Патриотическое воспитание дошкольников | Татьяна Леонидовна Дюрдеева. Работа №304371. Номер работы: №304371
Семинар проходит ввиде деловой игры по теме "Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям". Педагоги отправляются в виртуальное путешествие по различным маршрутам, где отгадывают различные задания, в конце их ждет мастер-класс по изготовлению русской матрешки. Семинар способствует повышению профессиональной коммуникативной компетенции педагогов по данной теме. знакомятся с многообразием форм, средств и методов ознакомления детей с национальной культурой.
Семинар «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям народа»
Задачи:
1. Выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию дошкольников.
2. Познакомить с многообразием форм, средств и методов ознакомления детей с национальной культурой
3. Способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов
Оборудование:
Проектор, презентации №1«Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»,
№2 мастер-класс «Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре, используя нетрадиционную технику «пластилинографию»
План семинара:
1. Введение в тему семинара. Вступительное слово
2. Деловая игра «Педагогический экспресс»
3. О многообразии форм, средств и методов ознакомления детей с национальной культурой в условиях интеграции различных видов деятельности (дискуссия педагогов)
Форма проведения:деловая игра «Педагогический экспресс».
Ход:
1.Вступительный этап: разминка «Сложи пословицу». Сегодня вашему вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности.
- Хотим попросить Вас быть активными, инициативными.
- Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы. На столах разложены фрагменты пословиц.
( собирают пословицы.)
Зачитываются гостями пословицы:
1. Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).
2 .Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание).
Итог разминки.
- Уважаемые гости. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего круглого стола «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»
Вступительное слово
- Задачи по воспитанию нравственного начала у дошкольников решаются во всех видах детской деятельности: в обучающей деятельности, в играх, в процессе труда, в быту, так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Обоснование темы игры:
- Прежде чем приступать к какому-либо делу, всегда нужно быть теоретически подкованным. Поэтому в начале нашей игры нам хотелось бы вам кратко рассказать об организации нравственно-патриотического воспитания в детском саду.
Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения.
Это весьма кропотливая работа, должна быть организована систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
-Уважаемые коллеги, как было сказано выше - одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине. Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им дорого и близко. Культура родного края должна войти в сердце ребенка, стать неотъемлемой частью его души
А что такое Родина?
- Закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «Родина»
(Включается спокойная релаксационная музыка. Педагоги встают или сидя. Закрывают глаза).
- Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас?
(Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово).
- Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похожи, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «Родина», исходя из ваших образов.
- А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей родиной, потому что…». (Слайд 4)
- Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно-значимой.
- Я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре «Педагогический экспресс». ( слайд 5 «цель игры»)
Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
(за каждый правильный ответ участнику дается житон)
- Итак, готовы мы можем отправляться в путь.
( слайд 6)
Первая станция - 1 конкурс «Разминка»
- Сейчас я буду читать вопросы а вы, должны из предложенных слов на слайде выбрать верный ответ . За каждый правильный ответ присуждается 1 очко, задание на скорость.
(ответы на слайдах: 7-30)
1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны (государство).
2. Символ государства, его суверенитета, установленных размеров и цветов (флаг).
3. Официальная эмблема государства (герб).
4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство (семья).
5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется суверенитетом (страна).
6. Что такое патриотизм? (преданность и любовь к родине, к ее природе, культуре, народу).
7. Что означает духовно-нравственное воспитание? (развитие нравственных качеств личности).
7.а Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители)
7б. Что всегда остается важным для патриотического воспитания в дошкольном возрасте? (Чувство привязанности)
8. Сколько субъектов входит в состав России? (89).
9. Почему Красная площадь так называется? («Красная» - красивая.)
10. Дата принятия Конституции РФ. (12.12.1993.)
(Слайд 31)
2 станция- 2 конкурс «Проведи параллель»
Я сейчас раздам карточки, в которых написаны программные задачи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, участникам необходимо определить к какой возрастной группе относится определенная группа задач и провести соответствующую параллель.
(варианты вопросов:
- Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, свой пол, имена членов своей семьи.(первая мл.группа)
- Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерные представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые). Называет членов своей семьи, их имена. Знает название родного города (поселка). Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).
(2 мл.группа)
- Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов семьи. Может рассказывать о своем родном городе (поселке, селе), назвать его. Знает некоторые государственные праздники. Имеет представление о российской армии, ее роли в защите Родины. Знает некоторые военные профессии.
(средняя группа)
-Знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд. Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому. Может рассказывать о своем родном городе, назвать улицу, на которой живет. Знает, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна; что Москва – столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна. Имеет представления о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы. (Старшая Группа)
- Я думаю, что все участники справились с заданием и готовы отправиться к следующей станции.
(слайд 32)
3 станция «Вспомни былое»
- Сейчас берем карточки на которой написаны старинные слова и современное его значение. Вам необходимо вспомнить и найти значение каждого слова.
1 Брань - битва
2 Живот - жизнь
3 Касатик - ласкательное обращение
4 Орать - пахать.
5 Палица - дубина с окованным набалдашником.
6 Рать - войско
7 Светлица - светлая, чистая комната
8 Седмица - неделя
9 Чадо - Сын или дочь до 12 лет
10 Булат - Оружие из стали
(слайд 33)
- А сейчас время отправится на следующую станцию, где нас ожидает «одна из форм, средств и методов ознакомления детей с национальной культурой
мастер-класс «Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре, используя нетрадиционную технику»с использованием нетрадиционных материалов….
Матрёшка – это образец русского прикладного искусства. Она лаконична по форме, яркая, красочная.
Сегодня всем известна эта народная игрушка – сувенир с чудесным сюрпризом.
Матрёшка – наиболее известный и любимый всеми русский сувенир, явление мирового масштаба. Существует поверье, что если внутри матрёшки положить записку с желанием, то оно исполнится. Причём чем больше труда вложено в матрёшку, тем быстрее желание исполнится.
- Наше путешествие подошло к концу, последняя станция осталась позади. Пришло время подведения итогов сегодняшней игры.
Слово жюри. Подведение итогов.