патриотическое воспитание детей | Елена Рудольфовна Халдеева. Работа №305256. Номер работы: №305256
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизниобщества,одним из центральных направлений в работе с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить и преумножить богатство своей страны. Хочется привить все вышеописанные чувства нашим детям.
Патриотическое воспитание в средней группе
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности.
В период младшего и среднего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния — в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста – это формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста включают:
· формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу
· формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
· формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней
· воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
Содержание патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста в нашей группе раскрывается следующим образом:
· приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм через разучивание народных подвижных игр, инсценированние и рассказывание детьми потешек и прибауток.
· знакомство с семьёй, историей, членами семьи, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, гербом, достопримечательностями. Очень активно проходит через Организацию различных фотовыставок по темам: «Я и моя мама», «Лучшие воспоминания о летнем отдыхе», оформление предметно-развивающей среды –патриотического уголка, семейных альбомов, альбомов достопримечательностей села и особенностями нашего детского сада)
· организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года. Участие детей в краткосрочных проектах «Накорми птиц зимой», «Как порадовать друга», «Юные помощники природы» и др.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях нашей работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве
Одним из важных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста признана художественная литература. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.
И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского, «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих людей. У них формируется гуманные чувства, способность проявлять участие, доброту, различать несправедливость. Это основа, на которой развиваются патриотические чувства.
Раздел «Знакомство с литературными жанрами» включает в себя 3 занятия: знакомство с жанрами «Сказка», «Стихотворение», «Басня». Цель данных занятий – знакомство с жанровыми особенностями произведений. На занятиях педагог учит детей определять жанр произведений; побуждает рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа; помогает детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения; учит детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста; помогает выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
Поэтому, в свою работу мы включили раздел «Знакомство с детскими авторами художественной литературы». Раздел включает в себя три занятия: знакомство с творчеством К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.С. Пушкина. Знакомя детей с новым произведением уже известного им автора, педагог часто называет его имя, вспоминает о книгах, прочитанных ранее, в доступной форме кратко излагает биографию с использованием портрета, фотографий, выставки книг, иллюстраций. Результатом закрепления и обобщения знаний детей об авторах является проведение литературных викторин, игр.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их помощью проходят выставки рисунков и поделок. С большим удовольствием они принимают участие в творческих конкурсах по патриотическому воспитанию. В таких как «Герб горда»», «Народная кукла». Помогают в проектной деятельности.
Любовь к родине — одно из самых светлых чувств человека. Люди всегда любили свой дом, свою природу, свой родной язык.
Патриотическое воспитание ребёнка начинается ещё в семье. Всю жизнь дети помнят свои поездки с родителями на море, походы в лес за грибами. Такие чувственные моменты пробуждают в ребёнке любовь к своей природе.
Родители рассказывают о дедушках, бабушках, воевавших в Великую Отечественную Войну, о их подвигах. Показывают их фотографии, ордена, медали. Всё больше и больше людей со своими детьми принимают участие в шествии «Бессмертного полка». Так же родители читают книги своим детям о своей родине, о природе, о том, что её надо любить и беречь.
Ребёнок с детства учится не только любить свою Родину, но так же уважительно относиться к другим странам, другим народам, другим культурам, традициям. Родители прививают стремление делать Родину всё лучше и лучше, сделать её чище, красивее, добрее. Как писал Николай Добролюбов: «В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, — сколько возможно больше и сколько возможна лучше».
Чувство патриотизма нельзя воспитать принудительно. От того, насколько патриотично настроены мать и отец, во многом зависит, каким будет ребенок. Взаимоотношения в семье влияют на отношения ребёнка в обществе. Ребёнок видит, как родители относятся к старшему поколению – к их бабушкам и дедушкам и воспринимает это как предмет для подражания. Неуважительное отношение к пожилым людям со стороны родителей оказывает пагубное влияние на формирование в ребёнке его нравственных ценностей и в дальнейшем скажется на его отношении к своей Родине.
Иногда родители сами подавляют в детях благородные чувства. Не позволяют помогать другим, когда те нуждаются в помощи. Бывает родители в присутствии своих детей ругают нынешнюю власть, это зарождает негативные чувства к своей Родине. Такие родители воспитывают в детях нелюбовь к Родине. Дети вырастают с различными пороками, они не уважают ни семью, ни страну и уж тем более окружающих. Ведь первая ступень воспитания патриотизма – это родственные чувства к маме, к папе, к бабушке и дедушке.
И хочется закончить статью отрывком из стихотворения Себастьяна Брандта:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе,
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.