Патриотическое воспитание детей в процессе занятий на баяне | Полякова Марина Николаевна. Работа №349799
Идея патриотизма в истории России занимает одно из ключевых мест. Проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии со Стратегией национальной безопасности и Госпрограммой по патриотическому воспитанию занимает важную роль в обеспечении как национальной безопасности России, так и безопасности конкретного человека.
Поэтому одним из наиболее важных вопросов воспитания на сегодняшний день является формирование потребности любви к России, знания её истории.
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа №59»
Методическая разработка по теме:
«Патриотическое воспитание детей в процессе занятий на баяне»
Педагог дополнительного образования
Полякова Марина Николаевна
Ярославль, 2023.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
3-4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
5-16
ГЛАВА 1.1. ПАТРИОТИЗМ……………………………………………………..
5-7
ГЛАВА 1.2. АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ……………
7-16
ГЛАВА 2. СИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ ИСКУССТВА НА ЧЕЛОВЕКА ……..
17-22
ГЛАВА 3. БАЯН – ДУША РОССИИ………………………………………….
23-26
ГЛАВА 4. МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА…………………............
27-33
Глава 4.1. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ…………………………………………...
27-29
Глава 4.2. РОЛЬ РЕПЕРТУАРА В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЮНОГО БАЯНИСТА…………………………………………..
29-33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...
35-40
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня тема патриотизма очень актуальна. Выступления высших лиц государства, доклады общественных деятелей, статьи историков поднимают проблему патриотического воспитания.
С 1 сентября 2022 года начали действовать обновленные ФГОС и обновленная Примерная программа воспитания (разработанная Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО, одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 года № 3/22). Причем необходимо отметить, что до 40% ФГОС посвящено реализации именно воспитательного потенциала как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
В Примерной программе на первом месте стоит гражданское и патриотическое воспитание.
Данная проблема охватывает всех людей без исключения в независимости от их религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития. И в первую очередь эта проблема касается молодежи.
Идея патриотизма в истории России занимает одно из ключевых мест. Проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии со Стратегией национальной безопасности и Госпрограммой по патриотическому воспитанию занимает важную роль в обеспечении как национальной безопасности России, так и безопасности конкретного человека.
Поэтому одним из наиболее важных вопросов воспитания на сегодняшний день является формирование потребности любви к России, знания её истории. Ведь патриотизм — это составная и неотъемлемая часть национальной идеи, неотъемлемый компонент культуры и науки. Остро возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как родители, родство, Родина.
Актуальность - в наше непростое время, когда обострены внешнеполитические отношения, особенно актуальна проблема воспитания гражданина страны – патриота своей Родины.
Цель данной работы – рассмотреть и систематизировать аспекты патриотического воспитания детей в процессе занятий на музыкальном инструменте, в данном случае на баяне.
Задачи.
Изучить литературу по данной теме
Выявить потенциал обучения игре на баяне в контексте воспитания патриотического чувства
Определить основные факторы, способствующие эффективности патриотического воспитания музыканта.
Работа состоит из Введения, глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ГЛАВА 1.1. Патриотизм
Вопросы воспитания подрастающего поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству всегда стояли в центре внимания учёных на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древних времён. Так, в учении Конфуция наряду с другими общечеловеческими ценностями, выделены и такие, как традиции, любовь к семье, народу, стране.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Что значит быть патриотом? Какой смысл вкладывается в понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание»? Проведенный нами анализ научной литературы показал, что в настоящее время нет четкости и однозначности в определении этих понятий, что, несомненно, мешает практикам в осуществлении эффективной работы по патриотическому воспитанию.
С категорией «патриот» неразрывно связана категория «патриотизм», содержание которой имеет различные интерпретации в научных источниках.
Ниже приведем некоторые из них:
«Патриотизм» – это любовь к Отчизне.
«Патриотизм» - это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.
«Патриотизм» - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.
«Патриотизм» - это любовь к Родине, Отечеству и своему народу.
Патриотизм в трактовке словаря Брокгауза и Эфрона – это любовь к Отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данной нации. Чувство привязанности к Родине и родному народу, проникнутое просвещенным пониманием умственных и нравственных потребностей народа, является основой культурной общественной жизни, но те же чувства, пропитанные темными предрассудками и враждою к другим народам, вырождаются в узкий национализм и деморализующий шовинизм.
В словаре В. Даля, слово патриот характеризуется как любитель Отечества, ревнитель о благе его, «отчизнолюб», «отечественник» или «отчизник»; патриотизм – любовь к Отечеству.
Патриотизм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Патриотизм - особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству. Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине, одни люди считают себя патриотами, а другие их таковыми не считают.
Патриотизм – любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение. Само понятие имело различное наполнение и понималось по-разному.
Таким образом, как видно из перечисленных выше определений, патриотизм – это, прежде всего, любовь к Родине, к своему Отечеству. Чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку.
Патриотизм является нравственной категорией, неотделимой от индивидуальных и гражданских качеств личности. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
ГЛАВА 1.2. Аспекты патриотического воспитания
Воспитывать патриота – значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к её процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция.
Зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма. Вторая ступень идёт через воспитание любви к малой родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.
Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к отечеству, обществу, народу, и истории, культуре, традициям.
Академик Д. С. Лихачёв писал, что «он придерживается того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен. Попытки решения проблемы формирования личности, имеющей развитую гражданскую позицию можно встретить в учениях философов Древнего Китая, античной Греции, Древнего Рима.
Основной идеей в учении Конфуция выступает гуманность, которая должна быть свойственна всем членам общества. Ведущими методами формирования гражданской позиции Конфуций считал пример и требование к исполнению церемоний. Китайские философы древности считали, что среди животных человек является высшим; среди существ, рождаемых небом и землей, человек является наиболее ценным, так как обладает способностью к знанию. Именно потому, что человек деятелен, он может стать и нравственным, и безнравственным.
В концепциях воспитания Древней Греции характерной чертой было рассмотрение человека только в отношении его к государству, а не самого по себе. Граждане мелких самостоятельных рабовладельческих государств-полисов не могли мыслить себя вне Родины, которая гарантировала их существование, и поэтому высшей целью каждого гражданина и всего государства считалось благо полиса. Демокрит утверждал, что результатом воспитания должен быть нравственный человек, умеренный во всем, действующий в соответствии с общественным долгом. Платон выдвинул идею общественного воспитания детей с самого младшего возраста. По его мнению, воспитание должно подготовить детей рабовладельцев и свободных людей к выполнению определенных гражданских функций и к управлению государством. Главную роль в этом процессе он отводил учителю.
Я.А. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в «Великой дидактике», что тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия.
