Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста по фоп | Шаповалова Светлана Эдуардовна . Работа №354165
Статья посвящена вопросам патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в рамках Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО). В статье освещаются основные подходы, методы и формы работы, направленные на формирование у детей любви к Родине, уважения к её культурным и историческим традициям. Автором предложены практические рекомендации для воспитателей, приведены примеры педагогической деятельности, способствующие развитию у дошкольников патриотических чувств.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОП ДО
Шаповалова Светлана Эдуардовна, воспитатель
МАДОУ детский сад № 12
Аннотация. Статья посвящена вопросам патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в рамках Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО). В статье освещаются основные подходы, методы и формы работы, направленные на формирование у детей любви к Родине, уважения к её культурным и историческим традициям. Автором предложены практические рекомендации для воспитателей, приведены примеры педагогической деятельности, способствующие развитию у дошкольников патриотических чувств.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольное образование, старший дошкольный возраст, ФОП ДО, любовь к Родине, культурные традиции, формирование гражданственности, воспитание детей.
Патриотическое воспитание является важной составляющей образовательного процесса в дошкольных учреждениях, так как именно в старшем дошкольном возрасте формируются основы личностных ценностей и мировоззрения. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) выделяет патриотическое воспитание как одну из приоритетных задач, направленных на формирование у детей гражданственности, чувства сопричастности к культуре и традициям своего народа.
Старший дошкольный возраст — это период, когда дети активно познают окружающий мир, проявляют интерес к истории и культуре своей страны. Именно в этот период важно закладывать основы патриотического мировоззрения, которые будут развиваться и углубляться на следующих этапах образовательного пути. Воспитатель в процессе патриотического воспитания должен создавать условия для знакомства детей с богатством родной природы, культурными и историческими памятниками, традициями и символами страны.
Одним из ключевых аспектов патриотического воспитания является организация совместной деятельности, которая позволяет детям через игру, творчество и общение усваивать ценности и развивать чувство принадлежности к своей Родине. Например, организуя коллективный проект "Наш родной край", воспитатель может предложить детям создать макет деревни или города, в котором они живут, изучить достопримечательности региона, подготовить рассказ о них и представить результат работы в виде творческой презентации.
Знакомство с символикой страны — ещё один эффективный способ патриотического воспитания. Дети должны знать, как выглядят герб, флаг и гимн своей страны, понимать их значение. Для этого можно организовать занятие "Символы нашей Родины", где воспитатель объяснит детям, что означают цвета флага, как возник герб и когда исполняется гимн. Завершить занятие можно созданием коллективного рисунка с изображением государственных символов.
Особое место в патриотическом воспитании занимает знакомство детей с народной культурой и традициями. Песни, танцы, сказки, народные игры — всё это способствует развитию интереса и уважения к национальным корням. Например, можно организовать тематический день "Русская ярмарка", в ходе которого дети узнают о традиционных ремёслах, примут участие в играх и конкурсах, попробуют выполнить элементы народных танцев.
Важным элементом патриотического воспитания является развитие у детей любви к родной природе. Экскурсии, прогулки, участие в экологических акциях помогают детям не только изучить особенности родной местности, но и почувствовать ответственность за её сохранение. Например, прогулка в парк может быть дополнена беседой о значении деревьев, цветов и животных в экосистеме, а также созданием экологического плаката "Береги природу".
Воспитание уважения к историческому прошлому Родины играет значимую роль в патриотическом воспитании. Для этого воспитатель может организовать беседы о великих людях России, рассказать детям о подвигах защитников Отечества, познакомить их с памятными датами. Примером может стать занятие "Герои нашей Родины", на котором воспитатель расскажет о подвигах солдат Великой Отечественной войны, а дети смогут нарисовать открытки для ветеранов.
Для закрепления полученных знаний и формирования эмоциональной привязанности к Родине важно использовать художественную литературу, музыку и кино. Сказки и стихи, песни о Родине, мультфильмы с национальной тематикой позволяют детям глубже понять культурные ценности своей страны. Например, чтение сказки "Иван-царевич и серый волк" можно дополнить обсуждением её содержания, а затем предложить детям инсценировать понравившиеся эпизоды.
Важным условием успешного патриотического воспитания является взаимодействие с семьёй. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, поддерживать интерес ребёнка к изучению культуры и традиций своей страны. Воспитатель может предложить родителям совместно с детьми создать "Книгу семейных традиций", в которой будут описаны праздники, обычаи и значимые события семьи. Это не только укрепит связь между поколениями, но и позволит ребёнку почувствовать свою принадлежность к истории и культуре Родины.
Примером эффективного мероприятия по патриотическому воспитанию может служить организация утренника, посвящённого Дню Победы. Дети могут выучить стихи о войне, исполнить песни военных лет, представить рисунки на тему "Мир глазами детей". Такое мероприятие поможет сформировать у детей чувство гордости за свою страну и уважение к её истории.
Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников требует от воспитателя внимательного подхода, творческого отношения и систематической работы. Использование разнообразных методов и форм деятельности, включение элементов игры, творчества, исследовательской деятельности позволяет не только заинтересовать детей, но и сделать процесс воспитания более эффективным. Важно помнить, что основой патриотического воспитания является создание атмосферы любви, уважения и сопричастности к культуре и традициям своей Родины, что закладывает фундамент для дальнейшего формирования гражданской позиции ребёнка.
Список литературы
Папенкова
Ю
.
И,
Подчасова
И
.
И
.
П
атриотическое воспитание детей дошкольного возраста
// Интерактивная наука. 2022. №6 (71).
Самарина М. Н. П
атриотическое воспитание старших дошкольников
// Теория и практика современной науки. 2018. №5 (35).
Шайхутдинова
А. Р., Нуриева А. Р., Газизова Ф. С. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-3.