Патриотическое воспитание на уроках физкики | Соболева Анжелика Евгеньена. Работа №337690
Патриотическое воспитание... Патриотизм… Стоит ли в наше время уделять этому вопросу серьезное значение? Что такое патриотизм?
Определений этого понятия много и само оно многогранно. Обобщая определения патриотизма, имеющихся в различных словарях, мы придаём этому понятию синтетическое значение: патриотизм – это чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям.
Практический интерес к данному вопросу на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания как нравственной основы государственности, как условие силы русского народа, единства и величия России, могущества государства.
Методика работы по воспитанию моральных ценностей и патриотизма на уроках физики разработана еще недостаточно. Но в опыте многих учителей школ можно найти примеры реализации больших возможностей вносить свой особый и ценный вклад в важнейшие аспекты формирования личности. В воспитании подрастающего поколения огромна роль учителя и школьных уроков, и нет такого предмета, который не мог бы внести серьезную лепту в этот воспитывающий процесс.
Нами для исследования было выбрано направление патриотического воспитания, связанного с деятельностью учёных, конструкторов создателей техники, обеспечивших победу в Великой Отечественной войне. Оно обусловлено тем, что материалов, которые могут использоваться на уроках для патриотического воспитанию, много, но далеко не все они употребляются в нужной степени и в нужное время. На наш взгляд, имеется возможность формирования патриотизма на примере фактов Великой Отечественной войны.
Для реализации этой идеи мы решили использовать материалы журнала «Физика в школе» за 1960–2019 годы, посвященные Великой отечественной войне, и, прежде всего, по тем вопросам, которые непосредственно касаются физики – это оружие, радиоустройства для защиты кораблей от мин, усовершенствование авиации и др. Данный материал после определённой переработки нами представлен в виде дидактических карточек, заданий, текстов для докладов, конференций и др.
Патриотическое воспитание
на уроках физики
А. Е. Соболева
МБОУ «Гимназия № 74», г. Барнаул
Патриотическое воспитание... Патриотизм… Стоит ли в наше время уделять этому вопросу серьезное значение? Что такое патриотизм?
Определений этого понятия много и само оно многогранно. Обобщая определения патриотизма, имеющихся в различных словарях, мы придаём этому понятию синтетическое значение: патриотизм – это чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям.
Практический интерес к данному вопросу на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания как нравственной основы государственности, как условие силы русского народа, единства и величия России, могущества государства.
Методика работы по воспитанию моральных ценностей и патриотизма на уроках физики разработана еще недостаточно. Но в опыте многих учителей школ можно найти примеры реализации больших возможностей вносить свой особый и ценный вклад в важнейшие аспекты формирования личности. В воспитании подрастающего поколения огромна роль учителя и школьных уроков, и нет такого предмета, который не мог бы внести серьезную лепту в этот воспитывающий процесс.
Нами для исследования было выбрано направление патриотического воспитания, связанного с деятельностью учёных, конструкторов создателей техники, обеспечивших победу в Великой Отечественной войне. Оно обусловлено тем, что материалов, которые могут использоваться на уроках для патриотического воспитанию, много, но далеко не все они употребляются в нужной степени и в нужное время. На наш взгляд, имеется возможность формирования патриотизма на примере фактов Великой Отечественной войны.
Рисунок.Истребитель ЯК-3Для реализации этой идеи мы решили использовать материалы журнала «Физика в школе» за 1960–2019 годы, посвященные Великой отечественной войне, и, прежде всего, по тем вопросам, которые непосредственно касаются физики – это оружие, радиоустройства для защиты кораблей от мин, усовершенствование авиации и др. Данный материал после определённой переработки нами представлен в виде дидактических карточек, заданий, текстов для докладов, конференций и др.
1. Дидактические карточки для ознакомления учащихся с оружием Великой Отечественной войны и его творцами
Технические характеристики: размах крыльев – 9,20 м; длина 8,49 м; площадь крыла 14,83 м2; взлетная масса 2650 кг; скорости – максимальная 660 км/ч, посадочная 150 км/ч; потолок подъема 10700 м; дальность полета 900 км; мощность двигателя 1214 кВт (1650 л. с.); вооружение – 1 пушка 20-миллиметровая, 2 пулемета (12,7 мм).
