Патриотическое воспитание дошкольников с ЗПР | Плотникова Татьяна Владимировна. Работа №350189
Аннотация. Статья посвящена особенностям патриотического воспитания дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). В ней рассматриваются ключевые методы и подходы, направленные на формирование у детей базовых понятий о Родине, уважения к культурным и историческим традициям, любви к окружающему миру. Особое внимание уделяется адаптации методов работы, чтобы они соответствовали особенностям и потребностям детей с ЗПР, а также созданию эмоционально поддерживающей среды. В статье приводятся примеры игр, занятий и других видов деятельности, которые способствуют развитию патриотических чувств у дошкольников с ЗПР.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольники с ЗПР, задержка психического развития, старшая группа, воспитание, любовь к Родине, культурные традиции, адаптация методов.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
Плотникова Татьяна Владимировна, воспитатель
МБДОУ д/с №7 "Журавушка", Сахалинская область г. Оха
Аннотация. Статья посвящена особенностям патриотического воспитания дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). В ней рассматриваются ключевые методы и подходы, направленные на формирование у детей базовых понятий о Родине, уважения к культурным и историческим традициям, любви к окружающему миру. Особое внимание уделяется адаптации методов работы, чтобы они соответствовали особенностям и потребностям детей с ЗПР, а также созданию эмоционально поддерживающей среды. В статье приводятся примеры игр, занятий и других видов деятельности, которые способствуют развитию патриотических чувств у дошкольников с ЗПР.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольники с ЗПР, задержка психического развития, старшая группа, воспитание, любовь к Родине, культурные традиции, адаптация методов.
Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте играет важную роль в формировании личности ребенка. Воспитывая любовь к Родине, уважение к культурным традициям, мы закладываем основы гражданственности и нравственных ценностей. Особенно важно подходить к данному вопросу в работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР). Учитывая их особенности, воспитателю необходимо тщательно подбирать методы и подходы, чтобы процесс воспитания был доступным и интересным для ребенка.
Дети с ЗПР часто испытывают трудности в восприятии информации, запоминании и концентрации внимания, поэтому педагогам важно учитывать эти особенности и создавать условия, которые помогут каждому ребенку включиться в процесс патриотического воспитания.
Основные цели и задачи патриотического воспитания дошкольников с ЗПР
Патриотическое воспитание дошкольников с ЗПР включает несколько важных задач:
Формирование у ребенка базовых понятий о Родине, городе, семье.
Воспитание уважительного отношения к старшим, к окружающему миру.
Развитие эмоциональной связи с родным краем через знакомство с культурой, природой, традициями и праздниками.
Формирование дружелюбного отношения к сверстникам и взрослым, развитие чувства привязанности к детскому саду как значимой части жизни ребенка.
Эти задачи требуют специального подхода и адаптированных методик, позволяющих детям с ЗПР воспринимать и усваивать материал постепенно, с постоянной поддержкой и участием воспитателя.
Особенности методов патриотического воспитания детей с ЗПР
Использование наглядности и игровых методик
Для дошкольников с ЗПР особенно важны наглядные материалы: иллюстрации, видео, предметы и игрушки, так как они позволяют лучше воспринимать и усваивать информацию. Игровая форма подачи материала также способствует вовлечению ребенка в процесс, вызывает у него интерес.
Примером игры может служить создание макета родного города, где дети размещают здания и памятники, используя игрушки или картинки. Это позволяет детям в игровой форме ознакомиться с темой и создать эмоциональную привязанность к родному месту.
Введение простых понятий о Родине
Для детей с ЗПР важно использовать доступные слова и понятия. В процессе воспитания патриотических чувств нужно начинать с простых, близких ребенку тем, таких как семья, детский сад, родной город. Например, воспитатель может рассказывать детям о городе, где они живут, показывать фотографии, проводить небольшие экскурсии по детскому саду или его окрестностям.
Обсуждение простых вопросов о семье — «Кто твои родители?», «Как зовут твоего брата или сестру?» — помогает детям почувствовать, что они принадлежат к обществу, и пробуждает у них интерес к теме.
Элементы народного творчества
Народное творчество, в том числе сказки, народные песни, пословицы и поговорки, может стать основой для патриотического воспитания. Эти формы понятны детям и легко воспринимаются, особенно если материал преподносится через интерактивные игры и занятия. Важно, чтобы воспитатель комментировал происходящее и объяснял смысл культурных символов, адаптируя их под возраст и уровень развития детей с ЗПР.
Например, можно разучить с детьми простую народную песню или короткую сказку, обсуждая, какие герои хорошие, а какие нет, что символизируют цвета флага. Это поможет детям лучше понять культурные традиции и почувствовать их значимость.
Знакомство с природой родного края
Дети с ЗПР часто лучше воспринимают материал в форме непосредственного наблюдения, поэтому прогулки на свежем воздухе и экскурсии на природу — важный метод патриотического воспитания. Воспитатель может организовать наблюдение за растениями, насекомыми, птицами, что помогает детям осознавать и ценить природное богатство родного края.
Например, на прогулке можно рассказывать о местных растениях и животных, о том, как нужно их беречь, прививая чувство ответственности и уважения к природе. Это становится не только образовательным, но и эмоционально важным опытом для детей.
Праздники и традиции
Праздники, такие как День Победы, День России или Масленица, — это возможность для воспитателя создать особую атмосферу, которая помогает детям почувствовать себя частью большого сообщества. Во время таких мероприятий важно объяснять детям с ЗПР смысл и историю праздника доступными словами и проводить праздничные игры, мастер-классы.
Например, на праздновании Дня Победы воспитатель может показать детям памятные ленты, обсудить понятие героизма, читая вместе с детьми простые стихи о солдатах. Эти мероприятия способствуют воспитанию уважения к культурным традициям и развивают патриотические чувства у дошкольников.
Патриотическое воспитание дошкольников с ЗПР требует особого внимания со стороны педагогов и требует гибкости и адаптации методов. Сочетание наглядности, игровых методик, знакомства с природой и традициями способствует тому, чтобы дети с ЗПР могли ощутить связь с родным краем, понять важные культурные символы и ценности.
Список литературы
Башманова, Л. П. Воспитание нравственно-патриотических ч
увств у дошкольников с задержкой психического развития / Л. П. Башманова, Л. В. Косарева, А. В. Матейченко, В. Н. Полтавцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/6
9/2730/
Емельянова Ирина Дмитриевна, Подольская Олеся Александровна Особенности формирования представлений об общечеловеческих ценностях у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // ПНиО. 2020.
№2 (44). URL: https://cyberleninka.ru/arti
cle/n/osobennosti-formirovaniya-predstavleniy-ob-obschechelovecheskih-tsennostyah-u-starshih-doshkolnikov-s-ogranichennymi