Патриотическое воспитание младшего школьника на уроках русского языка | Гришечко Юлия Александровна. Работа №347470. Номер работы: №347470
Аннотация. Статья посвящена вопросам патриотического воспитания младших школьников на уроках русского языка. Особое внимание уделено роли русского языка как средства формирования национальной идентичности, любви к Родине и уважения к культурному наследию страны. В статье представлены основные методические подходы к организации учебного процесса, направленного на развитие патриотических чувств у младших школьников. Приводятся примеры учебных заданий, интегрирующих патриотические идеи, и рекомендации для учителей по созданию благоприятной воспитательной среды.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, младшие школьники, русский язык, национальная идентичность, культурное наследие, любовь к Родине, воспитательная работа.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Гришечко Юлия Александровна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ 2, г Салехард
Аннотация. Статья посвящена вопросам патриотического воспитания младших школьников на уроках русского языка. Особое внимание уделено роли русского языка как средства формирования национальной идентичности, любви к Родине и уважения к культурному наследию страны. В статье представлены основные методические подходы к организации учебного процесса, направленного на развитие патриотических чувств у младших школьников. Приводятся примеры учебных заданий, интегрирующих патриотические идеи, и рекомендации для учителей по созданию благоприятной воспитательной среды.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, младшие школьники, русский язык, национальная идентичность, культурное наследие, любовь к Родине, воспитательная работа.
Патриотическое воспитание — одна из важнейших задач образовательного процесса в начальной школе. Именно в этом возрасте у ребенка формируются первые представления о своей стране, народе и культуре. Уроки русского языка играют ключевую роль в формировании патриотического мировоззрения, так как язык является носителем культуры, традиций и ценностей народа. Патриотическое воспитание на уроках русского языка не только развивает у детей чувство гордости за свою страну, но и способствует усвоению важных нравственных норм, учит их уважению к историческим и культурным ценностям.
Одна из основных задач учителя — включение патриотических элементов в учебные программы. Это может быть изучение произведений русской литературы, которые отражают важные события истории России, воспевают красоту родной природы, подчеркивают важность коллективизма и гражданской ответственности. Например, анализ произведений К. Чуковского, С. Маршака или А. Барто позволяет обсудить с детьми такие понятия, как дружба, любовь к Родине, уважение к старшим и желание делать мир лучше.
На уроках русского языка следует использовать задания, направленные на развитие языковых навыков через содержание, насыщенное патриотическими элементами. Например, упражнения по составлению рассказов о родном городе или регионе, написание сочинений на тему «Моя Родина», обсуждение народных пословиц и поговорок, выражающих народную мудрость и любовь к родной земле.
Способы и методы формирования чувства патриотизма на занятиях по русскому языку:
1. Чтение и анализ текстов патриотического содержания
Чтение произведений о значимых исторических событиях, о жизни и подвигах известных людей — один из эффективных способов формирования патриотических чувств. К примеру, на уроках можно читать произведения о Великой Отечественной войне, обсуждать героизм и мужество защитников Родины, что развивает у детей чувство гордости за страну и уважение к прошлому.
2. Творческие задания
Включение творческих заданий с патриотической направленностью, таких как написание сочинений на тему «Как я вижу будущее моей Родины», создание рисунков, инсценировки на основе литературных произведений, может пробудить у детей интерес к изучению истории и культуры своей страны.
3. Использование фольклорного материала
Важным элементом патриотического воспитания является обращение к народному творчеству. Примеры русских пословиц, поговорок, сказок, былин помогают детям понять важность традиций, семейных ценностей и родных корней. Учителю необходимо интегрировать такие элементы в уроки, показывая богатство родного языка и культуру через народное творчество.
4. Интерактивные методы обучения
Применение таких методов, как викторины, конкурсы на знание родного края, инсценировки исторических событий, помогает детям активно включаться в процесс изучения, что способствует более глубокому усвоению патриотических идей. Например, интерактивные задания на тему «Символы России» помогут учащимся узнать больше о государственной символике и её значении.
Учитель русского языка играет ключевую роль в формировании патриотических чувств у школьников.Важно не просто давать знания, но и создавать на уроках атмосферу уважения к истории и культуре. Учитель должен стать примером для учеников, показывая на практике важность любви к Родине через свои слова и поступки.
Кроме того, учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста. В этом возрасте у детей уже начинают формироваться первые гражданские чувства, и учитель должен направить этот процесс в нужное русло. Задача педагога — пробудить интерес к изучению культурного и исторического наследия, формируя позитивные примеры для подражания.
В качестве практических рекомендаций можно отметить:
1. Интеграция патриотических тем в программу уроков:
Уроки русского языка предоставляют широкие возможности для обсуждения патриотических тем через литературу, грамматические упражнения и проекты. Учителям рекомендуется включать в программу изучение текстов, посвященных истории страны, описанию родной природы, анализу произведений, прославляющих родные края.
2. Организация внеурочной деятельности:
Важным элементом патриотического воспитания являются мероприятия внеурочной деятельности: конкурсы рисунков на тему «Моя Родина», литературные чтения, посвященные Дню Победы или другим важным государственным праздникам, посещение музеев и исторических мест.
3. Включение семейных ценностей:
Патриотическое воспитание невозможно без вовлечения родителей. Учителю важно взаимодействовать с семьями учеников, поощрять участие детей в семейных традициях и обсуждать важность связи поколений.
В заключении можно отметить, что патриотическое воспитание младших школьников на уроках русского языка — это сложный, но важный процесс, требующий внимательного подхода со стороны учителя. Включение патриотических тем в учебный процесс помогает детям лучше понимать значение таких понятий, как Родина, народ, культура и история. Уроки русского языка могут стать важным инструментом формирования у детей чувства гордости за свою страну, уважения к её культурному и историческому наследию. Грамотно выстроенный учебный процесс с использованием творческих заданий, фольклора и литературных произведений позволяет учителю эффективно развивать у детей патриотические чувства.
Список литературы
Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: Особенности, подходы, подготовки будущих учителей / Н. В. Ипполитова; М-во общ. и проф. образо
вания РФ. - Челябинск : Факел,
2017
. - 216 с.
Елисеева Н.В., Трикула Л.Н и др. Современные педагогические технологии / Елисеева Н.В., Трикула Л.Н., Новых Л.Л., Слюсаренко. Э.Е. Электронное учебное пособие / Краснодар, 2019.
Леонтьев, А.А. Патриотическое
воспитание и национальное образование / А.А. Леонтьев // Начальная школа. – 20
19
. – №4. – С. 4-6.
Шиканова А. Н. Патриотическое воспитание в процессе формирования ценностно-смысловой компетенции младших школьников // Вестник Чувашского государственного пе
дагогического университета им. И. Я. Яковлева. — 2020. — № 1 (106). — С. 232–238.