Патриотическое воспитание дошкольников через разные виды деятельности | Сергеева Наталья Анатольевна. Работа №352372
Аннотация. В статье раскрывается роль патриотического воспитания в развитии дошкольников как основы формирования их гражданской идентичности и уважения к культурным и историческим ценностям страны. Рассматриваются различные виды деятельности, которые могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) для формирования у детей патриотических чувств. Обосновывается значимость комплексного подхода, интеграции знаний, эмоций и практического опыта для успешного воспитания у дошкольников любви к Родине.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольный возраст, гражданская идентичность, культурные ценности, образовательная деятельность, эмоциональное развитие, любовь к Родине.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сергеева Наталья Анатольевна, воспитатель
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №7», г. Снежинск
Аннотация. В статье раскрывается роль патриотического воспитания в развитии дошкольников как основы формирования их гражданской идентичности и уважения к культурным и историческим ценностям страны. Рассматриваются различные виды деятельности, которые могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) для формирования у детей патриотических чувств. Обосновывается значимость комплексного подхода, интеграции знаний, эмоций и практического опыта для успешного воспитания у дошкольников любви к Родине.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольный возраст, гражданская идентичность, культурные ценности, образовательная деятельность, эмоциональное развитие, любовь к Родине.
Патриотическое воспитание дошкольников является важным этапом формирования личности ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются основы гражданской идентичности, уважения к истории и культуре своей страны, что играет ключевую роль в воспитании будущих граждан. Этот процесс особенно значим, так как именно в раннем детстве ребёнок начинает осознавать себя частью большого сообщества и формирует первые представления о понятии «Родина».
Для дошкольников понятие патриотизма имеет эмоциональный характер. Дети в этом возрасте воспринимают мир через конкретные образы и чувства, поэтому воспитание любви к Родине должно основываться на простых и понятных для них символах, таких как семья, детский сад, природа родного края. Через эти образы дети начинают понимать, что такое Родина, и развивать привязанность к ней.
Одним из наиболее эффективных способов патриотического воспитания является использование игровых форм деятельности. Игра, как ведущий вид деятельности дошкольников, позволяет им в доступной форме осваивать патриотические ценности. Например, сюжетно-ролевые игры, посвящённые труду взрослых, защите Родины или семейным традициям, помогают детям понять значимость общественно важных профессий, почувствовать гордость за свою страну и осознать важность семейных ценностей.
Творческая деятельность также играет значительную роль в патриотическом воспитании. Рисование, лепка, аппликация, изготовление поделок на темы, связанные с родным краем, национальными символами или знаменательными событиями, помогают детям выразить своё отношение к Родине через творчество. Такие занятия способствуют не только эмоциональному вовлечению, но и развитию эстетического восприятия, интереса к национальной культуре и истории.
Музыкальное воспитание является мощным средством формирования патриотических чувств. Исполнение песен о Родине, участие в музыкальных праздниках, слушание произведений, отражающих красоту природы и героизм народа, помогает дошкольникам глубже проникнуться любовью к своей стране. Музыкальные образы вызывают яркие эмоции, способствуют развитию эмпатии и гордости за свою Родину.
Значительное место в патриотическом воспитании занимает ознакомление с историей и культурой родного края. Экскурсии, беседы, просмотр тематических видеоматериалов позволяют детям расширить свои представления о родной природе, городах и памятниках, узнать о выдающихся личностях и значимых событиях. Особенно важно организовать такую работу в форме, доступной для восприятия дошкольников, чтобы она вызвала интерес и положительные эмоции.
Чтение литературы и знакомство с фольклором также способствует формированию патриотических качеств. Сказки, стихи, рассказы о родной стране, её природе и героях формируют у детей представление о национальной культуре, обогащают их внутренний мир и развивают чувство гордости за свой народ. Важно подбирать произведения, которые соответствуют возрасту детей и вызывают у них интерес.
Ещё одним важным аспектом патриотического воспитания является организация праздников и тематических мероприятий. Праздники, посвящённые Дню Победы, Дню России или другим знаменательным датам, помогают детям через эмоции и переживания понять значение тех или иных событий для истории страны. Участие в таких мероприятиях позволяет детям почувствовать себя частью большого сообщества, укрепляет чувство коллективизма и ответственности.
Особое внимание следует уделять воспитанию у дошкольников любви к родной природе. Природа, как неотъемлемая часть Родины, является одним из первых объектов, с которым ребёнок устанавливает эмоциональную связь. Наблюдения за сезонными изменениями, уход за растениями, экологические акции помогают детям почувствовать ответственность за сохранение природного богатства своей страны.
Патриотическое воспитание невозможно без активного взаимодействия с семьёй. Родители играют ключевую роль в формировании у ребёнка первичных представлений о Родине, семейных ценностей и национальной культуры. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками образовательного процесса, проводя с ними консультации, организуя совместные мероприятия и проекты.
Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников — это сложный и многоуровневый процесс, который требует интеграции различных видов деятельности. Игровая, творческая, музыкальная и познавательная активности, а также совместная работа с семьёй создают условия для формирования у детей любви к Родине, уважения к её культуре и истории. Воспитатель, используя богатый арсенал педагогических методов и подходов, закладывает основы гражданской идентичности, помогая дошкольникам осознать своё место в обществе и свою связь с Родиной.
Список литературы
1. Комкова Ю. А. Формирование патриотических чувств через разные виды деятельности / Ю. А. Комкова, А. И. Кашкевич. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1 (8.1). — С. 15-16.
2. Корниенко Т. А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Т. А. Корниенко, Т. А. Белых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 174-176.