если учителя и родители сами знают и любят историю своей Родины. Никакие знания не дадут хороших результатов, если сами взрослые не будут любить и гордиться своей страной, народом и городом.
В детском саду необходимо организовывать мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию например: «Маленькие патриоты в большой стране», целью которых является воспитание любви к Родине, ответственного отношения к окружающей среде и людям, формирование устойчивых связей между поколениями.
В соответствии с этой темой можно поставить перед собой следующие задачи:
-Прививать детям любовь к Родине;
-формирование патриотизма и уважения к культуре прошлого России через эстетическое воспитание;
-Приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народному творчеству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
-Знакомить с государственной символикой (герб, флаг, гимн);
-Развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
-формирование толерантности и уважения к другим странам и их традициям.
При реализации данных мероприятий воспитатель планирует:
-изучить тему, подобрать необходимую литературу и подготовить среду для развития предмета и пространства
- Ввести проблемные ситуации, которые были бы понятны детям и основаны на их личном опыте.
-Мотивы для игры созданы на основе интересов и эмоциональных реакций детей;
-Расстараются все варианты решения проблем, предложенные детьми:
-способы развития творческого воображения и фантазии детей.
-Привлечение родителей к совместной работе над проектом и создание атмосферы радости от совместного творчества с детьми.
Организация нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста включала в себя:
-Подготовка педагогического коллектива;
-совместную работу с детьми;
-совместную работу с родителями;
-Развивающую среду;
-Взаимодействие с социумом.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками как: досуги; театральные постановки; выставки детских работ; спортивные праздники; детские проекты; участие в конкурсах; занятия.
В основу деятельности с детьми положены следующие принципы:
-Учет возрастных особенностей;
- учет индивидуальных особенностей;
-Принцип коллективизма
-Принцип сотрудничества.
-Принцип уважения к личности ребенка;
-Принцип позитивной ориентации.
В рамках проекта «Маленькие патриоты в большой стране» были решены следующие задачи
1.организовать патриотические центры в группы. Занятия в этих уголках развивают у дошкольников язык, воображение, мышление, расширяют кругозор, способствуют нравственному становлению личности, расширяют социально-нравственную ориентацию и эмоциональную сферу, пробуждают любовь к своей Родине-России.
2.государственные праздники: «День России», «День защитника Отечества», «День флага Российской Федерации», «День Сталинградской победы», «День Победы», «День народного единства».
4. В течение года проводились конкурсы и выставки декоративно-прикладного искусства. Школьники и их родители (законные представители) с удовольствием и активно участвовали в них.
-Участник городского фестиваля патриотической песни «Журавли»;
-Участие в международной программе по сохранению исторической памяти о женщинах, внесших вклад в победу в войне и укрепление мира.
Использование проектной технологии в системе нравственно-патриотического воспитания позволяет связать интересы всех участников образовательного процесса, формируя у детей патриотизм, любовь и привязанность к семье, дому и городу, бережное отношение к родной природе и всему живому, развивая любознательность в процессе совместной деятельности, а также развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.