"Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом" | Анна Николаевна Волкова. Работа №328318
Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель, поэтому сегодня так остро стоит эта проблема в обществе.
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной проблемой.
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на ее благо и в случае необходимости встать на ее защиту.
Ознакомление с родным городом
как средство патриотического воспитания
старших дошкольников
Оглавление
Введение .....................................................................................……………….…...3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания ……………..6
1.1. Сущность патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста: цель, задачи, принципы……………………………………………...6
1.2. Средства патриотического воспитания……....................................................16
1.3. Методы и формы организации работы по ознакомлению с родным городом детей старшего дошкольного возраста …………………………………………..25
Выводы I по главе………………………………………………………………..33
Глава 2. Практическая работа по проектированию работы по воспитанию патриотических чувств у старших дошкольников…………………………..34
2.1. Цель и задачи практической работы…………………………………………34
2.2.Проектирование и апробация мероприятий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста……………………………..35
2.3. Разработка комплекса воспитательно – образовательной работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников посредством ознакомления с родным городом ………………………………………................40
Выводы по II главе………………………………………………………………..46
Заключение………………………………………………………………………...47
Список использованной литературы…………………………………………. 49
Приложение
Введение
Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель, поэтому сегодня так остро стоит эта проблема в обществе.
Коренные преобразования в стране конца XX - начале XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождающийся изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной проблемой.
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на ее благо и в случае необходимости встать на ее защиту.
В настоящее время, в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей, именно от решения вопроса патриотического воспитания зависит будущее каждого человека, живущего в России.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что « система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
В Конституции РФ записано, что каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, заботиться о сохранении исторического культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В Концепции Дошкольного воспитания говорится, что патриотическое воспитание считается одним из основных путей формирования личности. Дети должны знать, в какой стране они живут, какие народы ее населяют, как дружат и сотрудничают люди разных национальностей. Только через освоение культуры своего народа лежит путь, ведущий к вершинам общечеловеческой культуры.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни о своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине,- месту, где родился человек.
В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Центральным звеном в патриотическом воспитании дошкольников является опора на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, к месту, где он вырос, и к Родине.
Что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.
В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их взаимодействия с окружающим миром эмоционально - практическим путём, т.е. через игру,
предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Цель исследования - на основании теоретического анализа проблемы патриотического воспитания определить формы и методы работы по ознакомлению с родным городом.
Задачи:
Рассмотреть сущность патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста: цель, задачи, принципы.
Раскрыть средства патриотического воспитания.
Изучить методы и формы организации работы по ознакомлению с родным городом детей старшего дошкольного возраста
Разработать комплекс
воспитательно
– образовательной работы по воспитанию патриотических чувств у старших дошкольников посредством ознакомления с родным городом
Объект – процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – средства ознакомления с родным городом.
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания
1.1. Сущность патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста: цель, задачи, принципы
Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным любой ценой, уклонятся от службы в армии (и на то, к сожалению, есть основательные причины), бросить из машины на дорогу пустую пивную банку, не заводить детей (ради сохранения материальных благ или ограничится одним ребенком). Мы начинаем спокойно относиться к повсеместному открытию сиротских приютов для детей при живых родителях. Индустрия развития и расслаивания народа работает на полную мощность (вторгается ежедневно в каждый дом «с помощью телевидения»). И мы принимаем это: кто-то с удовольствием, кто-то с безразличием, а кто-то с доверием - ведь это телевидение [7, с. 32].
Как молодым родителям сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Каждая страна уникальна, и задача каждого поколения сохранить эту самозабвенность.
Мы же не в такой степени растратили свои национальные черты, предали забвению русскую народную литературу; терпение, доброта, мудрость, милосердие, стремление к духовности - вот что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.
Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К.Д.Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности формирования патриотических чувств [17, с. 12 ].
Проблемами патриотического воспитания интересовались многие педагоги и психологи: С.А. Козлова, Н.Ф.Виноградова, Р.И.Жуковская, И.В.Рыбакова, разработали систему ознакомления с родным городом, Е.В.Соловьева, Н.К.Крупская, подчеркивали, что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут [21, с. 24].
С.А.Козлова разработала учебное пособие, по которому мы можем воспитать патриота через природу, труд, народное творчество, она дала рекомендации родителям о том, как знакомить дошкольника с социальным окружением [21, с. 33].
М.А. Трунова, разработала систему работы по патриотическому воспитанию через изобразительное искусство.
З.Г. Гасанов, предлагает новые подходы к развитию методологии и теории воспитания патриотизма [21, с. 23].
Психолог Поматкина Г.В. раскрывает значение мульти - культурного образования, традиций, обрядов, семейных традиций в становлении личности как патриота [11, с. 26].
Р.Н. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, считают, что одним из главных условий патриотического воспитания детей, является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, потребности трудится на благо Отечества, бережно относится к его богатствам [11,с.11].
Номратова Н.Г. разработала методику ознакомления с родным городом, как первую ступень к воспитанию настоящего патриота [15, с. 42].
В.А.Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Большой вклад в научное обоснование нравственно патриотического воспитания дошкольников внесли Р.Н. Жуковская, Н.В. Виноградова и др. [10, с.42].
Современные исследования связаны с изучением механизмов социализации, формированием социальной компетенции ребенка (Т.К. Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П. Арнаутова и др.), осознанием ребенка самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е.Шишкина и др.), восприятием детьми мира предметов (О.А. Арташонова), формированием знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крухт) [21, с.19].
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотизм — это любовь к Отечеству, ясное осознание своих обязанностей по отношению к нему и адекватное их выполнение.
Патриотизм - наиболее сложное и высокое человеческое чувство.
Патриотизм — это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства,' пройдя через целый ряд этапов, на пути к своей зрелости поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты.
Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
На современном этапе развития нашего общества достижения указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям
воспитание граждан в духе уважения к Конституции РФ, законности, нормам общественной и коллективной жизни
привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов РФ - герба, флага, гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
Принципами патриотического воспитания являются:
Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан РФ;
Принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов
патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и др. групп населения;
Принцип активности и поступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;
Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и т.д.
Положения концепции патриотического воспитания учтены в некоторых вариативных программах для дошкольных учреждений, но не в одной из программ не выделен раздел «Нравственно-патриотическое воспитание».
В программе «Истоки» авторский коллектив Л.А.Парамонова, А.Н. Давидчук, С.Л.Новоселова определены задачи приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры, воспитание чувства любви к Родине, развитие осознания детьми принадлежности к своему народу, к малой Родине [23,с. 27].
В программе «Детство» разработанной под руководством В.И.Логиновой в содержание включены 4 основных блока. В основу программ для каждой возрастной группы заложены идеи гуманистической педагогики [20, с. 53].
