Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Патриотическое воспитание дошкольников | Вануйто Светлана Николаевна. Работа №350882. Номер работы: №350882

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам патриотического воспитания дошкольников, его важности для формирования гражданской идентичности у детей, чувства гордости за свою страну, уважения к ее традициям и культуре. Описаны методы и формы работы воспитателя в ДОУ, направленные на развитие у детей любви и уважения к Родине, ознакомление с основами истории и культуры своей страны, а также воспитание чувства ответственности за ее будущее. Приводятся примеры педагогических приемов, которые могут быть использованы в патриотическом воспитании на занятиях и в повседневной жизни дошкольного учреждения.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольники, гражданская идентичность, любовь к Родине, традиции, культура, воспитание ответственности.

Патриотическое воспитание дошкольников

 

Вануйто Светлана Николаевна, воспитатель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сюнай-салинская начальная школа-детский сад», п. Сюнай-сале

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам патриотического воспитания дошкольников, его важности для формирования гражданской идентичности у детей, чувства гордости за свою страну, уважения к ее традициям и культуре. Описаны методы и формы работы воспитателя в ДОУ, направленные на развитие у детей любви и уважения к Родине, ознакомление с основами истории и культуры своей страны, а также воспитание чувства ответственности за ее будущее. Приводятся примеры педагогических приемов, которые могут быть использованы в патриотическом воспитании на занятиях и в повседневной жизни дошкольного учреждения.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольники, гражданская идентичность, любовь к Родине, традиции, культура, воспитание ответственности.

 

Патриотическое воспитание дошкольников является неотъемлемой частью общего образовательного процесса, направленного на формирование личности ребенка, его гражданской идентичности и чувство принадлежности к своей Родине. Этот процесс играет ключевую роль в становлении у детей уважения к культурным, историческим и национальным ценностям своей страны. Патриотизм, основанный на любви к своей Родине, уважении к ее традициям и достижениям, является важным элементом, который закладывается с раннего возраста.

В дошкольном возрасте дети находятся на стадии активного познания окружающего мира, и в этот период закладываются основы не только знаний о мире, но и моральных ориентиров, социальных и культурных ценностей. Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте помогает развивать у ребенка уважение и гордость за свою страну, прививает любовь к родному дому, семье, друзьям и культуре своего народа. Важно, чтобы патриотическое воспитание было органично связано с повседневной жизнью и естественными интересами детей, а не воспринималось как что-то абстрактное и отдаленное.

Одним из первых шагов в патриотическом воспитании является знакомство детей с символами своей страны. Знание государственного флага, герба, гимна и других символов — это основа для формирования чувства гордости за свою страну. Воспитатель может организовывать тематические занятия, на которых дети познакомятся с этими символами. Например, дети могут нарисовать флаг своей страны, изготовить поделку в виде герба, выучить простые строки гимна и спеть их на занятии. Через такие формы работы дети начинают воспринимать символы Родины как нечто родное и важное, что укрепляет их патриотическое сознание.

Для эффективного патриотического воспитания важно, чтобы дети не только узнавали о символах, но и осознавали их значение, в чем заключается их важность для всех граждан страны. Важно создавать ситуации, когда дети могут обсудить, что означает для них родной дом, страна, как они могут помочь своей семье, городу, стране. Такие обсуждения развивают у детей чувство ответственности и участие в жизни общества.

Знакомство с родным городом и его историей также является важной частью патриотического воспитания. Важно познакомить детей с местными традициями, праздниками, знаменательными датами. Воспитатель может организовать экскурсии по городу, показывая детям памятники, места, связанные с историческими событиями. Например, прогулка по мемориальному комплексу или посещение мест, где проводятся важные культурные мероприятия, позволит детям лучше понять, что означает быть частью своего города и страны. Такие экскурсии помогут детям осознать важность своей малой родины в контексте всей страны.

Развитие патриотического сознания невозможно без воспитания у детей уважения к старшим поколениям, их труду, заслугам и опыту. Важно, чтобы дети понимали значение труда своих родителей, бабушек и дедушек, а также вели беседы о значении труда в жизни общества. Воспитатель может организовать встречу с ветеранами войны, трудовыми героями, которые расскажут детям о своих жизненных достижениях, о значении работы и служения своей стране. Детям можно предложить нарисовать портреты своих бабушек и дедушек, на которых они отразят те добрые дела, которые они сделали для своей семьи и страны. Такие примеры служат не только источником гордости, но и формируют у детей уважение к трудовому подвигу.

Систематическое знакомство с культурным наследием и традициями страны является основой патриотического воспитания. Важно, чтобы дети с малых лет воспринимали народные праздники, народные песни, танцы, игры как часть своей культуры. Воспитатель может организовать праздники, на которых дети не только познакомятся с русскими народными играми, песнями и танцами, но и смогут сами принять участие в их исполнении. Например, на Масленицу дети могут лепить блины, разучить народные танцы и песни, проводить игры, такие как перетягивание каната или бег с яйцом на ложке. Такие мероприятия способствуют тому, чтобы у детей развивалась любовь и уважение к традициям, они начинают воспринимать культуру своей страны как что-то родное и важное для их жизни.

Примером патриотического воспитания может служить также участие детей в акциях и мероприятиях, посвященных Дню Победы. Воспитатель может организовать тематические занятия, на которых дети узнают о значении этого дня для всей страны, о подвиге ветеранов. С детьми можно выучить стихи, спеть песни о войне, нарисовать рисунки, посвященные миру и дружбе. Активное участие детей в таких мероприятиях помогает им осознать важность памяти о прошлом, гордость за победу и благодарность ветеранам.

Важную роль в патриотическом воспитании играет формирование у детей чувства гордости за свою семью. Часто дети с раннего возраста гордятся тем, что они принадлежат к какой-то семье, что у них есть старшие братья и сестры, бабушки и дедушки, и это важно учитывать в воспитательной работе. Воспитатель может провести занятия о семейных ценностях, рассказывать о том, как важно помогать друг другу, поддерживать друг друга, гордиться своими родными. Например, дети могут нарисовать свои семейные портреты, обсудить, как помогают друг другу в домашних делах, что для них значат родные и близкие.

Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников требует комплексного подхода, включающего знакомство с историей, культурой, символами своей страны, уважение к старшим, семье и труду, а также активное участие в жизни общества. Важно, чтобы эти занятия и формы работы с детьми не были одноразовыми, а стали частью их повседневной жизни, помогая им развивать чувство гордости за свою страну и ответственность за её будущее.

 

 

Список литературы

Бородина Е.

Н. Культуроцентрический подход в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста // Педагогическое образование в России.

2014. №12. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/kulturotsentricheskiy-podhod-v-nravstvenno-patrioticheskom-vospitanii-detey-doshkolnogo-vozrasta

Демкович

В.

И.

, Рачковская

Н.

А.

П

роблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в отечественной педагогике

// Московский педагогический журнал.

2023. №3. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/problema-nravstvenno-patrioticheskogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-otechestvennoy-pedagogike

Журбенко В.

Н., Гредасова Е.

М. Н

равственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей

// Инновационная наука.

2021. №11-1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-integratsii-obrazovatelnyh-oblastey

Шпыг

Т.

Н.

Н

равственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

// Проблемы педагогики.

2024. №2 (66). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×