«Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста». | ГОШНАГО РАМАЗАНОВНА ТХАГАПСО. Работа №340035
Проблема патриотического воспитания одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. И ее необходимо решать, начиная с дошкольного возраста. Ведь дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе и культуре. Любовь к Отчизне начинается с любви к малой Родине, месту, где родился человек. Через знакомство с родным городом, селом, аулом, его достопримечательностями у ребенка воспитывается гордость за свой народ, зарождается чувство патриотизма. Успешная реализация этой проблемы может пройти только в тесном сотрудничестве педагогов и семьи.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №2 «Василёк»
г. Адыгейска
Доклад на тему:
«Патриотическое воспитание у детей дошкольного
возраста на логопедических занятиях».
Подготовила: учитель логопед
Г.Р. Тхагапсо
Патриотическое воспитание у детей дошкольного
возраста на логопедических занятиях.
«Нет ничего священней и родней,
Чем отчий дом и отчая Земля».
Нальбий Куек.
Проблема патриотического воспитания одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. И ее необходимо решать, начиная с дошкольного возраста. Ведь дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе и культуре. Любовь к Отчизне начинается с любви к малой Родине, месту, где родился человек. Через знакомство с родным городом, селом, аулом, его достопримечательностями у ребенка воспитывается гордость за свой народ, зарождается чувство патриотизма. Успешная реализация этой проблемы может пройти только в тесном сотрудничестве педагогов и семьи.
В наше время молодые родители не уделяют должного внимания к патриотическому воспитанию. Поэтому наша задача – тактично привлечь родителей и их детей к формированию духовно нравственных ценностей.
Осуществляем патриотическое воспитание совместно с родителями в системе коррекционной работы с детьми с ТНР в группе компенсирующей направленности. Содержание адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР позволяет решать основные задачи воспитания каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей на основе плана коррекционной образовательной работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей с нарушениями речи. В этом большую помощь оказывает перспективное блочное планирование «Я и мир», разработанного творческой группой нашего сада, для всех возвратных групп. Стремимся использовать различные формы работы: проводим беседы, интегрированные и тематические занятия, дидактические, сюжетные, словестные игры, встречи с известными людьми, знакомим с государственной символикой. Организуем вместе с родителями экскурсии по городу, к памятным местам, конкурсы чтецов, тематические выставки детских рисунков и поделок из природного и бросового материала, осуществляем проектную деятельность. Особое внимание уделяем формированию понятия о героизме воинов, защищавших наше Отечество. На подгрупповых логопедических занятиях дети осваивают и закрепляют те же лексические темы, с которыми знакомит воспитатель. Работа ведется совместно: логопедом, воспитателями, родителями. В блоке «Моё Отечество - Россия» воспитываем любовь к Родине, закрепляем понятие «Я – гражданин моей большой страны Россия». Активизируем словарь: Россия, Отечество, Отчизна, страна, граница, герб, флаг, Гимн, президент, родная, богатая, могучая, многонациональная, Родина, беречь, воспевать. Придумываем синонимы: свобода, независимость; Родина, Отчизна, Отечество. Антонимы: любить – ненавидеть, маленькая – большая. Подбираем родственные слова: Родина, породниться, родной. Читаем рассказы¸ учим стихотворения, пословицы о России. Развиваем диалогическую и связанную речь, долговременную память и мышление.
По теме «Москва - главный город России» знакомим с историей Москвы, воспитываем любовь к столице нашей Родины. Расширяем запас слов: Кремль, князь, княжество, основатель, крепость, деревня, белокаменная, златоглавая, беречь, оборонять, восхищаться, любоваться. Проводим работу над синонимами, антонимами: удивительная, чудесная, прекрасная, дивная, широкая - узкая, чистый – грязный. Подбираем родственные слова, читаем рассказы, заучиваем стихотворения о Москве. Рассматриваем достопримечательности столицы. Провожу речевые игры: «Скажи правильно», «Доскажем словечко», «Отгадай загадку». Учу согласовывать слова, строить разные виды предложений.