К.А. Гельвеций истинной целью воспитания считал формирование у каждого человека глубокого понимания личного и общественного блага: если сердца граждан раскроются для гуманности, а ум — для знаний, тогда появится поколение новых людей-патриотов. По его мнению, общественное воспитание, организованное государством, может сформировать из детей патриотов, обеспечив их личное счастье и благополучие нации. Подчеркивая необходимость патриотического воспитания, он считал, что добродетелью цивилизованного человека является любовь к справедливости и к отечеству.
Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем российского воспитания является патриотическое воспитание. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться ещё в древности. Зародыш патриотического воспитания появился примерно в период разложения родового строя и зарождения феодальной собственности.
В качестве новых явлений педагогической мысли на Руси X – XIII веков можно отметить: выдвижение отдельной личности как цели воспитания, воспитания веры в победу, в непобедимость богатырей русских (главный герой русского эпоса - Илья Муромец, которому смерть в бою не писана).
В общественно-педагогической мысли России к середине XVIII века сложились в основном два подхода к пониманию сущности и цели патриотического воспитания:
- утилитарно-охранительный, утверждавший идею безусловного подчинения гражданина правящему режиму;
- общественно-патриотический, развивавший идеи государственности, патриотизма; возводящий служение отечеству в ранг общественного и нравственного долга.
Общим идеологическим основанием указанных направлений служила система христианских религиозно-нравственных ценностей. Однако в подходе к их выбору обнаруживается существенное различие. Если названное первым направление искало точку опоры в идеалах растворения личности, безропотного послушания, отказа от личных интересов, то представители общественно-демократического направления, опираясь на идеалы добра и справедливости, находили в религии источник духовного развития человека и утверждали идею служения христианским истинам в качестве главного критерия подлинности человеческой жизни.
Эпоха XVIII столетия определила начало и сущность исследуемой проблемы и позволила обозначить цель воспитания гражданственности (патриотизма) на последующие века. Основной задачей воспитания, по мнению А.Н. Радищева, являлось формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего своё Отечество.
Важнейшим итогом развития социально-педагогической мысли XVIII века является отчётливо сформировавшийся идеал гражданина. Прежде всего, это свободная личность, обладающая такими качествами, как мужество, бодрость духа, способность к преодолению жизненных трудностей, готовность к вооруженной защите родины и личного достоинства, чести. Личность эта имеет общественную природу и предана общественному долгу, национальным и семейным традициям. Формирование её происходит на основе нравственного и физического воспитания. Стержневым качеством личности гражданина является «патриотизм».
Отношение русской мысли конца XVIII века к идее воспитания гражданина находим в работах И. М. Карамзина «Рассуждение философа, историка и гражданина». Автор изложил мысли людей разного рода занятий о самых насущных проблемах, выделяя понимание ими своих обязанностей. Гражданину чужда философия, его не волнует история, он практик, твёрдо верующий, что призван в своём земном существовании, исполнять возложенный на него долг «Служить Отечеству любезному, - быть истинным сыном, супругом, отцом, хранить, приумножать стараниями и трудами наследие родительское есть священный долг моего сердца, есть слава моя и добродетель», - говорит гражданин.
Идеи А. Н. Радищева получили дальнейшее развитие в педагогических взглядах русских демократов XIX века. Они исходили из того, что действительный уровень гражданской зрелости человека выражается не в его умозрительных представлениях о добре и зле. Подлинная гражданственность проявляется лишь в практических делах, в отношении человека к исполнению своих гражданских обязанностей и гражданскому долгу.
К началу XIX века в российском общественном сознании уже сложились достаточные представления о сущности гражданского общества. Первыми, кто попытался сплочённо, организованно утвердить в государстве гражданские права человека, были декабристы. В своих высказываниях они определяли цель воспитания как воспитание «сына отечества», гражданина-патриота, для которого знания – средство активно приносить пользу своей родине.
Для понимания особенностей развития идеи гражданского воспитания в концепциях педагогов-гуманистов, стоявших на позициях либерализма, важно учесть мысль В.Г. Белинского, послужившую исходным принципом для них: вначале необходимо воспитать человека и лишь потом – гражданина. Нравственные основы человеческой личности, утверждал он, закладываются в семье, а задача учебных заведений - сделать их гражданами, членами государства на всех ступенях. Цель воспитания по В.Г. Белинскому - воспитать гуманного, человечного человека, гражданина Отечества.
Нравственное воспитание, основанное на чувстве народности, являющемся единственным источником исторической жизни государства, позволяет человеку, по замечанию К. Д. Ушинского, стать членом общества, так как включает и воспитание гражданского долга, чувства патриотизма.
В начале XX века педагогическая наука акцентировала внимание общества, образования на идее, что истинный патриотизм предполагает любовь не только к славным, но и печальным моментам жизни своего отечества, а любовь к родине как деятельное начало выражается в высокой жизненной активности, направленной на благо и славу отечества. Признавалось, что основным условием для формирования патриотизма, гражданственности является наличие национального самосознания, важнейшими средствами развития которого служат умственное, нравственное и волевое развитие личности. Особенно важная роль в гражданском воспитании, развитии национального самосознания и национальной гордости принадлежит истории, родному языку и словесности, географии, законоведению.
С 1917 года предпринимались теоретические и экспериментальные исследования разных проблем обучения и воспитания. Многие работы этого периода внесли большой вклад в педагогическую науку и практику воспитания подрастающего поколения. Особое значение имеют работы Н.К. Крупской, в которых заложены теоретические и методологические основы гражданского воспитания юношей и девушек. Разработка Н.К. Крупской проблем теории и методики гражданского воспитания начата уже в первых её исследованиях. Это освещение не ограничилось характеристикой воспитательных концепций Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и других известных педагогов, а углублялось, раскрывая органическую связь воспитания с условиями материальной жизни общества.
Идеи Н.К. Крупской о гражданском воспитании нашли дальнейшее развитие в трудах и практической деятельности выдающегося педагога А.С. Макаренко. Педагогический процесс школьного учреждения он подчинял единой цели – воспитанию достойного гражданина. А.С. Макаренко, указывая на необходимость воспитывать гражданина, любящего Родину, окружающего его людей; внес значительный вклад в разработку патриотизма и интернационального воспитания. Педагог считал, что только коллектив может воспитать настоящего патриота своей Родины.
Гуманистические и демократические идеи, заложенные в основание радикальной реформы образования в России в двадцатые годы XX века, определили широкий простор для развертывания практической и научной деятельности П.П. Блонского, Н.Н. Иорданского, А.Г. Калашникова, А.П. Пинкевича, М.М. Пистрака, С.Т. Шацкого и других педагогов.
Пробуждению гражданского, национального самосознания, духовному раскрепощению человека способствовала Великая Отечественная война 1941-1945гг., она вызвала прилив патриотических сил. Обретение личной ответственности за судьбу родного дома, за сохранение национальной независимости вывело народ из состояния покорности и страха, исполнителя чужой воли, подвигло на проявление мужества и героизма. Важной стороной гражданского подвига явились усилия, направленные на спасение детей, защиту детства. Эффективными формами предупреждения детской беспризорности, возвращения детей-сирот к нормальной жизни стали усыновление, патронаж, опека.