Работникам дошкольных учреждений предлагается, выбирая виды деятельности проводить работу по интеллектуальному, эмоционально-нравственному, социально-личностному развитию. Программа отличается систематичностью, конкретизацией задач воспитания и развитию, но нет конкретизации содержания работы по патриотическому воспитанию с детьми.
Программа «Я - человек» автор С.А.Козлова - программа приобщения ребенка к социальному миру. Автор предлагает на основе познания окружающего мира воспитывать патриотические чувства у детей. В программе выделен раздел «Земля - наш общий дом» [19, с. 26]. Цель раздела:
формировать представления о своей стране, воспитывать бережное отношение к своей семье,
к
своим
близким, к своему дому.
Программа «Наследие» авторы М.А.Новицкая, Е.В.Соловьева. В ней выделен блок «Семейный круг», он направлен на формирование важнейшей ценности - гармонизации семейных взаимоотношений, взаимодействие поколений [22, с. 40].
Авторы рекомендуют знакомить детей с традициями семьи, города, страны, приобщать детей к ним, воспитывать уважение к родному краю, к стране, в которой они живут.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни о своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек.
В этой связи, как нам представлялось, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экономическим своеобразием родного региона. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам и мировой культуре.
Центральным звеном социализации «процесса развития человека во взаимодействие с окружающим миром» (А.В.Шудрин) - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родным, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине [30, с. 35]. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действий. В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом может быть возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общения, труд, обучение, различные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Ознакомление с родным городом ранее входило в раздел «Ознакомление с окружающим». Ныне эта деятельность рассматривается, как самостоятельна. Вместе с тем анализ литературы и опыта работы позволяет сделать вывод о не разработанности проблем включения основ краеведения в образовательную политику ДОУ.
В нравственно-патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующее:
Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода
от
более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому - культурно-историческому.
Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к
социальной действительности, повышения личностной значимости для них того, что происходит вокруг, закладывают предпосылки развития способности ребенка вставать в «преданное отношение к собственной жизнедеятельности» (В.Н.
Слободчиков
) и является материальными условиями развития его субъективности [18, с. 53].
Развитие музыкальной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
Осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном, составление рассказов, изготовление поделок и т.п.).
Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья, познакомиться с жителями города - носителями
социокультурных
традиций в области ремесел и т.п.
Осознанный отбор методов ознакомления с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.
Создание такой развивающей среды в группах ДОУ, которая способствовала развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на
краеведческий
материала (мини-музеи).
Создание такой развивающей среды в группах ДОУ, которая способствовала развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материала (мини-музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.), позволила бы «удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты» (
Р.Ш.Чумичева
) [32,с. 29].
Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к родному городу должны передаваться детям.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы:
Принцип историзма
реализуется путем сохранения хронологического порядка описывающих явлений к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено не
сформированностью
у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую в религии, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.
Принцип
гуманизации
.
Представляет умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также
ориентироваться в высшие общечеловеческие понятия - любовь к родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается
в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом
возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип
интегративности
.
Реализуется в сотрудничестве с семьей
.
б
иблиотекой, выставочным залом, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственности с начальной школой, сочетание всех видов деятельности знакомство детей с историко-культурными особенностями Троицка. Интеграция в педагогическом процессе ныне рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие целостного развития, первых творческих проявлений и становление индивидуальности.
Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.
Одним из вариантов реализации принципа интегративности в работе с дошкольниками является организация педагогического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, естественно-научные, художественно-эстетические и др. Кроме того «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок. При этом старшие могут поделиться с младшими опытом, подготовить материалы, необходимые как для их собственной деятельности, так и для занятий с малышами, сделать подарки для них и т.п. Так создается детское сообщество.
Таким образом, теоретические исследования подтверждают необходимость воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста с учётом цели, задач, принципов и особенностей детей.
1.2. Средства патриотического воспитания
Известно, что самым сложным в работе с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее:
Сопровождение рассказа наглядным материалом (фотографии, репродукции, слайды и т.д.).
Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому.
Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала.
Используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов, объяснение, не употребляйте специальных терминов.
Занятие по ознакомлению с городом следует проводить 1-2 раза в месяц.
Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:
Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему.
Развивать эмоционально-целостное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
Развивать бережное отношение к городу достопримечательностям, культуре.
Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Эффективность нравственно-патриотического воспитания при ознакомлении с родным городом достигается в случае, если педагогический процесс характеризуется целостностью на всех уровнях:
Административно -
управленческом
: построение системы краеведческой работы в рамках реализации регионального компонента стандарта дошкольного образования;
Организационно -
методическом
: методическое сопереживание системы краеведческого образования (педсоветы, семинары и т.д.) осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов.
Воспитательно-образовательном: деятельность педагога включает отбор краеведческого содержания в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями и интересами.
Обогащение развивающей среды материалами о Троицке (дидактические игры
.
п
особия и др.); согласование тематики занятий по ознакомлению с Троицком с тематикой других занятий, с играми детей.
М.А.
Трунова
считает, что нравственно-патриотическое воспитание можно осуществлять с помощью изобразительного искусства. Она утверждает,
что
прежде всего дети должны знать историю своего родного края, своей Родины, и, конечно же, подвиг, совершенный нашим народом в Великой Отечественной Войне (1941-1945г.г.)
Педагоги С.А. Козлова и Т.А. Куликова считают, что сложность решения задачи нравственного воспитания связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - еще лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте [21, с. 34].
Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному краю. Роднит эти чувства единая основа - привязанность к чувству защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться во благо Отечества, беречь и умножать богатство Родины и др. Воспитываются эти чувства на разном материале. Мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, т.е. воспитываем качество личности: бережливость, умение трудиться на благо своей группы и товарищей, приобщаем к красоте окружающей природы.
На следующем этапе можно уже сообщать ребенку определенные знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить: о дошкольном учреждении, о собственном доме, об улице, на которой он живет, о районе и городе, о стране. Знания постепенно обогащаются представлением детей о родной стране. Такой «территориальный» принцип отбора содержания и построения методики патриотического воспитания эффективен лишь в том случае, если он реализуется неформально и в сочетании с практикой поведения детей.
Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.
Воспитатель старается быть образцом для подражания, показывая детям свою любовь к Отчеству.
Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служит та или
иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и в детском саду.
Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил Родину, если он будет проявлять интерес к приобретенным знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
Русские педагоги К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, а также Л.Н. Толстой считали, что воспитывать чувство патриотизма, можно начиная с дошкольного возраста. Эта теория основывалась на философской концепции о конкретно-чувственной природе патриотизма [14, с. 37].
