Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Патриотическое воспитание младшего школьника на уроках русского языка | Гришечко Юлия Александровна. Работа №347470. Номер работы: №347470

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам патриотического воспитания младших школьников на уроках русского языка. Особое внимание уделено роли русского языка как средства формирования национальной идентичности, любви к Родине и уважения к культурному наследию страны. В статье представлены основные методические подходы к организации учебного процесса, направленного на развитие патриотических чувств у младших школьников. Приводятся примеры учебных заданий, интегрирующих патриотические идеи, и рекомендации для учителей по созданию благоприятной воспитательной среды.

 

Ключевые слова: патриотическое воспитание, младшие школьники, русский язык, национальная идентичность, культурное наследие, любовь к Родине, воспитательная работа.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Гришечко Юлия Александровна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ 2, г Салехард

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам патриотического воспитания младших школьников на уроках русского языка. Особое внимание уделено роли русского языка как средства формирования национальной идентичности, любви к Родине и уважения к культурному наследию страны. В статье представлены основные методические подходы к организации учебного процесса, направленного на развитие патриотических чувств у младших школьников. Приводятся примеры учебных заданий, интегрирующих патриотические идеи, и рекомендации для учителей по созданию благоприятной воспитательной среды.

 

Ключевые слова: патриотическое воспитание, младшие школьники, русский язык, национальная идентичность, культурное наследие, любовь к Родине, воспитательная работа.

 

Патриотическое воспитание — одна из важнейших задач образовательного процесса в начальной школе. Именно в этом возрасте у ребенка формируются первые представления о своей стране, народе и культуре. Уроки русского языка играют ключевую роль в формировании патриотического мировоззрения, так как язык является носителем культуры, традиций и ценностей народа. Патриотическое воспитание на уроках русского языка не только развивает у детей чувство гордости за свою страну, но и способствует усвоению важных нравственных норм, учит их уважению к историческим и культурным ценностям.

 

Одна из основных задач учителя — включение патриотических элементов в учебные программы. Это может быть изучение произведений русской литературы, которые отражают важные события истории России, воспевают красоту родной природы, подчеркивают важность коллективизма и гражданской ответственности. Например, анализ произведений К. Чуковского, С. Маршака или А. Барто позволяет обсудить с детьми такие понятия, как дружба, любовь к Родине, уважение к старшим и желание делать мир лучше.

На уроках русского языка следует использовать задания, направленные на развитие языковых навыков через содержание, насыщенное патриотическими элементами. Например, упражнения по составлению рассказов о родном городе или регионе, написание сочинений на тему «Моя Родина», обсуждение народных пословиц и поговорок, выражающих народную мудрость и любовь к родной земле.

 Способы и методы формирования чувства патриотизма на занятиях по русскому языку:

1. Чтение и анализ текстов патриотического содержания

Чтение произведений о значимых исторических событиях, о жизни и подвигах известных людей — один из эффективных способов формирования патриотических чувств. К примеру, на уроках можно читать произведения о Великой Отечественной войне, обсуждать героизм и мужество защитников Родины, что развивает у детей чувство гордости за страну и уважение к прошлому.

2. Творческие задания

Включение творческих заданий с патриотической направленностью, таких как написание сочинений на тему «Как я вижу будущее моей Родины», создание рисунков, инсценировки на основе литературных произведений, может пробудить у детей интерес к изучению истории и культуры своей страны.

 

3. Использование фольклорного материала

Важным элементом патриотического воспитания является обращение к народному творчеству. Примеры русских пословиц, поговорок, сказок, былин помогают детям понять важность традиций, семейных ценностей и родных корней. Учителю необходимо интегрировать такие элементы в уроки, показывая богатство родного языка и культуру через народное творчество.

4. Интерактивные методы обучения

Применение таких методов, как викторины, конкурсы на знание родного края, инсценировки исторических событий, помогает детям активно включаться в процесс изучения, что способствует более глубокому усвоению патриотических идей. Например, интерактивные задания на тему «Символы России» помогут учащимся узнать больше о государственной символике и её значении.

Учитель русского языка играет ключевую роль в формировании патриотических чувств у школьников.Важно не просто давать знания, но и создавать на уроках атмосферу уважения к истории и культуре. Учитель должен стать примером для учеников, показывая на практике важность любви к Родине через свои слова и поступки.

Кроме того, учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста. В этом возрасте у детей уже начинают формироваться первые гражданские чувства, и учитель должен направить этот процесс в нужное русло. Задача педагога — пробудить интерес к изучению культурного и исторического наследия, формируя позитивные примеры для подражания.

В качестве практических рекомендаций можно отметить:

1. Интеграция патриотических тем в программу уроков:

Уроки русского языка предоставляют широкие возможности для обсуждения патриотических тем через литературу, грамматические упражнения и проекты. Учителям рекомендуется включать в программу изучение текстов, посвященных истории страны, описанию родной природы, анализу произведений, прославляющих родные края.

2. Организация внеурочной деятельности:

Важным элементом патриотического воспитания являются мероприятия внеурочной деятельности: конкурсы рисунков на тему «Моя Родина», литературные чтения, посвященные Дню Победы или другим важным государственным праздникам, посещение музеев и исторических мест.

3. Включение семейных ценностей:

Патриотическое воспитание невозможно без вовлечения родителей. Учителю важно взаимодействовать с семьями учеников, поощрять участие детей в семейных традициях и обсуждать важность связи поколений.

В заключении можно отметить, что патриотическое воспитание младших школьников на уроках русского языка — это сложный, но важный процесс, требующий внимательного подхода со стороны учителя. Включение патриотических тем в учебный процесс помогает детям лучше понимать значение таких понятий, как Родина, народ, культура и история. Уроки русского языка могут стать важным инструментом формирования у детей чувства гордости за свою страну, уважения к её культурному и историческому наследию. Грамотно выстроенный учебный процесс с использованием творческих заданий, фольклора и литературных произведений позволяет учителю эффективно развивать у детей патриотические чувства.

Список литературы

Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: Особенности, подходы, подготовки будущих учителей / Н. В. Ипполитова; М-во общ. и проф. образо

вания РФ. - Челябинск : Факел,

2017

. - 216 с.

Елисеева Н.В., Трикула Л.Н и др. Современные педагогические технологии / Елисеева Н.В., Трикула Л.Н., Новых Л.Л., Слюсаренко. Э.Е. Электронное учебное пособие / Краснодар, 2019.

Леонтьев, А.А. Патриотическое

воспитание и национальное образование / А.А. Леонтьев // Начальная школа. – 20

19

. – №4. – С. 4-6.

Шиканова А. Н. Патриотическое воспитание в процессе формирования ценностно-смысловой компетенции младших школьников // Вестник Чувашского государственного пе

дагогического университета им. И. Я. Яковлева. — 2020. — № 1 (106). — С. 232–238.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×