Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с малой Родиной | Мой кабинет. Работа №350694
На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов воспитания патриотизма. Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается в настоящее время все чаще. Модернизация образования, выстраивая образовательные модели, отмечает необходимость проводить их с учетом регионального опыта и местных условий.
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» (2021 по 2024 гг).включает целый ряд мероприятий, направленных на эффективное использование традиционной народной культуры, музейной педагогики с целью совершенствования патриотического воспитания детей в ДОУ.
Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» маленького орчанина – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, это неповторимая южно-уральская природа, которая его окружает, памятные места родного Орска, его культурные и исторические центры, улицы, известные люди, которыми гордятся горожане.
Исходя из возрастных особенностей дошкольников, цель образовательной деятельности по краеведению в ДОУ – обеспечение направленности содержания образования на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные и гражданские черты. С этой целью в учреждении разработан и реализуется перспективно-тематический план по краеведению для каждой возрастной группы.
Собрание с родителями.
Содружество семьи и детского сада
по краеведческому образованию дошкольников
«Как привить любовь дошкольников к малой Родине»
Задачи:
Активизировать знания родителей о патриотическом воспитании детей, совместно с родителями осмыслить основные понятия патриотического воспитания детей; заинтересовать родителей данной проблемой; учить анализировать свою воспитательскую деятельность.
Оборудование:
Презентация " Моя Россия"
Рисунки детей "Уголок России- отчий дом"
Ромашка с лепестками с пословицами и поговорками о Родине.
1. Вступительное слово "Актуальность патриотического воспитания дошкольников на современном этапе" Заведующий МДОАУ №124
На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов воспитания патриотизма. Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается в настоящее время все чаще. Модернизация образования, выстраивая образовательные модели, отмечает необходимость проводить их с учетом регионального опыта и местных условий.
О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации «Об образовании», один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России».
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» (2021 по 2024 гг).включает целый ряд мероприятий, направленных на эффективное использование традиционной народной культуры, музейной педагогики с целью совершенствования патриотического воспитания детей в ДОУ.
Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» маленького орчанина – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, это неповторимая южно-уральская природа, которая его окружает, памятные места родного Орска, его культурные и исторические центры, улицы, известные люди, которыми гордятся горожане.
Исходя из возрастных особенностей дошкольников, цель образовательной деятельности по краеведению в ДОУ – обеспечение направленности содержания образования на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные и гражданские черты. С этой целью в учреждении разработан и реализуется перспективно-тематический план по краеведению для каждой возрастной группы.
В педагогическом кабинете собран богатый методический и практический материал для реализации задач плана. Педагогами детского сада разработаны интересные конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, дидактические игры и пособия.
Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Мы глубоко убеждены, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. На этапе посещения ребенком дошкольного учреждения семья не должна уходить на второй план, передавая все приоритеты социальной адаптации, образования и развития детей педагогам.
Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации.
2. Викторина "Как я знаю родной край" ст. воспитатель
3.Формы взаимодействия с родителями в воспитании маленького патриота. ст.воспитатель
Многолетний опыт педагогов детского сада по данному направлению работы показывает, что в системе руководства патриотическим воспитанием одним из наиболее эффективных и приемлемых является интегрированный метод или метод проектов, так как он позволяет сочетать интересы всех его участников: педагогов, родителей, детей.
Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей с одной стороны использование разнообразных методов обучения, а с другой стороны – интегрирование знаний, умений. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем мире. Совместное творчество не только расширяет кругозор ребенка, но и воспитывает чувство любви к родному краю, уважение к людям другой национальности.
В детском саду проводятся разнообразные совместные проекты, конкурсы, акции краеведческой направленности, многие из которых стали традиционными:
- смотр-конкурс поделок из природного материала «Летняя сказка»
- смотр-конкурс макетов : «Природа Урала», "Уральский регион", "Откуда хлеб к нам пришёл", "Животные степей и лесов Урала", "Вечный огонь", "Наш дворик", "Любимый уголок Орска"
- творческий проект «Птицы нашего края», "Красная книга Оренбуржья", " Улицы нашего города", "Мой детский сад"
- творческий конкурс ко Дню семьи «Герб моей семьи»
- конкурс ко Дню города «Моя семья в истории города»
раздел «Ознакомление с городом»
- познавательно-творческий проект «Орск – моя малая Родина», в его рамках конкурсы макетов «Дом, где мы живем», «Мой любимый детский сад» и др.
- конкурс рисунков и плакатов «Мой город – Орск», "Дворик моей мечты"
- создание мини-музеев «Народно-прикладное искусство Урала», "Дома и быт народов Урала", "Русская изба", "Сказы Бажова", "Уральских камней"
Тесное сотрудничество не только помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию, развитию и обучению дошкольников, но и способствует всестороннему и гармоничному развитию личности, обогащению социального опыта, позволяет развивать творческие способности у педагогов, детей и их родителей.