Ребенок старшего дошкольного возраста может и должен знать, как называется страна, в которой он живет, ее главный город, столица, его родной город, каковы основные достопримечательности города, какова природа, где он живет.
Задача воспитывать у детей чувства привязанности к какой-то части родного города по отношению к дошкольникам трудно выполнимая. Однако воспитатель дает знания о своих любимых местах в городе, старается через иллюстрации и другие наглядные средства показать им не только всю панораму города, но и отдельные места.
Можно провести несколько бесед, например, о парках, о памятниках и др. Содержание воспитатель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В обобщающей беседе «За что я люблю
свой город» дети вспомнят то, что о нем узнали. Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня города или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Проводятся 3-4 занятия, посвященные нашему городу.
Основная их цель: вызвать интерес к самому прекрасному городу; вызвать чувство восхищения и гордости красотой города Троицка. Картины с видами г. Троицк детям предлагают рассматривать как на занятиях, так и в свободное время в детском саду или дома. Предлагая новый материал, воспитатель обязательно опирается на уже имеющиеся у детей знания.
Одновременно с этими занятиями педагог планирует изобразительную деятельность детей по соответствующим темам. Педагог, рассказывая о родине И.Неплюева, предлагает детям для рассматривания иллюстративный материал – фотографии.
Использование макета облегчает перенос деятельности из предметно-игрового плана в речевой. Эти ситуации ставят ребят перед необходимостью войти в предложенную воспитателем роль и правильно ее выполнить. Для этого ребенок должен отобрать необходимые сведения и передать свое отношение к тому, о чем он рассказывает.
Игровые приемы, которые педагог использует при ознакомлении детей с городом Троицком, помогают ребятам лучше усвоить материал, делают занятия интересными и разнообразными и способствуют переносу знаний в самостоятельную деятельность.
Большую помощь в проведении занятий окажет воспитателю художественная литература.
Дети шестого года жизни получают обширную информацию: они смотрят телевизор, слушают радио, рассматривают фото в газетах и журналах, беседуют со взрослыми. Полученные ими таким образом представления, педагог уточняет и углубляет.
Н.К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, подчеркивала, что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен прежде всего сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города со всей страной.
В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, педагог сам определяет объем и содержание знаний, которыми должны овладеть старшие дошкольники.
В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду и с учетом местных условий педагог планирует весь познавательный материал равномерно по времени, чтобы дети в течение года усваивали знания постепенно, в определенной системе.
Целесообразно планировать материал по темам.
Темы могут быть различными по объему познавательного материала, по его сложности и следовательно, по длительности изучения.
Работа по каждой теме включает занятия, игры, труд, свободную деятельность детей, по некоторым темам – праздники.
Я.А. Коменский писал, что надо «поставить дело так, чтобы при одной работе выполнялось двойное или тройное дело», «чтобы всякая работа приносила более чем один результат» [15, с. 67].
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.
В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром создаются благоприятные условия для их дальнейшего развития: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или то, о чем расскажет или прочитает им воспитатель.
В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания.
Итак, формирование у дошкольников любви к своему родному городу заключается прежде всего в необходимой, логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных средств и методов воспитания.
Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, т.к. быть патриотом - это не только знать и любить свой город, но и активно действовать на его благо. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенность организации и руководства всеми видами деятельности (занятиями, трудом, игрой), а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.
На занятиях дети получают знания о своем крае, о событиях, происходящих в стране. Поскольку главная цель: формирование определенного отношения к общественной жизни, воспитание патриотических чувств, педагогу следует продумать форму, структуру занятий, средства и методы, позволяющие реализовать поставленную задачу.
Также важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и др.
Прием сравнения очень необходим на занятиях, на которых детей знакомят с трудом людей. Сравнение помогает формированию конкретных ярких представлений, активного отношения к окружающей жизни. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное или услышанное, делать выводы. На занятиях при сообщении новых сведений целесообразно для развития любознательности, интереса к предмету разговора предлагать детям задавать вопросы педагогу.
Использование на занятии игровых приемов одновременно и для повышения познавательной активности детей, и для создания эмоциональной атмосферы занятия, это могут быть игры-упражнения. Игры-упражнения хорошо проводить при закреплении материала, они легко воспринимаются детьми и часто переносятся с занятий в повседневную жизнь.
Полезно включать в занятия дидактические игры. Например, игра «Магазин сувениров» проводится для закрепления знаний о прикладном искусстве разных народов. Игровое действие - покупка сувенира.
Эмоциональная атмосфера на занятие играет большую роль в воспитании чувств детей.
При ознакомлении дошкольников с явлениями общественной жизни в числе других очень важны занятия изобразительной деятельностью, т.к. в лепке, в рисунке дети выражают свои впечатления от восприятия окружающей действительности.
Темы могут быть разнообразными, но они обязательно согласуются с теми занятиями, которые дети получают на других занятиях. Следует остановиться на особенностях речевой работы во время занятий по ознакомлению детей с родным городом, с явлениями общественной жизни.
Игры, так же как и занятия, способствует решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Наша задача - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.
Одним из основных способов стимулирующих длительные коллективные игры, является умело организуемая беседа педагога с детьми.
Целью занятий по ознакомлению с окружающим является не только формирование правильных представлений об окружающем мире, но главное, воспитание правильного эмоционально-положительного отношения к нему.
Таким образом, мы выделили наиболее эффективные средства патриотического воспитания дошкольников: само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство, деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и в детском саду.
Организуя работу по воспитанию любви к родному городу необходимо соблюдать все педагогические условия и знать методику работы по этой проблеме с детьми.
1.3. Методы и формы организации работы по ознакомлению с родным городом детей старшего дошкольного возраста
В психолого-педагогической литературе выделены особенности воспитания любви к родному краю у старших дошкольников.
Пятилетние дети уже значительно больше знают о своем родном крае. Они запоминают главные улицы, им сообщают о героях или знаменитых людях, чьими именами они названы. Уточняются и расширяются представление ребят и о городских зданиях. Педагог объясняет, зачем нужна библиотека, универмаг, заводы и т.д.
Расширяются представления детей и о достопримечательностях родного города: места отдыха горожан, исторические памятники, краеведческие музеи, которые содержат много наглядных экспонатов о жизни, культуре и быте местных жителей.
Во время прогулок дети наблюдают строительство новых домов, благоустройство города, села, могут принять посильное участие в субботниках, помочь высадить цветочную рассаду, полить цветы, сгрести листья. Даже небольшое участие дошкольников в общественной жизни родного края имеет важное значение для воспитания чувства привязанности к родным местам, уважения к людям, живущим в этих местах, интереса к их делам.
Круг представлений детей шестого года жизни воспитатель не должен ограничивать только близким географическим окружением. В соответствии с программой детям данного возраста дают довольно широкие знания о родной стране. Для этого воспитатель разрабатывает новые темы: «Наша страна -Россия» и «Города России».