В октябре знакомим с блоком «Мой любимый город», расширяем представления детей о родном городе Адыгейске, истории его строительства. Воспитываем чувство гордости за воинские и трудовые подвиги земляков, желание беречь и украшать родной город.
Активизируем словарь: мемориал, сквер, площадь, любимый, молодой, благоустраивать, украшать, горожане, городской. Развиваем навык словообразования, работаем над правильным звукопроизношением, над слоговой структурой слова. Учим выразительно читать стихотворения. Создаем проекты совместно с родителями и детьми «Знай и люби свой город», журналы «Родничок» и «Жъогъобын» о родном крае.
В феврале месяце работаем по блоку «Защитники Отечества». Даем знания о Российской армии, уточняем представления детей об основных родах войск. Формируем представления о защитниках Отчизны, вызываем желание быть похожими на смелых воинов. Расширяем запас слов: Отечество, армия, присяга, офицер, командир, доброволец, ракетчик, пограничник, десантник, моряк, танкист, артиллерист, отважный, мужественный, героически, защищать, служить. Образовываем однокоренные слова: защитник, защитница, защищать, защита, защитный. Совершенствуем связанную речь, используем пословицы и поговорки: «Российская армия не одна, с ней вся страна», «Тот герой, кто за Родину горой», «Сражайся смело за правое дело», «Принял присягу, от нее ни шагу». Играем в словесные игры: «Вспомни пословицу», «Один - много» - самолет – самолеты; «Подбери слова» - самолет какой? военный, быстрый, мощный; «Скажи наоборот» - смелый - трусливый, быстрый – медленный. Развиваем навык правильного произношения. Формируем слоговую структуру слова.
В апреле работаем по блоку «Космос». Воспитываем чувство гордости за родную страну, покорившую космос первой. Обогащаем представления и знания детей о космосе. Расширяем и активизируем словарь: Земля, Солнце, луна, спутник, космос, планета, названия планет, космонавт, орбита, невесомость; приземляться, лететь, вращаться. Используем антонимы: высоко – низко, взлететь – приземлиться, улететь - прилететь. Учим правильно согласовывать существительные с прилагательными, числительными; правильно образовывать однокоренные слова.
Март – первый весенний месяц посвящен теме «Любимые мамы, бабушки, сестрички». На занятиях прививаем чувство уважения, любви к этим родным людям. Дети узнают много нового о женских профессиях. Играем в дидактические игры «назови ласково», «Кому что нужно для работы?», «Подбери признак», в сюжетно – ролевые игры «Дочки – матери», «Семья», «Доктор» и т.д. Пополняем активный словарь: любимая, нежная, родная, дорогая, дарить, любоваться, букет, тюльпаны, мимозы, розы, подарок, пригласить, добро. Подбираем синонимы, антонимы по этой теме. Продуктивная деятельность: рисование, лепка, ручной труд закрепляют знания, полученные на занятиях у в воспитателей, логопеда в группе компенсирующей направленности.
В блоке «День Победы» прививаем любовь и уважение к Родине и ее защитниках. Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, о войнах – освободителях, одержавших великую победу.
Обогащаем словарный запас: памятник, обелиск, герой, ветеран, салют, парад, торжественный, бессмертный, героический, военный, защищать, побеждать, помнить, чтить, одержать. Подбираем синонимы: побеждать, одолеть, выиграть; противник, неприятель. Антонимы: добро – зло, враг – друг, начало – конец, помнить – забывать. Вводим фразеологизмы: «живота не жалеть – пожертвовать жизнью».
Продолжаем развивать связанную речь, объяснять смысл пословиц, учить выразительному чтению стихотворений. Вместе с родителями проводим экскурсии к Мемориалу Славы, создаем проекты «Жить – Родине служить», «Они защищали Родину», оформляем плакать, газеты.
Такие логопедические занятия, направленные на патриотическое воспитание человека патриотом и защитником своей Родины.