4. Игра "Доскажи пословицу -поговорку о Родине"
Ромашка с лепестками. на которых написаны начало пословиц и поговорок о Родине. Родители отрывают лепесток и заканчивают пословицу или поговорку.
Заключительное слово.
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
Проект решения
1. Привлечь родителей к оснащению уголков краеведения в группах.
2.Родителям организовать с детьми экскурсии в краеведческий музей города.
3.разработать план совместных экскурсий в рамках «Клуба выходного дня»
4. Создать макеты в группах для познавательной активности детей.
Литература
Болотина Н.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях. Методическое пособие. М., 2003.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утверждена постановлением правительства РФ от 5 октября 2010г. №795.
Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России. М., 2005.
Дошкольникам о защитниках Отечества/ под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М., 2006.
Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду. – М., 2006.
Комратова Н.Г. Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.. 2007.
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.
Наш дом – Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. Магнитогорск, 2004.
С чего начинается Родина? / под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М., 2006.
Шестакова А.В. РОСТОК: учебное пособие по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста. – Челябинск, 1996.
Приложение 1
Проект «Снежинск – моя малая Родина»
Вид проекта: долгосрочный, групповой, познавательно-творческий.
^ Участники проекта: дети 5-7 лет, родители воспитанников, педагоги.
Актуальность темы: воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.
^ Цель проекта: дать детям знания о родном городе. Развивать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым.
Задачи проекта:
Дать знания детям о родном городе (история, символика, достопримечательности). Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
Учить детей ориентировке на улицах года, соблюдению правил безопасного передвижения по городу.
Расширить знания детей о флоре и фауне Снежинского городского округа. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Воспитывать интерес и любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
^ Предполагаемый результат
- дети должны знать и называть место проживания: город, область; некоторые предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; флору и фауну города;
- дети должны называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;
- дети должны знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.
^ Темы проекта:
Мой родной город. Улицы моего города.
Познавательная беседа «По улицам нашего города» (знакомство с историей и достопримечательностями г. Снежинска).
Целевая прогулка по близлежащим улицам «Мы по улицам шагаем, все увидим, все узнаем». Повторение домашнего адреса.
Знакомство с городской символикой «Герб, флаг, гимн Снежинска». Чтение, рассказывание детям нашем городе. Рассматривание фотографий, иллюстраций из семейных архивов.
Д/игры «Расскажи, где ты живешь», «Назови улицы нашего города», «Узнай, назови, что на фотографии».
Оформление в группе фотовыставки «Мы любим и знаем свой город».
Смотр-конкурс рисунков и плакатов «Мой город – Снежинск».
С/ролевые игры «Семья», «Путешествие по городу», «Детский сад». Выставка творческих работ «Мой безопасный путь в детский сад».
^ Здания и достопримечательности города.
Рассказ педагога «Памятники, мемориальные доски, достопримечательности Снежинска». Рассматривание фотографий, альбомов в книжном уголке с памятными местами г. Снежинска.
Целевая прогулка по ул. Васильева. Закрепление знаний о первых улицах, зданиях, жилых домах нашего города.
Экскурсия в детскую библиотеку имени П.П. Бажова. Рассматривание памятника писателю.
Целевая прогулка к музыкальной школе, носящей имя П.И. Чайковского. Экскурсия на стройку «Как стоятся новые дома на наших улицах».
Составление рассказов «Детский сад – наш дом родной». Коллаж «Наш любимый детский сад» (коллективная работа детей и педагогов).
С/ролевые игры «Почта», «Детский сад», «Школа», «Магазин игрушек». Д/игры «Наш город», «Назови профессию», «Знакомые вывески».
Смотр-конкурс макетов «Дом, где мы живем». Составление макета города.
^ Транспорт города. Дети на улице.
Знакомство с дорожными знаками для пешеходов, со светофором. Наблюдение за движением машин на улице. Целевая прогулка к пешеходному переходу, светофору: обучение правилам безопасного дорожного движения, перехода через улицу.
Автобусная экскурсия по городу «Путешествие по родному городу» (совместно с родителями). Аппликация «Автобусы едут по городу». Закрепление знаний о городском транспорте.
Д/игры «Красный, желтый, зеленый», «Можно-нельзя», «Дорожные знаки».
С/ролевые игры «Поездка по городу в автобусе», «Зеленый огонек» и др.
Познавательная викторина «Светофор Светофорович в гостях у ребят».
^ Природа родного города. Места отдыха горожан.
Беседа о сохранении природы родного города. Целевые прогулки в парк, на озеро в разные периоды года. Труд детей в природе: уборка сухих листьев, сбор семян, уборка снега, посадка растений и т.д.
Акция «Покормите птиц зимой!».