Одним из наиболее ярких примеров пробуждения гражданской совести, выражения потребности общества в демократизации образования в педагогической теории и практике шестидесятых – семидесятых годов XX века стал В.А. Сухомлинский, через всё творческое наследие которого проходит идея гражданского воспитания личности, построенного на прочных нравственных основах. Он сумел проникнуть до самых глубин педагогических явлений. Успех В.А. Сухомлинского в поиске новых подходов к построению педагогических отношений, переход на близкую нам сегодня педагогическую позицию обусловлен неординарными личностными качествами педагога-гуманиста; целенаправленным стремлением максимально полно использовать имеющиеся возможности для интеграции гуманистических градаций дореволюционной русской школы; опыта её демократизации в двадцатые годы и духовно-нравственного потенциала, опыта гражданственности периода Отечественной войны. Результатом такой интеграции явилось формирование личности, обладающей нравственным достоинством, патриотическим сознанием, практическая разработка содержания, форм и средств воспитания такой личности.
Гуманистические идеи В.А. Сухомлинского нашли творческое развитие в педагогической деятельности его последователей – в опыте Ш.А. Амонашвили, И.Н. Волкова, А.А. Дубровского, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова.
70-80-е годы ХХ века характеризуются разработкой различных аспектов патриотического воспитания подрастающего поколения. Авторы многочисленных исследований рассматривают проблемы взаимосвязи патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы, определения эффективности патриотического воспитания учащихся различного возраста, возможности различных видов деятельности учащихся в патриотическом воспитании, подготовки студентов педвуза к патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы и др. (Н.В. Ипполитова, Ф.С. Савченко, Т.В. Страго, К.3. Сафиуллина, Л.А. Саклешина, В.И. Шахненко и др.).
В настоящее время воспитание гражданственности и любви к Родине определяется Законом РФ «Об образовании» [19] в качестве одного из принципов государственной политики в области образования, а необходимость активизации работы по патриотическому воспитанию молодежи подчеркивалась в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», в которой отмечалось, что воспитание патриотизма у российских граждан составляет основу консолидации общества и укрепления государства, а также отражалась востребованность введения в содержание и формы патриотического воспитания подрастающего поколения государственной музыкальной символики.
С учетом современных исследований патриотическое воспитание может рассматриваться как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотизма (патриотических чувств, убеждений и устойчивых норм патриотического поведения).
Анализ педагогической литературы по данной проблеме показывает, что, признавая патриотическое воспитание как необходимую составную часть воспитательной работы, разные ученые отводят ему различное место в общей системе воспитания. Некоторые ученые (Л.Р. Болотина, О.И. Павелко, Л.Ф. Спирин, П.В. Конаныхин и др.) рассматривают патриотическое воспитание как часть идейно-политического, другие (В.В. Белорусова, Н.И. Болдырев, Н.Е. Щуркова, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина, Л.И. Мищенко и др.) - как часть нравственного воспитания, третьи (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников и др.) выделяют его в самостоятельный раздел [21]. На наш взгляд, вполне правомерна эта последняя точка зрения, что объективно обусловлено сущностью патриотизма и содержанием данного понятия. Для определения роли и места патриотического воспитания, как отмечает М.А. Терентий, главным критерием является его конечная цель: формирование патриота-человека, для которого смысл жизни заключается в стремлении сделать все для процветания Родины.
Основные группы нравственных качеств (патриотизм, гуманизм, коллективизм) начинают складываться у детей постепенно, начиная с дошкольного возраста, продолжая развиваться в младшем школьном возрасте в процессе целенаправленного педагогического воздействия: от самых простых форм положительного отношения к взрослому, сверстнику до начальных проявлений патриотизма и гражданственности. К концу дошкольного возраста нравственная направленность личности ребенка прорисовывается уже достаточно определенно и подлежит дальнейшему формированию в следующих возрастных категориях.
Для формирования любого из трех нравственных качеств (патриотизм, гуманизм, коллективизм) важно, чтобы оно (формирование) осуществлялось осознанно. Для этого нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. Для воспитанника также необходимо, чтобы возникали мотивы для приобретения им соответствующего нравственного качества. Появление мотива непременно ведет за собой отношение к нему, которое впоследствии формирует социальные чувства. Именно чувства придают процессу формирования нравственного качества личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающихся нравственных качеств.
Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поведении, конкретных поступках. Поведение и поступки берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Следовательно, механизм формирования нравственного качества можно представить в виде следующей цепочки шагов:
1.Формирование знаний и представлений.
2.Формирование мотивов.
3. Формирование чувств и отношений.
4. Формирование навыков и привычек.
5. Формирование поведенческих навыков, проявляющихся в поступках.
Данный механизм нравственного воспитания имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого нравственного качества личности. Отсутствие принципа взаимозаменяемости – это главная особенность механизма нравственного воспитания. Каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим; причем действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества и возраста воспитуемого.
Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия «патриотизм» и включают в себя:
в
оспитание патриотических чувств
;
ф
ормирование на основе патриотических знаний взглядов и убеждений патриотического характера
;
ф
ормирование практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной деятельности патриотического характера.
Средствами патриотического воспитания могут выступать:
- трудовая деятельность;
- игровая деятельность;
- природное и социальное окружение;
- художественная литература;
- музыка;
- изобразительное искусство.
Глава 2. Сила воздействия искусства на человека.
Ответ на этот вопрос связан с аспектом переживания при восприятии художественного произведения. Ведь каждое произведение искусства, как эстетическая реальность, имеет смысловую и эмоционально-ценностную значимость. Каждый человек как эмоционально чувствующее существо понимает и принимает жизнь на основе собственного ее ощущения. В реальном потоке человеческой жизни происходят разные события, поступки, явления. Однако каждый человек испытывает разные ощущения от их воздействия. Это зависит от его человеческих качеств, желаний, стремлений, интересов. Следовательно, разные события, предметы, люди с их помыслами и судьбами переживаются воспринимающим их человеком по-разному. Воспринимая общую гармонию природы, человек поэтично называет это чувством красоты.
Исключительное значение имеет то, что в искусстве человек предстает не бесстрастным индивидом, а эмоционально-переживательным субъектом-личностью. Личностно-целостное раскрытие человека и происходит в искусстве. Воздействие произведения искусства на духовный мир человека, на человеческую жизнь, в ее аспекте переживания, является могущественным средством для обогащения и совершенствования эстетической культуры человека. Все сущее в этом мире: жизнь, вещи, природа предстают в искусстве через отношение к ним человека. В природе художественной культуры человека заключается ее огромная сила.
