Патриотическое воспитание дошкольников в условиях разновозрастной группы | Пьяных лариса Александровна. Работа №309369
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Россия – это я! Это ты! Это мы!» в условиях разновозрастной группы.
Пожалуй, сегодня для России нет более важной идеи, чем любовь к Родине. Но прежде всего любовь к семье, товарищам в детском саду, к своему городу, краю. Конечно же, этому нельзя научить, но это воспитать. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как во семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношении к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Одним из основных компонентов образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Актуальность:
-У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии.
-Недостаточно развиты нравственные качества детей.
-Испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях.
-Утрата культурных ценностей, равнодушное отношение к опыту прошлых поколений в семьях воспитанников.
-Недостаточно сформированная система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
Поиск нового содержания, форм работы и новых подходов определил цель нашей работы: создать условия для комплексного освоения краеведческой деятельности посредством ознакомления дошкольников с историей, традициями, бытом, природой и особенностями культуры родного края.
Исходя из цели были сформулирован комплекс задач:
} Формирование у детей чувства патриотизма, гражданственности
} Расширение представлений о России, как о родной стране, о Железногорске, как о родном городе, о посёлке Новый Путь в котором мы живем
} Знакомство с традициями, бытом, природой и особенностями культуры родного края
} Формирование активной родительской позиции на основе продуктивного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию в нашем ДОУ включает три основных направления: экологическое, историко – краеведческое, культурное.
Экологическое. Важным фактором в воспитании патриотизма является природа. Она доступна и понятна ребёнку, так как рано входит в его жизнь. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края даёт возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко – краеведческое. У каждого человека есть своя малая Родина. Она неповторима, у неё своё историческое прошлое, традиции. И наша задача знакомить детей с историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми, окружающей действительностью. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Культурное. Знакомя детей с истоками народной культуры, фольклором, предметами старины, традициями народа мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, помогаем усвоить опыт наших предков.
Нравственно-патриотическое воспитание проходит во всех видах деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми, с родителями, с социумом (экскурсии).
Этапы работы :
Подготовительный
Включает в себя:
} Анкетирование
} Сбор информации
} Изучение нормативной базы
} Анализ результатов педагогического мониторинга по патриотическому воспитанию дошкольников
} Обработка информации
Практический
} Тематические виртуальные экскурсии и целевые прогулки
} Конкурсы, выставки, викторины, праздники, развлечения
} Создание мини-музеев
} Проектно-исследовательская деятельность
} Медеоресурсы, фоторепортажи
} Участие в городских и краевых конкурсах, выставках и т.д.
Система работы по патриотическому воспитанию разработана блоками, с учётом
возрастных особенностей детей.
Блок «Моя семья» - Мир ребёнка начинается с его семьи. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях. Рассматриваем семейные альбомы. Оформили фотовыставку «Мама, папа я – дружная семья». Совместно с детьми разучиваем стихи о маме, папе и т.д. читаем художественные произведения. Оформили сюжетно – ролевые игры «Семья»; «Кафе»; «Магазин». Дидактические игры: «Назови имя»; «Кто кем приходится».
Блок - «Детский сад – второй наш дом» - Одна из первых ступеней воспитания «Маленького патриота» это развитие у детей представлений о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т.д.)
Детский сад- это маленькое государство, в котором всем должно быть интересно жить и трудиться. Где дети познают мир, творят и сотрудничают, а взрослые заботятся о безопасности и развитии детей.
Экскурсии по детскому саду, знакомство с его сотрудниками, чтение стихов, рассказов о дружбе, подбор пословиц, прослушивание пение песен о дружбе.
Блок – «Моя малая Родина» - любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу, посёлку. Мы живём рядом с Железногорском, городом с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее Железногорска.
Чтобы ближе и лучше узнать наш город и посёлок проводили беседы о родном городе, посёлке, домашнем адресе; экскурсии по ближайшим улицам посёлка, в библиотеку. Изготовили альбомы «Мой город»; «Улицы нашего посёлка». Дети с удовольствием создавали постройки по теме «Город моей мечты», делали коллективные работы «Моя улица», «Ночные улицы города».
Совместно с родителями оформили фотовыставку «Достопримечательности нашего города».