Рассматривание деревьев, листьев во время прогулок. Рассматривание иллюстраций, фотографий о природе Снежинска, Урала в разное время года. Чтение стихотворений о березке – символе России.
Познавательная викторина «Кто живет в уральском лесу?».
Экскурсия в зимний парк, в ледяной городок, наблюдения за играющими детьми, закрепление правил поведения в общественном месте.
Обогащение представлений детей о народных зимних играх-забавах на прогулках: игры в снежки, катание с гор, на санках, лыжах.
Оформление и презентация семейных газет: «Как мы отдыхаем всей семьей»,
«Как я провел это лето».
^ Снежинцы – жители города.
Знакомство с профессиями горожан. Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству улиц города. Целевые прогулки по близлежащим улицам города: наблюдение за работой людей по благоустройству города.
Экскурсия в ближайший мебельный магазин «Откуда стол к нам пришел?»
Экскурсия в ДХШ города «Знакомство с гончарной мастерской, ремеслом гончаров».
Экскурсия на почту «Кто работает на почте?»
Игра-занятие «Путешествие в город мастеров» (профессии работников детского сада).
Д/игры «Кому что нужно для работы?», «Назови профессию», «Знакомые вывески».
Праздничное занятие-концерт для пап и дедушек. «Наши защитники». Встреча с военнослужащими в/ч 3468. Рассматривание иллюстраций с изображением оружия, солдат разных родов войск. Выпуск плаката-поздравления в группе «Будем в армии служить» (коллективная работа).
«Знакомство с профессиями наших мам» (городские учреждения).
Экскурсия «В гости к Снежику». Знакомство с символом города.
^ Подведение итогов проекта.
Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»
Игра-викторина «Знаешь ли ты свою малую Родину?»
Приложение 2
^ Занятие в Семейном клубе по теме
«Моя семья в истории города»
(сценарий познавательно-игровой программы)
Ведущий. Занятие семейного клуба сегодня посвящается дню рождения нашего любимого города Снежинска.
Его судьба неразрывно связана с созданием и становлением градообразующего предприятия – Российского Федерального ядерного центра «Всероссийского научно-исследовательского института технической физики» (РФЯЦ - ВНИИТФ).
Именно в этом заключается своеобразие нашего города. Сегодня в нем живут те, кто создавал научно-исследовательский институт, строил город, обеспечивал высокий уровень образования молодого поколения, медицинского, бытового и торгового обслуживания, особую духовную, культурную и нравственную атмосферу. Здесь живут и их дети и внуки, от которых зависит будущее нашего города. Очень бы хотелось, чтобы потомки тех, кто стоял у истоков городской истории, создавал этот прекрасный город, гордились своими родителями и продолжали столь дорогие всем нам традиции Снежинска.
Сегодня мы попросили поделиться своими воспоминаниями пап, мам, бабушек, дедушек о том, как история их жизни влилась в историю города. (Выступления 2-3 участников, подготовленные заранее).
Ведущий. Уважаемые гости! Мы подготовили для вас познавательно-игровую программу «Люблю тебя, мой край родной!».
Участвовать в ней будут семейные команды: и взрослые, и дети. Дети готовы? А родители готовы?
Ведущий. Прослушайте правила игры. Вопросы будут и к детям, и к взрослым. За каждый правильный ответ участник получает вот такой жетон. В заключении мы посчитаем количество жетонов и определим семью-победителя.
Итак, игра началась! (звучит музыка).
^ Конкурс «Наша Родина»
Ведущий. Послушайте стихотворение «Родина» Татьяны Боковой (читает ребенок).
Родина слово большое, большое!
^ Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Ведущий. А теперь – внимание, участники!
1 вопрос. Как называется наша Родина? Ответ может быть общим. (Россия)
Ответ верный. (Звучит музыка, дети под фонограмму поют песню Г.Струве «У моей России»).
^ 2 вопрос-задание (выполняют дети). Перед вами четыре картинки. Нужно выделить первую букву того, что изображено на картинках и сложить из этих букв слово. Если вы правильно выполните задание, мы узнаем название нашего края. (Дети составляют слово «УРАЛ»).
Ведущий. Внимание! Вопрос! Что такое Урал? (Часть России, край, где мы живем).
Ведущий. Наши дети много знают об Урале, его красотах, богатствах. Сейчас они расскажут стихи о своем родном крае. (Стихи по выбору педагогов группы).
Ведущий. А сейчас дети станцуют хоровод, который так и называется «Уральский». (Дети исполняют «Уральский хоровод», музыка Филиппенко).
^ Конкурс «Мой Снежинск»
Ведущий. Пока дети отдыхают, вопросы к вам, уважаемые родители! Дети могут помогать.
Вопросы. Назовите первую улицу города?
Что раньше было на месте, где построен город?