Никакой интеллектуальный прогресс человечества не в состоянии остудить эмоциональной температуры музыки. Она (музыка), имея множество духовно-жизненных основ, периодически меняя свой конкретный вид и формы выявления; остается вернейшей и необходимейшей спутницей человека и человечества на протяжении всей истории их существования. К каким бы векам, эпохам, народам, расам мы ни обратились – живительное искусство музыки стоит на первом месте, или в ряду самых дорогих человеку искусств.
Музыка несет все те общественные функции, что и искусство в целом, как специфический род человеческого мышления и деятельности. Главное ее назначение – в человеческом общении (собственно коммуникативная функция). Особенность музыкального общения состоит в единении людей вокруг ярко позитивного идеала. Это свойство музыки было замечено еще в глубочайшей древности. По мнению В.Н. Холоповой, наряду с собственно коммуникативной функцией, по существу сверхфункцией, музыка несет функцию, рассматриваемую в качестве краеугольной в эстетике – отражения действительности.
Многие ученые – эстеты: Ю.Б. Борев, Е.С. Громов, Ю.В. Давыдов, А.Я. Зись, А.И. Еремеев, М.С. Каган, М.Н. Марков, Э.В.Соколов, Л. Н. Столович, В. Н. Холопова и др. – предлагали свои варианты социальных функций искусства, музыки в том числе. И все они в обязательном порядке выделяли функцию этическую.
Этическое содержание музыки – важнейший вопрос, в целом обойденный теорией музыки. Недостаточно, на наш взгляд, занималась проблемой этики в искусстве и современная эстетика, взявшая на себя роль обобщающего учения об искусстве.
В музыке как виде искусства общая этическая задача – приносить добро – выражена особенно полно. В ее шедеврах гиперболизирован позитивный полюс главной этической дихотомии добро – зло, которая сформирована вокруг представлений о благе, добре, утешении, счастье. Умноженные искусством добро, благо, счастье обступают человека, очеловечивают мир его существования. Музыкальное искусство располагает действенными способами этического воздействия. Прежде всего оно использует эмоциональное сопереживание. А сопереживание, то есть идентификация эмоционального настроя воспринимающего со смысловым развертыванием произведения, сродни состраданию, категории едва ли не центральной в этике. Этос сострадания, любви прошел сквозь века истории русской музыки до сегодняшних дней.
Художественное произведение не выступает перед ребенком с самого начала как эстетический объект. Раньше, чем стать таковым, оно должно уже быть для него осмысленным, содержательным, а, следовательно, в самом прямом смысле слова «понятным» объектом. Прежде, чем стать для ребенка эстетическим предметом, объектом эстетического восприятия и эстетических эмоций, музыка должна стать для него осмысленным объектом, объектом, имеющим смысловое содержание, которое можно воспринять и понять. Отсюда возникает вопрос: что является содержанием музыки и как это содержание воспринимается и понимается?
Вопрос о содержании музыки всегда был одним из самых запутанных и спорных вопросов эстетики. Эдуард Ганслик, самый яркий представитель формализма в музыкальной эстетике сделал своим знаменем следующий тезис: «Музыка состоит из звуковых последований, звуковых форм, не имеющих содержания, отличного от них самих… Пусть всякий по-своему называет и ценит действие на него музыкальной пьесы – содержания в ней нет, кроме слышимых нами звуковых форм, ибо музыка не только говорит звуками, она говорит одни звуки».
По мнению Б.М. Теплова, специфическим для музыкального переживания является переживание звуковой ткани как выражение некоторого содержания. Этот критерий является главным и основным для отличия «музыкального переживания» от «внемузыкального» переживания музыки.
Что же является содержанием музыки? В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения. Это положение с давних времен рассматривалось как самоочевидное всеми, кроме представителей формалистической эстетики. Еще Аристотелем оно было выдвинуто с полной ясностью: «Ритм и мелодия содержат в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения гнева и кротости, мужества и умеренности и всех противоположных им свойств, а также и прочих нравственных качеств. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение».
В высказываниях больших музыкантов можно найти множество доказательств того, что они смотрели на музыку, как на выражение чувств. Например, Антон Рубинштейн писал, что он убежден в том, что любой сочинитель пишет не только в каком-нибудь тоне, в каком-нибудь размере и в каком-нибудь ритме ноты, но вкладывает известное душевное настроение, т.е. программу в свое сочинение с уверенностью, что исполнитель и слушатель сумеют ее угадать. Н.А. Римский-Корсаков отмечал, что настроения являются главной сущностью музыкальных впечатлений.
Достаточно обратиться к художественной литературе и перечитать страницы, посвященные описанию музыки и впечатлениям от нее, чтобы увидеть, что в огромном большинстве случаев они сводятся к попытке передать те чувства, эмоции, настроения, которые выражаются музыкой. Вспомнить хотя бы «Певцов» И.С. Тургенева и его же описание музыки Лемма в «Дворянском гнезде»; многочисленные «музыкальные места» у Л.Н. Толстого («Альберт», 11 глава «Детства», «Люцерн», ряд мест в «Войне и мире», «Семейном счастье», «Крейцеровой сонате» и др.).
С большой простотой и искренностью говорил об эмоциональном содержании музыки Николай Островский: «Знаешь, почему я так люблю музыку? Я видел в жизни много крови и страданий. Расти мне пришлось в тяжелое время… И вот, Чайковский открывает в моей души такие интимные чувства, вызывает во мне такие нежные мысли, о существовании которых я раньше даже и не подозревал».
Музыка прежде всего есть путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством. Признавая музыку «языком чувств», мы прежде всего исходим из факта качественного многообразия человеческих эмоциональных переживаний.
Общепринято, обсуждая вопрос о природе музыки, пользоваться аналогией с языком или речью, называть музыку «своеобразной речью», «особого рода языком» и т.п. Против такого рода аналогии с психологической стороны ничего нельзя возразить при условии, если будет ясно осознано, в чем сходство между музыкой и речью и в чем между ними различие.
Сходство между музыкой и речью заключается в следующем:
1) и речь, и музыка являются средствами общения между людьми;
2) и речь, и музыка имеют определенное содержание; как речь без всякого содержания не есть речь; так и музыка, лишенная содержания, не есть музыка.
В чем же заключается основное различие между речью и музыкой? Основное различие между речью и музыкой следует искать в том, как, каким способом та и другая отражают свое содержание. В речи содержание передается через значения слов языка, в музыке оно непосредственно выражается в звуковых образах. Центральной, основной функцией речи является функция обозначения, тогда как центральной, основной функцией музыки является функция выражения.
Имеют ли «музыкальные слова», т.е. отдельные музыкальные образы, «значение» в том смысле, в каком мы говорим о значении слов? Ответ, по мнению Б.М.Теплова, должен быть таков: музыкальные образы могут иметь «значение», но значение это целиком основывается на выразительности образа, иначе говоря, является производным от последней. «Значение» музыкального образа также является обобщением, но это – обобщение, которое строится на основе переживания выразительной функции образа. Значение музыкального образа вырастает из его эмоциональной выразительности.