Блок – «Мы Россияне» - Знакомя детей с родной страной, мы расширяем их представление о значении государственных символах России. Воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомим детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России.
Формируем представления о том, что Россия многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Оформили уголок «Я живу в России».
Блок – «Вижу чудное раздолье» - общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную берёзку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе появляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине. Вот поэтому, передо мной стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу, любить Родину.
Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является труд. Приобщая их к труду, формирую ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях «Поможем птицам зимой», «Посадим деревья», «Батарейки, спасайтесь».
Блок – «В чудном мире русского языка» - Немаловажную роль в воспитании нравственно-патриотических качеств играет знакомство с произведениями устного народного творчества. Фольклорные загадки знакомят детей с предметами быта. Пословицы и поговорки приобщают дошкольников к неписаным законам народной этики, раскрывают перед детьми качества человека, преданного своему Отечеству: порядочность, уважение, ответственность, доброта, любовь к своей семье и Родине. Дети с удовольствием произносят потешки, прибаутки, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.
Нами реализованы проекты «В мире добрых сказок», «Богатыри земли русской».
Блок – «Быт и традиции» - очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа. Я убеждена также, что для успешного воспитания патриотизма немаловажно погрузить детей в атмосферу русского национального быта, создавая для этого развивающую среду. Это мини музей «Русская изба»; мини музей «Народные инструменты». Это возможность примерить на себя народный костюм в уголке ряжения. Дети очень любят фольклорные мероприятия в том числе и за то, что у каждого будет костюм. Тем самым мы расширяем представление детей о народной одежде, развивается интерес к культуре нашей Родины.
Особую роль в приобщении детей к истокам русской народной культуры играют праздники в детском саду. Это своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала.
Наши ребята на Рождественские святки с удовольствием ходят «в гости» к детям младшего возраста с песнями, закличками, колядками. Встречают «широкую гостью Масленицу», славят осень на «Осенинах». Прыгают через костёр на Иван купало. Прославляют русскую берёзку.
Важную роль в ознакомлении детей с народным творчеством играют народные игры. Я стараюсь показать детям их значение, рассказать, что они являются национальным богатством, незаменимым жанром народного творчества. Я знакомлю детей с доступными народными играми, такими как «Ручеёк», «Ой, что за народ, за матрёшкой идёт»», «Ярмарочная карусель», «У медведя во бору», Включение таких игр в праздник дарит детям незабываемые эмоции. В народных играх дети учатся общаться, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества. Особенность народных игр в том, что они, прививают чувство коллективизма.
Я стараюсь уделять большое внимание характерным песенно-танцевальным народным формам: хороводам, заигрышам. Это народные песни-игры, песни-хороводы: «Во поле берёза стояла», «Каравай», «Стенка на стенку», «Тень-тень, потетень», «Ходит Ваня» и т.д.
Блок – «Творение рук человеческих» - Очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной - матрёшке, тряпичной кукле — самоделке). Знакомим с народным промыслом: дымковской игрушкой, филимоновской игрушкой, хохломской росписью, городецкой, гжелью и т. д. А затем, организуем выставки детского творчества.
Блок – «Служу Отечеству» - в нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: бабушек, дедушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, я прививаю детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг.
Важным условием успешной педагогической деятельности в воспитании гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста является взаимодействие с родителями воспитанников.
С родителями проводили беседы, дискуссии по теме «Воспитание патриотизма через приобщение к русской народной культуре». Привлекали родителей к изготовлению костюмов к праздникам. Родители принимали активное участие в выставках поделок из природного материала «Осенние фантазии», «Новый год».
Разработаны консультации для родителей: «Роль народно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Воспитание патриотических чувств у детей», «Народные праздники», «Масленица», «Сказка как средство патриотического воспитания». Оформили: картотеку русских народных подвижных и хороводных игр, малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни).Реализация данной формы работы, на наш взгляд, это очень эффективная форма патриотического воспитания дошкольников, позволяющая всем участникам образовательного процесса, продемонстрировать свои открытия, активно взаимодействовать с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения.
