"Патриотическое воспитание в старшем дошкольном возрасте" | Тимофеева Зоя Николаевна. Работа №355765
Патриотическое воспитание
в старшем дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма:
‒ любовь и привязанность к Родине;
‒ ответственность за нее;
‒ желание трудиться;
‒ беречь и умножать богатства своей Родины.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Родине — месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историей, культурой, национальностями проживающих народов, природой, родного края.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни о своем крае, области, селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Патриотическое воспитание дошкольников наиболее успешно осуществляется через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственному дошкольному возрасту. Общими формами работы с детьми по патриотическому воспитанию могут быть: ‒ целевые прогулки; ‒ экскурсии; ‒ труд детей; ‒ изобразительная деятельность.
Знание о родной стране дети получают в основном на занятиях, которые можно условно разделить следующим образом: ‒ занятия, имеющие целью дать детям конкретные представления о родной стране на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений); ‒ занятия, способствующие углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры и т. д.); ‒ занятия, во время которых дети используют полученные знания и выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание),
Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность. Поэтому планируя работу по патриотическому воспитанию, мы намечаем, какие игры (сюжетно-ролевые, строительные) мы может провести с детьми.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Будущие граждане страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимые воину-защитнику Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх, а также в играх с военно-патриотическим содержанием. Интерес к ним может быть вызван рассказами о солдатах, проявивших героизм. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, знаниях, но и в желании потребности трудиться, беречь природу родного края.
Необходимо поощрять самостоятельную трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то, для детского сада, для села, для природы родного края.
Трудовая деятельность способствует воспитанию у детей гражданских чувств. Старший дошкольный возраст уже имеет представление о своем родном селе, крае. Они запоминают главные улицы, им сообщают о героях или знаменитых людях, чьими именами они названы. Уточняются и расширяются представления детей об административных зданиях.
Детям коротко объясняют, зачем нужна библиотека, универмаг, администрация, музей, школа. Экскурсии к памятникам, обелискам погибшим воинам сопровождаются уже более подробным комментарием. Во время прогулок дети наблюдают за благоустройством села, могут принимать посильное участие в субботниках (помочь высадить рассаду, полить цветы, собрать листья).
В соответствии с программой детям старшего дошкольного возраста дают довольно широкие знания о родной стране. Для этого предлагаются новые темы, которые углубляют и расширяют знания о родной стране — «Россия — родина моя», «Города России», «Москва — столица нашей Родины».
В старшем дошкольном возрасте продолжается изучение темы «Город — село». Наряду с данными понятиями (село, город) дети должны усвоить новые для них понятия «столица», «область», «страна»; они должны знать, что больше — село или город, страна или область.
В старшем возрасте расширяются знания о городах России. Представления детей о городах нашей страны позволяют организовать интересные игры, «Путешествия по родной стране». Эти игры включают детское строительство, самостоятельную художественную деятельность, а поэтому интересны и увлекательны для ребят.
Углубить интерес к родной стране помогают рассказы, беседы о климатических и природных зонах нашей страны.
Интерес к занятиям по географии родной страны усиливается, если детям, дают представления об их сверстниках — мальчиках и девочках, живущих на севере и юге — в тундре, в тайге или пустыне.
Эти рассказы о детях воспитывают доброжелательность и симпатию к сверстникам, живущих далеко от них.
Чувство причастности детей к событиям, происходящих в родной стране, формируется во время рассказов воспитателя о высоких нравственных качествах русских людей. Материалом для таких рассказов могут быть очерки из газет и журналов. В старшем дошкольном возрасте углубляются знания детей о великих русских писателях, художниках, композиторах. Дети должны знать определенные произведения, которые написали А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, узнавать их на портретах; знать некоторые факты их биографии. Дети продолжают также знакомиться с произведениями великих мастеров кисти. Дети этого возраста могут воспринимать довольно сложные произведения живописи, понимать настроение, передаваемое художником. Очень интересно проходят занятия, на которых рассматриваются репродукции картин Васнецова «Аленушка», «Богатыри», «Царевна-лягушка», «Снегурочка». Ребятам знакомы сказки по мотивам, которых написаны эти произведения, и они сразу узнают их героев. Все это обогащает мысли и душу ребят, учит гордиться культурой своей великой страны.
В патриотическом воспитании дошкольников рекомендуют использовать следующие формы работы: ‒ факультативные занятия (беседы, игры); ‒ все виды художественной творческой деятельности; ‒ проведение совместных праздников (Масленица, Рождество, Пасха); ‒ просмотр фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения; ‒ экскурсии, целевые прогулки по городу; ‒ детская благотворительность; ‒ тематические вечера; ‒ организация выставок (совместная деятельность детей и родителей); Таким образом, в работе по патриотическому воспитанию прослеживаются несколько направлений работы:
Духовно-образовательное (занятия, беседы, чтение); Воспитательно-оздоровительное (праздники, подвижные, ролевые, строительные игры, прогулки, экскурсии, походы);
Культурно-познавательное (встречи, концерты, просмотр диафильмов); Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Формы работы с родителями:
Родительские собрания.