Прямое и непосредственное содержание музыки – всегда эмоциональное содержание. Музыка дает возможность исключительно глубоко проникнуть в содержание самых разных идей, образов и событий, но лишь при одном условии: если самое это содержание заранее известно. Из музыки, как таковой, нельзя впервые узнать содержание какой-либо мысли или картины. Но когда это содержание известно, с помощью музыки можно так глубоко его прочувствовать, пережить, сделать его своим внутренним достоянием, как, может быть, никаким другим путем. В этом – мощь музыки, в этом ее великое познавательное и воспитательное значение.
Музыкальное искусство, являясь одним из средств нравственного воспитания, направляет, углубляет, развивает эмоции ребенка; формируя нравственные принципы, укрепляя идейные позиции. Ребенок познает законы красоты, приобщаясь к культурному наследию нации, присваивая ценный опыт поколений. В результате чего и происходит формирование личности, воспитание человека, патриота, гражданина, способного творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию.
«Патриотизм» – это, прежде всего, любовь к Родине, к своему Отечеству.
Патриотизм является нравственной категорией, неотделимой от индивидуальных и гражданских качеств личности.
Чувство патриотизма формируется с раннего детства.
Музыкальное искусство, являясь одним из средств патриотического воспитания; направляет, углубляет, развивает эмоции; формируя нравственные принципы, укрепляя идейные позиции.
Глава 3. Баян – душа России.
Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, уважение к родному очагу – вот ведущая педагогическая идея, которой необходимо придерживаться, чтобы воспитать достойного гражданина своей Родины. Назрела необходимость пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма.
Музыка как искусство является одной из форм общественного сознания, отображает общие законы социального развития, отражает черты свойственные на данном историческом отрезке времени: общий уровень культуры, быта. Она является совершенно необходимым условием достойного человеческого существования.
Игра на музыкальном инструменте обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально- слуховые представления и чувства. Обогащает музыкальный опыт детей, прививая им знания, что в целом является важной предпосылкой воспитания музыкальной культуры.
В национальной русской музыкальной культуре почетное место принадлежит баяну - народному инструменту, пользующемуся большой популярностью и любовью в нашей стране и далеко за ее пределами.
Баян – инструмент с богатыми музыкально-выразительными возможностями, открывающими перед исполнителями большие творческие перспективы. Сочный, певучий звук, сила, красочность сочетаются в этом инструменте с динамической гибкостью и возможностью тончайшей филировки. Механизмы клавиатур баяна, их игровые свойства способствуют технической подвижности пальцев исполнителя. Податливость клавиш к различным видам туше в сочетании с соответствующими движениями меха позволяет достигать большого разнообразия.
Немногим более полувека отделяет нас от того времени, когда русскими мастерами были созданы инструменты, названные в честь легендарного древнего певца Баяна (или Бояна). Инструмент не был сконструирован сразу в том виде, в котором мы привыкли его видеть сейчас. Баян прошел определенную стадию развития творческих экспериментов, которые продолжаются и в настоящее время. Новые модели и схемы, появившиеся за последние годы, значительно расширили технические и художественные возможности инструмента.
Бурный рост исполнительского мастерства баянистов, особенно за последние два десятилетия, во многом способствовал широкому распространению инструмента.
Музыка последней трети XX -начала XXI века с участием баяна и академических инструментов являет собой инновационную область творческих поисков современных композиторов в реализации образного и тембрового потенциала баяна.
Композиторским средствам музыкальной выразительности соответствуют художественно-выразительные средства воплощения музыкального содержания: тембровые и регистровые качества, разнообразные технические возможности - фактурные, виртуозные, динамические, артикуляционные, штриховые, тесситурные, аккордовые, полифонические и другие.
Совокупность художественно-выразительных возможностей музыкального инструмента составляет его «интонационность». Уровень, качество интонационности инструмента определяется его способностью более или менее приближенно имитировать интонации человеческого голоса, что зависит во многом от специфики звукообразования и исполнительского мастерства в звукоизвлечении.
Осмысление инструментальной специфики должно быть положено в основу всего процесса формирования исполнительской художественной техники баяниста.
Конструктивные особенности современного баяна, выражающиеся в наличии хроматического звукоряда на правой и левой клавиатурах, существенно расширяют рамки исполнительских возможностей. Редко какой инструмент может сравниться с баяном по богатству тембров. Разнообразие регистров позволяет баяну имитировать другие музыкальные инструменты (орган, фагот, гобой, кларнет). Компактное расположение клавиш даёт исполнителю возможность воспроизводить многозвучные аккорды в широком расположении. Так при переложении произведений И.С. Баха, сохраняется практически всё богатство фактуры, а во многих случаях баянисты исполняют их по оригинальным органным нотам. Баянист имеет возможность с помощью меха варьировать динамику длящегося звука, что невозможно, например, на рояле.
Таким образом, по основным музыкально-выразительным качествам - динамике, тембру, протяженности, характеру атакировки и окончания - звук баяна объективно удовлетворяет требования музыкально-художественной практики. На баяне возможно произнесение звука, сходное с наиболее типичным произнесением на различных инструментах, например: звук тянущийся, ровный, силлабический (подобный органному); с четкой атакой и постепенным затуханием (подобно фортепиано); динамически гибкий, усиливающийся, ослабляющийся, филирующийся (подобно скрипке); четко расчленяющийся, сильно связывающийся (подобно деревянным духовым инструментам).
Но наиболее художественно значимое качество баяна, определяющее выразительную интонационность, приближающую его к эмоциональной чувствительности, заключенной в человеческом голосе, является певучесть звучания. Соединение этого главного качества баяна с его разнообразными возможностями в исполнении как гомофонного, так и полифонического многоголосия, со специфическими звуковыми эффектами при разнообразных приемах тремолирования мехом, а также широким и прогрессирующим в композиторской практике применением на нем темброво-шумовых ритмизированных эффектов (уже при современном уровне конструирования и качества изготовления лучших образцов инструмента), позволяет сделать вывод, что баян относится к числу наиболее интонационных музыкальных инструментов, которым доступен широкий диапазон стилей: от фольклорного мелоса до образцов классической музыки разных эпох и жанров.
В настоящее время тембровое богатство баяна представлено наиболее полно в инструментах типа «Юпитер», «АККО», « Апассионата», «Левша», «Русь» и в отдельных усовершенствованных экспериментальных образцах.
В массовом изготовлении концертных инструментов названных конструкций еще не до конца разрешены, по крайней мере, три главных проблемы: акустическая, эргономическая и веса. В то же время отдельные мастера успешно решают и эти проблемы.
Практика последней трети XX - начала XXI века показала открытость баяна к воплощению редкой по наполненности палитры музыкальных красок. Творческие поиски отечественных композиторов подтверждают тот факт, что современный баян свободен от каких-либо устойчивых ассоциаций. Он уже не воспринимается как усовершенствованная гармонь. Композиторы оперируют им в своём творчестве совершенно свободно, расширяя диапазон возможных образно-тембровых трактовок инструмента. Процесс этот открыт и тем интересен для новых композиторов, обращающихся к баяну, и исследователей, изучающих эту сферу инструментального искусства.
