Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Пед. технологии как условие эффективности инновационной деятельности УДОД | Попова Анна Вячеславовна. Работа №329641

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Современные педагогические технологии являются одним из необходимых условий эффективности инновационной деятельности учреждения дополнительного образования детей. Сегодня можно отметить достаточно пристальное внимание и теоретиков, и практиков в области педагогики к такому явлению, как педагогические технологии. Свои определения этому термину предлагали разные исследователи, среди которых Мурат Чошанов, Борис Лихачёв, Игорь Волков, Вадим Монахов, Михаил Кларин, Михаил Олешков и другие. Если выделить из них главное, то получится, что педагогическая технология - это научно обоснованная система, которая определяет выбор целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Также это описание образовательного процесса, который гарантированно приведёт к достижению заданных результатов.

Педагогические технологии как условие эффективности инновационной деятельности учреждения дополнительного образования детей

 

Попова Анна Вячеславовна,

педагог дополнительного образования

МАУДО «ЦЭВД»

г. Златоуст 

 

Современные педагогические технологии являются одним из необходимых условий эффективности инновационной деятельности учреждения дополнительного образования детей. Сегодня можно отметить достаточно пристальное внимание и теоретиков, и практиков в области педагогики к такому явлению, как педагогические технологии. Свои определения этому термину предлагали разные исследователи, среди которых Мурат Чошанов, Борис Лихачёв, Игорь Волков, Вадим Монахов, Михаил Кларин, Михаил Олешков и другие. Если выделить из них главное, то получится, что педагогическая технология - это научно обоснованная система, которая определяет выбор целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Также это описание образовательного процесса, который гарантированно приведёт к достижению заданных результатов.

Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жёсткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно ориентированных технологий в практику их деятельности.

Педагогические технологии на основе личностно ориентированного подхода:

- личностно ориентированное обучение (Якиманская И.С.);

- технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

- коллективный способ обучения;

- технологии адаптивной системы обучения;

- педагогика сотрудничества («проникающая технология»);

- технология коллективно-творческих дел;

- технология теорий решения изобретательских задач;

- проблемное обучение;

- коммуникативная технология;

- технология программированного обучения;

- игровые технологии;

- технологии развивающего обучения.

Технология личностно ориентированного обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребёнка).

Цель технологии личностно ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребёнка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

В качестве исходного необходимо принять посыл о том, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, оно создаёт условия для включения ребёнка в естественные виды деятельности, создаёт питательную среду для его развития. Содержание, методы и приёмы технологии личностно ориентированного обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путём организации познавательной деятельности.

Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребёнка учиться, а создаёт условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения.  Ребёнок приходит сюда сам, добровольно, в своё свободное от основных занятий в школе время, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога.

Задача педагога дополнительного образования – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребёнка.

В соответствии с данной технологией для каждого обучающегося составляется индивидуальная образовательная программа, которая, в отличие от учебной, носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ребёнку, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.

В технологии личностно ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

В учреждениях дополнительного образования детей возможно применение таких вариантов дифференциации, как:

- комплектование учебных групп однородного состава;

- внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;

- профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей.

Индивидуализация обучения принципиальная характеристика дополнительного образования детей. В силу используемых организационных форм и иной природы мотивации разнообразные личностно ориентированные практики стали его родовой особенностью.

Главная цель дополнительного образования персонифицировать стандартизированную государством и обществом образовательную деятельность, придать ей личностный смысл.

Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков).

В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого обучающегося, потому что он идёт заниматься в то направление, которое ему интересно.

В соответствии с обозначенными положениями в учреждении дополнительного образования детей могут применяться несколько вариантов учёта индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся:

- комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности;

- внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению;

- профильное обучение, начальная профессиональная и допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций педагогов и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определённом виде деятельности;

- создание персонифицированных учебных программ по направлениям.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого обучающегося, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ребёнку работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении. В массовой школе индивидуальное обучение применяется ограниченно.

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Выделяют следующие разновидности групповых технологий:

- групповой опрос;

- общественный смотр знаний;

- учебная встреча;

- дискуссия;

- диспут;

- нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:

- одновременная работа со всей группой;

- работа в парах;

- групповая работа на принципах дифференциации.

Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

Обучение осуществляется путём общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучающихся самостоятельность и коммуникативность.

Групповая технология складывается из следующих элементов:

- постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;

- планирование работы в группах;

- индивидуальное выполнение задания;

- обсуждение результатов;

- сообщение о результатах;

- подведение итогов, общий вывод о достижениях.

Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов).

В основе технологии лежат организационные принципы:

- социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;

- сотрудничество детей и взрослых;

- романтизм и творчество.

Цели технологии:

- выявление, учёт, развитие творческих способностей детей и приобщение их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.);

- воспитание общественно-активной творческой личности и организация социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далёких людях в конкретных практических социальных ситуациях.

Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские (биологические, физические, лингвистические, художественные, технические и т.д.), в которых дети независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку.

Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.

Возрастные этапы технологии творчества:

- младшие школьники: игровые формы творческой деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты;

- средние школьники: творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, конструирование и т.п.); участие в массовых литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях;

- старшие школьники: выполнение творческих проектов, направленных на улучшение мира; исследовательские работы; сочинения.

Черты технологии творчества:

- свободные группы, в которых ребёнок чувствует себя раскованно;

- педагогика сотрудничества, сотворчества;

- применение методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия;

- стремление к творчеству, самовыражению, самореализации.