СЛАЙД1
Пожалуй, сегодня для России нет более важной идеи, чем любовь к Родине. Но прежде всего любовь к семье, товарищам в детском саду, к своему городу, краю. Конечно же, этому нельзя научить, но это воспитать. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как во семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношении к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
СЛАЙД 2
Одним из основных компонентов образовательных областей Социально - коммуникативное развитие ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Актуальность:
-У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии.
-Недостаточно развиты нравственные качества детей.
-Испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях.
-Утрата культурных ценностей, равнодушное отношение к опыту прошлых поколений в семьях воспитанников.
-Недостаточно сформированная система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
СЛАЙД 3
Поиск нового содержания, форм работы и новых подходов определил цель нашей работы: создать условия для комплексного освоения краеведческой деятельности посредством ознакомления дошкольников с историей, традициями, бытом, природой и особенностями культуры родного края.
СЛАЙД 4
Исходя из цели были сформулирован комплекс задач:
Формирование у детей чувства патриотизма, гражданственности
Расширение представлений о России, как о родной стране, о Железногорске, как о родном городе, о посёлке Новый Путь в котором мы живем
Знакомство с традициями, бытом, природой и особенностями культуры родного края
Формирование активной родительской позиции на основе продуктивного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.
СЛАЙД 6
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию в нашем ДОУ включает три основных направления: экологическое, историко – краеведческое, культурное.
Экологическое. Важным фактором в воспитании патриотизма является природа. Она доступна и понятна ребёнку, так как рано входит в его жизнь. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края даёт возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко – краеведческое. У каждого человека есть своя малая Родина. Она неповторима, у неё своё историческое прошлое, традиции. И наша задача знакомить детей с историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми, окружающей действительностью. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Культурное. Знакомя детей с истоками народной культуры, фольклором, предметами старины, традициями народа мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, помогаем усвоить опыт наших предков.
Нравственно-патриотическое воспитание проходит во всех видах деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми, с родителями, с социумом (экскурсии).
СЛАЙД 7
Этапы работы :
Подготовительный
Включает в себя:
Анкетирование
Сбор информации
Изучение нормативной базы
Анализ результатов педагогического мониторинга по патриотическому воспитанию дошкольников
Обработка информации
СЛАЙД 8
Практический
Тематические виртуальные экскурсии и целевые прогулки
Конкурсы, выставки, викторины, праздники, развлечения
Создание мини-музеев
Проектно-исследовательская деятельность
Медеоресурсы, фоторепортажи
Участие в городских и краевых конкурсах, выставках и т.д.
СЛАЙД 9
Система работы по патриотическому воспитанию разработана блоками, с учётом
возрастных особенностей детей.
Блок Моя семья - Мир ребёнка начинается с его семьи. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях. Рассматриваем семейные альбомы. Оформили фотовыставку Мама, папа я – дружная семья. Совместно с детьми разучиваем стихи о маме, папе и т.д. читаем художественные произведения. Оформили сюжетно – ролевые игры Семья; Кафе; Магазин. Дидактические игры: Назови имя; Кто кем приходится.
СЛАЙД 10
Блок - Детский сад – второй наш дом - Одна из первых ступеней воспитания Маленького патриота это развитие у детей представлений о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т.д.)
Детский сад- это маленькое государство, в котором всем должно быть интересно жить и трудиться. Где дети познают мир, творят и сотрудничают, а взрослые заботятся о безопасности и развитии детей.
Экскурсии по детскому саду, знакомство с его сотрудниками, чтение стихов, рассказов о дружбе, подбор пословиц, прослушивание пение песен о дружбе.
СЛАЙД 11
Блок – Моя малая Родина - любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу, посёлку. Мы живём рядом с Железногорском, городом с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее Железногорска.
Чтобы ближе и лучше узнать наш город и посёлок проводили беседы о родном городе, посёлке, домашнем адресе; экскурсии по ближайшим улицам посёлка, в библиотеку. Изготовили альбомы Мой город; Улицы нашего посёлка. Дети с удовольствием создавали постройки по теме Город моей мечты, делали коллективные работы Моя улица, Ночные улицы города.
Совместно с родителями оформили фотовыставку Достопримечательности нашего города.
СЛАЙД 12
Блок – Мы Россияне - Знакомя детей с родной страной, мы расширяем их представление о значении государственных символах России. Воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомим детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России.
