Патриотическое воспитание детей с ОВЗ через театрально-музыкальную деятельность | Наталья Степановна Малыхина. Работа №327212
Статья может быть полезна педагогам, тюторам, воспитателям, работающим с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Мы рассказали о своём опыте в патриотическом направлении, который показал, что детям, имеющим нарушения слуха заниматься в этой сфере очень интересно. Обучающиеся с удовольствием посещают театрально-музыкальную студию "Колокольчики", принимают участие в конкурсах различного уровня, достигают прекрасных результатов. Самое интересное, что дети совершенно разных возрастов с большим удовольствием посещают студию.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Хакасия «Школа – интернат для детей с нарушениями слуха»
«Патриотическое воспитание школьников с нарушениями слуха средствами театрально - музыкальной деятельности в условиях школы – интерната»
Подготовили: Малыхина Наталья Степановна - учитель музыкально - ритмических занятий malyhina.natalia1970@yandex.ru
Левинская Лилия Петровна – учитель начальных классов levinskaya.lilya@mail.ru
В школе-интернате для детей с нарушениями слуха разработана модель патриотического воспитания средствами театрально-музыкальной деятельности, которая позволяет оптимально организовать педагогический процесс формирования патриотических качеств обучающихся, так как театрально-музыкальная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.
Патриотическое воспитание средствами театрально - музыкальной деятельности реализуется в школе-интернате через театрально–музыкальную студию «Колокольчики». Театрально-музыкальная деятельность уникальна тем, что по ней может заниматься любой ребенок с нарушениями слуха. Подобранный репертуар воспитывает патриотические чувства, раскрывают духовный и творческий потенциал ребёнка, и даёт возможность социализироваться и адаптироваться в социальной среде. Театрально–музыкальная студия «Колокольчики» имеет звание «Образцовый детский коллектив» с 2016 года.
Цель: патриотическое воспитание детей с нарушениями слуха средствами театрально-музыкальной деятельности.
Патриотическое воспитание — это процесс педагогического взаимодействия взрослых и детей, результатом которого является сформированность у детей патриотических ценностей на основе деятельностного проявления чувства любви к родным, близким людям и привязанности к семье, родному дому и краю.
В коррекционной педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души заложены в театрально - музыкальном искусстве. В условиях школы - интерната для обучающихся с нарушением слуха наиболее эффективным является введение ребёнка в мир искусства через театрально-музыкальную деятельность, обучение жестовому пению, а так же развивая мимику, пантомимику и хореографические навыки.
Театрально-музыкальная деятельность способствует развитию эмпатии, духовности, творческих качеств личности. Такое приобщение к творческой деятельности создает условия не только для обучения и воспитания, но и для самоопределения и саморазвития и требующие от ребенка систематичности в работе, трудолюбия, решительности, что способствует формированию волевых черт характера и патриотических чувств.
Составляется адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности. Программа позволяет оптимально организовать педагогический процесс формирования патриотических качеств школьников с нарушениями слуха, результатом которого станет углубление знаний о своей многонациональной стране, сформируются чувства сопричастности к истории своей страны, разовьётся интерес к народным традициям, обычаям и культуре.
Работа в данном направлении проводится следующим образом. При знакомстве детей с литературными произведениями и сценариями театральных постановок или жестовым пением, мелочтением показываем учащимся примеры правдивости, отзывчивости, дружбы, находчивости, храбрости.
Репетиции начинаются с разминок для тела, пальцев рук, затем начинается работа над этюдами. Происходит поэтапное освоение различных видов творчества (мимика, пантомимика, хореография, жестовое пение). Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические и хореографические возможности движений. Поэтому приобщение детей к театрально-музыкальной деятельности требует целенаправленного руководства со стороны педагога, чтобы помочь раскрыть его потенциальные возможности, уметь передать сущность своего персонажа, развивая патриотические чувства. Для этого и нужна специальная актёрская тренировка на играх-занятиях, цель которых помочь детям с нарушениями слуха овладеть средствами образной выразительности: позами, жестами (жестовым пением), мимикой, пантомимикой, хореографией.
Подготовка к представлению не проста, требует мобилизации всего коллектива. В театральных постановках и концертных программах участвуют педагоги (классные руководители) и тьюторы. Учителя – логопеды осуществляют корректировку текста, проводят словарную работу. Учитель - дефектолог помогает сопряжённым (синхронным) проговариванием текста, заучивать текст песен. Сурдопедагог осуществляет подборку синонимов и эпитетов к словам песен. Сурдопереводчик отрабатывает выразительность, точность, образность жестов, их осмысленность, включая лицевую мимику. Хореограф работает над ритмичностью телодвижений и пантомимикой. Учителя технологии вместе со старшими детьми подбирают реквизит, изготовляют костюмы и декорации.
Частые выступления на сцене перед зрителями реализуют творческие силы и духовные потребности ребенка, имеющего нарушения слуха раскрепощают и повышают его самооценку. Практика показывает, что именно театрально–музыкальной деятельностью артисты могут воздействовать на зрителей целым комплексом средств, пронизанных патриотической направленностью художественных образов персонажей, жестового пения, разнообразной мимикой, пантомимическими способностями, музыкальным оформлением. Это помогает зрителю легче и правильнее понять содержание литературного произведения или театрально-музыкальной композиции, которые развивают патриотическое воспитание не только у детей с нарушениями слуха, но и слушателей. Гости из прокуратуры, из Всероссийского общества слепых, родители, дети из школ города Абакана, учителя физической культуры из школ РХ приветствуют артистов стоя.
Например, театрализованное представление «Гуси-Лебеди», по мотивам одноимённой сказки, в сцене «Ярмарка» были включены танцы «Разных народов» (танец «Русская гармошечка», «Полонез»). Это позволило расширить смысловую направленность сказки. Артисты и зрители не только познакомились с театральной постановкой, но и смогли увидеть танцы народов, проживающих на территории нашей необъятной Родины, что, безусловно, положительно влияет на развитие патриотизма.
Так же в театральные постановки для исполнения жестового пения включаются такие фрагменты песен, как «И врагу никогда не добиться», «Встанем», «Россия-это мы», что поднимет патриотический дух не только учащихся, но и педагогического персонала.
Так же, включено мелочтение (чтение стихотворения под музыку жестами) «Вот говорят – Россия», где девочки в костюмах разных народов нашей страны показали жестами стихотворение В. Тушновой.
В постановку «Хотим под мирным небом жить» были включены произведения «Эх, дороги», «Ходики с кукушкой» «Нелюдимо наше море», «Оранжевое солнце».
В концерте «Наши защитники», посвящённом Дню Защитника Отечества, мальчики начальной школы исполнили музыкально-жестовую композицию «Ты не бойся, мама, я с тобой».
Такой подбор репертуара не случаен. Ведь развитие патриотических чувств очень важно, учащиеся должны гордиться многонациональностью нашей страны, нашими защитниками Родины.
Помимо развития патриотизма у учащихся, участие в различных концертных программах и фестивалях, которые содержат патриотическую направленность, позволяет школьникам, имеющим нарушения слуха, встретиться с другими детьми, обменяться опытом творческой работы в культуре-искусстве жестового пения, мелочтения и хореографических навыков. Это помогает открывать дверь в мир слышащих, чувствами любви к Родине, своей школе - интернату, дому, семье, толерантности к ближнему. Всё это повышает творческий и культурный уровень детей с ограниченными возможностями.