Консультации.
Открытые занятия.
Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, праздники).
Наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы).
Тематическое планирование нравственно-патриотического воспитания (старшая группа).
Тема недели
Мероприятия по блокам
Ответственный
День Знаний
Осень
1 Экскурсия На производство в ООО «Хлебзавод имени Петровский».
2Непосредственно образовательная деятельность в группе по плану.
3 Праздник «Золотая Осень».
4 Народные подвижные игры.
Воспитатель,
Работники хлебзавода.
Воспитатель.
Музыкальный руководитель.
Физинструктор.
Я в мире человек
1Беседа «Моя семья».
2«Наши традиции» - встреча с родителями.
3 Рассматривание фотоальбома «История моей семьи»
Воспитатель
Родительский комитет
Мое село, моя страна.
1Дидактические игры.
2 Беседа по ознакомлению с символикой нашего государства.
3«По Уральскому острогу» - театрализованная игра
2.Акция «Синичкин день»
Воспитатель
Воспитатель
Совместно с работниками клуба.
Новогодний праздник
1 Знакомство с народными обычаями по празднованию Нового года.
2Знакомство с творчеством русских художников.
Воспитатель.
Музыкальный Руководитель.
Зима.
1, Знакомство с разнообразием зимних народных забав и праздников.
2.Развлечение «Проводы Зимы»
Воспитатель
Музыкальный руководитель.
Совместно с работниками клуба.
День защитника Отечества.
1.Развлечение «Мы будущие Защитники Родины»
2. Портреты наших пап (творчество детей) - выставка
Физинструктор.
Воспитатель
8 Марта
Семейные традиции.
Праздник «Моя Мама самая, самая….»
Воспитатель
Знакомство с народной культурой и традициями.
1.Экскурсия в краеведческий музей.
2.Пригласить родителей на посиделки «У самовара»
Музейные работники.
Воспитатель
Весна
Организовать фотовыставку «Наши традиции»
День птиц.
День Земли
Воспитатель
Работники музея
День Победы.
Проект «Мы Помним, гордимся, чтим».
Изготовление поздравительных открыток.
Музыкальный руководитель
Воспитатель
Литература:
1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6 2003г., № 5 2004 г.
2. Жуковская Р. И. Родной край — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 176 с. http://raguda.ru/sk/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-po-fgos.html
3. Ясева Н. Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2000. — 132 с.
в старшем дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма:
‒ любовь и привязанность к Родине;
‒ ответственность за нее;
‒ желание трудиться;
‒ беречь и умножать богатства своей Родины.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Родине — месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историей, культурой, национальностями проживающих народов, природой, родного края.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни о своем крае, области, селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Патриотическое воспитание дошкольников наиболее успешно осуществляется через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственному дошкольному возрасту. Общими формами работы с детьми по патриотическому воспитанию могут быть: ‒ целевые прогулки; ‒ экскурсии; ‒ труд детей; ‒ изобразительная деятельность.
Знание о родной стране дети получают в основном на занятиях, которые можно условно разделить следующим образом: ‒ занятия, имеющие целью дать детям конкретные представления о родной стране на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений); ‒ занятия, способствующие углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры и т. д.); ‒ занятия, во время которых дети используют полученные знания и выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание),
Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность. Поэтому планируя работу по патриотическому воспитанию, мы намечаем, какие игры (сюжетно-ролевые, строительные) мы может провести с детьми.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Будущие граждане страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимые воину-защитнику Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх, а также в играх с военно-патриотическим содержанием. Интерес к ним может быть вызван рассказами о солдатах, проявивших героизм. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, знаниях, но и в желании потребности трудиться, беречь природу родного края.
Необходимо поощрять самостоятельную трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то, для детского сада, для села, для природы родного края.
Трудовая деятельность способствует воспитанию у детей гражданских чувств. Старший дошкольный возраст уже имеет представление о своем родном селе, крае. Они запоминают главные улицы, им сообщают о героях или знаменитых людях, чьими именами они названы. Уточняются и расширяются представления детей об административных зданиях.
Детям коротко объясняют, зачем нужна библиотека, универмаг, администрация, музей, школа. Экскурсии к памятникам, обелискам погибшим воинам сопровождаются уже более подробным комментарием. Во время прогулок дети наблюдают за благоустройством села, могут принимать посильное участие в субботниках (помочь высадить рассаду, полить цветы, собрать листья).
В соответствии с программой детям старшего дошкольного возраста дают довольно широкие знания о родной стране. Для этого предлагаются новые темы, которые углубляют и расширяют знания о родной стране — Россия — родина моя, Города России, Москва — столица нашей Родины.