Технологическая цепочка группового творческого воспитательного дела (И.П. Волков, И.П. Иванов):

- подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу – занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес);

- психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.);

- коллективное планирование: можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов на вопросы (коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы: для кого? Где и когда? Как организовать? Кто участвует? Кто руководит?  Затем заслушиваются варианты ответов каждой группы и осуществляется совместный выбор лучшего варианта);

- коллективная подготовка дела: выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана;

- собственно деятельность (высокий культурный уровень); осуществление разработанного плана;

- завершение, подведение итогов (сбор, огонёк, круглый стол); ответы на вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?

- результаты коллективного дела.

  Как педагогику творчества рассматривают технологию теории решения изобретательских задач (Альтшуллер Г.С.). Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребёнку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.

Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.

Технология ТРИЗ создавалась как стратегия мышления, позволяющая делать открытия каждому хорошо подготовленному специалисту. Автор технологии исходит из того, что творческими способностями наделён каждый (изобретать могут все).

Процесс изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.

По оценке психологов, технология ТРИЗ формирует у детей такие мыслительные способности, как:

- умение анализировать, рассуждать, обосновывать;

- умение обобщать, делать выводы;

- умение оригинально и гибко мыслить;

- умение активно использовать воображение.

В работе используются индивидуальные и коллективные приёмы: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.

Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.

Ребёнок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.

Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию: педагог создаёт проблемную ситуацию, направляет обучающихся на её решение, организует поиск решения. Ребёнок ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.

Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребёнок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Технология программированного обучения предполагает усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (ЭВМ, программированного учебника и др.). Главная особенность технологии заключается в том, что весь материал подаётся в строго алгоритмичном порядке сравнительно небольшими порциями.

Несколько раз в год проводятся смотры знаний обучающихся в форме КВН, викторин, олимпиад, конкурсов, концертов, открытых занятий, что является формой оценки реализуемых образовательных программ. Такие формы работы с детьми повышают их интерес к обучению. А  педагоги имеют возможность увидеть результаты своего труда.

Технология полного усвоения позволяет достичь хороших результатов всем обучающимся, так как задаёт единый для всех детей уровень знаний, умений и навыков, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда, то есть, создаются дифференцированные условия усвоения учебного материала; успехи каждого ребёнка сравниваются с установленным эталоном; каждый обучающийся получает необходимую помощь; диагностические тесты позволяют скорректировать работу детей.

В условиях учреждения дополнительного образования сегодня существует реальная возможность отвести каждому ребёнку необходимое для усвоения учебного материала время: скомплектовать уровневые группы или организовать внутри группы работу по индивидуальным планам.

Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Различают следующие классификации педагогических игр:

- по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

- по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);

- по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);

- по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).

Основные принципы игровых технологий:

- природо – и культуросообразность;

- умение моделировать, драматизировать;

- свобода деятельности;

- эмоциональная приподнятость;

- равноправие.

Цели образования игровых технологий обширны:

- дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

- воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

- развивающие: развитие качеств и структур личности;

- социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Игровые технологии применяются педагогами в работе с обучающимися различного возраста и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.

Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:

Этап подготовки

 (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договор

ё

нность об условиях и правилах, консультации).

Этап проведения

 (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).

Этап анализа

 и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).

  Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы разбудить активность детей; вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности; подвести эту деятельность к процессу творчества; опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребёнок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий – дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого обучающегося, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.

  Современные технологии, используемые в учреждении дополнительного образования детей, сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приёмы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития.

  Современная организация образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей имеет личностно ориентированную направленность, способствует полноценному развитию тех способностей, которые нужны личности и обществу, которые включают личность в социально-ценностную активность, способствуют её самоопределению, обеспечивают возможности эффективного самообразования на протяжении всей последующей жизни.

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей строится на основе реализации различных видов деятельности детей; обеспечивает свободный выбор каждому темпа и глубины освоения образовательных программ, способствует осуществлению активного взаимодействия детей разных возрастов в образовательном процессе. Личностно ориентированные технологии «запускают» внутренние механизмы развития личности.

  Исследование использования новых педагогических технологий при организации деятельности учреждения дополнительного образования детей позволяет утверждать, что они являются одним из самых мощных средств социализации личности обучающегося, поскольку способствуют развитию таких личностных новообразований, как активность, самостоятельность и коммуникативность обучающихся.

Нужно отметить, что все педагогические технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы: разбудить активность детей; вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности; подвести эту деятельность к процессу творчества; опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

  Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определённый метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определённом этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.

  Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть, основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические умения.

Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь применять методы и приёмы обучения, используемые в данной технологии; проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии; научить детей новым методам работы; оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.

 

Использованная литература:

Буйлова

Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. - М., 2002.

Источники интернет-ресурсов:

https

://

www

.

art

-

talant

.

org

/

publikacii

/24965-

sovremennye

-

pedagogicheskie

-

tehnologii

-

v

-

dopolnitelynom

-

obrazovanii

-

detey

https://infourok.ru/ponyatie-pedagogicheskoj-tehnologii-v-rabotah-otechestvennyh-issledovatelej-5035569.html?ysclid=lrsw50iamd646591525

https://ped-kopilka.ru/blogs/blog63261/sovremenye-pedagogicheskie-tehnologi-33007.html?ysclid=lrvjfdytyx347956532

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×