Патриотическое воспитание современных школьников | Антонова Наталья Александровна. Работа №344362
Аннотация: Статья посвящена вопросам патриотического воспитания школьников в условиях коррекционной школы. Рассматриваются современные подходы к формированию патриотизма у детей с особыми образовательными потребностями, методы и средства, используемые воспитателями для развития гражданских ценностей и чувства принадлежности к родной стране. Приведены примеры мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию, и показаны особенности их применения в коррекционной педагогике.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, коррекционная школа, гражданские ценности, воспитательная работа, коррекционные методики, гражданская идентичность.
Антонова Наталья Александровна, воспитатель
КГОБУ "Ракитненская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
Аннотация: Статья посвящена вопросам патриотического воспитания школьников в условиях коррекционной школы. Рассматриваются современные подходы к формированию патриотизма у детей с особыми образовательными потребностями, методы и средства, используемые воспитателями для развития гражданских ценностей и чувства принадлежности к родной стране. Приведены примеры мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию, и показаны особенности их применения в коррекционной педагогике.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, коррекционная школа, гражданские ценности, воспитательная работа, коррекционные методики, гражданская идентичность.
Патриотическое воспитание — важная составляющая общего воспитательного процесса, направленная на формирование у детей чувства любви к родине, уважения к её истории, культуре и традициям. Воспитание патриотизма особенно актуально в условиях современных вызовов, связанных с глобализацией и изменением ценностных ориентиров. В коррекционной школе, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, работа по патриотическому воспитанию имеет свои особенности, поскольку она должна учитывать специфику развития учеников и их образовательные потребности.
Патриотизм для ребёнка — это не абстрактное понятие, а личностное чувство, которое формируется через конкретные действия, примеры и переживания. Воспитатели в коррекционной школе играют ключевую роль в формировании у детей патриотических чувств, используя методы, которые помогают учащимся не только понять значение патриотизма, но и почувствовать свою принадлежность к своей стране, своему народу. Это может быть сделано через создание ситуаций успеха, участие в коллективных проектах, знакомство с историей и культурой родной страны.
Одним из эффективных методов патриотического воспитания является организация тематических мероприятий, посвящённых значимым для страны событиям: праздникам, историческим датам, памяти героев. Воспитатель может проводить беседы, организовывать тематические занятия, где дети узнают о подвигах защитников Родины, знакомятся с культурными и историческими памятниками. Например, к Дню Победы можно провести занятие, на котором дети будут рисовать открытки ветеранам, рассказывать о своих родственниках, участвовавших в войне, или участвовать в мини-спектаклях, отражающих события Великой Отечественной войны. Это не только помогает детям лучше понять историю, но и формирует эмоциональную связь с прошлым, чувство гордости за подвиги предков.
Особое значение в коррекционной педагогике имеет использование наглядных методов воспитания. Так, показ фильмов или видеороликов, посвящённых историческим событиям или природным красотам России, может стать мощным инструментом для формирования у детей чувства гордости за свою родину. Важно, чтобы материалы были адаптированы для восприятия детей с особыми образовательными потребностями — они должны быть понятными, доступными и эмоционально окрашенными.
Для детей с нарушениями интеллекта особенно важно активное вовлечение в практическую деятельность. Например, воспитатель может организовать экскурсию по памятным местам города или села, где дети смогут увидеть памятники, посвящённые историческим событиям или героям войны. Такая форма работы не только расширяет кругозор учеников, но и создаёт условия для формирования у них личной связи с историей и культурой родного края. Во время таких экскурсий дети могут участвовать в возложении цветов, что усиливает эмоциональное восприятие и закрепляет полученные знания.
Проекты, направленные на изучение родного края, также способствуют патриотическому воспитанию. В рамках таких проектов воспитатель может предложить детям изучить традиции своего региона, познакомиться с местными народными промыслами, фольклором, национальными костюмами. Например, дети могут создать собственные поделки в стиле традиционного народного искусства или принять участие в фольклорных праздниках, что помогает им почувствовать себя частью культуры своей страны.
Патриотическое воспитание в коррекционной школе должно учитывать не только исторические и культурные аспекты, но и формировать у детей чувство ответственности за свою страну, за её будущее. Воспитатели могут привлекать детей к участию в общественно значимых акциях, таких как уборка территории школы или участие в благотворительных мероприятиях. Это помогает детям почувствовать, что они могут быть полезны своему обществу, и формирует у них осознание своей роли в жизни страны.
Один из примеров таких акций — участие детей в проекте "Аллея памяти", где они могут посадить деревья в честь героев войны или известных людей своего региона. Это простое, но значимое действие помогает формировать у детей осознание важности сохранения памяти о прошлом, а также развивает экологическое сознание и ответственность за окружающий мир.
Кроме того, важную роль в патриотическом воспитании играет работа с символикой государства. Воспитатели могут проводить занятия, на которых дети изучают государственные символы — флаг, герб и гимн России. Например, в рамках занятий можно предложить детям создать свои рисунки с изображением государственного флага или герба, рассказать о значении цветов флага, обсудить, почему эти символы важны для страны и каждого её гражданина. Также можно организовать коллективное исполнение гимна на школьных мероприятиях, что способствует развитию чувства принадлежности к своей стране.
Особое внимание стоит уделить работе с литературными произведениями патриотической направленности. Чтение и обсуждение стихов и рассказов о Родине, о подвигах людей, любви к своему народу помогают детям глубже понять и прочувствовать значимость патриотических ценностей. Например, воспитатели могут организовать чтение стихотворений таких поэтов, как Сергей Есенин, Александр Твардовский, Константин Симонов, чьи произведения легко воспринимаются детьми и эмоционально их затрагивают.
Таким образом, патриотическое воспитание школьников в коррекционной школе требует системного и индивидуализированного подхода. Важно не только передавать детям знания о родной стране, её истории и культуре, но и создавать условия, при которых они смогут эмоционально пережить опыт патриотизма, почувствовать свою связь с Родиной и её народом. Воспитателям в коррекционной школе необходимо использовать различные формы и методы работы, чтобы сделать процесс воспитания увлекательным, доступным и значимым для каждого ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности и возможности.
Список литературы
Грузинов С.Т. Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида // Социальная педагогика. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-na-urokah-istorii-i-vo-vneklassnoy-rabote-v-korrektsionnoy-shkole-viii-vida
Пашкова Я.В. Особенности организации внеурочной деятельности в инклюзивном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-vneurochnoy-deyatelnosti-v-inklyuzivnom-obrazovanii
Тюрина И.В. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание // Автономия личности. 2020. №2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-i-patrioticheskoe-vospitanie