С пятилетними детьми воспитатель продолжает тему «Город - село». В зависимости от того, где живут дети - в селе или городе, последовательность ознакомления с этим понятиями будет разной. Сельские дети сначала знакомятся с родным селом, а затем им раскрывается понятие «город». Воспитатель рассказывает, чем город отличается от села, что больше - город или село, где работают люди, живущие в городах. Городских детей сначала знакомят с родным городом, а затем подводят к осознанию понятия «село». Чтобы облегчить им процесс овладения этими знаниями, целесообразно использовать игры - занятия с макетами.
Под руководством воспитателя из спичечных коробков, небольших коробок, картона, цветной бумаги дети склеивают большие и маленькие дома, деревья, делают макеты административных зданий (магазина, почты), лепят из глины или пластилина фигурки животных, из прозрачной бумаги, целлофана хорошо получаются озера, реки, пруд.
В процессе игры с макетами создаются ситуации, которые побуждают ребят получать новые знания, обращаться за советами к воспитателю, спорить, рассуждать, искать правильный ответ на неожиданно возникший вопрос.
Дифференцировать понятие «село» и «город», найти их сходство и различие поможет также беседа, в ходе которой дети вместе с воспитателем решают, что они покажут девочке или мальчику, впервые приехавшему в село, а также, о чем попросят рассказать городских или сельских детей.
Пятилетние дети должны усвоить не только понятие «село» и «город», но также новые для них понятия «столица», «республика», «страна»; они уже должны знать, что больше - село или город, город или республика, республика или страна.
В течение года воспитатель планирует 3-4 занятия, посвященные столице нашей родины. Основная цель: вызвать у детей интерес к самому большому и прекрасному городу нашей страны; подвести к пониманию того, что такое главный город, столиц; вызвать чувство восхищения и гордости красотой Москвы.
На специальном занятии педагог рассказывает детям о Кремле, о Красной площади.
Углубить интерес детей к родной стране помогут рассказы педагога, беседы о климатических и природных зонах России. Серию таких занятий в старшей группе целесообразно начать с рассказов о контрастных климатических зонах - Севере и Юге нашей страны.
Интерес пятилетних детей к занятиям по географии родной страны усиливается, если воспитатель рассказывает им об их сверстниках, живущих на Севере и Юге - в тайге, тундре или пустыне.
Большой помощью в проведении занятий станет воспитателю художественная литература.
Дети шестого года жизни получают обширную информацию: они смотрят телевизор, слушают радио, рассматривают фото в газетах и журналах, беседуют со взрослыми. Полученные таким образом представления уточняет педагог и углубляет.
Также особенностью воспитания любви к родному краю у старших дошкольников является приобщение к родной природе.
Детей шестого года жизни необходимо приучать к тому, что нельзя рвать зря растения, топтать их, составлять из них большие букеты, потому что сорванные растения не дают семян, а значит, не будут и следующих растений; многие из них - пища и лекарства для человека и животных.
Очень важно, чтобы воспитатель заботился об эмоциональном разнообразии встреч ребенка с природой.
Интерес к экскурсии возрастает, если дошкольники предварительно рассматривают специальные картины, репродукции, иллюстрации к книгам, изображающие пейзажи.
Педагог проводит беседы о рациональном труде людей по преобразованию природы. Эти занятия несут большую воспитательную нагрузку, т.к. учат детей бережно и заботливо относится к окружающей среде.
Затем можно проводит беседы об охране природы, о создании заповедников.
На занятии или в свободное время детям предлагается рассмотреть фотографии редких животных, а затем рассказывать, что их осталось на земле очень мало и, чтобы они не исчезли, их нужно охранять.
На последующем занятии воспитатель предлагает детям рассказать, какие животные есть у них дома, как они за ними ухаживают.
Материалом для следующего занятия - этической беседы могут быть художественные произведения: «Зяблик!» С.Михалкова, «Уехали» А. Барто и т.д.
Для бесед с детьми, как на занятиях, так и в повседневной жизни воспитатель может использовать небольшие очерки, заметки периодической печати, в которых приводятся примеры гуманного отношения к животным, случаи их спасения.
В этом возрасте уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал причастность к местным общественным событиям.
Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, т.к. быть патриотами - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо.
Старшие дошкольники уже способны принимать активное участие в защите природы. Им доступно многое: уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей и др.
Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю, с мечтанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству (озеленение, уборка улиц).
Формирование патриотических чувств будет эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их ответственная, а не эгоистическая направленность.
Все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников детских учреждений, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отчества. Это чувство должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна.
Воспитатель должен не только приобщать к жизни страны, но и делать патриотами нашей страны.
Все вышеизложенное говорит о том, что патриотическое воспитание сегодня очень важно, так как нельзя растить детей без Отечества. Но ведь мы должны дать им не только имеющиеся у нас знания и умения, но и дать им понять, что на них сегодня возлагается большая ответственность: они должны быть со своей родиной до конца.
Да, может кто-то скажет: «А зачем нашим детям такая Родина?» Но ведь посмотрите вокруг - любой уголок нашей страны неповторим. Именно эта Земля рождала таких великих людей, как Пушкин, Лермонтов, Суворов. И сегодня мы не должны оставлять свою Родину, мы должны все вместе, приобщая к этому своих детей, сделать ее лучше.
Можно гордиться своей семьей или стыдиться ее, гордиться своим народом, его культурой или презирать его, считать себя гражданином определенного государства или расти вне его, отчужденно. Здесь многое зависит от нас, от того, как мы представим ребенку нашу страну.
И не надо забывать, что именно в этой стране родились все мы!
Мы отметили 65-летие Победы. Праздники прошли. Как рассказать детям о войне, о том, что она была освободительная, что она велась во имя мира, во имя жизни, во имя процветания и благополучия наше Родины. Рассказать просто и доходчиво. В этом воспитателям и родителям поможет искусство - произведение художников, скульпторов, писателей, поэтов и музыкантов о войне.
М.А. Трунова вместе с воспитателями отобрали необходимый и доступный дошкольникам материал: репродукции картин известных художников, фотографии памятников-мемориалов «Брестская крепость», «Мамаев курган», скульптуры малой формы.
Сначала они провели беседу с детьми о том, почему наш город отмечает этот праздник, выяснили, что дети мало знают о подвигах солдат во время войны.
Много памятников и обелисков стоит на нашей земле. Люди не забывают тех, кто участвовал в войне.
Дети старшего дошкольного возраста уже способны переживать чувства горести, обиды не только за себя лично. Не нужно ограждать их от сильных эмоций, они являются началом воспитания патриотических чувств.
