Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста | Мой кабинет. Работа №351999. Номер работы: №351999
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Понятие патриотизма многогранно. Основными задачами патриотического воспитания дошкольника являются: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе родного края, культурному наследию своего народа; воспитание чувства собственного достоинства, как представителя своего народа; толерантное отношение к представителям других национальностей.
Быть патриотом - это значит ощущать себя неотъемлемой частью своего Отечества. Это сложное чувство у человека возникает с раннего детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Чувство патриотизма обретается самостоятельно и переживается индивидуально.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Целью Федеральной образовательной программы ДО является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Это говорит о том, что одной из важнейших частей воспитания дошкольников является патриотическое воспитание. Понятие патриотизма многогранно. Основными задачами патриотического воспитания дошкольника являются: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе родного края, культурному наследию своего народа; воспитание чувства собственного достоинства, как представителя своего народа; толерантное отношение к представителям других национальностей.
Быть патриотом - это значит ощущать себя неотъемлемой частью своего Отечества. Это сложное чувство у человека возникает с раннего детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Чувство патриотизма обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Оно напрямую связано с духовностью и её глубиной. И если педагог сам не патриот, то и не сможет в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Дошкольники очень любознательны, восприимчивы, отзывчивы, легко отзываются на все инициативы, умеют сопереживать и сочувствовать. Это очень благодатная почва для воспитателя: для последовательного и систематического воспитания нравственности и патриотизма. Именно дошкольное детство является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как его образы очень сильные и яркие. Они остаются в памяти надолго, а возможно и на всю жизнь, что очень важно в воспитании ребёнка.
Чувство любви к Родине возникает у ребёнка с изумления и восхищения от того, что он видит вокруг себя. В дошкольном возрасте все эти впечатления еще не осознаны так глубоко, но, однако, имеют большое влияние на формирование патриотического начала. Общение с природой облагораживает. Поэтому важно, чтобы ощущения ребенка были навеяны красотой природы родного края: села, города, страны. Через такое общение с природой развиваются многие нравственные качества, в том числе и чувство патриотизма, любви к родной земле.
Процесс изучения истории своей Родины помогает формировать у ребёнка чувство сопричастности к историческим событиям. Задача воспитателя – познакомить детей с историей страны, рассказать о её памятных местах, достопримечательностях, о великих людях, связанных с историей Отечества. Всё это поможет привить дошкольникам такие важные качества, как долг перед Родиной, любовь к своему Отечеству, гордость героями своей страны.
Очень важно прививать детям чувство уважения и любви к культурным ценностям России, к её традициям, языку. Это может происходить через чтение сказок, рассказов, поэзию, фольклор. Помогает всему этому обсуждение с детьми поведения и поступков персонажей, героев художественных произведений.
Патриотическое воспитание можно реализовать с помощью следующих форм работы с детьми дошкольного возраста:
1.Создание развивающей среды по патриотическому воспитанию (уголки, игры, наглядные пособия, альбомы, видео и аудио записи и т.д.).
2. Тематические занятия.
3. Беседы о Родине (изучение патриотической литературы, заучивание стихов и песен).
4. Совместная работа с родителями.
5. Взаимодействие с социумом (экскурсии, встречи).
6. Праздники, развлечения, акции, проектная деятельность, выставки, конкурсы и т.д.
При организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста следует обязательно учитывать их возраст, психологические особенности и возможности. Нужно, чтобы у детей формировалось представление о том, что главной ценностью и богатством нашей страны является Человек.
Таким образом, патриотическое воспитание является неотъемлемой частью воспитательного процесса, так как помогает взрастить маленького человека патриотом и защитником своей Родины.
Литература.
1.Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников//Дошкольное воспитание №4 – 2004.
2.Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ СФЕРА, 2015.
Сакавичене О.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе»// журнал «Ребёнок в детском саду» №2 – 2006.