Какие озера находятся на территории нашего города?
Что построено в нашем городе для детей?
Какими видами городского транспорта мы пользуемся?
Что изображено на гербе города Снежинска?
Кто дал нашему городу название «Снежинск»?
^ Конкурс «Мой детский сад»
Ведущий. Дети отдохнули, теперь вопросы им.
Как называется наш детский сад?
Что изображено на эмблеме детского сада?
Назовите адрес нашего детского сада.
Чем вам нравится заниматься в детском саду?
Ведущий. Объявляется музыкальная пауза. Дети нам споют песню о Снежинске! (Исполняется песня « Вырастает город», музыка Е. Тиличеевой).
^ Конкурс «Природа нашего края»
Ведущий. А сейчас предлагаю проверить, знаете ли вы природу своего родного края. Предлагаю игру: «Живет - не живет», «Растет - не растет». Вы должны вспомнить и назвать уральских зверей и птиц, а также названия деревьев, растущих в уральских лесах.
Ведущий. Даю образец: я называю: «Крокодил», вы отвечаете: «Не живет, но живет ящерица».
И так, вопросы: 1. Жираф. 2. Пальма. 3. Рысь. 4. Страус. 5. Береза
Ведущий. Молодцы! Испытание прошло на отлично.
Конкурс для пап «Памятники Снежинска»
Ведущий. Следующее испытание для пап. Назовите, какие есть памятники в городе? (Памятник В.И. Ленину, памятник И.В. Курчатову, Мемориальный комплекс Победы, бюст Бажова, Чайковского, Васильева Д.Е.).
^ Конкурс для мам «Магазины Снежинска»
Ведущий. Это испытание, как вы догадались, для мам. Назовите, на каких улицах находятся магазины: «Дикси», «Весна», «Кристалл», «Ласточка», «Владимир», «Хлеб-соль», «Огонек», «Час пик», «Околица».
Ведущий. И самый сложный вопрос для взрослых: «Сколько фонтанов в нашем городе?» (Два).
Ведущий. Вопросы закончены, теперь я разрешаю папам, мамам и детям сложить жетоны вместе и посчитать, сколько же заработала каждая семья.
(Все объявленные результаты встречаются аплодисментами, семье, набравшей в сумме наибольшее количество жетонов, вручается приз – сборник стихов снежинских поэтов).
Ведущий. Занятие в нашем Семейном клубе подошло к концу. Мы благодарим всех, кто принял активное участие в нашей игровой программе, и поздравляем победителей – семью …! Но главное, конечно же, не в победе, а в том, что вы любите и знаете свою малую Родину, свой южно-уральский край, свой любимый город Снежинск!
(звучит песня о Снежинске «На бульваре выпал яблоневый снег…»).
Приложение 3
Традиционная военно-патриотическая акция «Зарница»
(ко Дню защитника Отечества)
Цель: формирование у воспитанников ДОУ патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы.
Задачи: воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания. Развитие интеллектуальной компетенции ребенка. Развитие физических и личностных качеств.
^ Краткое изложение содержания образования
Обогащение представлений детей о защитниках нашей Родины, их героических подвигах, родах войск РФ, современной военной технике. Воспитание у детей эмоционально-положительного, действенного отношения к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожим на них. Совершенствование навыков и умений в спортивных играх и упражнениях. Развитие физических качеств детей, с учетом состояния их зрения, психофизического развития и способов ориентации в познании окружающего мира; способности проявлять силу и выносливость; координацию движений, ориентировку в пространстве.
Воспитание морально-волевых качеств: выдержки, настойчивости, организованности, сплоченности, взаимовыручки, самостоятельности.
^ Особенности организации образовательной деятельности
Акция проводится накануне Дня Защитника Отечества.
Сценарий акции разрабатывается творческой группой и утверждается заведующим ДОУ.
Место проведения: территория мини-стадиона и спортивной площадки МДОУ в часы утренней прогулки, на свежем воздухе (по погодным условиям).
Участники – дети старшей и подготовительной групп, младшие группы приглашаются в качестве зрителей и болельщиков.
Форма проведения: спортивные эстафеты между 2-3 командами.
Примерные задания-эстафеты:
«Попади в цель», «Передай донесение», «Помоги раненому», «Доставь боеприпасы», «Спасение боевого знамени», «Ориентировка на местности».
В заключение игры проводится коллективное чаепитие «На привале» (из термосов). Игра заканчивается пением военных песен под гитару.
Гости «Зарницы» – родители и сотрудники ДОУ, а также солдаты в/ч 3468.
Специальное оборудование для проведения эстафет
Изготовленные педагогами и родителями плоскостные макеты танков, гранаты-муляжи, медикаменты в санитарных сумках, носилки-санки, конверты с донесением, планы-схемы, чай в термосах на всех участников.