Многие молодые исполнители, используя возможности современного инструмента, занимают ведущие места на международных конкурсах и фестивалях, тем самым еще раз подтверждая статус современного баяна как классического инструмента. Благодаря их концертной деятельности повышается интерес к баяну не только в профессиональных кругах, но и в широких массах.
Таким образом, став подлинно национальным инструментом, баян является очень важной частью нашей культуры, а появление исполнителей самого высокого уровня поставило престиж отечественной баянной школы на самые высокие позиции во всём мире
ГЛАВА 4. МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Глава 4.1. Методы.
Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности педагога и ученика, где ведущая роль принадлежит педагогу. Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, педагог стремится, чтобы общение с искусством вызвало у ребят чувство радости, удовлетворения, а формирование навыков и умений способствовало проявлению активности и самостоятельности.
Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся.
Для того, чтобы успешно и правильно осуществлять воспитательный процесс необходимо отчетливо понимать цели и содержание воспитания, четко представлять, какие качества личности должны быть сформированы у детей, знать принципы нравственного воспитания. Методами нравственного (патриотического в том числе) называют способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и идеалами общества. Воспитывать любовь к Родине – это значит связывать воспитательную работу с общественной жизнью.
Если метод воспитания определяется как способ педагогического воздействия, то под приемом следует понимать конкретное приложение метода в определенных специфических условиях.
По мнению В.Г. Нечаевой , методы нравственного воспитания можно условно сгруппировать. К первой группе она относит те методы, которые обеспечивают у детей создание практического опыта общественного поведения (приучение, упражнение, показ действия, организация деятельности). Вторая группа методов направлена на формирование нравственных представлений, суждений, оценок. К ней относят этические беседы, обсуждение произведений искусства, радио- и телепередач.
Как бы ни хороши были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:
1. Любой метод должен быть гуманным.
2. Метод должен быть реально осуществимым.
3. Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства его реализации.
4. Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям в любой ситуации.
5. Методы воспитания следует применять тактично.
6. При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого нравственного качества.
7. При выборе метода важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка.
8. Применение методов нравственного воспитания требует от педагога терпения и терпимости.
9. Преобладающими в нравственном воспитании должны быть такие методы, которые предполагают обучение ребенка различным способам действия.
10. Методы применяются не изолированно, а в комплексе.
К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, известные педагоги-музыканты относили и относят:
метод наблюдения за музыкой
метод сопереживания
методы музыкального обобщения
метод эмоционального воздействия
метод музыкального собеседования
метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования
художественно-творческого процесса
метод сравнения;
метод жизненных ассоциаций;
стимулирующий метод;
метод обобщения;
Методы на занятии применяются не изолированно, а в различных сочетаниях. Например, знакомство детей с музыкальным произведением педагог начинает с беседы, затем задает им вопросы о композиторе и его произведениях, пройденных ранее (словесный метод); по ходу беседы исполняет знакомые фрагменты (наглядно-слуховой метод); сообщает интересные сведения об истории создания произведения или об обстоятельствах исполнения, впечатлении, которое оно оказало на слушателей (стимулирующий метод); учащийся слушает произведение в аудиозаписи (наглядно-слуховой метод); отвечает на вопросы педагога, делится впечатлениями (словесный метод); выполняет предлагаемые педагогом творческие задания: слушает, сравнивает и анализирует отдельные фрагменты произведения (наглядно-слуховой метод, метод анализа и сравнения); определяет идею произведения (метод обобщения).
Методы стимулирования музыкальной деятельности применяются для создания той эмоциональной, творческой атмосферы, которая необходима для занятий на музыкальном инструменте.
К методам стимулирования музыкальной деятельности относится и создание проблемно-поисковых ситуаций, когда перед учащимся ставятся различные творческие задания. Проблемно-поисковые ситуации активизируют музыкальную деятельность, концентрируют слуховое внимание учащегося, заставляют мыслить, рассуждать, развивают творческие способности.
Глава 4.2. Роль репертуара в процессе патриотического
воспитания юного баяниста
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Удивительный мир музыки разнообразен, в нем и жемчужные россыпи фольклора, творения гениальных музыкантов и многообразие жанров музыки. Именно фольклор и национальные традиции являются одной из высших духовных ценностей русского народа. Народные традиции веками вырабатывали и создавали каноны правильного и разумного, поэтому важно передавать их нашим детям в процессе воспитания.
У каждого народа есть свой любимый музыкальный инструмент. В России таким инструментом по праву считается баян. Глубокий, густой, «дышащий» звук баяна может передать целую гамму чувств – от глубокой печали до безудержного веселья, яркие черты национального характера: смелость, верность, доброту.
Освоение такого музыкального инструмента как баян, включает в себя не только технические моменты обучения игре на инструменте, но и имеет большое воспитательное значение, приобщает к русскому народному музыкальному творчеству. Обучение игре на баяне индивидуально, что даёт возможность педагогу формировать определённые стороны характера каждого ребёнка.
Игра на музыкальном инструменте обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально- слуховые представления и чувства. Обогащает музыкальный опыт детей, прививая им знания, что в целом является важной предпосылкой воспитания музыкальной культуры детей. Всё это расширяет кругозор детей, даёт возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности.
Формирование патриотизма осуществляется в процессе изучения ребёнком репертуара, истоки патриотического воспитания берут своё начало из традиционной народной культуры. При составлении репертуара ставятся следующие цели:
Воспитание вкуса;
Формирование нравственных и эстетических чувств (любви к матери, ближнему, к своему народу, к Родине);
Воспитание уважения к истории;
Особый акцент делается на:
Изучение народной музыки, знакомство с историей народа. Его традициями и обычаями;
Изучение произведений связанных с историей Отечества;
Стилизацию, адаптацию и обработку отечественных музыкальных
произведений
как прошлого так и современного репертуара;
Основу репертуара на протяжении всего курса обучения составляет народная музыка, начиная с простейших напевок, потешек, прибауток, частушек («Ладушки», «Андрей – воробей»), заканчивая современными народными обработками («Уж мы сеяли, сеяли ленок» в обработке А.Сударикова, «Ой по над Волгой» в обработке С.Булатова).
Именно народная песня с её поэтичным и удивительным миром, эмоциональной выразительностью и мелодичностью формирует у детей бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливает связь и преемственность поколений.