В старшем дошкольном возрасте продолжается изучение темы Город — село. Наряду с данными понятиями (село, город) дети должны усвоить новые для них понятия столица, область, страна; они должны знать, что больше — село или город, страна или область.
В старшем возрасте расширяются знания о городах России. Представления детей о городах нашей страны позволяют организовать интересные игры, Путешествия по родной стране. Эти игры включают детское строительство, самостоятельную художественную деятельность, а поэтому интересны и увлекательны для ребят.
Углубить интерес к родной стране помогают рассказы, беседы о климатических и природных зонах нашей страны.
Интерес к занятиям по географии родной страны усиливается, если детям, дают представления об их сверстниках — мальчиках и девочках, живущих на севере и юге — в тундре, в тайге или пустыне.
Эти рассказы о детях воспитывают доброжелательность и симпатию к сверстникам, живущих далеко от них.
Чувство причастности детей к событиям, происходящих в родной стране, формируется во время рассказов воспитателя о высоких нравственных качествах русских людей. Материалом для таких рассказов могут быть очерки из газет и журналов. В старшем дошкольном возрасте углубляются знания детей о великих русских писателях, художниках, композиторах. Дети должны знать определенные произведения, которые написали А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, узнавать их на портретах; знать некоторые факты их биографии. Дети продолжают также знакомиться с произведениями великих мастеров кисти. Дети этого возраста могут воспринимать довольно сложные произведения живописи, понимать настроение, передаваемое художником. Очень интересно проходят занятия, на которых рассматриваются репродукции картин Васнецова Аленушка, Богатыри, Царевна-лягушка, Снегурочка. Ребятам знакомы сказки по мотивам, которых написаны эти произведения, и они сразу узнают их героев. Все это обогащает мысли и душу ребят, учит гордиться культурой своей великой страны.
В патриотическом воспитании дошкольников рекомендуют использовать следующие формы работы: ‒ факультативные занятия (беседы, игры); ‒ все виды художественной творческой деятельности; ‒ проведение совместных праздников (Масленица, Рождество, Пасха); ‒ просмотр фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения; ‒ экскурсии, целевые прогулки по городу; ‒ детская благотворительность; ‒ тематические вечера; ‒ организация выставок (совместная деятельность детей и родителей); Таким образом, в работе по патриотическому воспитанию прослеживаются несколько направлений работы:
Духовно-образовательное (занятия, беседы, чтение); Воспитательно-оздоровительное (праздники, подвижные, ролевые, строительные игры, прогулки, экскурсии, походы);
Культурно-познавательное (встречи, концерты, просмотр диафильмов); Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Формы работы с родителями:
Родительские собрания.
Консультации.
Открытые занятия.
Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, праздники).
Наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы).
Тематическое планирование нравственно-патриотического воспитания (старшая группа).
Тема недели
Мероприятия по блокам
Ответственный
День Знаний
Осень
1 Экскурсия На производство в ООО Хлебзавод имени Петровский.
2Непосредственно образовательная деятельность в группе по плану.
3 Праздник Золотая Осень.
4 Народные подвижные игры.
Воспитатель,
Работники хлебзавода.
Воспитатель.
Музыкальный руководитель.
Физинструктор.
Я в мире человек
1Беседа Моя семья.
2Наши традиции - встреча с родителями.
3 Рассматривание фотоальбома История моей семьи
Воспитатель
Родительский комитет
Мое село, моя страна.
1Дидактические игры.
2 Беседа по ознакомлению с символикой нашего государства.
3По Уральскому острогу - театрализованная игра
2.Акция Синичкин день
Воспитатель
Воспитатель
Совместно с работниками клуба.
Новогодний праздник
1 Знакомство с народными обычаями по празднованию Нового года.
2Знакомство с творчеством русских художников.
Воспитатель.
Музыкальный Руководитель.
Зима.
1, Знакомство с разнообразием зимних народных забав и праздников.
2.Развлечение Проводы Зимы
Воспитатель
Музыкальный руководитель.
Совместно с работниками клуба.
День защитника Отечества.
1.Развлечение Мы будущие Защитники Родины
2. Портреты наших пап (творчество детей) - выставка
Физинструктор.
Воспитатель
8 Марта
Семейные традиции.
Праздник Моя Мама самая, самая….
Воспитатель
Знакомство с народной культурой и традициями.
1.Экскурсия в краеведческий музей.
2.Пригласить родителей на посиделки У самовара
Музейные работники.
Воспитатель
Весна
Организовать фотовыставку Наши традиции
День птиц.
День Земли
Воспитатель
Работники музея
День Победы.
Проект Мы Помним, гордимся, чтим.
Изготовление поздравительных открыток.
Музыкальный руководитель
Воспитатель
Литература:
Журнал Дошкольное воспитание № 6 2003г., № 5 2004 г.
Жуковская Р. И. Родной край — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 176 с. http://raguda.ru/sk/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-po-fgos.html
Ясева Н. Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2000. — 132 с.
7