Общие сведения. Истребители Як–3, созданные в Конструкторском бюро А. Яковлева в 1943 г., появились на фронтах Великой Отечественной войны в разгар летних сражений этого же года. Як–3 – самый легкий истребитель второй мировой войны. Плавность наружных очертаний корпуса, переход на дюралюминиевые лонжероны (балки, воспринимающие деформации изгиба или кручения), тщательная отделка поверхностей, новый авиамотор ВК–105ПФ конструкции В. Климова – все это позволило увеличить скорость новой машины на 70 км/ч по сравнению с предыдущей моделью – Як–1. Достоинство Як–3 – сочетание простоты пилотирования с мощным вооружением. «На Як–3 вдвоем можно драться против четверых, а вчетвером – против шестнадцати, – говорили французские летчики полка «Нормандия – Неман», сражавшиеся против фашистов на нашей земле. – На Як–3 мы бьем противника, как хотим».
Вопросы и задания.
Вычислите силу давления на крыло само
лета при нормальном а
т
мосферном давлении.
Напишите уравнение движения
самолета, совершившего взлет,
п
о
лет и посадку; по
стройте график этого движения.
За какое время самолет пролетал расстояние,
равное максималь
ной дальности
полета?
Найдите силу тяги, развиваемую двигателем, при максимальной и
по
садочной ско
ростях полета.
Какова кинетическая,
потенциальная и полная энер
гия самолета при заданном потол
ке и максимальной скорости полета?
Вычислите работу, совершаемую
двигателем
за время горизонтал
ь
но
го полета. Ско
рость и дальност
ь полета выберите сами, исходя из
техн
и
че
ских характеристик
машины.
2. Техника Великой Отечественной войны в задачах по физике
Сила, действовавшая на снаряд первой советской боевой ракетной установки «катюша», громившей захватчиков с самого начала Великой Отечественной войны, 19,6 кН. Выпущенный из нее снаряд летел на расстояние 8 км. Какую работу совершала установка по выпуску всех своих снарядов, если их у нее 16? Какова была мощность «катюши», если длительность залпа (время выпуска 16 снарядов) составляла 8 с?
Решение этой задачи учитель завершает комментарием о значении ракетного оружия в годину великой войны с фашизмом; он подчерчивает, что такое маневренное и мощное оружие имела только Советская Армия, Полезно кратко рассказать о первом боев котором участвовало это вооружение. Первый залп ракетных установок, впоследствии названных «катюшами», раздался 1 июля 1941 г. в 15 ч 15 мин в районе железнодорожного узла Орша, неподалеку от Краснянского шоссе. Удар был ошеломляющим. На станции бушевал пожар, взрывались и полыхали фашистские машины, танки, вагоны, цистерны. Спасаясь от бушевавшего пламени, метались в панике вражеские солдаты.
3. Уроки, составленные по сведениям, представленным ветеранами Великой Отечественной войны.
Стрелок, чтобы безошибочно поражать врага, должен был не только знать результаты действия пули на различных дистанциях, но и результаты взаимодействия оружия и пули при выстреле. Находившийся в годы войны на вооружении советских войск ручной пулемет конструкции Дегтярева (РПД) имел массу 9 кг, его пули были калибра 7,62 мм и массой 9 г; при выстреле пуля приобретала начальную скорость около 700 м/с.
Пользуясь законом сохранения импульса, вычислить какую скорость отдачи приобретал при выстреле пулемет. При неправильном держании пулемета из-за большой скорости отдачи пулеметчик получал сильный удар ъ плечо, что могло резко изменить положение пулемета и траекторию полета пули (они летели мимо цели). Прицельная дальность РПД составляла 1500 м, т. е. лишь на этой дистанции пуля сохраняла свое поражающее врага действие. Поэтому вести с помощью РПД огонь по более удаленным объектам было не только бесполезно (пуля при полете теряла скорость, и ее импульс становился меньше необходимого), но и вредно, так как пулеметчик цель не поражал, а себя демаскировал, становясь мишенью для противника
4. Открытия в годы войны
В истории обороны Ленинграда, когда город 29 месяцев был во вражеском кольце, и в деятельности ленинградских ученых во время блокады есть эпизод, который связан с «Дорогой жизни». Эта дорога пролегала по льду замерзшего Ладожского озера: была проложена автотрасса. От нее зависела жизнь. Вскоре выяснилось на первый взгляд совершенно необъяснимое обстоятельство: когда грузовики шли в Ленинград максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратном пути, когда они вывозили больных и голодных людей, т.е. имели значительно меньший груз, лед часто ломался, и машины проваливались под лед.
Руководство города поставило перед учеными задачу: выяснить, в чем дело, и дать рекомендации, избавляющие от этой опасности. Физик П.П. Кобеко установил, что главную роль играет деформация льда. Эта деформация и распространяющиеся от нее по льду упругие волны зависят от скорости движения транспорта. Критическая скорость 35 км/ч, если транспорт шел со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны, то даже одна машина могла вызвать гибельный резонанс и пролом льда. Большую роль играла интерференция волн сотрясений, возникающих при встрече машин или обгоне; сложение амплитуд колебания вызывало разрушение льда.