Существует целая классификация русских народных песен: рекрутские, обрядовые, лирические, военные, хороводные, трудовые колыбельные, прибаутки, заклички и если проанализировать сюжет этих песен, то можно увидеть, что большинство песен поются и играются о человеке, о родине, о любви, о труде. Песня всегда отражает окружающий мир, в котором она была создана и в жизни народа имеет огромное значение. В процессе разучивания песни обязательно знакомлю ученика с её содержанием, героями, персонажами. Это помогает формировать у учащегося такие черты характера как : («Сама садик я садила», «Савка и Гришка», «Уж мы сеяли ленок») – трудолюбие; («Коровушка») - любовь к животным; («Как пойду я на быструю речку», «Среди долины ровные» )- красота родного края; («Блины») – гостеприимство; («Птичка», «Как пошли наши подружки») - сопереживание; («Частушки») – веселье. Дети с огромным желанием и удовольствием любят исполнять частушки, ведь частушка занимает в жизни народа очень значимое место. Частушка оперативно и активно откликается на все события жизни. Частушка – это и бодрость, оптимизм, юмор, озорство. Народная музыка, сказки, былины легли в основу многих произведений великих русских композиторов, прославивших Россию: М.И.Глинки(«Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»), П.И.Чайковского («Времена года»), Н.А.Римского – Корсакова («Снегурочка»,»Садко»), М.П.Мусоргского («Борис Годунов»), А.П.Бородина («Князь Игорь»).
Формирование патриотических качеств ребёнка идёт через знакомство с историей Отечества. Учащиеся моего класса разучивают исторические, военные произведения, пьесы о Родине, о героях Отечества, знакомятся с произведениями композиторов классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества («Катюша»,» «Священная война», «В землянке», «Яблочко»,«Тёмная ночь»,Л.Книппер «Полюшко- поле», Д.Кабалевский « Наш край», М.Глинка «Славься»). Конечно, для детей старшего возраста актуально обращение к современному репертуару патриотической направленности, как пример, это песни И. Матвиенко для группы «Любэ» («Про коня», «Дорога», «От чего так в России березы шумят», «Комбат»), песни Ярослава Дронова («Я русский», «Моя Россия», «Встанем»). Обращение к современным авторам необходимо, вижу, что это интересно подросткам и мотивирует и увлекает их.
Изучая эти произведения, мы говорим с учениками о подвигах советского народа, героизме, о смелости, храбрости, любви к Родине, о переживаниях, о мыслях, чувствах народа. Очень важно раскрыть перед детьми взаимосвязь между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, научить понимать истинные ценности.
Обладая такими преимуществами как богатство звучания, несложная конструкция для первоначального освоения, мобильность, стойкость к смене температуры, баян стал истинно народным инструментом. Пройдя бурный этап развития в 20 веке, этот музыкальный инструмент с каждым днем занимает все более прочное место в современном музыкальном мире. Постепенно совершенствуясь, баян становится полноправным концертным инструментом. С появлением многотембрового готово-выборного баяна появилась возможность исполнять переложения для баяна произведений классического наследия композиторов прошлых столетий, что дисциплинирует художественное мышление музыканта, открывает исполнителям доступ к сокровищам культуры, без которой невозможно воспитание музыканта-баяниста. Сегодня баян по существу превратился в небольшой орган, или мини — симфонический оркестр, с огромным диапазоном звучания, богатым тембровым разнообразием.
Многие молодые исполнители, используя возможности современного инструмента, занимают ведущие места на международных конкурсах и фестивалях, тем самым еще раз подтверждая статус современного баяна как классического инструмента. Благодаря их концертной деятельности повышается интерес к баяну не только в профессиональных кругах, но и в широких массах. На баяне можно исполнять музыку практически любых стилей и направлений от народной музыки до джаза и рока, на нем прекрасно звучат как произведения прошлого так и современности. В концертных пьесах для баяна расширяется круг музыкальных образов, другой становится эстетика звучания инструмента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как родители, родство, Родина.
Традиции русской национальной культуры накапливались веками. Богатые музыкальные традиции являются уникальными, потеря их невосполнима. Они нуждаются как и наша земля, в защите и продолжении. Теряя свои культурные корни, мы убиваем в себе человека, нравственную опору, творческие способности.
В наше непростое время осуществляется попытка принизить все Российское, обострены внешнеполитические отношения. Всем вроде бы понятно, что ни Толстой, ни Достоевский, ни Чайковский с Шостаковичем не отвечают за то, что происходит в современном мире. Но их предают запрету только за то, что они - русские. Повсеместные отмены концертов в США и Европе с участием русских артистов, не высказавшихся с "правильных позиций" в отношении событий на Украине, отказ от контрактов с теми дирижерами, которые публично не осудили политику России, запреты на контакты с российскими учреждениями культуры, и т.д. В сложившейся обстановке как никогда важно поднятие национального духа, патриотического чувства, авторитета русской идентичности, сохранение себя, осознание уникальности. Увлечение детей музицированием на таких русских музыкальных инструментах, как баян, способствует продолжению, новой жизни родных культурных традиций, приемственности поколений, и несет в себе мощный воспитательный потенциал.
Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа, отраженная в произведениях искусства, всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее. В России традиционно, в течение столетий, музыкальное образование являлось важнейшим средством воспитания нравственности, патриотизма, высокого эстетического вкуса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений [Текст] / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
2. Алеев, В.В. Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 1-4 кл.: метод. пособие [Текст] / В.В. Алеев. – М.: Просвещение, 2004. – 107с.
3. Аристотель. Сочинения: в 4 т. [Текст] / Аристотель; АН СССР, Ин-т философии. – М.: Мысль, 1975.
4. Белинский, В.Г. Полн. собр. соч. в 13-т. (Текст) / В.Г. Белинский. Т.4. - М.: АН СССР, 1954. - 676 с.
5. Безбородова, Л.А., Алиев, Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов [Текст] /Л.А. Безбородова, Ю.Б.Алиев. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
6. Большая советская энциклопедия: в 30 т. [Текст] Т.19. – М.: Советская энциклопедия,1975. – 648 с.
7. Большой энциклопедический словарь: в 2-х т. [Текст] Т.2. / под ред. А.М. Прохорова. – М.: Советская энциклопедия, 1991. – 768с.
8. Брокгауз и Эфрон [Мультимедиа]: энциклопедия в 86 т. с ил. и доп. материалами. – М.: - Бизнессофт, 2005. – 6 эл.опт.диска (CD-ROM): цв., зв.
9. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2006. – 224с.
10. Ганслик, Э. О музыкально прекрасном [Текст] / Э.О. Ганслик. - Пер. Лароша. – М., 1895. – С.170.
11. Гарипова, Н.М. Восприятие музыки [Текст] / Н.М. Гарипова // Играем с начала. – 2008. - № 12 (62).
12. Гельвеций, К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании [Текст] // Хрестоматия по истории педагогики / К.А. Гельвеций. - М.: Просвещение, 1971. - С. 255-265.
13. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / А.Г. Гогоберидзе. - М.: Академия, 2007. - 320с.
14. Гродзенская, Н. Слушание музыки: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе [Текст] / Н. Гродзенская. - М.: Музыка, 1971.-288с.