Так, рассматривая с детьми полотно А.Дейнеки «Оборона Севастополя», воспитатель рассказывает о битве за город, о том, что оборона Севастополя продолжалась 250 дней, что защитники города - моряки Черноморского флота - мужественно сражались с врагом [28,с. 75].
Заинтересовала детей и картина художника Ю. Непринцева «Отдых после боя». Автор раскрывает характер солдата, доброго, веселого, отзывчивого. Обычная фронтовая суета дала художнику возможность показать нравственный фундамент победы нашего народа в Великой отечественной войне [23].
На репродукции картины «Парад на красной площади в ноябре 1941 года» запечатлен самый трудный для нашей страны первый год войны, когда враг рвался к Москве. Полки войска прямо с парада уходили на фронт. Картина хранит суровую сосредоточенность и мужественную веру людей в победу.
И, конечно же, самая яркая, праздничная картина «Салют победы» В. Штраниха. К работе по знакомству с изобразительным искусством мы привлекли родителей. Например, картину «Подарки фронтовикам» Павлоцкого нам принесла бабушка одного из детей, рассказав, что во время войны она с подругами вязала носки, варежки, шарфы, собирала хлеб и отправляла на фронт.
Знакомя детей с монументальной скульптурой, воспитатели старались показать мужество и храбрость наших воинов.
Многие скульптурные произведения, рассчитанные на восприятие взрослых, могут быть интересны и для старших дошкольников. Надо лишь в доступной форме разъяснить им содержание скульптуры, рассказать о ее художественных особенностях и о том, что люди помнят почетных героев и преклоняются перед их мужеством, героизмом.
Таким образом, изучая методы воспитания, мы определили наиболее эффективные: этическая беседа, рассказ, демонстрация наглядных пособий, наблюдение, экскурсия, моделирование, игра, использование которых способствует воспитанию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств.
Выводы:
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме
патриотического воспитания мы сделали следующие выводы:
Патриотическое воспитание дошкольников является актуальной проблемой.
Основные положения патриотического воспитания граждан России заложены в Концепции, которая является основополагающим
документом, определяющим цель, задачи, принципы и содержание патриотического воспитания в России.
В психолого-педагогической литературе раскрыты особенности организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников, предлагаются методы и технологии, определено содержание воспитательно-образовательной работы с детьми.
Глава 2. Практическая работа по проектированию работы по воспитанию патриотических чувств у старших дошкольников
2.1. Цель и задачи практической работы.
Целью практической работы является определить содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным городом.
Задачами практической работы являются:
Выявить уровень знаний детей о городе Троицке.
2.Спроектировать содержание работы со старшими дошкольниками по ознакомлению с родным городом.
3.Разработать комплекс воспитательно – образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию любви к родному городу.
2.2.Проектирование и апробация мероприятий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Практическая работа проводилась в старшей группе ДОУ №10 г. Троицка. Были определены 10 человек
На первом этапе работы была проведена диагностика.
Цель: выявить уровень знаний дошкольников о городе Троицке. На этом этапе были использованы: беседы, тестирование, анкетирование.
Вначале была проведена беседа на тему «Знаешь ли ты свой город?» Цель: выявить знания детей о городе, как называется, каковы природные особенности города, название улиц, достопримечательности. В содержание беседы входили разнообразные вопросы о городе Троицке. Дети вспоминали название рек, улиц. Беседа включала в себя небольшой рассказ о городе, в котором живут дети. По ответам детей можно сделать вывод, что дети имеют определенный запас знаний о городе, но затрудняются назвать реки, протекающие в городе, мало знают достопримечательностей, не знают географические и исторические особенности его расположения.
Следующий метод - тестирование. Цель - выявить отношение к городу Троицку. Тестирование включало следующие вопросы:
1. Знаешь ли ты как называется твой город?
2. Нравится ли тебе наш город?
3. Знаешь ли ты название улиц?
4. Знаешь ли ты какие реки протекают в городе?
5. Знаешь ли ты на какой улице находится детский сад?
«Да» - 1 балл, «не совсем» - 0,5 балла, «нет» - 0 баллов.
Показатели уровня знаний
5 баллов – высокий уровень.
3,5-4,5 баллов – выше среднего уровня.
2,5-3,5 – балла – средний уровень.
1-2 балла – низкий уровень.
Таблица 2.2.1
Диагностика уровня знаний старших дошкольников
Ф.И.
Кол-во балов
Уровень
Таня Д.
3,5
ВС
Виталик К.
2
Н
Миша К.
5
В
Катя К.
2
Н
Вадим К.
3
С
Света Е.
4,5
ВС
Олег Ф.
2
Н
Марина Б.
2,5
С
Аня П.
5
В
10.Тимофей Б.
4
ВС
Рис. 2.2.1 Уровень знаний старших дошкольников
В группе: у 2 детей высокий уровень – 20 %, выше среднего – 3 ребенка (30%), средний уровень у 2 детей (20%), низкий уровень у 3 детей (30%).
Одной из методик является анкетирование родителей.
Цель: определение уровня познавательных и социальных интересов детей.
Использовались следующие вопросы:
1. Много ли ребенок задает «почемучных» вопросов:
а) очень много, постоянно;
б) довольно много;
в) мало.
2. Любит ли слушать когда ему читают, рассказывают?
а) любит и подолгу слушает;
б) когда как;
в) не любит
3. Проявляется ли интерес к чтению?
а) умеет читать и много читает;
б) буквы все знает и знает кое-какие слова;
в) интереса к чтению нет.
4. Любит ли играть в слова, любит ли стихи?
а) очень любит, сам играет словами, знает много стихов;
б) по- разному;
в) не любит стихов.
5. Хочет ли узнать новое?
а) очень хочет;
б) иногда хочет;
в) не хочет.
Ответы на вопросы зафиксированы в таблице. Ответы оценивались по следующим критериям.
Уровни познавательных и социальных интересов
№ вопроса
Уровни
Индекс
Ответов
высокий
низкий
Средний
1
А
Б
В
2
А
Б
В
3
А
Б
В
4
А
Б
В
5
А
Б
В
На основе данных критериев была составлена таблица
Таблица 2.2.2
Диагностика уровня знаний старших дошкольников
Ф. родителей
Вопросы
1
2
3
4
5
ур
1. Доних
В
А
Б
Б
Б
С
2. Кутепова
В
Б
Б
А
Б
С
3. Куприенко
В
А
Б
Б
Б
С
4. Калюжная
В
Б
В
В
Б
Н
5. Кандерова
В
В
Б
В
Б
Н
6. Ершова
В
Б
А
Б
Б
С
7. Фомина
В
В
Б
А
Б
С
8. Белова
Б
А
Б
В
А
С
9. Плаксина
А
В
Б
В
А
С
10. Белова
А
В
Б
А
Б
С
Рис. 2.2.2 Уровень познавательных и социальных интересов детей.