Формируем представления о том, что Россия многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Оформили уголок Я живу в России.
СЛАЙД 13
Блок – Вижу чудное раздолье - общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную берёзку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе появляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине. Вот поэтому, передо мной стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу, любить Родину.
Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является труд. Приобщая их к труду, формирую ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях Поможем птицам зимой, Посадим деревья, Батарейки, спасайтесь.
СЛАЙД 14
Блок – В чудном мире русского языка - Немаловажную роль в воспитании нравственно-патриотических качеств играет знакомство с произведениями устного народного творчества. Фольклорные загадки знакомят детей с предметами быта. Пословицы и поговорки приобщают дошкольников к неписаным законам народной этики, раскрывают перед детьми качества человека, преданного своему Отечеству: порядочность, уважение, ответственность, доброта, любовь к своей семье и Родине. Дети с удовольствием произносят потешки, прибаутки, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.
Нами реализованы проекты В мире добрых сказок, Богатыри земли русской.
СЛАЙД 15
Блок – Быт и традиции - очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа. Я убеждена также, что для успешного воспитания патриотизма немаловажно погрузить детей в атмосферу русского национального быта, создавая для этого развивающую среду. Это мини музей Русская изба; мини музей Народные инструменты. Это возможность примерить на себя народный костюм в уголке ряжения. Дети очень любят фольклорные мероприятия в том числе и за то, что у каждого будет костюм. Тем самым мы расширяем представление детей о народной одежде, развивается интерес к культуре нашей Родины.
СЛАЙД 16
Особую роль в приобщении детей к истокам русской народной культуры играют праздники в детском саду. Это своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала.
Наши ребята на Рождественские святки с удовольствием ходят в гости к детям младшего возраста с песнями, закличками, колядками. Встречают широкую гостью Масленицу, славят осень на Осенинах. Прыгают через костёр на Иван купало. Прославляют русскую берёзку.
СЛАЙД 17
Важную роль в ознакомлении детей с народным творчеством играют народные игры. Я стараюсь показать детям их значение, рассказать, что они являются национальным богатством, незаменимым жанром народного творчества. Я знакомлю детей с доступными народными играми, такими как Ручеёк, Ой, что за народ, за матрёшкой идёт, Ярмарочная карусель, У медведя во бору, Включение таких игр в праздник дарит детям незабываемые эмоции. В народных играх дети учатся общаться, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества. Особенность народных игр в том, что они, прививают чувство коллективизма.
Я стараюсь уделять большое внимание характерным песенно-танцевальным народным формам: хороводам, заигрышам. Это народные песни-игры, песни-хороводы: Во поле берёза стояла, Каравай, Стенка на стенку, Тень-тень, потетень, Ходит Ваня и т.д.
СЛАЙД 18
Блок – Творение рук человеческих - Очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной - матрёшке, тряпичной кукле — самоделке). Знакомим с народным промыслом: дымковской игрушкой, филимоновской игрушкой, хохломской росписью, городецкой, гжелью и т. д. А затем, организуем выставки детского творчества.
СЛАЙД 19
Блок – Служу Отечеству - в нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: бабушек, дедушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, я прививаю детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг.
СЛАЙД 20
Важным условием успешной педагогической деятельности в воспитании гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста является взаимодействие с родителями воспитанников.
С родителями проводили беседы, дискуссии по теме Воспитание патриотизма через приобщение к русской народной культуре. Привлекали родителей к изготовлению костюмов к праздникам. Родители принимали активное участие в выставках поделок из природного материала Осенние фантазии, Новый год.
Слайд 22
Разработаны консультации для родителей: Роль народно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей, Воспитание патриотических чувств у детей, Народные праздники, Масленица, Сказка как средство патриотического воспитания. Оформили: картотеку русских народных подвижных и хороводных игр, малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни).
СЛАЙД 23
Реализация данной формы работы, на наш взгляд, это очень эффективная форма патриотического воспитания дошкольников, позволяющая всем участникам образовательного процесса, продемонстрировать свои открытия, активно взаимодействовать с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения.
СЛАЙД 24
Спасибо за внимание!