15. Губин, В.Д., Некрасов, Е.Н. Основы этики: Учебник [Текст] / В.Д. Губин, Е.Н. Некрасов. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 224 с.
16. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: Современное написание [Текст] / В.И. Даль. – М.: ООО «Астрель»: ООО « АСТ», 2003. – 983с.
17. Дмитриева, Л.Г., Черноиваненко, Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Издательский центр Академия, 1997. – 240 с.
18. Журавская, Т.В. Патриотическое воспитание: нормативные правовые документы [Текст] / Ред.-сост. Т.В. Журавская. – Москва: Творческий Центр Сфера, 2006. – 428с.
19. Закон РФ «Об образовании» [Текст] // Бюллетень Госкомитета РФ по высшему образованию. – 1996. - №2. – С.2-60.
20.Зырянова, С.М., Каратаева, Н.А., Киселева, Г.М., Лашкова, Л.Л. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: учебное пособие [Текст] / С.М. Зырянова, Н.А Каратаева, Г.М. Киселева, Л.Л. Лашкова; Шадринский гос.пед.ин-т. – 2-е изд., испр. и доп. – Шадринск, 2008. – 218 с.
21. Ипполитова, Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей: Монография [Текст] / Н.В. Ипполитова. – Челябинск: Издательство ЧГПУ «Факел», 1997. – 217 с.
22.Кабалевский, Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе [Текст] / Д.Б. Кабалевский. - М.: «Педагогика» 1973. – 336 с.
23. Казаева, Е.А. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя [Текст] / Е.А. Казаева. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2010. – 440с.
24. Карамзин, Н.М. Избранное [Текст] / Н.М. Карамзин. – М.: Детская литература, 1985. - 334с.
25. Козлов, А.А. Формирование гражданственности и патриотизма в контексте развития личности молодого человека [Текст] / А.А. Козлов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 32
26. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. [Текст] // Вестник образования. – 2002. - №6. – С.10-40.
27. Концепция непрерывного образования [Текст] // Бюллетень ГК СССР по народному образованию, 1989. - №8. – 150с.
28.Кропоткин, П.А. Этика: Избранные труды [Текст] / П.А. Кропоткин. – М.: Политиздат, 1991. – 496 с.
29.Кубанцева, Е.И. Музыка в системе искусств и культуре в целом [Текст] / Е.И. Кубанцева // Искусство и образование. – 2001. - № 1.
30. Кумицкая, Т.М. Отечество: примерная программа, годовой план мероприятий, методические советы, подробные сценарии [Текст] / авт. – сост. Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. – Москва: ВАКО, 2009. – 502с.
31. Кулагина, И.Ю., Колоцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колоцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.
32. Куницын, А.П. Наставление воспитанникам [Текст] / А.П. Куницын // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - С. 141-145.
33. Лесняк, В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути решения [Текст] / В.И. Лесняк // Педагогика и жизнь. – 2006. - №5. – С.110-114.
34. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания [Текст] / Б.Т. Лихачев. – М., 1995. – 194с.
35. Лихачёв, Д.С. Земля родная [Текст] / Д.С. Лихачев. – М., 1983. – 345с.
36. Макаренко, А.С. О воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. – М.: Политиздат, 1990. – 415с.
37. Мазыкина, Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности [Текст] / Н.В. Мазыкина // Воспитание школьников. – 2002. - №6. – С.6-11.
38. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник [Текст] / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 480 с.
39. Микрюков, В. Патриотизм: к определению понятия [Текст] / В. Микрюков // Воспитание школьников. – 2007. - №5. – С. 2 – 8.
40. Морозов, В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация [Текст] / В.П. Морозов. – М., 1998. – 107 с.
41. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 6-е изд., стереотип. [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456с.
42.О патриотизме и гражданственности. Учебно-методические материалы. Учебное пособие для студентов, работников сферы молодежной политики и педагогов [Текст] / Под ред. д.с.н., проф. А.А. Козлова. – СПб.: «Элексис Принт», 2005. – 228 с.
43. Осеннева, М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов [Текст] / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368с.
44.Организация исследовательской деятельности учащихся по музыкальному краеведению: Учебно-методическое пособие для учителей музыки [Текст] / Авт. – сост. Ступина В.Н.; ГАОУ «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2011. – 22с.
45. Петрушин, В.И. Музыкальная психология [Текст]: учебное пособие / В.И. Петрушин. – М.: ТОО Пассим, 1994. – 304с.
46.Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы»: news.llr.ru
47. Популярный энциклопедический словарь [Текст] / – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 1583с.
48. Программы для общеобразовательных учебных заведений. Музыка [Текст] / Программу для 1 кл. четырёхлетней начальной школы разработали Кадобнова И.В., Усачёва В.О., Школяр Л.В.; программу для 1-3 кл. разработал коллектив авторов в составе: Абдуллин З.Б., Бейдер Т.А., Вендрова Т.Е., Кадобнова И.В., Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Тарасов Г.С. под научным руководством Кабалевского Д.Б. – М.: Министерство образования Российской Федерации, 1994г. - 224с.
49. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учебное пособие для студентов музыкальных факультетов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др. Под редакцией Г.М. Цыпина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368с.
50. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. - 3-е издание.- М.: «Академия», 2000.-240с.
51. Смирнова, Т.И. Развитие личности ребенка посредством искусства [Текст] / Т.И. Смирнова // Играем с начала. Da capo el fino. – 2007. - № 4 (42). - С.6-7.
52. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: учебное пособие [Текст] / С.М. Зырянова, Н.А. Каратаева, Г.М. Киселева, Л.Л. Лашкова; Урал. гос. пед. ун-т: - Екатеринбург, 2006. – 184с.
53.Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека: (советы воспитателям) [Текст] / В.А.Сухомлинский. – Минск: Нар. асвета, 1978. – 288с.
54. Ступина В.Н. Воспитание патриотизма в процессе изучения произведений искусства [Текст] / В.Н. Ступина // Историческое значение Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.: Материалы региональной научно-практической конференции (14 апреля 2005 года) / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2005. – 88с., С. 5-7.
55. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей [Текст] / К.В. Тарасова. – М.: Педагогика, 1988. – 176 с.
56. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды [Текст] / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 640с. – (Серия «Психологи России»).
57. Терентий, М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения [Текст] / М.А. Терентий. — Кишинев: Стипница, 1978. - 276 с.
58. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения [Текст] / К.Д. Ушинский. – М., 1968. – 276 с.
59. Философский словарь [Текст] / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1986. – 590с.
60. Фольклор и литература Зауралья: духовно-нравственное, филологическое воспитание и развитие учащихся: Материалы научно-практической конференции (17 декабря 2003 года) [Текст] / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2003. – 78с.
61. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие [Текст] / В.Н. Холопова. – СПб.: Издательство «Лань», 2000.- 320с. - (Мир культуры, истории и философии).