Анализируя таблицу, мы пришли к выводу, что в группе высокий уровень познавательных и социальных интересов отсутствует, средний уровень присутствует у 8 детей (80%), низкий уровень у 2 детей (20%).
Анализ анкет показал, что не все родители уделяют внимание развитию познавательных и социальных интересов у детей, не во всех семьях созданы для этого условия, поэтому наша задача довести до родителей актуальность данной проблемы.
Обобщив результаты первого этапа, мы пришли к выводу, что формирование знаний детей о родном городе является важной задачей воспитания патриотизма у дошкольников.
Особо устойчиво формируются знания под руководством взрослых, а также в процессе самостоятельной познавательной деятельности ребенка.
Второй этап связан с обогащением у детей системы знаний о городе Троицке.
На основе литературы нами была определена система воспитательно-образовательной работы с детьми, которая включала в себя различные методы ознакомления дошкольников с родным городом: наблюдение, беседы, игры, экскурсии, целевые прогулки.
2.3 Разработка комплекса воспитательно – образовательной работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников посредством ознакомления с родным городом
Цель работы: обогащение представлений детей о городе Троицке и использование их в формирование патриотических чувств у дошкольников.
Комплекс воспитательно – образовательной работы
Вид
воспитательно-
образовательной
работы
Форма
организации
Цель
Предполагаемый
результат
1. Рассказ о
городе Троицке.
Знакомство с
гербом и флагом.
занятия
Расширить
представления о
городе Троицке
Содержательный
рассказ. Вызвать
положительные
чувства к родному краю.
2. Целевая
прогулка по
улице Климова
Повседневная
жизнь
Познакомить
детей с улицей,
дать знания о
Климове.
Обогащение
впечатлений. Вызвать
уважение к людям.
прославившим город.
3. Экскурсия к
памятнику
Неплюева.
Повседневная
жизнь
Познакомить
детей с
основателем
города.
Вызвать уважение к
основателю города,
узнать о социальных
традициях.
4.Знакомство с
растениями и
животным
миром.
Повседневная
жизнь
Дать знания о
географических
особенностях
города Троицка
Расширение
кругозора. Вызвать
желание заботиться о
животных и растениях.
5. Дидактическая
игра «Лото»
Повседневная
жизнь
Закрепить знания
о названиях
растений и
животных.
Воспитывать
бережное отношение к
природе, любовь к
родному краю.
б. Рисование
«Улица на
которой я живу».
занятие
Создать условия
для отображения
действительности
Рисунок ребенка.
Воспитание
положительного отношения к родному краю.
7.Строительная
игра «Наш
детский сад».
Повседневная
жизнь
Создать условия.
Постройка ребенка.
Воспитывать чувство
любви,
привязанности, уважения к собственному детскому саду.
8. Аппликация
«Наша улица»
занятие
Создать условия
для отображения
окружающей
действительности
Коллективная
аппликация
9.Рассматривание
Иллюстраций.
Повседневная
жизнь
Дать детям
знания о городе
Троицке.
Знания об
экономическом и
социальном развитии города.
В начале работы с детьми было проведено занятие, на котором дети рассказывали о том, почему наш город называется Троицком, кем он был основан, познакомила с гербом и флагом города, разъяснила их содержание, рассмотрела с детьми иллюстрации в книге «Возвращаясь к прошлому» Е. Скобелкина, И.Шамсутдинова. На заданные мной вопросы дети в конце занятия ответили без затруднений (протокол №1). В повседневной жизни была проведена целевая прогулка по улице Неплюева. Я рассказала о человеке, в честь которого была названа улица, показала все достопримечательности, которые встречаются на улице, рассматривали старинные здания, дома, памятники и т.д.
Придя в детский сад, я убедилась в том, что дети хорошо запомнили экскурсию, т.к. на заданные мной вопросы отвечали быстро и уверенно.
Целью экскурсии к памятнику Неплюева было: познакомить детей с основателем города. Из рассказа дети узнали заслуги Неплюева, почему ему был поставлен памятник; внимательно рассмотрели с детьми памятник, прочитали слова, которые написаны на нем, обратили внимание на церковь, которая является символом прошлого, подчеркнули связь прошлого с настоящим. Обратила внимание, что это место свято для Троичан.
С целью обогащения знаний детей о городе, его географических и экономических особенностях, мы провели с детьми беседу «Животный и растительный мир Челябинской области». Мною были предложены иллюстрации с изображением растений и животных, рассказ о местах их обитания и проживания.
Показала детям фотографии уральской природы, рассказала, что наш город самый солнечный, красивый, в нем много исторических памятников.
Призвала детей поддержать традицию Троичан - разбить клумбы вокруг детского сада.
С целью проверки знаний провела дидактическую игру «Лото». В ходе игры обращала внимание на точное название растений и животных. Игра показала, что дети достаточно хорошо усвоили географические сведения о городе Троицке.
Мною было организовано занятие на тему «Улица, на которой я живу» с целью отразить свои впечатления о городе. Детям было предложено вспомнить, как называется улица, на которой они живут, что на ней находится (магазин, вокзал, школа и т.д.), вспомнить местность, где стоит их дом. Дети отобразили в своих рисунках характерные особенности своей улицы.
Используя преимущества игровой деятельности, была организована строительная игра «Наш детский сад». Дети строили здания и обыгрывали его. В игре дети отразили не только структуру самого здания, но и улицу на которой оно находится. В ходе игры напоминала правила поведения в детском саду и в общественных местах, поощряла, советовала, помогала детям.
На основе знаний было организовано занятие аппликация «Наша улица». Вначале вспомнили с детьми улицы, на которых мы были, на которых живут они, их бабушки и дедушки.
Дети легко и быстро справились с заданием, отразили свой опыт с помощью цветной бумаги и клея. Работали дружно, обменивались впечатлениями, договаривались кто, что будет делать, проявили творчество и фантазию.
Для закрепления знаний о городе рассмотрели с детьми иллюстрации с изображением Троицка. На заданные мною вопросы дети отвечали полно, могли выбрать герб и флаг города Троицка среди других.
Таким образом, проведенная нами воспитательно-образовательная работа позволила повысить уровень знаний детей, что способствовало воспитанию патриотических чувств у детей.
Также проведенная работа способствовала развитию познавательных и социальных интересов. Знания, полученные о городе в детском саду, закреплялись в семье во время прогулок, экскурсий, бесед.
Родители больше рассказывали детям о родном крае, в котором они живут и развиваются.
С целью проверки эффективности воспитательно – образовательной работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников по средством ознакомления с родным городом, была проведена повторная диагностика, которая позволила проследить динамику развития познавательных, социальных интересов и знаний о городе.
