"Патриотизм! Как много в этом слове!" | Лешукова Валентина Геннадьевна. Работа №282466
Автор: Лешукова Валентина Геннадьевна
Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию "Патриотизм! Как много в этом слове!"
Цель: создать условия для осознания участниками мероприятия нравственной ценности патриотизма, фориирование и развитие патриотических чувств.
Задачи: Раскрыть лексическое значение понятия "Патриотизм"
исследовать ценностное проявление патриотических чувств через соприкосновение с исторической темой;
способствовать принятию обучающимися базовых нравственных ценностей;
нравственно стимулировать развитие патриотических чувств
Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию
«Патриотизм! Как много в этом слове!»
Цель: создать условия для осознания участниками мероприятия нравственной ценности патриотизма, формирование и развитие патриотических чувств.
Задачи:
Раскрыть лексическое значение понятия «Патриотизм»;
и
сследовать ценностное проявление патриотических чувств через соприкосновение с исторической темой;
с
пособствовать принятию
обучающимися
базовых нравственных ценностей;
р
азвивать творческие, коммуникативные способности
обучающихся
;
н
равственно стимулировать развитие патриотических чувств
;
развивать детско-взрослую созидательную среду в ОУ.
Прогнозируемые личностные результаты:
1. Развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о патриотизме.
2. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
3. Воспитание доброжелательности и нравственной отзывчивости.
Прогнозируемые метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия.
3. Готовность вести конструктивный диалог на основе взаимоуважения.
Прогнозируемые предметные результаты:
1. Знание, понимание и принятие обучающимися нравственных ценностей: любовь к Родине, милосердие, миролюбие.
2. Осознание ценности патриотизма, нравственности и духовности человеческой жизни.
Теоретико-методологическая основа: системно-деятельностный подход.
Ведущий метод: проблемно-диалогический.
Методы: личностно-ориентированный, исследовательский.
Участники: обучающиеся 7 класса, классный руководитель.
Время проведения: 40 минут
Место проведения: классная комната 7 класса.
Необходимое оборудование: ноутбуки с выходом в Интернет, демонстрационная система для показа презентаций.
Оформление класса: рисунки обучающихся по теме, выставка сочинений, на доске – «ключи» для погружения в тему.
Ход мероприятия
1 Орг. момент
Классный руководитель: Добрый день, дорогие дети! Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии. Мы с вами проделали большую работу, результатом которой станет наш классный час.
В начале мероприятия я бы хотела зачитать слова героя Брестской крепости, лейтенанта Николая Плужникова «Я - русский солдат», из романа Бориса Васильева «В списках не значился»
Классный руководитель: Какие чувства вызывает у вас этот эпизод?
(чувство гордости за свой народ)
Классный руководитель: Как вы думаете, почему герой не назвал своего имени?
(потому что он настоящий солдат, патриот)
Классный руководитель: Какое ключевое слово присутствует в ваших ответах?
(патриотизм)
Классный руководитель: Как вы думаете, актуальным ли будет наш сегодняшний разговор о патриотизме?
(ответы ребят)
Классный руководитель: Конечно, в этом году наша страна отмечает 70- летие Великой Победы, данная тема актуальна ещё и потому, что в нашем обществе не все правильно понимают значение этого важного для каждого гражданина страны слова. А вы понимаете, что такое патриотизм? Попробуйте дать определение.
(ответы учащихся оформляются на доске)
Классный руководитель: Патриотизм – ёмкое понятие. Многогранное и жизнеутверждающее. Я предлагаю вам исследовать значение этого слова. Предложите этапы исследования.
(выяснить по словарю значение слова, привести примеры проявления патриотизма)
2. Работа с лексическим значением слова «Патриотизм»
1 группа находит значение слова по ссылке в Интернете)
Выступление 1группы: значение слова Патриотизм по словарю Т.В. Ефремовой: Патриотизм – 1.Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
Классный руководитель: Определите ключевые составляющие понятия. Они станут нашими путеводными символами в мире патриотизма.
1 ключ – любовь к Отечеству.
(на доске появляется «Любовь к Отечеству»)
Открыть 1 дверь, которая ведёт в мир патриотизма, поможет это ключевое понятие.
Звучит песня: «С чего начинается Родина»
Классный руководитель: Какие чувства вызывают у вас строчки из песни?
(ответы учащихся)
Классный руководитель: Дома 1 группа учащихся с родителями писали творческие работы о Родине. Я познакомилась с вашими сочинениями. Кто-то из вас обращался со словами любви к России. Кто-то выбрал малую родину и рассказывал, как прекрасен наш посёлок. Давайте послушаем ваши признания.
Классный руководитель: Да, конечно, наша Родина прекрасна! А как ещё человек может выразить свою любовь к Отечеству?
(поступками, делами)
Классный руководитель: Какие поступки может совершить человек во имя Родины?
(ответы учащихся)
Классный руководитель: А если это ребёнок или подросток?
(ответы ребят)
Классный руководитель: 2 группа учащихся дома исследовала информацию о пионерах-героях. Как вы думаете, почему именно это задание получили участники группы?
(ответы ребят)
Классный руководитель: Пионеры-герои своими поступками доказали, что не только взрослые могут защищать Родину, но и дети. Давайте послушаем выступления ребят о пионерах-героях, которые смогли своей любовью к Родине внести вклад в дело Победы.
(выступление группы №2 «Пионеры-герои»)
Классный руководитель: Какое чувство проявили пионеры-герои помимо любви к Родине?