5. Исторические экскурсы на уроках физики.
Можно использовать на уроках физики небольшие исторические экскурсы, касающиеся жизни, творчества и достижений русских и советских учёных физиков и изобретателей во время Великой Отечественной войны. Именно они позволяют учащимся ощутить чувство сопричастности к великим делам России, разбудить у них интерес к этим вопросам.
6. Проектная деятельность школьников
Для решения проблемы патриотического воспитания учащимся можно предложить заняться проектной деятельностью, в ходе которой будет собран материал касающийся жизни, творчества, достижений и изобретений русских и советских учёных физиков и изобретателей, а так же информацию об истории создания различных приборов. Это будет способствовать развитию навыков индивидуальной и группой работы. Далее все проекты учеников будут собираться в библиотеку патриотического воспитания в кабинете физики.
На первом этапе каждый ученик подбирал материал о русских и советских физиках и изобретателях. Собранный материал оформлялся в виде таблицы, где указывались раздел физики, фамилия, имя учёного, годы жизни, его достижения и открытия, источники, где можно найти данную информацию. После этого весь собранный материал оформлялся в сводной таблице.
Таблица
Раздел физики
ФИО ученого,
годы жизни
Достижения, открытия
Литературные источники
Электричество
Иоффе Абрам Федорович
(1880–1960)
термопреобразователь “партизанский котелок”
Браверман Э.М. Ученые–фронту/ Э.М Браверман. // Физика в школе. – 1975. – №3. – С.20–24
После составления сводной таблицы учащиеся разбились на пары. Каждая пара выбрала того учёного, биография которого показалась ей наиболее интересной.
Далее каждая проектная пара подбирала боле подробную информацию, касающуюся выбранного учёного. На этом же этапе ученики определились, что обязательно должно входить в содержание работы – это портрет учёного, его биография, открытия и достижения (если есть возможностью со схемами, чертежами, рисунками), награды и звания учёного, интересные факты из его биографии.
На заключительном этапе каждой проектной группе предстоит защита своей работы.
Несмотря на то, что данные работы, скорее всего, будут носить информационно-реферативный характер, в 11 классе желающие смогут продолжить работы на более сложном уровне – написание проблемно–реферативных творческих работ.
7. Викторины
Вопрос: Готовясь в войне, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего военного флота неожиданным мощным ударом, а другую “запереть” на морских базах с помощью различного типа мин – секретного и грозного оружия – и постепенно ликвидировать. Адмирал Н.Т. Кузнецов говорил, что кардинальную помощь флоту могла оказать только квалифицированная научная сила. И эта помощь пришла. В чем она заключалась?
Ответ: Еще до войны в Ленинградском физико-техническом институте под руководством проф. А.П. Александрова группой ученых были начаты работы по уменьшению возможности поражения кораблей магнитными минами. В их ходе был создан обмоточный метод размагничивания судов. С началом войны работа активизировалась. К августу 1941 г. Ученые защитили от магнитных мин основную часть боевых кораблей на всех действующих флотах и флотилиях. Этот подвиг ученых увековечен памятников им в Севастополе.
Представленные формы работы это еще одна возможность заинтересовать детей к своему предмету. Разнообразить уроки интересными фактами. И, конечно же, самая главная цель - это донести до детей не только материал по физике, но и воспитывать из них патриотов. Конечно, это только малая часть того что можно предложить школьникам, поэтому работа в этом направлении очень сложная и долгая, но она имеет большие перспективы.
Для формирования и развития социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма необходимо создание системы работы по формированию и развитию личности гражданина и защитника отечества. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях.
Список литературы:
Касимова
, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.
Касимова
, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005.
– 64 с.
Суринкина
В.С. Дидактические карточки для ознакомления с оруж
и
ем Великой Отечественной войны и его творцами
/ В.С.
Суринкина
// Ф
и
зика в школе. – 1985. – №2. – С.31 – 34
Минькова
Р.Д., Голосов А.И. О технике Великой Отечественной войны – в задачах по физике
/
Р.Д. Мин
ь
кова // Физика
в школе. – 1985. – №2. – С
. 34 – 36
р
Коряко
В.В. Викторина. Вклад ученых-физиков и химиков, конструкторов в дело победы над фашизмом/
В.В.
Коряко
//Физика в школе. – 2002. – №2. – С.
56–59
Браверман
Э.М. Альманах «Подвиг»/ Э.М.
Браверман
//
Физика в школе. – 1985. –
№2. – С
. 21 – 31