Представленные ниже результаты позволяют оценить эффективность воспитательно – образовательной работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников по средством ознакомления с родным городом.
Таблица 2.3.1
Диагностика уровня знаний старших дошкольников
Ф.И.
Кол-во балов
Уровень
1.Таня Д.
3,5
ВС
2.Виталик К.
2
В
3.Миша К.
5
В
4.Катя К.
2
В
5.Вадим К.
3
В
6.Света Е.
4,5
ВС
7.Олег Ф.
2
В
8.Марина Б.
2,5
С
9.Аня П.
5
В
10.Тимофей Б.
4
ВС
В группе: у 6 детей высокий уровень –(60 %), выше среднего – 3 ребенка (30%), средний уровень у ребенка -( 10%).
Таблица 2.3.2
Диагностика уровня знаний старших дошкольников
Ф. родителей
Вопросы
1
2
3
4
5
ур
1. Доних
В
А
А
В
А
А
2. Кутепова
В
В
А
А
А
А
3. Куприенко
В
А
В
В
В
С
4. Калюжная
В
А
В
А
А
А
5. Кандерова
А
А
В
В
А
А
6. Ершова
В
В
А
В
В
С
7. Фомина
В
В
А
А
А
А
8. Белова
В
А
А
В
А
А
9. Плаксина
А
В
В
В
А
С
10. Белова
А
В
В
В
В
С
Анализируя таблицу, мы пришли к выводу, что в группе высокий уровень познавательных и социальных интересов присутствует у 6 детей - 60%, средний уровень присутствует у 4 детей (40%), низкий уровень - отсутствует.
Для повторной диагностики по выявлению знаний о родном городе использовались те же методики, что и на начальной диагностике.
Подводя итог, мы констатируем, что полученные в ходе опытно – экспериментальной работы результаты позволяют утверждать: выявленный и теоретически обоснованный комплекс занятий обеспечивает эффективное усвоение знаний о городе Троицке .
Анализ результатов работы подтвердил, что можно рассматривать работу по воспитанию любви к родному городу, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников, т.к. приобретенные знания позволили вызвать у детей чувства привязанности к родным и близким людям, дому, детскому саду, городу в котором живет ребенок, приобщить его к традициям родного города, заложить основы любви к Родине.
Выводы по II главе
На констатирующем этапе были выявлен уровень знаний, познавательных и социальных интересов дошкольников о городе Троицке с использованием методов: беседа, тестирование, анкетирование. Данные диагностики показали, что у 2 детей высокий уровень – 20 %, выше среднего – 3 ребенка (30%), средний уровень у 2 детей (20%), низкий уровень у 3 детей (30%). Анализ полученных результатов показал, что необходимо расширять, обогащать уровень знаний детей о родном городе, воспитывать любовь к родному краю.
На этапе формирующего эксперимента был разработана и проведена система воспитательно-образовательной работы с детьми с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, которая включала в себя различные методы ознакомления дошкольников с родным городом: наблюдение, беседы, игры, экскурсии, целевые прогулки.
Проведенная нами воспитательно-образовательная работа способствовала развитию познавательных и социальных интересов, позволила повысить уровень знаний детей, что способствовало воспитанию патриотических чувств у детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психолого-педагогической литературы показал наличие проблемы воспитания патриотизма молодежи.
Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине.
Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей, нужно понимать, что в дошкольном возрасте нравственное качество не может быть сформировано окончательно - всего лишь зарождаются основы нравственных чувств.
Учитывая особенности дошкольников: пластичность нервной системы, эмоциональность и восприимчивость ребенка, работу по воспитанию патриотических чувств необходимо начинать в дошкольном возрасте.
Воспитатель должен быть методически подготовленным к решению данной проблемы, работу вести целенаправленно, настойчиво в определенной системе.
Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатство Родины.
Начинать воспитательно-образовательную работу по воспитанию патриотизма надо с воспитания любви к родителям, дому, детскому саду, улице, на которой он находится, городу в котором он живет, затем на основе этих чувств формировать высшее нравственное чувство - патриотизм.
Таким образом, базой для формирования любви к Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта задача остается актуальной всегда.
Начиная работу, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края.
Необходимо продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки характерные только для данной местности.
Доступно показать связь родного города с социальным миром.
Знакомить детей с историей города, памятниками старины.
Нужно строить работу так, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям.
Необходимо определить объем и содержание знаний, которыми должны овладеть старшие дошкольники, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.
Целесообразно планировать материал по темам, которые соответствует содержанию программы.
Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, труд, праздники.
Для того чтобы дети в течение года усваивали знания постепенно, в определенной системе, необходимо разработать мини-программу «Воспитание любви к родному городу».
«Надо поставить дело так, чтобы при одной работе выполнялось двойное или тройное дело», чтобы всякая работа приносила более чем один результат. Здесь общее правило состоит в том, чтобы всегда было связано одно с другим» - писал Я.А.Коменский.
Список используемой литературы
Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор
[
Текст
]
.
- М.:
Учпедгиз
, 1957. – 240 с.
Аполлонова
, Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре
[
Текст
]
// Дошкольное воспитание . - 1992. - № 5-6. - С. 5-8.
Бакланов Г.Н. Патриот - это
.
. .//Внешкольник.- 2003.- № 2.- С.12-19.
Генералова
, Н. Русские народные
потешки
в жизни малышей
[
Текст
]
// Дошкольное воспитание. - 1985. - №11. - С. 21-2425
Герасимова, З.,
Козачек
, Н. Родной свой край люби и знай!
[
Текст] // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 12. – С.43 -57.
Гурова А.Г. Современная молодёжь: социальные ценности и нравственные ориентации // Педагогика. - 2000.-№10.
Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста
[
Текст
] //
Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. - М.: ГНОМ , 2001. – 144
с
.
Загрутдинова
, М.,
Гавриш
, Н. Использование геральдики
[
Текс
т]
// Дошкольное воспитание. – 1991. - № 9. - С. 16-22.
Калугина, Н. патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников
[
Текст
]
// Дошкольное воспитание . – 2008. - № 4. – С. 66 – 71.
Кириллина, М.,
Мельчина
. Л. Патриотическое воспитание
[
Текст
]
// Дошкольное воспитание . – 2005. -№1. –С. 9 -14.
Криницына
, Н. Дети любят
потешки
[Текст]
/ / Дошкольное воспитание. - 1991. - №11. - С. 16-17.
Клименко
, Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми
[
Текст
]
// Дошкольное воспитание. -1983. - №5. - С. 34-35
Конституция Р.Ф: Научно-практический комментарий / Под ред.
Топорина
Б.Н.-М. 1994.
Концепция дошкольного воспитания
[
Текст
]
/ / Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. - 1997. - С. 8-11.