(преданность своему народу)
Классный руководитель: И мы открываем 2 дверь в мир патриотизма – преданность своему народу.
Классный руководитель: Пионеры-герои были младше вас. Как вы думаете, а вы смогли бы так же отважно и преданно доказывать любовь к Родине?
(рефлексивные ответы учащихся)
Классный руководитель: Если мы обратимся ещё раз к лексическому значению слова «Патриотизм», то следующей составляющей является «Ответственность перед народом»)
Как вы понимаете, что такое ответственность перед народом?
(ответы учащихся)
Классный руководитель: Я предлагаю скорректировать ваши высказывания с помощью ресурсов Интернета. Найдите определение слова «Ответственность»
Работа в группах. Пояснение: обучающимся необходимо дать определение слова и привести примеры проявления ответственности.
(Ответственность – это субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия).
Классный руководитель: 3 группа дома готовила выступление об ответственности. Давайте посмотрим, какое значение этого слова они нам хотят продемонстрировать.
(выступление 3 группы об ответственности военачальников за судьбы подчиненных)
Классный руководитель: Конечно, для патриота важно осознавать свою ответственность перед страной. А вы можете сказать, что достигли такого уровня, когда вашими поступками движет ответственность?
(рефлексивные ответы учащихся)
Классный руководитель: 4 ключом является «готовность к подвигу во имя Родины»
( на доске появляется «готовность к подвигу»)
А как вы думаете, что это такое?
(ответы ребят)
Классный руководитель: Можете ли вы привести примеры такой готовности?
(примеры подвига во время Великой Отечественной войны, примеры мужественного поведения людей в современной жизни)
Классный руководитель:4 группа дома самостоятельно готовила информацию о подвигах во время Великой Отечественной войны. Давайте посмотрим, что современные подростки считают подвигом?
(выступление участников группы о подвигах героев Великой Отечественной войны)
Классный руководитель: Во имя чего был совершен подвиг?
(во имя жизни, во имя Победы)
Классный руководитель: А вы смогли бы пожертвовать своим здоровьем ради Родины?
(рефлексивные ответы)
Классный руководитель: Это был последний, 4 ключ к нашей двери. Можно сказать, что мы, открывшие эту виртуальную дверь, истинные патриоты?
(рефлексивные ответы ребят)
3. Практическая коллективная работа
Классный руководитель: Как вы думаете, а как стать настоящим патриотом?
(воспитывать это качество с детства)
Классный руководитель: А кто должен воспитывать это качество?
(родители, школа)
Классный руководитель: Предложите свои советы по воспитанию патриотизма в семье. Этим будет заниматься группа1,3; и в школе. Это задание я предлагаю выполнить группам 2,4
Примерные советы, рекомендации:
Семейное воспитание: если родители проявляют любовь и уважение к своей стране и прививают эти чувства детям, то они воспитывают детей патриотами. Родители могут привить любовь к родине через путешествия по своей стране, т.к. это лучшее средство узнать и полюбить свою Родину.
Школьное воспитание: на уроках необходимо воспитывать интерес к национальной культуре и традициям. Для того чтобы любить свой народ – его необходимо знать: осознанно изучая историю своего народа, человек может стать патриотом. Информированность, которая является основным звеном воспитания патриотизма, создает базу для развития и проявления любви к Родине. Патриотизм предполагает гордость за достижения своей страны; интерес к информации, связанный со всеми сторонами жизни общества и страны.
Классный руководитель: А какие преимущества у патриотов по сравнению с не патриотами?
Обсудить в группах
Возможные ответы учащихся:
Патриоты ощущают тесную связь с народом, своей страной, что создаёт основу для личного счастья.
Патриотизм придает силы от осознания незримой связи поколений.
Патриотизм дает радость от осознания достоинств и успехов своей страны.
Патриотизм дает осознание ответственности за семью, народ и Родину.
Патриотизм дает уверенность за счет чувства сопричастности к судьбе страны.
Патриотизм даёт свободу действовать во благо своей стране.
Патриотизм дает уважение к истории, традициям и культуре страны.
Классный руководитель: Так важен ли патриотизм в современной жизни?
(конечно, ведь быть патриотом – значит быть человеком!)
Классный руководитель: давайте вернёмся к нашим записям в начале мероприятия. Вы давали определение патриотизма, основываясь на своих представлениях о нем. Изменились ли ваши представления о патриотизме?
(рефлексивные ответы)
Классный руководитель: Каждый из нас способен любить и ценить дом, в котором живёт, место, в котором учится, город, в котором родился и растёт, страну, которой хочется гордиться! А нашей Россией действительно нужно гордиться! Любить ее, быть преданным ее интересам, готовым к подвигам во имя Родины. И очень хочется, чтобы те красивые и правильные слова, которые вы сегодня произносили, не остались только словами! Чтобы и вами могли гордиться ваши родители, учителя, никольчане. Чтобы с гордостью можно было сказать: « Да, это наш патриот!» Как вы думаете, эта тема может вызвать интерес у ваших сверстников? У школьников
(конечно)
Классный руководитель: Можете ли вы поделиться сегодняшними открытиями с жителями нашей школьной страны?
(мы можем провести классные часы по темам )
Я очень рада, что сегодняшнее событие отозвалось в ваших сердцах. Расскажите об этом вашим родным, знакомым. Пусть будет больше патриотов в нашей стране!