Комратова
Н.Г. Моя малая Родина //Управление ДОУ. - 2005.-№ 1.
Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей
[
Текст
]
. - М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256
с
.
Криницына
, Н. Дети любят
потешки
[Текст]
//Дошкольное воспитание. - 1991. - №11. - С. 16-17.
И. Кудрявцева А.А. Истоки патриотизма игре
[
Текст
]
//Дошкольное воспитание. - 2003.-№.5.- С. 24-31.
Кудрявцева, Е. Использование загадок в дидактической игре
[
Текст
] //
Дошкольное воспитание . - 1986. - №9. - С. 23-26.
Кутьев
В.О. Воспитание патриотизма
[
Текст
]
// Педагогика. - 2000.- № 5.- С. 14-23.
Марешьянова
О.П. Край, в котором я живу
[
Текст
]
// Дошкольное воспитание.- 1999.- № 5.- С. 43-45.
Маханева
, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
[
Текст
]
.
– М. : АРКТИ, 2005. - 15 с.
Мацкевич, А.Я. Геральдика – дошкольникам
[
Текст
]
.
- М.: Просвещение, 1967. - 46-60 с.
Новицкая, М.Ю. Наследие -
Патриотическое воспитание в детском саду
[
Текст
]. –
М.:Линка
– Пресс, 2003. – 200
с
.
Оверчук
, Т.И Мой родной дом
[
Текст
]
.
–М
.: 2004. – 136 с.
Орлова, Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми
[
Текст
]
// Дошкольное воспитание. - 1984. - № 4. - С. 8-11.
Пятикоп
И.И.Воспитание патриота
[
Текст
]
// Педагогика - 2000.- № 4.- С. 32-36.
Рыбакова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания
[
Текст
] //
Дошкольное воспитание . – 2003. - № 6. – С. 45 -57.
Сакавичени
, О. Патриотическое воспитание дошкольников
[
Текст
] //
Дошкольное воспитание . – 2006. – № 6. – С. 14 -19.
Соловьёва Е.В. Гражданское воспитание сегодня
[
Текст
]
// Дошкольное воспитание.- 2001.- № 10.- С.21 -24.
Скобёлкин
Е., Шамсутдинов И. Возвращение в прошлое.
[
Текст
].
- Т., 1993.
Трупова
М. Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами ознакомления с изобразительным искусством
[
Текст
]
//Дошкольное воспитание.- 1995.- № 9.- С. 34-36.
Приложение
Протокол №1
Тема: Рассказ о городе Троицке.
Присутствовали дети старшей группы ДОУ №10 в количестве 10 человек (экспериментальная группа).
Цель: расширить представление детей о городе Троицке;
Методы: беседа, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, чтение исторических данных.
Результаты: после беседы я предложила детям составить небольшой рассказ, дети с удовольствием его составляли, используя те сведения, которые я им донесла. Благодаря своей внимательности и заинтересованности рассказы получились содержательными.
Протокол 2
Тема: Целевая прогулка по улице Климова.
Присутствовали дети старшей группы ДОУ №10 в количестве 10 человек (экспериментальная группа).
Цель: познакомить детей с улицей, названной именем писателя А. Климова; дать знания о А.Климове, о его вкладе;
Методы: вопросы, художественное слово, показ с объяснением, чтение отрывков.
Результат: на заданные мною вопросы дети отвечали быстро. Предложения были правильно построены, поэтому беседа прошла интересно и увлекательно.
Протокол №3
Тема: Экскурсия к памятнику И.Неплюева.
Присутствовали дети старшей группы ДОУ №10 в количестве 10 человек (экспериментальная группа).
Цель: познакомить детей с памятником И.Неплюева - основателем города Троицка;
Методы: беседа, игра, исторические данные; рассматривание достопримечательностей.
Результат: придя в детский сад, дети с большим удовольствием рассказывали сотрудникам детского сада, о том, где они были, что видели, что узнали о своем городе. Поэтому благодаря, экскурсии у детей появился уровень социальных знаний.
Протокол №4
Тема: Знакомство с растениями и животными города Троицка.
Присутствовали дети старшей группы ДОУ №10 в количестве 10 человек (экспериментальная группа).
Цель: дать детям знания о географических особенностях города Троицка.
Методы: художественное слово, загадки, беседа, рассматривание иллюстраций.
Результат: на заданные мною вопросы, дети отвечали быстро и уверенно.
Следовательно, они усвоили название растений и животных, причину их проживания в данной местности.
Протокол №5
Тема: Дидактическая игра «Лото».
Присутствовали дети старшей группы ДОУ №10 в количестве 10 человек (экспериментальная группа).
Цель: закрепить знание детей о растениях и животных нашего края.
Методы: объяснение правил игры, закрепление правил игры, подведение итогов, действие детей, образец воспитателя, указания, напоминания.
Результат: дети выполнили все игровые действия, ошибок практически не было. В ходе игры я попыталась провести работу по закреплению слов, благодаря предварительной работе результат был на высоком уровне.
Протокол №6
Тема: Рисование «Улица, на которой я живу».
Присутствовали дети старшей группы ДОУ №10 в количестве 10 человек (экспериментальная группа).
Цель: Воссоздать условия для отображения впечатлений от окружающей действительности, закрепить умения передавать в рисунке отношения к увиденному, воспитать уважение к родному краю.
Методы: беседа, указание, напоминание, показ приемов рисования, анализ детских работ.
Результат: дети попытались изобразить свою улицу, но рисунки получились бедными, т.к. у детей низкий уровень изобразительных навыков. Но, несмотря на это, дети все-таки изобразили предметы, которые окружали их дом.
Протокол№7
Тема: Строительная игра «Наш детский сад».
Присутствовали дети старшей группы ДОУ №10 в количестве 10 человек (экспериментальная группа).
Цель: создать условия для выявления впечатления детей.
Методы: обсуждение темы, совместная деятельность педагога, советы, напоминания, анализ постройки.
Результат: в ходе игры сложились определенные правила, которые дети старались соблюдать и не нарушать. Взаимоотношения были добрыми, разногласий не было, поэтому постройка имела законченный вид.
Протокол №8
Тема: Рассматривание иллюстраций.
Присутствовали дети старшей группы ДОУ №10 в количестве 10 человек (экспериментальная группа).
Цель: дать знания детям о городе.
Методы: рассматривание иллюстраций, чтение отрывков.
Результат: рассматривая иллюстрации, я рассказывала о каждой, после чего дала детям задание – составить рассказ. Рассказы получились содержательными и включили в себя исторические данные, характеристику зданий и т.д.
Рис. 1 Сравнительная диаграмма данных тестирования
до эксперимента и после эксперимента.
Рис. 2 Сравнительная диаграмма уровня
познавательных и социальных интересов детей
до эксперимента и после эксперимента.